Belarus – Russia: Two decades of regressive integration

Anatoly Pankovski

Summary

The year 2019 saw intensified Belarusian-Russian integration. A rather large-scale attempt was made to revise the Belarus-Russia Union State Treaty. Belarus was trying to achieve special (favorable) terms of Russian supplies of energy commodities. By the end of the year, the comprehensive negotiations reached a stalemate. The increased frequency of contacts between the political and economic elites of Belarus and Russia did not help remove any points from the bilateral agenda, which lead to total uncertainty in bilateral relations in early 2020.

Trends:
Reproduction of the agenda: the goal is nothing, negotiations are everything

The extremely low effectiveness of Belarusian-Russian political and economic dialogue was crystal clear in 2019. Although the presidents and top executives held talks and consultations a huge number of times, no important agreements were reached, as in 2018. The few signed agreements cover short periods of time, which indirectly indicates that the parties did not expect to finally agree on anything.

This is true not only when it comes to the usual trade disputes, especially regarding of Russian oil and gas supplies to Belarus, but also the areas where concord seemed to be quite achievable. For instance, the abolition of roaming in the Union State, which was said to be ‘a matter of little time’ as far back as late 2018, was suddenly linked with Minsk’s consent to accept all deeper integration roadmaps. In other words, it was postponed indefinitely. In December 2019, State Secretary of the Union State Grigory Rapota said, among other things, that telecom operators were reluctant to abolish roaming as it contradicted their business interests.1

The situation with the mutual recognition of visas by Belarus and Russia is similar, although both had been working hard for years to approach an agreement. Officials say everything was ready, and “only the presidents’ signatures were needed.”2

There is an extensive list of “virtually resolved” issues and “prepared” agreements awaiting a final political decision at the highest level. However, this list has not become shorter over the past twenty years since the signing of the Union State Treaty in 1999.

Acceleration of integration: regressive mode

Updates of the agenda of Belarusian-Russian integration and concrete steps to accelerate it topped the political news and gave rise to numerous speculations in 2019. Russia initiated a legal revision (or ‘fine tuning’) of the Union State Treaty in 2018 against the backdrop of heated debates on equality for business entities of the two states regarding energy prices.

An ad hoc group was appointed in late 2018 to resolve pressing issues and step up integration processes. Announcing the results achieved by this group, all persons involved reported that the approved version of the Program of Action of the Russian Federation and the Republic of Belarus to Implement Provisions of the Treaty on the Establishment of the Union State of December 8, 1999 (the name of the ad hoc group’s product) leaves the basic principles of the Treaty unchanged. This particularly concerns the parity in making decisions.3 The Constitutions, sensitive political matters and all points directly connected with the sovereignty of the countries were taken out of the picture. Belarusian Prime Minister Sergei Rumas described the cornerstone of the Program as “two countries – one market”,4 which means that uniform rules are applied to economic agents, whereas the governments abide by their own rules.

The work on integration continued throughout the year with some interim success. On September 6, Sergei Rumas and his Russian counterpart Dmitry Medvedev initialed an updated integration program, a framework plan for the progressive implementation of the roadmaps. This symbolic success was, in fact, the last, despite the growing number of bilateral consultations in the last quarter of the year. There was a probability that some important integration documents would be signed at least in the most general form and presented to the public before December 8, 2019, the 20th anniversary of the Union State Treaty. But after a regular round of bargaining over the energy supply terms and some other cooperation matters, which took place in December, it became clear that the most important negotiations on the harmonization of the roadmaps were postponed.

