Energy Sector: End of the oil and gas rent

Alexander Avtushko-Sikorski

Summary

The events in the energy sector that took place in 2019 clearly showed that the period of external energy subsidies finally came to an end. 2018 was a year of growing uncertainty about supplies of cheap energy commodities from Russia, while 2019 and the beginning of 2020 brought up a completely new energy agenda.

At this stage, the Belarusian oil refining industry is looking for a way to maintain profitability, and the Belarusian government needs a strategy to respond to the termination of the oil and gas rent.

Trends:
Gas

In 2019, Belarus imported 20.261 billion cubic meters of natural gas from Russia, almost the same as in 2018 (20.3 billion). The price also remained almost unchanged: USD 127 against USD 129 per 1,000 m3. At the same time, the difference between the price of Russian gas for Belarus and Europe (at the German border) decreased significantly (Table 1).

  2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
For Belarus, USD per 1,000 m3 165.50 165.50 170.00 144.00 137.00 130.00 129.00 127.00
At the German border, USD per 1,000 m3 435.23 413.30 386.00 268.63 160.63 197.90 269.42 156.00
Difference, USD per 1,000 m3 269.40 247.80 216.00 124.63 24.63 67.90 142.42 29.00
Table 1. Dynamics of prices of Russian gas for Belarus and at the German border, 2012–2019
Source: Belstat1, IMF2, author’s calculations.

The price for Europe decreased primarily due to the abnormally warm winter and, accordingly, the absence of necessity to take gas from storage facilities. As a result, in February 2020, the monthly price of gas dropped by another 30% compared with the average annual price in 2019. Besides, there were plenty of gas suppliers that offered gas to Europe, first of all, suppliers of liquefied gas, including American.

The comparatively low gas prices set for Belarus have been a factor of stability of its economy for years. However, the last contract on stable supplies of Russian gas to Belarus was signed for 2018-2019, and the government had to put forth considerable efforts to enter into a new contract on more favorable terms, which were a matter of discussion at various levels throughout the year. Belarus mostly insisted on the gas price set for the neighboring Smolensk Region of Russia, arguing that the terms should be equal for Union State entities. Belarus considered USD 70–90 per 1,000 m3 a “fair” price.

Theoretically, the gas price for Belarus could be lowered to the price for the Smolensk Region, provided that Belarus agrees to greater integration with Russia, but this is highly unlikely in the foreseeable future given the shrinking export revenues of Russian gas monopolist Gazprom, an increase in the mineral extraction tax in Russia (MET) and, therefore, the impossibility to subsidize domestic gas prices in Russia.

In late 2019, Belarus signed a protocol on a Russian gas pricing procedure for January-February 2020, which was later extended to the end of 2020. The protocol maintains the volume and the price of Russian gas at the level of 2019 (USD 127 per 1,000 m3).

European gas prices continued to fall in early 2020 to USD 104 per 1,000 m3 in February, which prompted the Belarusian authorities to initiate a revision of the operating gas contract in April 2020. It is hard to predict the result of the revision talks until the expiration of the current protocol.

Oil

The year 2019 saw heated debates on crude oil supply terms. The parties failed to reach a long-term agreement as of early 2020.3 Belarus not only sought to maintain the volumes of supplies at a price considerably below the world price, but also demanded compensation for the tax maneuver in the Russian energy sector.

The tax maneuver aims at the gradual zeroing of the export duty on oil products and a simultaneous increase in the mineral extraction tax in Russia. This suggests a much higher oil price for Belarus, which also loses the export duty that it previously kept for itself. As a result, Belarus’ budget loses revenues, and the Belarusian oil refineries, which used relatively cheap Russian oil, lose revenues from the sale of oil products at world prices.

As can be seen from Table 2, the volume of exports of Belarusian oil products refined from Russian oil and export revenues declined last year, among other things, due to a decrease in the difference between the prices of Russian oil (Urals grade) for Belarus and on world markets.

  2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Oil import in physical terms, million metric tons 21.7 22.5 22.9 18.1 18.0 18.2 18.0
Import cost, USD billion 8.188 7.625 5.663 3.475 5.292 6.800 6.580
Oil price, USD per metric ton 386.8 338.9 247.3 192.0 294.0 373.6 365.5
Price of Russian oil on the world market, USD per metric ton 826.9 820.0 720.0 363.9 388.7 513.7 468.5
Oil product export in physical terms, million metric tons 13.56 13.76 16.58 13.00 12.30 11.90 10.50
Oil product export revenue, USD billion 10.15 9.85 6.83 4.04 5.34 6.50 5.20
Oil product price, USD per metric ton 748.76 715.98 403.50 311.00 434.14 546.20 495.23
Table 2. Rates of exports and imports of Russian oil and Belarusian oil products on world markets, 2013–2019.
Source: Belstat, IMF, author’s calculations.

