National Defense: Building new partnerships

Andrei Porotnikov

Summary

The year 2019 saw no breakthroughs in the national defense segment in many respects due to financing shortages, and because the country’s leadership gave priority to political and economic matters, rather than defense. Public support for the army also left much to be desired.

Although progressively expanding, international military cooperation was a derivative of Belarus’ general political relationships with foreign nations and blocs.

Trends:
Armed forces buildup priorities

Much attention was paid in 2019 to the application of unmanned (remote-controlled) aerial vehicles. A meeting on projected advantages of the use of UAVs by the army chaired by Chief of General Staff Oleg Belokonev was held on January 28. The 927th Unmanned Aircraft Systems Training and Application Center conducted an exercise to view all drone prototypes available to the Center.

The joint conference of the army and the defense industry on the application and protection against UAVs and coordination of R&D and production activities of UAV developers and the military organized in June by the Air Force and Air Defense Command was the most important event in this respect.1 It was confirmed that the creation of a full-capacity strike drone remained among the national defense priorities.

Russia’s experience of combat operations in Syria was analyzed and used in the training of troops. During the CIS Combat Commonwealth 2019 joint air defense exercise held in September, the military practiced interception and elimination of cruise missiles and UAVs at the Russian Ashuluk training ground.

During the Belarusian-Russian Union Shield 2019 exercise, the units involved rehearsed recapture and defense of urban localities. The program of the CSTO Search-2019 reconnaissance exercise held in October in Belarus included a response to attacks made with makeshift poisonous substances and elimination of their effects.2

In 2019, the Belarusian army made the most costly purchases: the Russian Yak-130 operational training jets and the Su-30SM heavy fighters (four each) worth USD 200 to 260 million in total, depending on the price of the Su-30SM for Belarus (Russia’s domestic or export price), which was the annual all-time high in the history of Belarus’ independence.

The Belarusian air force considers the Yak-130 a kind of substitute for fighters and ground attack aircraft. The Yaks are adjusted so that they can carry the Talisman on-board defense complex of domestic manufacture, which implements the idea of turning the original combat trainer into a combat jet. The purchase of the Su-30SMs for the Belarusian army raised questions that the Ministry of Defense chose to leave unanswered.3

The quantity of weapons and military hardware procured for the army thus decreased from around 1,500 units in 2018 to 1,100 in 2019, as expensive aircraft accounted for the bulk of spending.

President Lukashenko signed a new national defense plan on December 19, 2019. Emphasis was put on the prevention of destabilization of the country, which is considered part of defense, as destabilization often precedes armed pressure.

Alexander Lukashenko also approved an army buildup concept for the period to 2030, which does not provide for significant changes in the composition of the armed forces. The plan is to increase spending on the army to 1.5% of GDP in the next ten years, i.e. only USD 15–20 million per year in equivalent. UAVs, reconnaissance assets, upgrades of the striking aviation and modernization of rocket troops and artillery were listed as priority areas. Belarus is also going to solve the shortage of ammunition, anti-aircraft and anti-tank guided missiles, and other high-precision ammunition for available weapons.

New military service regulations

In 2019, Belarus amended the law on military service, toughening the rules established for deferments that used to be granted to university students for uninterrupted education. This caused considerable public discontent, the more so as the offered incentives are few, since the state seeks to avoid large budget expenses.

The authorities explain that the demographic situation has deteriorated, and the number of potential conscripts fit for military service has declined dramatically. However, it is more likely about the upsize of defense and security agencies that desperately need manpower. The fact that the staffing situation was addressed at the meeting of the Security Council of Belarus on February 26 suggests that the problem is very real.

Even the Prosecutor’s Office was involved in 2019 in ensuring conscription and interaction between the bodies in charge of it. Thousands of young people evade military service, having an opportunity to leave the country for work or education in the neighboring states. They choose the risk of criminal prosecution for evasion over going to the barracks as a lesser evil.

The Ministry of Defense failed to work out an adequate information strategy in support of the amendments on military service, and the prestige of military service remains low.

Between the West and Russia

Belarus’ military-political agenda has not changed. On the one hand, Minsk continued proclaiming its loyalty to Russia. On the other hand, efforts were made to obtain support in other directions. During the traditional February briefing for foreign military attachés, the Ministry of Defense said it was seeking stepped up defense cooperation with Poland, Ukraine and Lithuania. No headway was made with the latter two in 2019 despite several events that inspired some hope.