It is significant that the talks on accelerated integration were nontransparent to the uttermost. Even the regulatory legal acts that sanctioned the talks on the text of the Treaty were not available in the public domain.5 Since only snippets of information on the subject of the negotiations could be obtained, the final package of agreements remains a sealed book. Those involved in their development spoke about 28 or 30 integration roadmaps. During the December series of talks, information surfaced that Belarus was presumably suggested signing the 31st roadmap that prescribed the establishment of several joint supranational bodies, including tax and customs agencies, a single court, chamber of accounts and ministry of defense, a single currency, etc.6

Also, there are questions about the international legal status of such integration roadmaps that were not expressly named in the Union State Treaty. Despite public inquiries, Belarusian state bodies (the Ministry of Economy in particular) still have not given a clear answer about the status of the initialed action program and the roadmaps.7

Energy: beyond the action plan

The talks on Russia’s oil and gas supplies to Belarus have usually remained outside integration processes, being a sole prerogative of the top leadership of the countries and supplying companies, although, theoretically, supply agreements could be reached and executed by agencies of the Union State or the Eurasian Economic Union (EEU, previously EurAsEC), and Russia often uses supplies as leverage to pressurize its ally.

“Cheap energy in exchange for integration” is a possible formula for a compromise. However, many years of bickering have not produced any significant results, and the problem of energy contracts is an area of opportunistic and voluntaristic decisions. No one can say exactly how deep Belarusian-Russian integration should be at the current energy prices, or what the price should be at this depth.

In 2019, Belarus received oil under previously signed yearly contracts. Numerous (and ineffective) negotiations mainly focused on compensation for Belarus’ losses incurred due to the tax maneuver in the Russian oil sector, which has been carried out since 2015. Table 1 shows that at the end of the year, Belarus’ oil margin was the lowest in the past 10 years, and Belarus was a petroleum state for only five years. Formally, the Russian government is responsible for this, given its fiscal manipulation, i. e. taxing the entire volume of produced oil instead of only exported crude.8

Period Average price of Russian oil, USD per ton Ratio of oil prices for Belarus and for countries outside the CIS, % Belarus’ total import of Russian oil
for Belarus for countries outside the CIS in physical terms, million tons in monetary terms, USD million
2008 442.3 696.3 63.5 21.461 9,492.0
2009 328.5 420.1 78.2 21.509 7,065.0
2010 434.4 557.3 78.0 12.962 5,630.9
2011 410.2 784.5 52.3 18.148 7,444.3
2012 392.9 801.6 49.0 21.338 8,384.4
2013 394.7 781.0 50.5 21.261 8,392.1
2014 339.0 730.5 46.4 22.508 7,629.3
2015 247.3 378.9 65.3 22.919 5,668.2
2016 218.7 294.8 74.2 18.098 3,958.2
2017 294.3 375.3 78.4 18.065 5,317.0
2018 373.9 505.3 74.0 18.248 6,822.7
2019 365.6 460.7 79.4 17.998 6,580.8
Table 1. Dynamics of Russian crude oil supplies to Belarus, 2008–2019
Source: BusinessForecast.by based on data of the National Statistics Committee of Belarus and the Federal State Statistics Service of Russia

The descending curve of the share of Belarusian transit in the export of Russian oil is even a more significant factor in bilateral relations in the energy segment. Russia is working on the routes for delivering oil to customers that bypass Belarus, and, accordingly, is losing interest in the Druzhba pipeline.

The incident with contaminated oil in the Belarusian pipeline (the largest one in the history of Soviet and Russian oil supplies to Europe) was an outstanding marker of the state of affairs in this area. The substandard oil ‘selectively’ damaged Druzhba, but not the new BTS-2, which starts from the same Unecha (Vysokoye) point as the Belarusian pipeline. This circumstance once again actualized the question about the importance of the Druzhba pipeline to Russia’s oil transit.

Over the past two decades, Belarus’ share in Russia’s oil export has more than halved to 15.7% in 2019 from 38% in 2000-2001.9 In these circumstances, Belarus can hardly claim the status of a petroleum state even in exchange for deeper integration. As of early April 2020, Belarus did not have a single contract with the largest Russian oil companies, and only procures small volumes from minor traders.

The situation was somewhat better with natural gas supplies to Belarus. It became obvious in the autumn of 2019 that the commissioning of the Nord Stream 2 gas pipeline was postponed to at least the second half of 2020, among other things, because of the American sanctions. Gas prices in Europe fell considerably by December. Ukraine grabbed the opportunity and entered into a relatively lucrative 5-year contract with Gazprom. Belarus’ bargaining position in talks with Gazprom is generally not worse, as the country is the second largest transiter of gas to the EU after Ukraine and the second largest market for Russian gas in Europe after Germany (Table 2).