Belarus stated several times in the first months of 2019 that the tax maneuver was inadmissible, and that Russia breached the EEU Treaty. The Belarusian government announced that the country would find alternative sources of oil, to which Russia answered something like “suit yourself.” After that Belarus announced a rise in the tariff for Russian oil transit through its territory.

The economic results of Belarus’ attempts to diversify oil supplies are well illustrated by the attempt to import oil from Venezuela in 2010–2012. More expensive oil became even more expensive due to the haul distance and high transportation costs (Table 3).

  2010 2011 2012
Venezuelan oil price including transportation costs, USD per metric ton 656.00 847.75 939.30
Price of Russian oil for Belarus, USD per metric ton 460.00 459.00 398.00
Price difference, USD per metric ton (Venezuelan minus Russian for Belarus) –196.00 –388.75 –541.30
Table 3. Cost of supplies of Venezuelan oil to Belarus, price difference with supplies of Russian oil, 2010–2012.
Source: Belstat, author’s calculations.

In late April, Belneftekhim reported the supply of Russian substandard oil contaminated with organochlorine compounds through the Belarusian pipelines. Russia first said that it was an incident, and later accused its small oil suppliers of oil theft concealment through diluting oil in the pipeline. However, taking into account the tension caused by Belarus-Russia quarrels over oil supplies, the costly upgrade of the Belarusian oil refineries, dependence of the Belarusian economy on the petrochemical industry and the details of what was happening (organochloride is too expensive to conceal theft), the incident looks more like a deliberate act of sabotage of the Belarusian oil industry. Contaminated oil damaged equipment at the Mozyr refinery and led to suspension of Russian oil supplies to Europe, the export of Belarusian oil products and, accordingly, to a slowdown in the latter’s GDP growth.

The parties held a series of talks at various levels on the terms of further supplies of Russian oil to Belarus, but failed to achieve a positive result. As of the beginning of 2020, Belarus and Russia did not even enter into an annual oil supply agreement, and only coordinated a supply plan. Besides, Russia completely abolished the so-called “customs re-clearance”, which enabled Belarus to keep export duties on 6 million metric tons of Russian oil.

Russia is reluctant to provide Belarus with oil at a reduced price, linking preferential supplies (which the Russian leadership began to call “direct subsidies” to the Belarusian economy) with greater political and economic integration under the Union State Treaty. Intergovernmental ad hoc groups reportedly made an official list of integration roadmaps, but their work came to a standstill by the end of 2019. The events that took place in that period and statements by Belarusian officials made it clear that profound integration by the Russian scenario was impossible, since the price for continued preferential oil supplies is too high.

Russia suspended oil supplies in early 2020, so the Belarusian refineries began to take process oil from “Druzhba” branch pipelines to avoid refinery interruptions. Also, Belarus began to purchase oil from sources alternative to Russia, but the volume remained too low to ensure the full utilization of the refineries’ capacities.

Electric energy and tariff policy

Electricity tariffs in Belarus changed twice in 2019 (in January and July). A new price differentiation scheme was introduced in July: prices were separately set for the peak hours of the day, evening and night.

The base rate increased from BYN 0.1484 to 0.209 per kWh. The difference between the tariffs for households and the real sector significantly decreased by the end of the year compared with previous years: 7.05 U.S. cents for households and 12.31 for the real sector in 2018 against 7.1 and 10.0 cents, respectively in 2019. Although cross-subsidization of electricity tariffs did not fully stop, this was, perhaps, the most noticeable decrease in the difference in the tariffs for households and the real sector in recent years.

A complete abolition of cross-subsidization requires an even greater reduction in tariffs for enterprises and their increase for households. For comparison, there is no cross-subsidization in the neighboring countries of the European Union, where the tariff for households is significantly higher than the tariff for the real sector: 11.90 and 7.32 eurocents (net of taxes and duties), respectively, in Estonia, 11.7 and 7.5 eurocents in Latvia, 8.6 and 7.36 eurocents in Poland, and 7.9 and 7.2 eurocents in Lithuania.