On March 28, Warsaw hosted a multilateral meeting of General Staff officers of Belarus, Lithuania, Poland and Ukraine on building confidence and regional security.

On July 9, Chief of General Staff of Belarus Oleg Belokonev visited Ukraine to meet with his Ukrainian counterpart Ruslan Khomchak. They discussed regional security matters and cooperation in the defense sector.

Heads of the Security Councils of Belarus, Poland and Ukraine met with United States Deputy National Security Advisor for President John Bolton on August 31 in Warsaw. State Secretary of the Security Council of Belarus Stanislav Zas said after the meeting that Belarus was interested in expanding contacts with NATO. Basically, Belarus would like the format of NATO’s communication with other CSTO members (Armenia and Kazakhstan), which is kind of a ceiling in this area. Zas stressed that Belarus would develop relations with NATO and Ukraine without the detriment of cooperation with Russia.4

Chief of Defense of the Latvian Armed Forces Lieutenant General Leonīds Kalniņš went to Belarus in August. The Latvian delegation visited a garrison, which used to be a restricted area for official delegations of NATO.

An Italian military delegation led by Chief of the Defense Staff of the Italian Armed Forces Enzo Vecciarelli visited Belarus on December 5. It was reported later that Belarus and NATO were in talks on a joint peacekeeping exercise, and the possible deployment of the Belarusian military with the Italian contingent in Lebanon.

The scale of Belarus’ participation in the joint Union Shield 2019 exercise is worthy of note. Belarus delegated around 4,000 personnel to compare with 1,300 troops involved in Union Shield 2015, and over 5,000 troops sent to Union Shield in 2011, the year of a severe financial recession in Belarus. Minsk continues to consider security cooperation a “sacred cow” in the relationship with Moscow and demonstrates its reliability as an ally.

Throughout 2019, the Belarusian leadership tried to appeal to the military alliance to resolve the ongoing Belarusian-Russian political and economic disputes, but the Kremlin did not want to mix security cooperation with politics and economics. The era of Belarus’ defense-for-preferences bargaining is coming to an end.

Not only the West and Russia

Belarus intensified public contacts with Turkey in 2019. Turkish Minister of Defense Hulusi Akar went to Minsk in January. The delegation made a visit to Belarus’ defense enterprises and expressed satisfaction with the results of the visit. For the most part, the negotiations were held behind closed doors, though.

Alexander Lukashenko went to Turkey on April 16. The program included defense cooperation talks with the Turkish president. The State Military-Industrial Committee of Belarus and the Presidency of Defense Industries of Turkey signed a memorandum of understanding. The list of Turkish defense companies that the Belarusian Military-Industrial Committee showed interest to – TAI, MKEK and Roketsan – is indicative, as they possess technologies that are of interest to Belarus. The parties spoke about the space sector (optics for Earth remote sensing satellites) and air defense systems as the promising areas of cooperation.

Belarus was also in talks with Kazakhstan on the joint manufacture of UAVs and information security equipment in Kazakhstan. Belarusian drones were tested in Kazakhstan in January 2019. Belarusian and Kazakhstani officers met in July to consider development of a military communications system. Belarus made a presentation of its communications technology.

Belarusian-Serbian and Belarusian-Azerbaijani contacts in the security area have become traditional in recent years.

A real breakthrough was achieved in the security dialogue with Uzbekistan. The parties discussed in different formats military-political and military-technical cooperation and command personnel training. The first joint exercise with the task forces of the two countries, Combat Commonwealth 2019, was held Uzbekistan in May.

Egyptian President, former Egypt’s military chief Field Marshal Abdul Fattah al-Sisi visited Belarus in June for negotiations on military-technical cooperation.

Belarus takes interest in Uzbekistan and Egypt as promising export markets. Therefore, the efforts made to expand defense cooperation with them should be primarily viewed as promotion of Belarus’ political and economic agenda, rather than just an offer of firmer friendship.

Meanwhile, Belarus demonstrates increasing dissatisfaction with cooperation with China, first of all with its economic component. Indirectly, this is seen in the defense sector. Chief of the Joint Staff Department of the Central Military Commission of China Colonel General Li Zuocheng visited Belarus on May 28–31 to discuss military cooperation. Alexander Lukashenko ignored his visit, although the Belarusian president had always declared the importance of Belarusian-Chinese relations when meeting Chinese visitors even of lower ranks.

Conclusion

The construction of the army remains the sole prerogative of the state, and society is never engaged in any of related processes. External manifestations of this construction testify to the adequacy of combat training to modern realities. However, national defense is not a priority for the country’s leadership, which affects the financing of this sector. The rationality of spending on the army, albeit relatively small, remains questionable.

