Иностранные инвестиции: рост неопределённости

Мария Акулова

Резюме

В 2020 году сектор ИТ продолжил демонстрировать устойчивое развитие, тем самым формируя инвестиционный спрос на свои проекты/продукты. Одновременно с этим внутриполитический кризис внёс существенные коррективы в вопрос инвестиционной привлекательности Беларуси по сравнению со странами региона. Без его разрешения весьма вероятны заморозка любых инвестиционных планов, переход конкурентных бизнесов под иностранную юрисдикцию, а также сокращение доступных для Беларуси рынков капитала.

Тенденции:

В 2020 году объём иностранных инвестиций, привлечённых Беларусью, суммарно составил USD 2.95 млрд, что выше результатов 2019 года (USD 2.4 млрд). При этом приток внешнего капитала во многом произошёл за счёт операций с портфельными инвестициями, чистое заимствование по которым составило USD 1.38 млрд.

Сохранились негативные тренды, наблюдаемые в 2019, связанные с ростом долговой нагрузки на ВВП. Внешний госдолг за год вырос ориентировочно на 8.1% и на 1 января 2021 года составил 30.9% от ВВП, или USD 18.6 млрд. Тогда как годом ранее он составлял приблизительно USD 17.2 млрд, или 26.6% от ВВП. Валовой внешний долг вырос на 6.4%: если в начале 2020 года он равнялся USD 40.7 млрд, то по состоянию на 1 января 2021 года его размер увеличился до USD 42.2 млрд.

Прямые иностранные инвестиции, рынок M&A и венчурного финансирования

В 2020 году планировалось привлечь прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на сумму USD 1.7 млрд.1 Фактические данные свидетельствуют о недовыполнении поставленных задач. В прошедшем году объём привлечённых ПИИ составил USD 1.39 млрд,2 что выше (109.3%), чем в 2019 году, когда объём привлечения составил USD 1.27 млрд.

Если рассматривать структуру привлечённых средств, то можно отметить несколько важных моментов. Порядка 72% от всего объёма ПИИ составила реинвестированная прибыль беларусских предприятий, тогда как в 2019 году её доля достигала лишь 49%. Иностранные инвестиции в форме акционерного капитала составили USD 290.5 млн (20.9%),что более чем в полтора раза ниже по сравнению с 2019 годом (USD 440 млн). Оставшаяся доля (7%) пришлась на операции с долговыми инструментами.

Таким образом, в 2020 году наблюдался существенный спад интереса со стороны потенциальных инвесторов по сравнению с предыдущим годом.

Наиболее привлекательные отрасли в разрезе притока ПИИ – это промышленный сектор (39.0%), торговля (15.6%), финансовый сектор (13.5%), а также информация и связь (9.1%). Одновременно с этим следует отметить, что сектор ИКТ в течение последних нескольких лет демонстрировал стабильный инвестиционный интерес, выраженный в постоянном росте числа сделок и объёмов привлечённого финансирования. В 2019 году на него пришлось около 33% объёма всего рынка M&A.3 Однако в 2020 году произошло 20%-е сокращение притока ПИИ в сектор по сравнению с 2019 годом, что может объясняться как следствием мирового экономического кризиса, вызванного COVID-19, так и внутренним политическим кризисом.

В прошлом году можно отметить ряд сделок с участием государственной собственности. Весной 2020 кипрская компания Beristore Holdings Limited, принадлежащая российскому бизнесмену Саиду Гуцериеву, выкупила 98.83% акций «Паритетбанка». Сумма сделки не называется, однако ранее власти готовы были расстаться с банком за USD 50 млн.

Летом Брестский облисполком продал 89.7% акций компании «Брестское пиво» болгарской компании «Мультитрейд групп». Сумма сделки составила около USD 2.5 млн. Покупатель обязан направить как минимум BYN 25 млн на модернизацию производства.

Осенью между польским производителем плодовоовощных консервов Rolnik и Брестским облисполкомом подписано соглашение о покупке за BYN 9.3 млн Горынского агрокомбината, также специализирующегося на производстве овощных и фруктовых консервов.