The launch of the first power unit of the Belarusian nuclear power plant, which was initially scheduled for the autumn of 2019, was postponed to the first quarter of 2020 and then to July 2020 due to delays caused by the COVID-19 pandemic. Other important changes regarding the NPP operation primarily concerned the electricity sales markets. Estonia, Latvia and Ukraine made purely declarative statements on the possibility of procurement of electric energy to be generated by the Belarusian NPP.

Conclusion

The year 2020 will be hard for the Belarusian economy due to a sharp reduction in the difference between oil and gas prices for the region and Belarus, as budget revenues fall caused by a decrease in export duties and the abolition of the customs re-clearance scheme. A decrease in profitability of the Belarusian oil refineries will produce a multiplier effect on related industries in addition to export and import shocks of 2020 and subsequent production and employment problems.

The Belarusian energy sector is mainly affected by a global decline in prices of oil and oil products, the coronavirus pandemic and foreign policy hardships, first of all Russia’s unwillingness to continue oil subsidies to Belarus without deep integration against the backdrop of increasing problems in the Russian economy.

Belarus tried to diversify oil supplies in early 2020, but the terms will undoubtedly be much less beneficial, as evidenced by the import of Venezuelan oil.

Belarus will grab the opportunity to procure the required amount oil at low prices for a while in 2020 and demonstrate Russia its ability to diversify oil imports. However, favorable supply opportunities will hardly last long. By the end of 2020, Belarus may achieve a compromise short-term agreement with Russia on oil supplies at a price higher than before, but lower than it could be.

It would be the best choice for Belarus to continue diversifying supplies and build infrastructure. Belarus can pump oil from Poland in the reverse mode, which is technically possible, modernize the pipeline that runs from Latvia, accelerate the upgrade of the oil refineries, connect them with a pipeline, and cut oil purchases to maintain profitability of the oil refining sector, because the current volumes purchased for processing are impractical due to high logistics costs.

Belarus was rightly called a “rentier” given its dependence on Russian oil and gas, which, in many respects, secured stability of the political regime. However, the relative stability of preferential supplies distracted from considering the prospects for the political regime, taking into account the peculiarities of its ‘financing.’ In fact, the oil and gas rent shock that occurred in 2019 and early 2020 makes Belarus some kind of a late-rentier state, in which the rent generation infrastructure (not only physical) becomes an infrastructure for supporting development and diversification of the economy as a result of changes in the behavior of the political regime following a number of economic shocks and growing socio-economic contradictions within the country.4

Энергетический сектор: конец ресурсного государства-рантье

Александр Автушко-Сикорский

Резюме

В 2019 году события в энергетической сфере закрепили тенденцию, отчётливо проявившуюся несколькими годами ранее, и окончательно определили завершение эпохи внешних энергетических субсидий как свершившийся факт. Если 2018 год явился периодом нарастающей неопределённости в вопросах поставок дешёвых энергоносителей из России, то события 2019-го и начала 2020 года сформировали совершенно новую повестку дня для беларусской энергетики.

В настоящее время перед беларусской нефтеперерабатывающей отраслью остро встаёт вопрос обеспечения собственной рентабельности, а перед беларусскими властями – вопрос о том, чем или как компенсировать утраченную энергетическую ренту.

Тенденции:
Газ

В 2019 году Беларусь импортировала 20.261 млрд м3 природного газа из России, что практически соответствует уровню 2018 года (20.3 млрд м3). Цена природного газа также осталась практически неизменной, снизившись лишь незначительно – соотв. USD 127 vs 129 за 1000 м3. Вместе с тем существенно снизилась ценовая разница между стоимостью российского природного газа для Беларуси и Европы, измеряемая по показателю средней цены на границе с Германией (табл. 1).

  2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Цена российского газа для Беларуси, USD/1000 м3 165.50 165.50 170.00 144.00 137.00 130.00 129.00 127.00
Средняя цена российского газа на границе с Германией, USD/1000 м3 435.23 413.30 386.00 268.63 160.63 197.90 269.42 156.00
Разница в цене, USD/1000 м3 269.40 247.80 216.00 124.63 24.63 67.90 142.42 29.00
Таблица 1. Динамика цен на российский газ для Беларуси и на границе с Германией, 2012–2019 гг.
Источник: Белстат1, МВФ2, собственные расчёты.