Society remains alienated from the army, as evidenced by the increase in the number of draft dodgers.

The government is trying to keep a foot in both worlds, preserving the exclusive nature of Belarus-Russia defense cooperation, while at the same time seeking to improve relations with the West and Ukraine when it comes to defense issues. Belarus continues looking for military-political partners outside the region, which has been a long-term trend now. Defense issues are only tools for the Belarusian leadership to achieve political and economic goals.

Qualitative development of national defense is impossible without its recognition as one of the state priorities. This has not happened so far and hardly will in the foreseeable future, judging by the spending plan, unless, of course, external factors change the situation.

Национальная оборона: расширение круга партнёров

Андрей Поротников

Резюме

В 2019 году прорывных изменений в сфере национальной обороны не произошло. Сдерживающее влияние оказывали дефицит финансовых ресурсов и второстепенность вопросов военной безопасности в сравнении с политическими и экономическими задачами государства. Неудовлетворительным оставался и уровень общественной поддержки армии.

Международное военное сотрудничество являлось производным от общеполитических отношений Беларуси с зарубежными странами/блоками государств, но имело тенденцию к поступательному расширению.

Тенденции:
Основные направления военного строительства

В течение 2019 года значительное внимание уделялось вопросам применения беспилотных (дистанционно-управляемых) платформ. Двадцать восьмого января под руководством начальника Генштаба армии Олега Белоконева состоялось совещание по перспективам развития БПЛА в армии. Прошли учения 927-го центра подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов, в ходе которых были задействованы все образцы техники, состоящей на вооружении центра.

Но наиболее важной представляется прошедшая в июне конференция армии и ВПК по теме применения БПЛА и защиты от них, организованная командованием ВВС и ПВО армии Республики Беларусь.1 Конференция имела целью скоординировать разработчиков БПЛА и военных по части дальнейшего развития производства и разработок в сфере беспилотной авиации в Беларуси. Также в рамках конференции проведено практическое моделирование борьбы с БПЛА противника и применения беспилотников в интересах собственных сил. Подтверждено, что создание полноценного ударного БПЛА остаётся в числе национальных приоритетов.

В боевой подготовке войск активно использовался российский опыт войны в Сирии. Так, в ходе сентябрьских учений Объединённой системы ПВО СНГ «Боевое содружество – 2019» на российском полигоне Ашулук отрабатывались практики борьбы с крылатыми ракетами и БПЛА.

Во время учений армий Беларуси и России «Щит Союза – 2019» значительное внимание уделялось ведению боевых действий по захвату и удержанию (обороне) городских поселений. В ходе октябрьских учений ОДКБ по разведке «Поиск 2019», проходивших в Беларуси, отрабатывались реагирование на применение в качестве оружия кустарных отравляющих веществ и ликвидация последствий применения таких веществ.2

2019-й стал для беларусской армии годом самых дорогих приобретений: по четыре единицы российских учебно-боевых самолётов Як-130 и тяжёлых истребителей Су-30СМ. Общая стоимость восьми самолётов – в пределах USD 200–260 млн в зависимости от цены Су для Беларуси (внутрироссийская или экспортная), что является годовым рекордом за весь период после восстановления независимости.

Беларусские ВВС рассматривают самолёт Як-130 в качестве своеобразного эрзаца специализированных машин (истребителей и штурмовиков). «Яки» дооборудованы под установку бортового комплекса обороны «Талисман» отечественного производства, что является реализацией идеи превращения изначально учебно-боевого самолёта в боевой. Закупка Су-30СМ для беларусской армии вызывает ряд вопросов, на которые Минобороны предпочитает не отвечать.3

При этом произошло снижение количества вооружения и военной техники, закупленной для технического переоснащения армии, с более 1.5 тыс. единиц в 2018 году до 1.1 тыс. в 2019 году. Очевидно, что основные ресурсы направлялись на дорогостоящий авиационный импорт.

Девятнадцатого декабря 2019 года президент А. Лукашенко подписал новый План обороны государства. Значительное внимание в документе уделено предотвращению дестабилизации ситуации внутри страны, что рассматривается как часть обороны, поскольку такая дестабилизация часто предваряет внешнее вооружённое давление.

