Labor Market Contraction

Vladimir Akulich

Summary

The ageing of the population, emigration of workforce, complicated administration and significant expenses associated with the hiring of foreigners reduce supply in the labor market. A decline in the working-age population and, accordingly, in the number of the employed is becoming a factor that constrains economic growth and opportunities for preventing stagnation.

Trends:
Population and workforce

Belarus’ population continues to decline. Over the past three decades, the population decline rate reached 8.0% (781,000 people): 24% in the 1990s, 64.0% in the 2000s and 12.0% in the 2010s, which means that the decline has slowed down.

According to the most recent census, Belarus’ population totaled 9,413,000 people as of October 4, 2019. The natural decline in the population continued: minus 33,000 people in 2019 to the psychological milestone of 9,408,400 as of the end of 2019.

Belarus remains almost the most sparsely populated country in Europe (129th in the world in terms of population density). Apart from Minsk, which accounts for 0.3% of the total area of the country, the population density in the remaining territory stands at 35 people per km2 (139th in the world). For comparison, with such density in neighboring Poland, Belarus would number 25 million people.

President Lukashenko said in 2017 that 20 million would be the ideal population size for Belarus, at least 15 million would be OK for starters.1 However, despite all incentives aimed at stimulating the birth rate, the number of children born in 2019 was minimal since the end of the World War II.

Over the past three years, the number of newborns decreased by 25% to 87,600 in 2019 against 117,800 in 2016 basically due to a decrease in the number of women in their childbearing years, especially in rural areas. The age-specific birth rates declined, but they are still higher compared with the 1990s and 2000s in all age groups, except for urban women aged 20 to 24.

The natural (for a highly urbanized country) ageing of the population is exacerbated by the outflow of the youth. This leads to a decrease in the working-age population (5.3 million in 2019 against 5.8 million in 2009). The situation is smoothed somewhatby the ongoing gradual increase in the retirement age, as well as the high rate of employment of the working-age population, which rose in recent years (80.9% in 2016; 83.4% in 2019).

Around 1.4 million people of employable age stay beyond the national labor market. This includes home keepers (98,000 in 2018) and Belarusian nationals employed outside the country (127,000 in 2018). At the same time, 0.4 million people at the age below and above the employable age are present on the labor market. In 2019, Belarus numbered 4.3 million people employed in the national economy (4.6 million in 2009).

The government is trying to compensate the decrease in the number of the employed by increasing the share of the employed working age population. Decree No. 3 ‘On Prevention of Social Parasitism’ (2015) pursued this particular goal. “At least 300,000 people who do not work today must be forced to work,” the president said.2

The number of working-age students without side jobs has decreased by one-third over the past 15 years from 612,000 (100 per 1,000 working-age population) in 2004 to 395,000 (70 per 1,000) in 2018 (see Figure 1).

Figure 1. Number of students without side jobs in 2003–2018, thousand people

Every year, the Labor Ministry conducts research to find out the trades in demand in the domestic market and then, based on the findings, the Education Ministry determines the sizes of enrolment. Given the economic stagnation of the past decade, which turns into a recession once in a while, and the increasing share of raw materials and low-tech goods in national output, demand for workforce mirrors these processes. Enrolment targets tend to decrease, especially in universities.

Private universities continue to be closed. The law on deferments issued in 2019 reduced the number of deferments from military service, which may be granted to a university student for uninterrupted education, to just one.

Attempts to stimulate the birth rate wash out a significant part of the workforce from the market, as the country has one of the world’s longest parental leave terms (3 years). There were 148,000 people on parental leave on average in 2005, and their number reached 345,000 in 2016–2019 (99% of them were women). According to BEROC Economic Research Center, “a reduction in the parental leave by one year can increase GDP by 1.3% through a direct increase in employment, and another 1.4% through the preservation of the human capital of those on leave.”3

Employment

Belarus’ GDP depends not only on investment and factor productivity, but also on the number of the employed. This number reached an all-time low of 4,330,000 in 2019. Enterprises fired 736,000 people and hired 690,000 (minus 46,000). The layoffs were mainly observed in the production sector. The number of workers decreased by 19,000 people (on a net basis) in the industrial sector, by 11,000 in agriculture, and by 6,000 in construction. Some trades in the service sector thus showed a certain increase. IT companies reported an increase by 4,000 workers, healthcare by 600 and trade by 500.4

The dynamics of the number of part-time employees and/or those placed on leave by employers indicates that the labor market has recovered after the 2014–2016 recession (Figure 2). Therefore, the decline in employment cannot be attributed to the weakness of the economy. This is rather about the shrinking demographics and insufficient flexibility when it comes to taking measures to overcome this situation, first of all the hiring of foreign workers.

Figure 2. Number of part-time employees and those on forced leave in 2010–2019, thousand people

Amendments to the law on external labor migration were made in 2016 to protect the domestic labor market during a recession. According to the law, employers must make contributions to the Social Protection Fund for each foreign worker, provide medical insurance, and obtain the Labor Ministry’s permission to hire a foreign worker, if the work cannot be performed by a Belarusian national. The recession ended, but the restrictions remained in force.