Среди частных M&A сделок можно отметить осуществление компанией «Место встреч» крупнейшей покупки на рынке недвижимости путём приобретения 100% ТЦ ZARKO в Гомеле (ОДО «Гурман Плюс») за USD 3.77 млн. Весной произошла смена собственника компании «Белгипс». Российская компания «Волма», владеющая 50% долей, осуществила их продажу группе немецких компаний DEG. Контроль над мобильным оператором Life перешёл к Фонду благосостояния Турции (TVF) благодаря выкупу последним 26.2% акций мобильного оператора Turkcell.

В финансовом секторе весной заключено закрытое соглашение о приобретении ЗАО «Страховая компания ЭРГО» болгарской страховой компанией Euroins Insurance Group AD.

Необходимо также отметить ряд соглашений, заключённых фондом прямых инвестиций «Зубр Капитал». В феврале компания приобрела миноритарный пакет компании Myfin group, IT-платформы банковских продуктов. Сумма сделки находится в промежутке USD 5–10 млн, стандартном для фонда. Летом компания включила в свой портфель классифайд недвижимости Realt.by.

Среди исходящих покупок наиболее крупной является приобретение Александром Мошенским 50% украинской энергетической компании «Экотехник – Великая Добронь», которая специализируется на производстве электроэнергии из возобновляемых источников. Сумма сделки не разглашается.

В блоке greenfield инвестиций достигнуто соглашение между канадским инвестором SOCALCO SARL и Национальным агентством инвестиций и приватизации (НАИП) о регистрации ООО «Белмэтч» в СЭЗ «Витебск», которое будет заниматься производством спичечной соломки. Ориентировочный объём инвестирования составит USD 4 млн.

Отдельно необходимо выделить сделки в секторе ИТ, который на протяжении последних лет не только динамично развивался, но и являлся одним из ключевых источников роста экономики и притока валюты в страну. В 2020 году экспорт резидентов Парка высоких технологий (ПВТ) превысил USD 2.7 млрд, а вклад в ВВП – 4%. В целом сектор ИКТ уже в 2019 году обеспечивал порядка 6.2% ВВП, и власти нацелились довести вклад ИКТ в ВВП до 7.5% в 2025 году.

В декабре израильский холдинг Moon Active приобрёл разработчика мобильных игр Melsoft Games. Сумма сделки не разглашается, но ориентировочно она могла составить порядка USD 0.5 млрд. Фонд MGVC, являющийся инвестиционным подразделением компании MY.GAMES, стал миноритарным совладельцем двух беларусских мобильных студий Appyfurious и Purple Games с опционом на контроль. ИТ дистрибьютор ASBIS Enterprises приобрел 40%-ю долю беларусского стартапа Clevetura LLC, занимающегося разработкой интуитивной клавиатуры, за USD 584 тыс. Австралийская компания Aristocrat Digital выкупила часть беларусской игровой студии Neskin Games, однако детали сделки остались закрыты.

В 2020 году суммарный объём венчурного финансирования составил USD 36 млн, что на 21.8% меньше, чем в 2019 году (USD 45.6 млн).4 При этом 85% финансирования привлечено проектами, связанными с разработкой программного обеспечения (ПО), тогда как в 2019 году рынок был более диверсифицированным: в топ-3, помимо ПО, вошли также медиа и здравоохранение.

Самой крупной сделкой, заключённой в прошедшем году, явилось привлечение USD 30 млн компанией PandaDoc, специализирующейся на разработке ПО для автоматизации документооборота. Средства пойдут на развитие в сегменте электронных подписей. Основные инвесторы этого раунда: One Peak Partners, Rembrandt Venture Partners, Savano Capital Partners, Microsoft.