Снижению цены на российский природный газ в Европе в первую очередь способствовала аномально тёплая зима, практически исключившая необходимость отбора газа из хранилищ. В результате в феврале 2020 года месячная цена природного газа опустилась ещё на 30% в сравнении со среднегодовой ценой 2019 года. Ещё одним фактором снижения средней цены на газ в Европе явился избыток предложения со стороны поставщиков газа, в первую очередь со стороны поставщиков сжиженного природного газа (в том числе из США).

Низкая в сравнении с европейской цена на природный газ долгие годы выступала одним из факторов устойчивости беларусской экономики. Между тем последний стабильный контракт на поставку газа из России в Беларусь заключён на период 2018–2019 годы, что потребовало от беларусской стороны усиленных действий по заключению нового контракта на более выгодных условиях. Обсуждение этих условий происходило на протяжении всего года в ходе встреч на разных уровнях. Аргументы беларусской стороны главным образом сводились к необходимости уравнивания цены на газ для Беларуси с ценой газа для Смоленской области в рамках Союзного государства. В качестве «справедливой» называлась цена в USD 70–90 за 1000 м3.

Хотя снижение цены на газ для Беларуси до уровня Смоленской области теоретически возможно при более глубоком уровне интеграции с Россией, в видимой перспективе оно вряд ли реализуемо ввиду падения экспортных доходов ГАЗПРОМА, роста налога на добычу полезных ископаемых в России (НДПИ) и, соответственно, невозможности субсидировать внутренние цены на газ со стороны российского газового монополиста.

На исходе 2019 года Беларусь всё же подписала протокол о порядке формирования цен на российский газ на январь-февраль 2020 года, действие которого чуть позже было продлено до конца 2020 года. Протокол сохраняет объёмы поставок и цену на российский газ на уровне 2019 года (USD 127 за 1000 м3).

При этом, следует отметить, в начале 2020 года европейские цены на природный газ продолжили падение, опустившись в феврале до уровня в USD 104 за 1000 м3, что побудило беларусскую сторону в апреле 2020 года инициировать пересмотр существующего газового соглашения. Перспективы такого пересмотра остаются туманными до окончания срока действия текущего протокола.

Нефть

2019 год отмечен значительным ростом противоречий между руководством России и Беларуси по поводу условий поставок нефти, что в итоге привело к отсутствию долгосрочного контракта по состоянию на начало 2020 года.3 Позиция беларусской стороны заключается не только в необходимости сохранения объёмов поставок нефти по цене значительно ниже мировой, но и во внедрении механизма компенсации проводимого в российском энергетическом секторе налогового манёвра.

Налоговый манёвр подразумевает снижение и, в итоге, обнуление экспортной пошлины на нефтепродукты с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых в России. Завершение налогового манёвра означает значительное увеличение для Беларуси цены на поставляемую из России нефть без возможности оставлять в беларусском бюджете экспортную пошлину, как это происходило ранее. В результате существенно снижаются поступления в беларусский бюджет, равно как и прибыльность беларусской нефтепереработки, долгое время существовавшей в условиях доступа к относительно дешёвой российской нефти и продажи полученных из неё нефтепродуктов по мировым ценам.

Как видно из данных табл. 2, объём экспорта беларусских нефтепродуктов, переработанных из российской нефти, и доходы от экспорта в прошедшем году снизились. Этому сопутствовало снижение ценовой разницы российской нефти (сорта Urals) для Беларуси и на мировых рынках.

  2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Физический объём импорта нефти, млн т 21.7 22.5 22.9 18.1 18.0 18.2 18.0
Стоимость импорта, USD млрд 8.188 7.625 5.663 3.475 5.292 6.800 6.580
Стоимость нефти, USD/т 386.8 338.9 247.3 192.0 294.0 373.6 365.5
Стоимость российской нефти на мировом рынке, USD/т 826.9 820.0 720.0 363.9 388.7 513.7 468.5
Физический объём экспорта нефтепродуктов, млн т 13.56 13.76 16.58 13.00 12.30 11.90 10.50
Выручка от импорта нефтепродуктов, USD млрд 10.15 9.85 6.83 4.04 5.34 6.50 5.20
Стоимость нефтепродуктов, USD/т 748.76 715.98 403.50 311.00 434.14 546.20 495.23
Таблица 2. Показатели экспорта/импорта российской нефти и беларусских нефтепродуктов на мировые рынки, 2013–2019 гг.
Источник: Белстат, МВФ, собственные расчёты.