Одновременно с Планом обороны утверждена Концепция строительства и развития армии до 2030 года, которая не предполагает каких-либо значительных изменений её состава и структуры. Планируется, что в ближайшие десять лет расходы на армию вырастут до 1.5% от ВВП. То есть рост составит ничтожную сумму в USD 15–20 млн в год. Приоритетами финансирования определены БПЛА, средства разведки, модернизация и обновление парка ударной авиации, модернизация ракетных войск и артиллерии. Также планируется решить проблему закупки боеприпасов, зенитных и противотанковых управляемых ракет, других высокоточных боеприпасов для имеющихся систем вооружения.

Служить по-новому

В 2019 году в Беларуси внесены изменения в законодательство о военной службе по призыву. Ужесточены условия предоставления отсрочек для получения образования. Новации вызвали широкое общественное недовольство. При этом меры, стимулирующие интерес к военной службе, носят ограниченный характер, с тем чтобы избежать значительных расходов для государства.

Актуальность проблемы официально объясняется ухудшением демографических показателей, что не позволяет силовым ведомствам удовлетворить потребности в призывниках. Более реалистичным обоснованием видится увеличение потребности силового блока в людях ввиду его разрастания. Об актуальности вопроса свидетельствует тот факт, что ситуация рассматривалась 26 февраля на заседании Совета безопасности Беларуси.

Одновременно в 2019 году наблюдалась резкая активизация прокуратуры по части контроля над призывом на военную службу и взаимодействия обеспечивающих его структур. Что явилось маркером остроты проблем и в этой части. Особенно в ситуации, когда призывники имеют возможность выезда на работу или учёбу в соседние страны: от военной службы уклоняются несколько тысяч молодых людей. Угрозу уголовного наказания они рассматривают как меньшее зло в сравнении с перспективой оказаться в казарме.

Руководство Минобороны не смогло выработать адекватную информационную стратегию в поддержку изменений в законодательстве о военной службе. В итоге престиж срочной военной службы по-прежнему невысок, а молодые люди получают дополнительный стимул для выезда за границу.

Между Западом и Россией

Характер военно-политической активности официального Минска изменений не претерпел. С одной стороны, продолжилась демонстрация союзнической лояльности России. С другой – предпринят ряд усилий с целью расширения точек опоры политики Беларуси в сфере безопасности. В ходе традиционного февральского брифинга Минобороны Беларуси для иностранных военных атташе было заявлено о намерении улучшить отношения в сфере обороны с Польшей, Украиной и Литвой. К сожалению, в случае последних двух стран по итогам 2019 года прорыва не произошло, несмотря на ряд мероприятий, которые давали на это надежду.

Так, 28 марта в Варшаве состоялась многосторонняя встреча представителей генеральных штабов армий Беларуси, Литвы, Польши и Украины, посвящённая укреплению доверия и безопасности в регионе.

Девятого июля состоялся визит в Украину начальника Генштаба армии Беларуси Олега Белоконева. В ходе встречи с украинским коллегой Русланом Хомчаком обсуждались вопросы региональной безопасности и развития двусторонних отношений в военной сфере.

Тридцать первого августа в Варшаве прошла четырёхсторонняя встреча руководителей Совбезов Беларуси, Польши и Украины и бывшего помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. По итогам встречи госсекретарь Совбеза Беларуси Станислав Зась заявил, что развитие контактов с НАТО отвечает интересам Беларуси. При этом ориентиром (и потолком) выступает тот формат отношений, который сложился у других стран ОДКБ с Альянсом (речь об Армении и Казахстане). Взаимоотношения Беларуси с НАТО и Украиной будут развиваться не в ущерб сотрудничеству с Россией.4

В августе Беларусь посетил командующий армией Латвии генерал-лейтенант Леонид Калныньш. Латвийская делегация посетила одну из воинских частей, куда официальные делегации стран НАТО ранее не допускались.

Пятого декабря Минск посетил начальник Генштаба армии Италии. Позднее было заявлено, что Беларусь ведёт переговоры с НАТО о совместных учениях миротворческой направленности в связи с возможной отправкой беларусских миротворцев в состав итальянского контингента в Ливане.

Внимания заслуживает масштаб участия беларусской стороны в совместном с Россией учении «Щит Союза 2019»: задействовано порядка 4 тыс. военнослужащих. Для сравнения: «Щит Союза 2015» – 1.3 тыс., «Щит Союза 2011» (год жёсткого финансового кризиса в Беларуси) – свыше 5 тыс. беларусских военнослужащих. Официальный Минск продолжает считать сотрудничество в сфере безопасности «священной коровой» отношений с Москвой и демонстрирует свою надёжность в этой сфере.