Period Average price of Russian gas, USD per 1,000 m3 Ratio of gas prices for Belarus and all states, % Belarus’ total import of Russian gas
for Belarus for all states in physical terms, billion m3 in monetary terms, USD million
2008 42.0 353.7 11.9 21.000 2,675.5
2009 50.0 249.3 20.1 18.000 2,601.2
2010 187.6 268.5 69.9 21.570 4,046.0
2011 265.5 338.9 78.3 19.998 5,308.7
2012 168.4 348.3 48.3 20.252 3,410.8
2013 165.7 335.9 49.3 20.260 3,358.1
2014 170.1 313.8 54.2 20.052 3,411.0
2015 144.5 225.3 64.1 18.790 2,714.8
2016 136.6 157.0 87.1 18.640 2,546.9
2017 146.2 181.5 80.6 19.014 2,779.2
2018 132.4 222.8 59.4 20.330 2,690.8
2019 130.2 189.3 68.8 20.261 2,637.5
Table 2. Dynamics of Russian natural gas supplies to Belarus, 2008–2019.
Source: BusinessForecast.by based on data of the National Statistics Committee of Belarus and the Federal State Statistics Service of Russia

The parties traditionally were bearish, being a pain in the neck for each other as they have been doing for quite a while as ‘good allies’, failing to enter into a supply contract before the end of the year. In the dying hours of 2019, Gazprom head Alexei Miller and Belarusian Ambassador to Russia Vladimir Semashko signed a protocol on gas prices for Belarus for the first two months of 2020. The price remained at USD 127 per 1,000 cubic meters. Amendments to gas transit and supply contracts extended them until 2021.

Trade

In 2019, Belarusian-Russian trade turnover decreased by just 0.2% year on year in value terms. Belarus reported a trade deficit of USD 8.414 billion, which can be considered an improvement compared with 2018. Belarus’ exports to Russia grew by 4.5%, while imports reduced by 2.8%, mainly because of a decrease in oil purchases (Table 3).

  2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 % against 2018
Trade turnover 39,742 37,371 27,533 26,114 32,424 35,561 35,552 99.8
Exports 16,837 15,181 10,398 10,948 12,898 12,986 13,569 104.5
Imports 22,904 22,190 17,143 15,306 19,599 22,619 21,982 97.2
Deficit 6,067 7,009 6,745 4,558 6,701 9,633 8,414  
Table 3. Dynamics of Belarus-Russia trade in commodities in 2013–2019, USD million10

It is significant that over the past ten years, Belarus increased food supplies to Russia, whereas the proportion of products of Belarusian industrial giants is in decline. According to the Embassy of Belarus in Russia, in 2019, Belarus mainly exported:

Belarus mainly imported from Russia:

As in 2018, Russia accounted for 49.2% of Belarus’ exports. In accordance with resolution No.18 of the Council of Ministers of Belarus of January 12, 2017, the export diversification target for 2019 was as follows: EEU – 36.6%, EU – 31.8%, other countries – 31.6%. The goal is to reduce Belarus’ dependence on external factors and approach new markets.

In fact, the even distribution of trade flows in 2019 was a spectacular failure. Without economic reforms, Russia remains a single-alternative trading partner of Belarus.

Conclusion

The allies entered the year 2020 in a state of actual (albeit silent) oil war. The possibility of large energy contracts, which are the most important motive and, at the same time, a stumbling block for integration, does not look very encouraging for Belarus. Compromise oil supply agreements, which would not entirely satisfy the parties, are possible as the presidential election in Belarus approaches.

It is likely that the debates about the integration roadmaps will resume at this point. Alongside the oil supply uncertainty, the economic recession will grow worse in 2020, and Alexander Lukashenko will have to once again resort to integration bargaining, blatantly ignoring the interests of the only beneficiaries of integration, the full-fledged members of the world community–the peoples of Belarus and Russia.