В течение первых месяцев 2019 года беларусская сторона несколько раз заявляла о недопустимости проведения налогового манёвра и о нарушении российской стороной договора ЕАЭС. Ответ российской стороны на последующие заявления беларусского руководства о планах изыскать альтернативные поставки нефти можно свести к ёмкому «хотите – ищите», после чего Беларусь заявила о планах поднять тариф на транзит российской нефти по своей территории.

Экономические итоги попыток диверсификации поставок нефти хорошо иллюстрируются случаем 2010–2012 годов, когда Беларусь пробовала импортировать нефть из Венесуэлы. В итоге более дорогая нефть становится ещё дороже ввиду длинного транспортного плеча и стоимости транспортировки (табл. 3).

  2010 2011 2012
Цена венесуэльской нефти с учётом транспортировки, USD/т 656.00 847.75 939.30
Цена российской нефти для Беларуси, USD/т 460.00 459.00 398.00
Дельта в цене, USD/т (венесуэльская минус российская для Беларуси) –196.00 –388.75 –541.30
Таблица 3. Стоимость поставок венесуэльской нефти в Беларусь, разница в цене с поставками российской нефти, 2010–2012 гг.
Источник: Белстат, собственные расчёты.

В конце апреля концерн «Белнефтехим» начал докладывать о поступлении в беларусские нефтепроводы российской нефти с повышенным содержанием хлорорганики. Это крупнейшее загрязнение сначала объяснялось российской стороной как непреднамеренное, а позднее – как преднамеренное (сокрытие хищения нефти из трубопровода со стороны мелких поставщиков нефти). Однако с учётом фона (напряжённость в двусторонних отношениях из-за поставок нефти, дорогостоящая модернизация НПЗ, зависимость беларусской экономики от нефтехимического сектора) и деталей происходящего (использование хлорорганики для сокрытия хищения – дорогостоящая затея), инцидент напоминал скорее целенаправленную диверсию в отношении беларусской нефтянки. Загрязнение нефти привело к порче оборудования на Мозырском НПЗ, приостановке прокачки российской нефти в Европу, а также экспорта беларусских нефтепродуктов и, как результат – к замедлению роста ВВП.

В течение года стороны провели серию переговоров на различных уровнях по условиям дальнейших поставок российской нефти в Беларусь. Переговоры, однако, не дали положительного результата: по состоянию на начало 2020 года, Беларусь и Россия не подписали даже годового соглашения на поставку нефти (согласован только индикативный баланс). Кроме того, российская сторона полностью отменила механизм так называемой «перетаможки», позволяющий Беларуси зачислять в бюджет экспортные пошлины от 6 млн т российской нефти.

Основанием для нежелания российской стороны заключать договор с Беларусью на поставку нефти по сниженной цене является увязка льготных поставок (которые российское руководство всё чаще именует прямым субсидированием беларусской экономики) с вопросом углубления политической и экономической интеграции России и Беларуси в рамках Договора о Союзном государстве. Хотя в рамках межправительственных групп началась работа по углублению интеграции, также, по сообщениям из официальных источников, подготовлен итоговый список дорожных карт интеграции, к концу 2019 года работа по разработке документов застопорилась. Сопутствующие события и заявления беларусских чиновников сделали очевидным тот факт, что углубление интеграции в том виде, в котором его требует российская сторона, невозможно: слишком высока цена за продолжение льготных поставок нефти.

В начале 2020 года, ввиду отсутствия поставок российской нефти, беларусские НПЗ начали отбирать технологическую нефть из ответвлений от магистрального трубопровода «Дружба» для обеспечения горячей циркуляции заводов. После чего Беларусь приступила к закупке нефти из альтернативных источников, объём которых, однако, не позволяет обеспечить загрузку НПЗ для работы в оптимальном режиме.

Электроэнергия и тарифная политика

В 2019 году тарифы на электроэнергию в Беларуси изменялись дважды – в январе и июле. При этом в июле была введена новая система дифференциации стоимости электроэнергии по временным периодам в течение дня: днём, вечером и ночью.

