IT Sector: Rapid growth and political empowerment

Olga Loiko

Summary

Rapid growth of the information and communication technology sector continued in 2019 against the backdrop of a modest 1.2% growth of the national economy. The IT industry’s gross value added increased 9.3%. It accounted for nearly a half of GDP growth (0.5 percentage points).

A significant expansion of businesses of the High Technology Park (HTP) residents gave access to numerous incentives for national business and foreign investors. Criticism of the HTP as an “IT offshore”, which is believed to be only beneficial to its residents, was basically ungrounded, given its scientific accomplishments. The amount of taxes paid by one HTP employee (income tax, VAT and excise taxes from consumption) was 374% larger than the country’s average outside the IT industry.

Belarus launched two crypto currency exchanges and one platform for tokenized assets. At the meeting with representatives of IT businesses held in April 2019, President Alexander Lukashenko promised to continue comprehensive support for the industry.

Trends:
HTP as a growth point

Over the past decade, the economic input of the Belarusian IT industry increased considerably. In 2009, the share of the IT sector in total GDP made up 2.3% against 6.2% in 2019. For comparison, the share of agriculture, forestry and fishery industries, which are no less important to the Belarusian economy, decreased over this period from 8.1% to 6.8%.1 The share of computer services in total exports of services increased from 4.5% in 2010 to 18.0% in 2018, being only behind transport services.

In 2018, the first year of effect of decree No.8 on digital economy development, which granted tax and legal preferences to IT companies, the High-Tech Park boosted its exports by 38% year on year to USD 1.414 billion. The HTP operations continued to gain momentum in 2019. In just one year, HTP resident companies’ output in monetary terms increased 62% year on year to BYN 5.177 billion. The Park’s output growth outpaced the IT industry growth rate in Central and Eastern Europe (20–25%) and the whole world (4–5%).

HTP residents increased exports in 2019 by 55% to USD 2.195 billion. This is more than Belarus spent on servicing its external debt last year (USD 1.5 billion) or raised in foreign loans (USD 1.6 billion).

HTP’s exports constituted 21% of Belarus’ total exports of services. The Park’s foreign trade surplus, which increased by USD 2 billion, helped rectify the situation with Belarus’ foreign trade in goods and services, which showed a USD 243 million deficit. This deficit would be 9 times larger without the HTP.

In 2019, the HTP contributed a lot to GDP growth by 0.28 percentage points. The entire IT industry accounted for 0.5 percentage points of total 1.2% GDP growth. The contribution of the HTP alone was comparable with the contribution of the entire industrial sector (0.3 pp), construction or agriculture (0.2 pp each).

The value of HTP to the economy increased in early 2020, as Belarus and Russia failed to agree on long-term oil supply contracts. For example, IT companies’ exports increased in January 2020 by another 35%, exceeding the export of Belarusian oil products.

The number of new HTP resident companies continued to increase. There were 319 residents in 2019; 82 new ones were admitted as of April 2020 to a total of 818 residents. HTP companies created 13,700 new jobs. In 2017–2019, the Park employed over 33,000 people, the average salary standing at BYN 4,700 as of the end of the year against BYN 1,238.7 on the national average. The industry was attractive not only for Belarusians. According to the Interior Ministry, around 1,800 foreigners arrived in Belarus in 2018–2019 to work in the High-Tech Park.

The contribution of various sectors of the economy to the Belarusian budget largely depends on taxation regulations and tax benefits provided to individual enterprises and lines of business, as well as on government subsidies. HTP residents paid 11.43% of their revenues in 2018 in aggregate taxes. In 2019, tax payments to the budget by HTP residents totaled BYN 302.3 million (up by nearly 25%), which is more than taxes paid by all enterprises of the Ministry of Construction and Architecture (BYN 297.0 million), the Ministry of Industry (BYN 140.7 million) and the Ministry of Agriculture (BYN 81.6 million).2

An average HTP employee paid 4.6 times more income tax, 4.8 times VAT and 5.5 times excise taxes than the national average. Despite the granted benefits, the effective income tax rate is only 1 percentage point lower than the effective rate set for the average worker employed in the economy. Although the rate of deduction to the Social Protection Fund is significantly lower, the average HTP employee paid more in relation to the average salary, than the average worker employed in the economy, and 1.25 times more in absolute terms.3

The HTP’s economic efficiency was 2.5 times higher in 2019 than the efficiency of the entire economy. As of the end of 2019, the Park employed around 61,000 people or 1.4% of the country’s workforce, thus accounting for 3.5% of GDP.