It is highly improbable that the declared revision of the Union Treaty will result in major changes in the Treaty itself and in Belarusian-Russian relations. It is possible, however, that some roadmaps may be adopted as early as 2020 in the form of intergovernmental agreements without subsequent ratification or distinct obligations to put them in practice.

Беларусь – Россия: двадцать лет регрессивной интеграции

Анатолий Паньковский

Резюме

2019 год прошёл под знаком интенсификации российско-беларусской интеграции. Предпринята довольно масштабная попытка ревизии Договора о создании Союзного государства России и Беларуси при сопутствующих усилиях беларусской стороны добиться специальных (более выгодных) условий поставок энергоносителей в страну. К концу года комплексный переговорный процесс достиг состояния обоюдного субъективного цугцванга. Повышенная плотность контактов между политическими и хозяйственными элитами Беларуси и России не привела даже к частичной разгрузке двусторонней повестки, в результате чего в начале 2020 года в отношениях между странами царила полная неопределённость.

Тенденции:
Воспроизводство повестки: цель – ничто, переговоры – всё

В 2019 году характерной особенностью российско-беларусских отношений можно считать крайне низкую результативность политического и «большого» хозяйственного взаимодействия. Несмотря на исключительно большое число встреч высшего руководства, межведомственных встреч и консультаций на протяжении года, никаких заметных соглашений – как и в 2018 году – не было достигнуто. Немногочисленные заключённые конвенции носят временный характер и косвенно свидетельствуют о том, что стороны решительно не рассчитывают договориться.

Всё это касается не только традиционно конфликтной сферы торговых сношений, особенно в части поставок российских энергоносителей в Беларусь, но и тех сфер, где положительные решения, казалось бы, вполне достижимы. Так, «почти уже» решённый в конце 2018 года вопрос отмены роуминга в Союзном государстве России и Беларуси (СГ) был поставлен в зависимость от того, согласится ли Минск принять все карты углубленной интеграции пакетным решением. То есть вопрос отложен на неопределённый срок. В декабре 2019 года госсекретарь СГ Григорий Рапота заявил между прочим, что на пути решения проблемы роуминга на пространстве двух государств встали бизнес-интересы операторов сотовой связи.1

Сходным образом обстоят дела с соглашением по взаимному признанию виз между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, изнурительная работа над которым велась на протяжении нескольких лет. По заявлениям официальных лиц это соглашение уже готово, «остаётся только поставить завершающие точки на уровне глав государств».2

Между тем имеется обширный перечень «практически решённых» вопросов и «уже готовых» соглашений, дожидающийся окончательного политического решения на высшем уровне. За двадцать лет с момента подписания Договора о создании Союзного государства 1999 года этот перечень не сократился.

Ускорение интеграции: регрессивный режим

На протяжении всего 2019 года обновление повестки российско-беларусской интеграции и «конкретные» шаги по её ускорению являлись наиболее обсуждаемыми сюжетами двусторонних отношений, а равным образом – предметами многочисленных информационных спекуляций. В 2018 году правовую ревизию (или доводку) Договора о создании Союзного государства инициировала российская сторона на фоне очередного обострения дискуссии о «равных условиях хозяйствования» в части цен на энергоносители.

Рабочая группа по урегулированию проблемных вопросов и развитию интеграции была сформирована уже в конце 2018 года. Анонсируя результаты деятельности этой группы, все так или иначе причастные к процессу лица повторяли, что согласуемая версия Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года (так поименован этапный продукт производства рабочей группы) оставляет неприкосновенными базовые принципы Договора. В частности, это касается паритетного для стран-участниц принципа принятии решений.3 Кроме того, за скобки выносятся вопросы конституционного строительства, остро политические вопросы и все иные вопросы, прямо затрагивающие суверенитет стран-участниц. «Две страны – один рынок», – так охарактеризовал принцип, на котором зиждется Программа, беларусский премьер Сергей Румас.4 В соответствии с этим принципом для экономических агентов создаются единые правила, в то время как правительства живут по своим собственным нормам.

