? Премьер-министр Михаил Мясниковичдопускает введение в Беларуси налога с неработающих граждан. Каковы вероятные последствия в случае принятия такой меры?

Алексей Медвецкий. Есть подозрение, что премьер Мясникович преследует иную цель и пытается заставить наиболее пугливых граждан выйти из экономической тени и принять участие в наполнении государственного бюджета. Все-таки, речь идет о 445 тысячах трудоспособных, но неработающих граждан — потенциальных налогоплательщиках. С другой стороны, включение в такую сомнительную игру премьер-министра говорит явном о кризисе идей в белорусском правительстве.

Если учесть, что всего в белорусской экономике сегодня официально занято 4,5 млн человек, то в случае полного успеха этой операции премьер-министр сможет отчитаться об увеличении занятости на почти 10%. Это был бы очень хороший результат, особенно на фоне очередного провала правительства Мясниковича по достижению целевых параметров экономического развития. Например, производительность труда в текущем году по прогнозу должна составить в годовом выражении 9,3%, а по факту за январь–апрель — 3,5%; прогнозный рост ВВП на 2013 год — 8,5%, а по факту за январь–май — 1,1%. Ситуация явно безвыходная, и курьезное заявление премьер-министра — тому подтверждение.

Другими словами, Михаил Мясникович на самом деле предлагает не ввести новый налог, а наоборот — вывести незанятых «теневиков» на свет налогообложения. Похожим образом в прошлом году действовал его заместитель Анатолий Тозик, который предлагал ввести обязательное и поголовное декларирование доходов. Примечательно, что тогда вице-премьер называл меньшую цифру — «около 400 тысяч человек». Так или иначе, но с тех пор никаких дисциплинарных мер принято не было. Более того, вице-премьер Тозик даже получил выговор от президента Лукашенко за то, что зря будоражит людей (видимо, имелось в виду другая инициатива Тозика о введении платы за посещение врача, но не суть важно).

Наконец, недавно в очень похожем стиле — и гораздо успешнее своих коллег — действовал министр жилищно-коммунального хозяйства Андрей Шорец, который предложил обязать собственников неприватизированных квартир выкупать свое жилье или платить государству аренду. Соответствующего указа об этом все еще нет, зато очереди на приватизацию жилья выросли в разы, а государство уже получает деньги за приватизацию советского жилфонда.

Если же принять слова премьер-министра всерьез, то просматривается несколько сценариев развития ситуации. Во-первых, правительству придется как-то решить логическую проблему налогообложения людей, которые официально не имеют никаких доходов. Во-вторых, вероятен рост очень важного идеологического показателя белорусской экономической модели — регистрируемой безработицы (сегодня она составляет 23,9 тыс. человек или 0,5% от экономически активного населения). При этом, массовая регистрация «теневиков» на бирже труда сомнительна, поскольку выгоды от такой регистрации минимальны.

Наконец, следует ожидать, что выход граждан из экономической тени неизбежно приведет к снижению их уровня жизни, что только увеличит в стране число людей с низким уровнем доходов. Напомню, что вопреки бравурным заявлениям о достигнутой в Беларуси средней зарплате в 500 долларов, две трети (!) белорусских домохозяйств живет на доходы от 1 до 3 млн рублей. Вероятно, что авторам проекта «налога на иждивенцев» следует более внимательно просчитать социально-политические риски такой инициативы, особенно с поправкой на продолжающийся в республике спад производства.

Наконец, если налог действительно будет введен, то это будет означать триумфальную победу либерально-монетарных методов управления над остатками белорусского социального государства. В таком случае можно будет уже не таясь принимать меры вроде следующих:

1. Налог на бездетность (для повышения рождаемости),

2. Налог для холостяков-незамужних (обязательно возрастет число браков),

3. Налог на разведенку (снижаем количество разводов),

4. Налог на болезнь (болеть сразу станет невыгодно),

5. Наконец, штраф за неявку на избирательный участок (получаем стабильно высокую явку и неизменно мажоритарную систему).