Image and investment

Insignificant foreign direct investment has long been a problem for Belarus. Foreign investors are not in a hurry to enter the market of Belarus, which is reluctant to foster privatization and takes ineffective efforts to improve the investment climate. The situation is different when it comes to the Belarusian IT industry. HTP resident companies are of profound interest to investors, including large IT corporations.

According to the HTP administration, more than 40% of the residents are enterprises with foreign capital. The Park hosts 90 development centers of foreign corporations. Resident companies report a total of USD 285 million in FDI. Mobile apps designed in Belarus are downloaded more than 200 million times a month, which is comparable with the number of applications installed via Facebook.

In the third quarter of 2019, Belarusian SayGames mobile games developer was ranked world’s third in terms of the number of downloads of its applications (300 million per quarter) after Facebook and Google. Wannaby used its augmented reality technology in the Gucci online store. HTP residents’ FLO and Tesla Suit projects were named the most innovative in the world at CES-2019, the largest technology exhibition in Las Vegas.

Belarus’ second problem–its international image–was also resolved last year with the help of the HTP. The Park was visited by more than 120 foreign delegations, including ministers, deputy ministers and presidents. The U.S. Secretary of State Michael Pompeo went to the HTP in February 2020. “Inspired by what I saw at Hi-Tech Park Belarus. A great example of how Belarus can seize its extraordinary growth potential by embracing forward-looking economic policies and smart regulation. It’s clear how impactful American investment can foster prosperity across the globe,” he wrote on Twitter. The Park numbers 62 companies with American capital. The export of software to the United States exceeded USD 900 million in 2019. It was simply impossible to find another equally significant site for the American guest to see.

The president of Belarus traditionally speaks with IT people at least once a year. When in the HTP in April 2019, he promised comprehensive support to the Park. “We have taken this path, and we will not intentionally deviate from it. We will go straight forward. If you need support in addressing acute issues, which we don’t want to be today, consider it done. I have backed you, and I will, because, essentially, you are my children. I raised you to the best of my ability, and then you grew up, and began suggesting where we should go. We will move in this direction as efficiently as you want,” A. Lukashenko said.4

In October 2019, he seconded the proposal of the IT community to establish an IT university. The expansion of the influence of the IT sector on the most conservative area in Belarus – education – can be considered the second largest achievement of IT lobbyists since the adoption of presidential decree No.8.

Crypto republic of IT country

“You want a crypto currency, a crypto exchange, mining, farms, whatever... We will go this way,” A. Lukashenko said to IT specialists in October 2019. Presidential decree No. 8 legitimized crypto currency exchanges, exchange operators, mining, tokens, etc. Operations with tokens are exempt from income tax and VAT until January 1, 2023.

In November 2018, the HTP Supervisory Board approved regulations on the crypto currency industry operation, stating that all companies that are allowed dealing with crypto currencies shall abide by the zero tolerance policy towards laundering funds obtained through criminal activity in accordance with the FATF recommendations. The HTP is to closely look at the owners of resident companies, their financial standing, and the origin of their assets.

In January 2019, VP Capital of Victor Prokopenya and Larnabel Ventures of Said Gutseriev invested in Currency.com, Belarus and CIS’ first legal crypto exchange. The company reported over USD 1 billion in turnover and 100,000 customers in 2019.

The second crypto exchange, IExchange, launched by Cryptotrade was registered in July.

BelVEB, one of the six systemically important banks of Belarus, opened Finstore.by investment platform in November. It hosts ICOs of Belarusian companies, the Minsk Automobile Plant (MAZ) and Belvest among them. Finstore registered 1,278 investors in just four months, and the amount of funds raised reached USD 4.1 million. The platform seeks the status of a regional financial hub, inviting non-resident investors to contribute to high-tech and real sector projects.

The national financial market remains underdeveloped. Belarus was ranked 59th out of 65 countries in the Global Fintech Index 2020 (for example, Lithuania was ranked 4th).5 The favorable legal environment can help Belarus finally make a breakthrough and offer domestic and foreign investors financial tools they want.

The archaic law on measures to prevent legalization of proceeds from crime, financing of terrorist activities or proliferation of weapons of mass destruction is an obstacle to Fintech development in Belarus. At the same time, amendments to the law make it possible to open bank accounts online.