В течение всего 2019 года беларусское руководство пыталось апеллировать к военному союзу для разрешения текущих беларусско-российских политико-экономических противоречий. Кремль не пожелал смешивать сотрудничество в сфере безопасности и двусторонние отношения в политической и экономической областях. Эпоха «торга безопасностью» для беларусской стороны заканчивается.

Не только Запад и Россия

В 2019 году активизировались публичные контакты Беларуси и Турции. В январе с визитом в Минск прибыл министр обороны Турции Хулуси Акар. Турецкая делегация посетила ряд предприятий ВПК Беларуси. При этом большая часть мероприятий проводилась за закрытыми дверями. Отметим, что турецкая сторона заявила об удовлетворении результатами визита в Беларусь.

Шестнадцатого апреля состоялся визит Александра Лукашенко в Турцию. В ходе переговоров двух президентов обсуждались в том числе и вопросы взаимодействия в военно-технической сфере. Подписан Меморандум о взаимопонимании между Госкомвоенпромом Беларуси и президиумом оборонной промышленности Администрации президента Турции. Показателен перечень компаний турецкого ВПК, к которым проявил интерес Госкомвоенпром: TAI, MKEK и Roketsan. Эти компании являются производителями продукции и имеют технологии, которые представляют интерес и для беларусской оборонки. Заявлено, что среди перспективных направлений сотрудничества – космическая сфера (оптика для спутников дистанционного зондирования Земли) и системы ПВО.

Развивался диалог и с Казахстаном в области совместного производства БПЛА и средств защиты информации в Казахстане. В январе 2019 года в этой стране тестировались беларусские беспилотники. В июле прошла встреча представителей вооружённых сил Беларуси и Казахстана по вопросам развития системы военной связи, в ходе которой продемонстрированы возможности техники связи беларусского производства.

Традиционно для последних лет интенсивными и разнообразными были беларусско-сербские и беларусско-азербайджанские контакты в сфере безопасности.

Настоящий прорыв произошёл в диалоге по вопросам безопасности с Узбекистаном. В разных форматах стороны обсуждали военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, подготовку командных кадров армии Узбекистана в Беларуси. В мае 2019 года в центрально-азиатской стране прошло первое совместное учение спецназа двух стран «Боевое содружество 2019».

В июне состоялся визит в Беларусь президента Египта фельдмаршала Абдель Фаттаха аль-Сиси. В ходе переговоров обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества двух стран.

Узбекистан и Египет интересны Минску как перспективные экспортные рынки. В этой связи развитие сотрудничества с этими странами в сфере безопасности следует рассматривать в качестве инструмента продвижения политических и экономических интересов Беларуси, а не как самоценное явление.

Одновременно беларусская сторона демонстрирует неудовольствие практическими результатами беларусско-китайского взаимодействия. В первую очередь речь идёт об экономике. Но это недовольство, по крайней мере косвенно, отражается и на оборонных контактах двух стран. 28–31 мая с визитом в Беларуси находился начальник Объединённого штаба Центрального военного совета КНР генерал-полковник Ли Цзочэн с целью рассмотрения перспектив развития двустороннего военного сотрудничества. Александр Лукашенко проигнорировал китайского военачальника. Притом что беларусский руководитель всегда демонстрировал значимость беларусско-китайских отношений, принимая визитёров из КНР и более низкого ранга.

Заключение

Вопросы военного строительства остаются исключительной сферой государства, закрытой от общества. Внешние проявления этого строительства свидетельствуют об адекватности боевой подготовки войск и современных реалий. При этом вопросы национальной обороны не являются приоритетными для политического руководства страны, что сказывается на финансировании сферы. Рациональность расходования даже тех относительно небольших ресурсов, которые выделяются военному ведомству, остаётся проблематичной.

Преодолеть отчуждение общества от армии не удаётся, о чём свидетельствует рост численности уклонистов от военной службы.

Минск пытается «усидеть на двух стульях», сохранив эксклюзивный характер беларусско-российского оборонного сотрудничества, но при этом улучшив отношения с Западом и Украиной в военной сфере. Многолетней тенденцией остаётся поиск внерегиональных военно-политических партнёров. Но для Минска военные вопросы являются лишь инструментами для достижения политических и экономических целей.

Качественное развитие национальной обороны невозможно без её признания одним из государственных приоритетов. Чего пока не происходит. И, судя по перспективам финансирования военного ведомства, в обозримом будущем ждать этого не стоит. Конечно, если внешние факторы не внесут свои коррективы.