Работа по интеграционному строительству продолжалась на протяжении всего года с успешным промежуточным результатом: 6 сентября Сергей Румас и его российский коллега Дмитрий Медведев парафировали обновлённую Программу интеграции двух стран, которая представляет собой рамочный план поступательной реализации «дорожных карт». На этом символическом эпизоде процесс, собственно, и застопорился, несмотря на нараставшее количество двусторонних консультаций в последней четверти года. Имелась вероятность, что к 8 декабря 2019 года, к 20-летнему юбилею Договора о создании Союзного государства, какие-нибудь важные интеграционные документы будут подписаны хотя бы в самом общем виде и представлены публике. Но после очередной декабрьской сессии торгов по условиям поставок энергоносителей в Беларусь и другим вопросам двустороннего взаимодействия стало понятно, что основные переговоры по гармонизации «дорожных карт» переносятся на будущее.

Важно отметить, что сам переговорный процесс по ускорению интеграции шёл максимально непрозрачно – вплоть до невозможности найти нормативные правовые акты, санкционирующие проведение переговоров по тексту международного договора.5 В силу обрывочных сведений о самом предмете переговоров непонятно, что в конечном счёте должен представлять собой финальный пакет договоренностей. На протяжении года речь велась то ли о 28, то ли о 30 «дорожных картах» интеграции. В ходе декабрьской серии торгов всплыла информация о том, что беларусской стороне якобы было предложено принять 31-ю «дорожную карту». Она предписывала создание серии наднациональных органов, включая единую налоговую и таможенную систему, единую валюту, единый суд, счётную палату, общее оборонное ведомство и т. д.6

Наконец, имеются вопросы касательно международно-правового статуса таких «интеграционных документов», как дорожные карты, прямо не поименованных в Договоре о создании Союзного государства. В ответ на запросы общественности государственные органы Беларуси (в частности Минэкономики) не в состоянии дать чёткий ответ о международно-правовом статусе парафированной Программы действий и дорожных карт.7

Энергоносители: по ту сторону «Программы действий»

Взаимодействие России и Беларуси по линии поставок нефти и газа традиционно реализуется за скобками интеграционных процессов и отдано на откуп высшему руководству стран и энергетическим компаниям. Соответствующие договоренности, которых теоретически можно было достичь и имплементировать по линии Союзного государства, ЕАЭС или – ранее – по линии Таможенного союза ЕврАзЭС, де-факто заключаются в «ручном» режиме и зачастую используются Россией в качестве основного рычага давления на союзника.

«Дешёвые энергоносители в обмен на интеграцию» – такова возможная формула компромисса, однако многолетние препирательства сторон по этому поводу не привели ни к каким значимым результатам. Поэтому проблема энергетических контрактов – это область конъюнктурных и волюнтаристских решений. В принципе никто не может сказать, какой именно глубины должна быть российско-беларусская интеграция при данном уровне цен на энергоносители и, напротив, каким должен быть уровень цен на них при такой-то степени интеграционной вовлечённости.

В 2019 году нефть в Беларусь поступала в соответствии с ранее заключёнными годовыми контрактами. Многочисленные (и нерезультативные) переговоры велись главным образом по поводу возможных компенсаций беларусской стороне «недополученных» средств в связи с проводимым в России с 2015 года налоговым манёвром. Приведённые в табл. 1 данные демонстрируют, что по итогам года нефтяная маржа Минска достигла минимального значения за более чем 10-летний период, а период существования Беларуси в качестве petroleum state не превысил пяти лет. С формальной точки зрения ответственность за такое положение дел несёт упомянутая фискальная манипуляция правительства Российской Федерации, в соответствии с которой налогом облагается не экспортируемая нефть, как ранее, а вся добываемая нефть.8