Conclusion

Hard times began for outsourcers as COVID-19 broke out. Fearing the approaching crisis, customers cut spending, including on contractors. The pandemic will accelerate the reorientation of the country from outsourcing to production. What was expected to happen in the next five years will happen in 2020.

The increase in the share of production companies in the HTP gives reason to believe that the entire industry will continue to grow even in the face of a global economic recession, given that it was the production companies that proved to be the most viable. Many products that originate from Belarus have shown growth: games, crypto exchanges, health apps, online education, etc. Regardless of the duration of the pandemic, accelerated digitalization of all sectors of the economy, including healthcare, education, and trade, will be strongly required.

Against the backdrop of permanent problems in other industries, the state will probably begin to take the IT industry seriously, and will speed up the adoption of the HTP 3.0 decree, which has been discussed for almost a year now, primarily in the field of IT education.

ИТ-сектор: бурный рост и наращивание политического веса

Ольга Лойко

Резюме

В 2019 году на фоне скромного роста экономики в 1.2% продолжался бурный рост сферы информационно-коммуникационных технологий. По итогам года её валовая добавленная стоимость выросла на 9.3%. Сектор «Информация и связь» обеспечил почти половину прироста ВВП – 0.5 процентного пункта.

Существенное расширение видов деятельности резидентов Парка высоких технологий (ПВТ) открыло доступ к благоприятному режиму для национального бизнеса и иностранного инвестора. Критика ПВТ как ИТ-офшора, выгодного только для его резидентов, не нашла серьёзного научного подтверждения. В частности, подсчитано, что налоговые выплаты одного сотрудника ПВТ (подоходный налог, НДС и акцизы, уплачиваемые с потребления) превышают налоговые выплаты «среднего» работника в экономике в 4.74 раза.

В Беларуси заработали две криптобиржи и одна платформа токенизированных активов. На встрече с айтишниками (апрель 2019 года) президент Александр Лукашенко пообещал сектору дальнейшую всестороннюю поддержку.

Тенденции:
ПВТ как точка роста

В Беларуси за десятилетие увеличилась значимость ИТ-услуг в экономике. Если в 2009 году доля сектора «Информация и связь» в общем объёме ВВП составляла 2.3%, то по данным за 2019 год она достигла 6.2%. Для сравнения: доля не менее важного для беларусской экономики сектора «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» сократилась за этот период с 8.1 до 6.8%.1 Доля компьютерных услуг в общем объёме экспорта услуг возросла с 4.5% в 2010 году до 18.0% в 2018 году, уступив по значимости только транспортным услугам.

В 2018-м, первом году, когда начал действовать декрет № 8 о развитии цифровой экономики, создавший благоприятную налоговую и правовую среду для ИТ-компаний, экспорт Парка высоких технологий вырос на 38% по сравнению с 2017 годом и достиг в денежном выражении USD 1.414 млрд. В 2019 году ПВТ продолжил наращивать темпы. За год объём производства компаний-резидентов ПВТ составил BYN 5.177 млрд, увеличившись на 62% по сравнению с 2018 годом и превзойдя темпы роста ИТ-отрасли в Центральной и Восточной Европе (20–25%) и мире (4–5%).

В 2019 году резиденты ПВТ увеличили экспорт на 55%, доведя его до USD 2.195 млрд. Это больше, чем Беларусь потратила на обслуживание внешнего долга в прошлом году (USD 1.5 млрд) или привлекла внешних займов (USD 1.6 млрд).

Экспорт компаний ПВТ составил 21% от всего экспорта услуг Беларуси. Положительное внешнеторговое сальдо ПВТ (плюс USD 2 млрд) фактически «вытянуло» сальдо внешней торговли товарами и услугами Беларуси (минус USD 243 млн) из глубокого минуса. Без ПВТ отрицательное сальдо торгового баланса было бы в 9 раз больше.

В 2019 году ПВТ обеспечил вклад в прирост ВВП на 0.28 процентного пункта, вся отрасль «Информация и связь» – 0.5 процентного пункта из общего прироста ВВП в 1.2%. Вклад только ПВТ оказался соизмерим с вкладом в прирост всей промышленности (0.3 процентного пункта), строительства или сельского хозяйства (по 0.2 процентного пункта).

В начале 2020 года, на фоне отсутствия долгосрочных договорённостей о поставках нефти, значение ПВТ для экономики выросло. К примеру, в январе 2020 года экспорт ИТ-компаний увеличился ещё на 35% и превзошёл экспорт беларусских нефтепродуктов.