Стартап Vochi, разрабатывающий приложение для обработки видео, привлёк seed инвестиции от украинского фонда Genesis Investments на сумму USD 1.5 млн. Медиа-стартап Stringershub, представляющий собой платформу для журналистов, в ходе посевного раунды привлёк USD 500 тыс. от Angels Band и фонда Insta Ventures. Ещё один стартап Blinger.io, оптимизирующий поддержку бизнес-клиентов крупных компаний через мессенджеры, привлёк USD 330 тыс. от стартап-студии Admotad Invest на развитие продукта и выход на международные рынки.

Стартап Mobiwise, занимающийся продвижением образовательного контента, привлёк USD 200 тыс. от бизнес-ангелов Angels Band опять же для выхода на внешние рынки. Образовательный стартап EduDo, представляющий собой платформу с короткими образовательными видео, на pre-seed этапе смог привлечь USD 170 тыс. от инвестиционного клуба investclub.vc на непосредственный выпуск продукта на рынок.

Наконец, медицинский продукт 103.by компании ARTOX привлёк USD 3 млн от беларусского банка «БелВЭБ» на развитие функционала мобильного приложения. Уникальность сделки для беларусского банковского сектора заключается в том, что обеспечением по сделке явились имущественные права на товарные знаки, а не вхождение в капитал компании.

Среди немногочисленных исходящих сделок можно выделить повторное инвестирование инвестиционной компании Bulba Ventures российско-сингапурского биотех-стартапа Gero на сумму USD 2.2 млн. Средства будут направлены на разработку AI-платформы для анализа генетических и клинических данных.

Портфельные инвестиции

В июне Беларусь разместила свои еврооблигации на общую сумму USD 1.25 млрд. Эмиссия представляет собой два транша, из которых USD 500 млн с доходностью 6.125% необходимо будет погасить в 2026 году, а USD 750 млн с доходностью 6.325% – в 2031 году. Финансовая стагнация на мировых рынках, вызванная пандемией COVID-19, а также предыдущий успешный опыт Беларуси по выплате своих обязательств в срок вызвали высокий спрос со стороны инвесторов, тем самым позволив понизить изначально планируемую доходность. Кроме этого, в 2020 году произошло размещение внутренних валютных и рублёвых государственных облигаций на сумму, эквивалентную USD 463.3 млн и BYN 300.0 млн соответственно.

Банковский сектор пытался решить проблему доступа к капиталу за счёт размещения корпоративных облигаций. Суммарно объём сделок во всех валютах составил приблизительно USD 820 млн, что на 23.4% ниже по сравнению с итогами 2019 года. Корпоративный сегмент также привлекал дополнительный капитал за счёт размещения своих бумаг. Суммарное годовое размещение составило порядка USD 131.5 млн, что на 57.3% ниже, чем в 2019 году.

Отдельно необходимо отметить дебютное размещение корпоративных облигаций на европейских площадках. Компания «Евроторг» стала первым беларусским корпоративным эмитентом, успешно выйдя на Лондонскую биржу. Осенью 2020 года компания разместила выпуск еврооблигаций в размере USD 300 млн с погашением в 2025 году со ставкой купона 9%. До этого в июне компания разместила свои облигации на Московской бирже на сумму RUB 5 млрд с погашением в 2026-м и купоном в размере 9.45%.

Другие внешние обязательства

В 2020 году объёмы прочих внешних обязательств выросли на USD 152 млн. Основным заемщиком продолжил выступать сектор госуправления. На погашение внешнего государственного долга направлено USD 1.64 млрд, из них основная часть – на погашение задолженностей перед правительством и банками Российской Федерации, банками Китая и Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР).5

Осенью Беларусь получила кредит в размере USD 500 млн от ЕФСР на программу по борьбе с пандемией, который был потрачен на предотвращение дефицита бюджета. Кроме того, в декабре заключено соглашение с российским правительством о предоставлении в 2020–2021 годах кредита на сумму USD 1 млрд, но выплачиваемого в российских рублях.

Дополнительно получен кредит от Экспортно-импортного банка Китая на сумму USD 126 млн, а также порядка USD 78 млн в рамках программ с ЕБРР, МБРР и СИБ (Северным инвестиционным банком). Поддержка со стороны ЕБРР обещала быть намного более весомой, однако политический кризис, начавшийся в августе 2020 года, вынудил европейский банк приостановить все программы поддержки госсектора Беларуси.