Период Средняя цена российской нефти, USD/1 тонна Соотношение цены нефти для Беларуси и для стран дальнего зарубежья, % Объём импорта российской нефти в Беларусь
для Беларуси для стран дальнего зарубежья в натуральном выражении, млн т в стоимостном выражении, USD млн
2008 442.3 696.3 63.5 21.461 9492.0
2009 328.5 420.1 78.2 21.509 7065.0
2010 434.4 557.3 78.0 12.962 5630.9
2011 410.2 784.5 52.3 18.148 7444.3
2012 392.9 801.6 49.0 21.338 8384.4
2013 394.7 781.0 50.5 21.261 8392.1
2014 339.0 730.5 46.4 22.508 7629.3
2015 247.3 378.9 65.3 22.919 5668.2
2016 218.7 294.8 74.2 18.098 3958.2
2017 294.3 375.3 78.4 18.065 5317.0
2018 373.9 505.3 74.0 18.248 6822.7
2019 365.6 460.7 79.4 17.998 6580.8
Таблица 1. Динамика показателей, характеризующих поставку российской нефти в Беларусь, 2008–2019 гг.
Источник: разработка BusinessForecast.by на основе данных Национального статистического комитета Беларуси и Федеральной службы государственной статистики России.

Ещё более значимым фактором двусторонних отношений в энергетическом сегменте является нисходящая «кривая» доли беларусского транзита в экспорте российской нефти. Вполне очевидно, что по мере формирования и развития «обходных» путей доставки нефти к покупателям Россия теряет интерес к нефтепроводу «Дружба».

История с загрязнением нефти в беларусской трубе (крупнейшая авария за всё время советских и российских поставок энергоносителей в Европу) явилась замечательным маркером положения дел в данной сфере. Грязная нефть избирательным образом запачкала главным образом «Дружбу», но не новую БТС-2, которая выходит из того же пункта Унеча (Высокое), что и беларусская труба. Это обстоятельство вновь актуализировало вопрос о значении нефтепровода «Дружба» в нефтяном транзите России.

За истекшие двадцать лет доля Беларуси в нефтяном экспорте России сократилась более чем наполовину, достигнув показателя в 15.7% в 2019 году (38% в 2000–2001 годах).9 В таких обстоятельствах рассчитывать на возвращение Беларуси позиций «нефтеналивной» страны не приходится даже в обмен на «более глубокую» интеграцию. По состоянию на начало апреля 2020 года, у Беларуси нет ни одного контракта с крупнейшими российскими нефтяными компаниями; страна довольствуется незначительными поставками второстепенных трейдеров.

Применительно к поставкам газа ситуация сложилась более благоприятно для Беларуси. Осенью 2019 года стало очевидно, что введение в эксплуатацию газопровода Nord Stream 2 переносится по меньшей мере на вторую половину 2020 года (в частности, по причине введения американских санкций). В Европе цены на газ к декабрю сложились низкие. Чем, в частности, воспользовалась Украина, заключив с «Газпромом» относительно выгодный 5-летний контракт. Переговорные позиции Беларуси в споре с «Газпромом» в целом не хуже: страна является второй по значимости после Украины территорией транзита газа в Евросоюз и вторым по объёму после Германии рынком сбыта российского газа в Европе (табл. 2).

Период Средняя цена российского газа, USD/1000 м3 Соотношение цены газа для Беларуси и для всех стран, % Объём импорта российского газа в Беларусь
для Беларуси для всех стран в натуральном выражении, млрд м3 В стоимостном выражении, USD млн
2008 42.0 353.7 11.9 21.000 2675.5
2009 50.0 249.3 20.1 18.000 2601.2
2010 187.6 268.5 69.9 21.570 4046.0
2011 265.5 338.9 78.3 19.998 5308.7
2012 168.4 348.3 48.3 20.252 3410.8
2013 165.7 335.9 49.3 20.260 3358.1
2014 170.1 313.8 54.2 20.052 3411.0
2015 144.5 225.3 64.1 18.790 2714.8
2016 136.6 157.0 87.1 18.640 2546.9
2017 146.2 181.5 80.6 19.014 2779.2
2018 132.4 222.8 59.4 20.330 2690.8
2019 130.2 189.3 68.8 20.261 2637.5
Таблица 2. Динамика показателей, характеризующих поставку российского газа в Беларусь, 2008–2019 гг.
Источник: разработка BusinessForecast.by на основе данных Национального статистического комитета Беларуси и Федеральной службы государственной статистики России.

