Аналитика власти имеет своей составной частью то, что можно назвать «полем экспертной и интеллектуальной деятельности». Поле экспертной деятельности, в освою очередь находится в интенсивном взаимодействии со средствами массовой информации или, лучше сказать, охватывается ими. Это в частности означает, что затруднительно охарактеризовать производителей интеллектуальных публичных благ и сами эти блага, не рассматривая вопроса о том, каким образом и в какой степени форма продукции (или ее «формат») определяет ее контент, то есть в конечном счете — исходные термины и выводы аналитики. Следуя Маршаллу Маклюэну, мы можем «смело» утверждать, что медиумы (полисипейпер, журнальные статьи, политические программы и пр.) содержат то, чем являются, однако речь сегодня не об этом.

23 февраля 2003 в сеть был выложен первый выпуск электронного журнала (как он тогда самоопределялся) «Наше мнение», и 10-летие данного проекта — прекрасный повод сказать несколько слов о белорусской экспертной и интеллектуальной сцене.

Вообще говоря, масс-медиа играют двойственную роль в жизни экспертных сообществ. С одной стороны СМИ являются стабильным заказчиком экспертной продукции, в частности это касается такого значимого для публичной политики сегмента, как производство экспертных мнений. С другой стороны, это заказ остро специфичен и производен от природы СМИ, для которых принципиальными факторами существования являются рейтинг (говоря современным языком, трафик), «жанр» в понимании МакКуэйла и сенсационная новизна в понимании Лумана и Бурдье.

Группа белорусских интеллектуалов, которые стояли у истоков «НМ», пытались ограничить коррумпирующее воздействие этих факторов. Некоторых из них с нами уже нет — Сергея Паньковского (основатель проекта), Светланы Наумовой, Ирины Бугровой — и потому они всегда будут рядом. Другие, подобно Александру Федуте, здравствуют, активно присутствуют в публичном пространстве и, быть может, по этой самой причине являются, к сожалению, редкими гостями на «Нашем мнении». Как бы там ни было, исходные принципы, заложенные в основание соглашения по проекту, остаются путеводными и сегодня, десять лет спустя.

Специально следует сказать о длительности. Это очень важный аспект экспертной/интеллектуальной деятельности (в отличие, например, от журналистики, где плохая память является исключительно важным условием хорошей новости), причем вовсе не в силу излюбленного для белорусского массового сознания принципа «last man standing». Да, конечно, очень важно оставаться на ногах до конца пьесы, выживать, самосохраняться и всякое такое. Между тем определенная длительность, регулярность (непрерывность) и публичность исследовательской и аналитической работы — необходимое условие обоснованных или относительно обоснованных суждений. Именно на базе регулярно публикуемых данных эксперты, журналисты и политики могут судить о динамике социально-политических и экономических изменений, высказывать оценки, строить прогнозы, формировать стратегии. И, наконец, если осуществить мониторинг публикаций «НМ» за прошедшие десять лет, то можно утверждать, что эти изменения все же были.

Итак, длительность и непрерывность функционирования экспертных площадок наподобие «Нашего мнения» способствует расширению аналитических горизонтов, увеличивает опыт. А этот опыт, в свой черед, сигнализирует об изменениях не только внешнего типа, но и об изменениях внутренних. Во-первых, поле экспертной деятельности обогатилось новыми действующими лицами, а следовательно, новыми идеями и новым опытом. Что само по себе замечательно. И потому юбилей «НМ», как мы полагаем, — значимое событие не только для «линейных» авторов, которые, подобно, Андрею Федорову или Константину Скуратовичу, поддерживают и сопровождают проект на протяжении всей истории его существования, но и для Андрея Поротникова или Андрея Елисеева, которые стали пополнять базу экспертных мнений относительно недавно.

Во-вторых, в течение описываемого периода появились новые коллективные агенты экспертного поля, например, Белорусский институт стратегических исследований (в создание которого «НМ» сделало свои посильные инвестиции), институт «Политическая сфера», BEROC, интернет-журнал «Новая Европа» и др., — свидетельства увеличивающейся дифференциации, усложнения поля. Поскольку независимым исследованиям, то есть исследованиям, свободным от задачи оправдания и обоснования существующего положения дел, приблизительно столько же лет, сколько и белорусской независимости — т. е. они сравнительно молоды, то, можно предположить — и хотелось бы это предположить — что через 20 лет мы получим значительно более развитую, подготовленную и компетентную систему аналитических и исследовательских центров. Способную более эффективно распоряжаться ресурсами и более интенсивно производить общественные блага.

И, может быть, способствовать более существенным общественно-политическим сдвигам.