Как и годом ранее, переговоры с МВФ об открытии новой кредитной программы в 2020 году не велись.

Меры по привлечению внешнего финансирования и улучшению инвестиционного климата

Проект Стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций до 2025 года.6 Совет министров представил проект Стратегии по привлечению ПИИ до 2025 года, который определяет основные долгосрочные цели по улучшению инвестиционного климата и акселерации притока ПИИ, развитию инфраструктуры, использованию государственно-частного партнёрства (ГЧП), а также повышению эффективности осуществления инвестиций. Проект предполагает рост объёма ПИИ до как минимум USD 3 млрд в 2025 году, вхождение Беларуси в тор-30 стран с наилучшим бизнес-климатом в рейтинге Doing Business, вхождение в рейтинг глобальной конкурентоспособности (GCI), а также индекс привлекательности для венчурных и прямых инвестиционных фондов Ernst & Young.

Проект постановления Совета министров Республики Беларусь «О Совете по иностранным инвестициям».7 Проект Совмина предусматривает создание Совета по иностранным инвестициям (СИИ), который должен заменить ныне действующий Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), созданный в 2001 году. СИИ будет подчиняться не правительству, а президенту, что, как надеются в правительстве, позволит снизить количество бюрократических процедур и повысить гибкость, заинтересованность и эффективность в привлечении ПИИ в страну.

Заключение

Впервые за последние годы власти не закладывали какой-либо план по привлечению ПИИ. Это является прямым следствием существенного ухудшения инвестиционной привлекательности Беларуси по сравнению со странами региона, которое случилось в 2020 году.

Результаты опросов бизнеса показывают,8 что последствия пандемии COVID-19, а также внутриполитический кризис, разразившийся после президентских выборов 9 августа, крайне негативно отразились не только на имидже Беларуси, но и на экономическом положении значительной части уже функционирующих агентов (69% компаний оценили свое положение как плохое). Порядка 40% компаний связывают своё тяжёлое экономичекое положение с внутриполитическим кризисом, по мнению 50% агентов, его скорейшее урегулирование позволит достичь постепенного восстановления не ранее 2022 года.

В текущих условиях действующие бизнесы будут заинтересованы в выживании, сохранении статус-кво, а также выводе собственных средств, нежели в расширении и инвестировании в развитие. Исследование настроений в секторе ИТ, наиболее динамичном и привлекательном для инвестирования, показало, что лишь 33% стартап-компаний не планируют релокацию,9 тогда как большая часть либо задумывается, либо в процессе, либо уже перевела компанию под иностранную юрисдикцию.

Что касается иностранных инвестров, то их приходу в страну препятствуют текущая высокая политическая и экономическая неопределённость, кризис доверия, вопрос защиты прав собственности.

В 2021 году выпуск и размещение еврооблигаций также маловероятны ввиду репутационных издержек, которые сегодня несёт Беларусь вследствие внутриполитического кризиса. В таких условиях выпуск если и возможен, то по крайне высоким для Беларуси ставкам, что делает его нецелесообразным. Возобновление программ сотрудничества с международными финансовыми институтами, например с ЕБРР, также возможно лишь после стабилизации политической ситуации в стране.

Одним из источников поступления средств остаётся выпуск и размещение валютных гособлигаций на внутреннем рынке, однако ввиду экономического кризиса и снижения доходов спрос на них также будет ниже, чем в предыдущие годы.

В текущих условиях скорейший выход из внутриполитического кризиса видится первостепенной задачей, решение которой позволит ускорить восстановление экономики, а также постепенно вернуть доверие со стороны экономических агентов к действиям государства. В противном случае экономическая рецессия может иметь длительный характер и сопровождаться оттоком человеческого капитала, а также ростом экономического недоверия, что чревато прямыми рисками для финансовой стабильности и инвестиционной привлекательности Беларуси.