В 2019 году базовый тариф вырос с BYN 0.1484 до 0.209 за киловатт-час. Разница между тарифом для населения и реального сектора по итогам года значительно снизилась в сравнении с предыдущими годами. Если в 2018 году тарифы на электроэнергию для населения и реального сектора составляли 7.05 и 12.31 долларового цента соответственно, то в 2019 году – 7.1 и 10.0 центов. Хотя полного отхода от перекрёстного субсидирования тарифов на электроэнергию не произошло, такая динамика является едва ли не самым заметным снижением в разнице тарифов для населения и реального сектора за последние годы.

Тем не менее полный отход от перекрёстного субсидирования требует ещё большего снижения тарифов для предприятий и их роста для населения. Для сравнения, в близлежащих странах-участницах Европейского Союза, где перекрёстное субсидирование отсутствует, тариф для населения значительно превышает тариф для реального сектора и составляет (за вычетом налогов и сборов) в Эстонии 11.90 и 7.32 евроцента для населения и реального сектора соответственно, в Латвии – 11.7 и 7.5 евроцента, в Польше – 8.6 и 7.36 евроцента, в Литве – 7.9 и 7.2 евроцента.

Запуск первого энергоблока Беларусской АЭС, запланированный на осень 2019 года, был перенесён на первый квартал 2020 года, позднее – на июль 2020 года вследствие задержек, вызванных развитием эпидемии SARS-CoV-2. Другие важные изменения относительно функционирования атомной станции касались в первую очередь рынков сбыта электроэнергии и ограничивались декларативными заявлениями государственных органов Эстонии, Латвии и Украины о потенциальной возможности закупки производимой станцией электроэнергии.

Заключение

Для беларусской экономики 2020 год будет особенно сложным по причине резкого сокращения разницы между ценами на нефть и газ для региона и Беларуси, выпадения бюджетных доходов вследствие снижения объёмов экспортной пошлины и отмены механизма «перетаможки». Снижение доходности беларусской нефтепереработки окажет мультипликативный эффект на смежные отрасли, к которому в 2020 году добавятся шоки экспорта/импорта с последующими проблемами для выпуска и обеспечения занятости населения.

Основными факторами, влияющими на развитие беларусского энергетического сектора, являются мировое снижение цен на нефть и нефтепродукты на фоне эпидемии SARS-CoV-2 и внешнеполитические обстоятельства. В первую очередь, речь идёт о нежелании российской стороны продолжать льготный экспорт нефти в Беларусь без углубления интеграции при одновременном нарастании проблем в российской экономике.

Хотя в начале 2020 года Беларусь предприняла попытки диверсификации импорта нефти, условия её поставок однозначно не будут настолько же выгодными, как поставки нефти из России (см. выше случай с Венесуэлой).

В 2020 году динамика цен на нефть, вероятно, позволит Беларуси «добрать» необходимые объёмы без существенных потерь (и продемонстрировать российской стороне способность диверсифицировать импорт нефти). В то же время в долгосрочной перспективе обеспечить благоприятные условия поставок, сравнимые с прежними, вряд ли получится. Некоторая компромиссная краткосрочная договорённость по поставкам российской нефти в Беларусь («дороже, чем раньше, но дешевле, чем могло бы быть»), возможно, будет достигнута к концу 2020 года.

Для самой Беларуси оптимальным выбором явилось бы продолжение работы по диверсификации поставок и обеспечению инфраструктуры (техническая возможность нефтяного реверса из Польши, модернизация нитки нефтепровода из Латвии, ускорение модернизации НПЗ, соединение двух НПЗ трубопроводом), а также снижение объёмов закупок нефти для поддержания рентабельности нефтепереработки, поскольку в условиях дорожающей нефти переработка нынешних объёмов нецелесообразна ввиду особенностей географии экспорта нефтепродуктов.

Зависимость беларусской экономики (и устойчивости политического режима) от условий поставок российских нефти и газа позволяла и стимулировала применять к политическому режиму в Беларуси термин «ресурсного государства-рантье». В то же время относительная устойчивость этих условий отвлекала от рассмотрения перспектив развития политического режима с учётом особенностей его «финансирования». Фактически же «шок» ресурсной ренты, произошедший в 2019-м – начале 2020 года, открывает перспективу перехода Беларуси к тому, что условно можно рассматривать как стадию «позднего государства-рантье». В таком государстве инфраструктура (не только физическая) генерирования ренты становится инфраструктурой поддержки развития и диверсификации экономики как следствие изменения поведения политического режима в результате ряда экономических шоков и нарастания социально-экономических противоречий внутри страны.4