Продолжается бурный рост создания новых компаний в ПВТ. В 2019 году в ПВТ вступило 319 резидентов, в апреле 2020 года – ещё 82. Всего в ПВТ работают 818 резидентов. В отчётном периоде резиденты ПВТ создали 13.7 тыс. новых рабочих мест. За 2017–2019 годы ПВТ вырос более чем на 33 тыс. чел. Средняя заработная плата в компаниях ПВТ на конец года составила BYN 4700 против BYN 1238.7 в среднем в экономике. При этом отрасль являлась привлекательной не только для граждан Беларуси. По данным МВД, в 2018–2019 годах в Беларусь для работы в ПВТ прибыло около 1800 иностранцев.

В Беларуси вклад в бюджет разных отраслей экономики зависит от режима налогообложения и налоговых льгот, предоставляемых для отдельных предприятий и видов деятельности, а также от государственных субсидий. Суммарный уровень налогов, которые уплачивали резиденты ПВТ, в 2018 году составил 11.43% от выручки этих компаний. В 2019 году налоговые отчисления резидентов ПВТ в бюджет составили BYN 302.3 млн (прирост почти на 25%), и это превзошло сумму налогов, уплаченных всеми предприятиями Минстройархитектуры (BYN 297.0 млн), Минпрома (BYN 140.7 млн), Минсельхозпрода (BYN 81.6 млн).2

Средний работник ПВТ платил больше в 4.6 раза подоходного налога, 4.8 раза НДС и 5.5 раза акцизов, чем средний работник в экономике. Несмотря на льготы, эффективная ставка подоходного налога всего на 1 процентный пункт ниже, чем эффективная ставка для среднего работника в экономике. Эффективная ставка взносов в ФСЗН хотя и значимо ниже, но по отношению к средней зарплате средний работник ПВТ платил больше, чем средний работник в экономике, а в абсолютном выражении выплаты сотрудников компаний-резидентов превышали выплаты среднего работника в экономике в 1.25 раза.3

По итогам года, эффективность работы в ПВТ оказалась в 2.5 раза выше, чем в целом по экономике. На конец 2019 года в Парке работало около 61 тыс. чел., или 1.4% от занятых в экономике Беларуси, при этом они произвели 3.5% ВВП.

Имидж и инвестиции

На фоне застарелой проблемы Беларуси – низкого уровня привлечения прямых иностранных инвестиций в условиях отказа от приватизации и недостаточно привлекательного инвестиционного климата – резиденты ПВТ регулярно оказываются в поле зрения инвесторов, в том числе крупнейших ИТ-корпораций.

По данным администрации ПВТ, более 40% резидентов – предприятия с иностранным капиталом, в нём работают 90 центров разработок иностранных корпораций. Сумма прямых иностранных инвестиций в компании-резиденты составила USD 285 млн. Как результат, ПВТ становится мировым издателем мобильных приложений. Беларусские мобильные приложения скачивают более 200 млн раз в месяц, что сравнимо с количеством приложений, установленных через Facebook.

Так, в третьем квартале 2019 года беларусская компания SayGames – издатель мобильных игр – заняла третье место в мире после Facebook и Google по количеству скачиваний опубликованных компанией приложений (300 млн за квартал). Компания «Вонабай» внедрила свою технологию дополненной реальности в интернет-магазин Gucci. На крупнейшей технологической выставке CES-2019 в Лас-Вегасе проекты резидентов ПВТ FLO и Tesla Suit названы самыми инновационными в мире.

Вторую проблему Беларуси, имиджевую, в прошлом году также решали с помощью ПВТ. Парк посетили более 120 иностранных делегаций – от уровня заместителей министров до премьеров и президентов. В феврале 2020 года ПВТ посетил госсекретарь США Майкл Помпео. «Воодушевлён тем, что увидел в ПВТ. Отличный пример того, как Беларусь может реализовать свой необычайный потенциал роста дальновидной экономической политикой и разумным регулированием», – написал глава Госдепа в твиттере.

В ПВТ работают 62 компании с американским капиталом, в 2019 году экспорт программного обеспечения в США превысил USD 900 млн. Найти иной столь же показательный объект для посещения знаковым для страны американским гостем просто невозможно.