Тем не менее стороны – в уже традиционном «союзническом» духе – поиграли на понижение ставок и нервах друг друга, так и не заключив контракт до конца года. Лишь в самые последние часы 2019 года глава «Газпрома» Алексей Миллер и посол Беларуси в Российской Федерации Владимир Семашко подписали протокол о ценах на газ для Беларуси на первые два месяца 2020 года. Согласно протоколу цена поставок сохранится на уровне USD 127 за 1000 м3. Также подписаны дополнения к контрактам на транзит и поставку газа, продлевающие их до 2021 года.

Торговля

В 2019 году Россия и Беларусь в стоимостном выражении практически повторили объём взаимного торгового оборота предыдущего периода (снижение на 0.2%). Беларусская сторона наторговала себе в убыток «всего» на USD 8.414 млрд, что можно считать некоторым улучшением в сравнении с 2018 годом. Беларусь увеличила экспорт в Российскую Федерацию на 4.5% и снизила импорт оттуда на 2.8% – главным образом за счет снижение закупок нефти (табл. 3).

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 % к 2018
Товарооборот 39 742 37 371 27 533 26 114 32 424 35 561 35 552 99.8
Экспорт 16 837 15 181 10 398 10 948 12 898 12 986 13 569 104.5
Импорт 22 904 22 190 17 143 15 306 19 599 22 619 21 982 97.2
Сальдо –6 067 –7 009 –6 745 –4 558 –6 701 –9 633 –8 414  
Таблица 3. Динамика внешней торговли товарами Республики Беларусь с Российской Федерацией в 2013–2019 гг., USD млн10

Тенденция последних десяти лет: возрастание удельного веса поставок продовольствия в Россию при снижении экспортных позиций «валообразующих» гигантов беларусской индустрии. Согласно данным посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, в 2019 году основными товарными позициями беларусского экспорта являлись:

В структуре импорта из России преобладали:

На долю России, как и в 2018 году, пришлось 49.2% всего беларусского экспорта. В соответствии с постановлением Совмина Республики Беларусь № 18 от 12 января 2017 года, в 2019 году целевой показатель диверсификации экспорта по странам должен был иметь следующие значения: страны ЕАЭС – 36.6%, Евросоюз – 31.8%, другие страны – 31.6%. Такое относительно равномерное распределение преследует цель снизить зависимость Беларуси от внешних вызовов и выйти на новые перспективные рынки.

Таким образом, задание по обеспечению равномерного распределения торговых потоков, по состоянию на конец 2019 года, блистательно провалено. Без экономических реформ Россия продолжает фигурировать в качестве безальтернативного торгового партнёра Беларуси.

Заключение

2020-й год союзники начали в состоянии фактической (хотя и молчаливой) нефтяной войны. Перспективы заключения «больших» энергетических контрактов – а они являются и важнейшим побудительным мотивом, и камнем преткновения интеграции – на желательных для Беларуси условиях не выглядят обнадёживающими. Ближе к президентским выборам возможно заключение компромиссных (то есть не вполне удовлетворяющих стороны) соглашений на поставки нефти.

К этому моменту, вполне вероятно, актуализируется дискурс вокруг «дорожных карт» интеграции. Помимо неясности с поставками нефти, в 2020 году обостряется проблематика экономического кризиса, и Александр Лукашенко так или иначе вынужден будет задействовать старую, «проверенную временем» заявку. Эта заявка будет рассматриваться и обсуждаться закрыто, при вопиющем игнорировании интересов единственных бенефициариев планируемой интеграции и полноправных субъектов мирового сообщества – народов Беларуси и России.

Вместе с тем маловероятно, что работа по ревизии Союзного договора может привести к каким-либо серьёзным изменениям – как самого договора, так и российско-беларусских отношений в принципе. Не исключено, впрочем, что некоторые «дорожные карты» могут быть приняты уже в 2020 году в виде международных договоров межведомственного характера – без последующей ратификации и без внятных обязательств по их исполнению.