Президент Беларуси уже традиционно не реже раза в год приезжает к айтишникам. В апреле 2019 года, посещая ПВТ, он пообещал Парку всестороннюю поддержку: «Мы взяли с вами этот курс, и мы влево-вправо умышленно “хістацца” не будем. Мы будем идти прямо. Если надо где-то острые углы обойти, которые нам сегодня не нужны, мы их обойдём, но я вас поддерживал и буду поддерживать. Потому что по большому счёту вы мои дети. Я своими руками, как умел, вас создавал, а потом вы выросли, начали предлагать, как идти. Мы будем двигаться в этом направлении настолько эффективно, насколько вы этого захотите».4

В октябре прошлого года Александр Лукашенко поддержал предложение ИТ-сообщества о создании ИТ-вуза. Расширение влияния ИТ-сектора на самую консервативную в Беларуси сферу, образование, можно считать второй крупнейшей победой ИТ-лоббистов со времён принятия президентом декрета № 8.

Криптореспублика ИТ-страны

«Захотели вы криптовалюту, криптобиржу, майнинг и прочее, фермы создать… Вместе будем идти этим путём», – заявил Александр Лукашенко айтишникам в октябре 2019 года. Ещё декретом № 8 президент узаконил биржи криптовалют, операторы обмена криптовалют, майнинг, токены и т. п. До 1 января 2023 года операции с токенами освобождены от налога на прибыль и НДС.

В ноябре 2018 года Наблюдательный совет ПВТ утвердил документы, детально регулирующие работу криптовалютной индустрии. При этом Совет заверил, что все компании, которым разрешат работу с криптовалютами, будут обязаны обеспечить систему противодействия отмыванию денежных средств, добытых преступным путём, соответствующую рекомендациям ФАТФ. Сам ПВТ отвечает за проверку владельцев компании, её финансовое состояние, контролирует происхождение активов.

Уже в январе 2019 года компания Currency.com стала первой в Беларуси и первой в СНГ легальной криптобиржей. Инвесторами проекта выступили VP Capital Виктора Прокопени и Larnabel Ventures Саида Гуцериева. По данным компании, по итогам 2019 года оборот биржи превысил USD 1 млрд, число клиентов достигло 100 тысяч.

В июле зарегистрирована вторая криптобиржа – IExchange. Проект запустила компания «Криптотрейд».

В ноябре инвестиционную платформу Finstore.by запустил один из шести системообразующих банков Беларуси – БелВЭБ. На платформе проходят ICO беларусских компаний, среди крупнейших – МАЗ, «Белвест». За четыре месяца на площадке Finstore зарегистрировались 1278 инвесторов, объём привлечённых средств составил более USD 4.1 млн. Площадка заявила о претензиях на роль регионального финансового хаба, привлекающего средства в том числе нерезидентов для последующего инвестирования в проекты, связанные с высокими технологиями и реальным сектором.

Финансовый рынок Беларуси не развит, в Глобальном индексе Finteck 2020 страна заняла 59-ю позицию из 65 стран (к примеру, Литва оказалась на 4-м месте).5 Тем не менее благоприятная правовая среда может помочь Беларуси сделать, наконец, рывок и предложить отечественным и зарубежным инвесторам востребованные финансовые инструменты.

Препятствием для развития Finteck являлся архаичный Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путём, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения». Но с учётом принятых поправок в законе отныне предусмотрена возможность открывать счета через интернет.

Заключение

С началом пандемии COVID-19 аутсорсинговые компании столкнулись с тем, что заказчики, испугавшись последствий кризиса, существенно сократили свои расходы, в том числе на подрядчиков. Коронавирус ускорит процесс переориентации страны с аутсорсинга на продукты. То, что должно было произойти в следующие пять лет, произойдёт в течение 2020 года.

Рост доли продуктовых компаний в ПВТ позволяет рассчитывать, что и вся отрасль сохранит рост даже в условиях глобального замедления экономики. Ведь именно продуктовые компании оказались наиболее устойчивыми в кризис. Многие продукты, которые делаются в Беларуси, показали рост: игры, криптобиржи, приложения для здоровья, онлайн образование. Вне зависимости от продолжительности пандемии, нас ждёт рост запроса на ускорение цифровизации во всех отраслях экономики, в здравоохранении, образовании, торговле.

На фоне перманентных проблем в других отраслях государство, вероятно, начнёт всерьёз воспринимать ИТ-отрасль и ускорит принятие почти год обсуждаемого декрета о ПВТ 3.0, главное в котором – значительное расширение возможностей для ИТ-образования.