20,800 foreigners were hired in Belarus in 2019 (up 13% from 2018). According to the Russian Ministry of the Interior, 163,400 Belarusians found jobs in Russia (a 21% year-on-year increase). Eurostat reported that over 100,000 Belarusians were employed in the EU, while Belstat reported 127,000 Belarusians employed there in 2018 (up 3-fold from 2015).

The balance of payments data also indicates that the outflow of labor force from Belarus is increasing. In 2019, those employed outside the country transferred USD 490 million to Belarus (up 11% from 2016). Labor migrants were paid USD 448 million in wages (up 43% from 2016).

Head of the Labor Ministry’s Employment Policy Department Oleg Tokun said that “in 2016-2017, the situation dictated the need to set a limit on the employment of foreigners to protect the rights of Belarusian citizens.”5 He said the situation had changed, though. “As demand for workforce is growing, and the number of the unemployed is reducing, perhaps, we could relax the restrictions on the hiring of foreign workers,” he said.

Household incomes and living standards

Over-consumption is back after the 2014–2016 recession. The growth rates of real wages and real disposable incomes of households outstrip the growth rates of GDP and labor productivity. In 2017–2019, real wages rose by 29.8% and real disposable incomes went up by 17.5%, while GDP only grew by 6.9% and labor productivity by 8.8%.

However, the data on the growth rate of wages and household incomes are overstated, because the index of consumer prices regulated by the state does not fully reflect inflation. There are two alternative indicators of inflation: the consumer price index (CPI) and the GDP deflator index. The CPI overstates the inflation rate a little, while the GDP deflator index understates it.

It is vice versa in Belarus. The GDP deflator index increased 20% in 2017-2019, while the CPI went up 15.6%. Over the past three years, the CPI growth rate was below the growth rate of price indices in industry, construction, transport and other most important sectors of the economy, i.e. the impulses of price growth in these sectors did not reach the consumer market. When real GDP is calculated, sectoral indices and CPI are used, whereas only an understated CPI is used to calculate real wages and household incomes, which means that the growth rates of wages and incomes are overstated. On the plus side, the imbalance between the growth rate of wages and labor productivity is not as large as statistics show.

The living standards and the purchasing power of the population are more accurately characterized by average median incomes. In 2019, the average resident of Belarus (including children) had an income of BYN 501 per month, or BYN 17 per day (USD 8) (Figure 3). Given that the prices of many consumer goods in Belarus are comparable with prices in Poland, Lithuania and other EU countries, we can speak about a relatively low level of purchasing power. Every tenth family with two children (9.8%) and every fourth family with three children (24.3%) has an average disposable income per capita below the subsistence wage, even if state support was provided (the calculated subsistence wage stood at BYN 235).

Figure 3. Median average monthly disposable income per capita (in 4Q19 prices) in 2010–2019

Most workers have not noticed the 30% increase in real wages over the past three years. Material deprivation of households even increased 2019 to compare with 2016. Material deprivation refers to the inability for individuals or households to afford those consumption goods and activities that are typical in a society at a given point in time. There is not enough money to buy meat and fish, winter clothing, footwear, a washing machine, furniture, medicines, fuel for heating homes, fruits and toys for children, to pay utility and telecom bills, and cover unforeseen expenses in the amount of BYN 100.

In 2019, 51% of Belarusian households experienced at least one material deprivation (43% in 2016); 3.7% experienced four or more deprivations (2.1% in 2016); 27% of families could not afford to put aside even BYN 100 for rainy day (28% in 2018); 39% could not replace worn-out furniture in their homes (26% in 2018); 6-8% were not able to regularly buy fruits and children’s toys (6-7% in 2018).

Unemployment

The unemployment rate fell in 2019 to 4.2%, the lowest average of recent years. The registered unemployment rate dropped to 0.2%, which is also the lowest point (Figure 4).

Figure 4. Unemployment rate in Belarus

The number of the officially registered unemployed has been declining for four years in a row to the all-time low of 8,800 as of the end of 2019 (Figure 5). The number of job openings thus increased to 83,600 (21 per employee). The number of persons who apply for assistance to the employment and social protection authorities has decreased significantly from 240,000 on average in 2013–2017, to 200,000 in 2018 and 180,000 in 2019.

Figure 5. Workforce supply and demand on the state labor exchange (as of the end of the year) in 2010–2019

At the same time, the most popular rabota.tut.by job vacancy website shows the opposite dynamics. In 2018, the number of resumes posted there increased by 13,200 (8%) against 12,400 (7%) in 2019 (Figure 6).

Figure 6. Dynamics of resumes and job openings posted on rabota.tut.by, %

As many as 180,000 resumes were posted on rabota.tut.by in 2019. The resume/vacancy ratio increased to 7.1 (7.8 in the first quarter of 2020, 6.4 in 2018). The number of resumes posted on similar sites (praca.by, belmeta.com, vakantno.by, jobs.dev.by, gorodrabot.by, joblab.by, trud.com, etc.) also increased in the past two years.

Judging by the ratio of registered and actual unemployment, the proportion of those who addressed employment agencies made up 4% in 2019 (15% in 2015–2016) or, perhaps, even less. Similar ratios of registered and actual unemployment are observed in some regions of Russia, which have data of opinion polls in addition to official statistics. For instance, in 2017, the unemployment rate in the Belgorod Region of Russia was at 3.8% according to the ILO methodology, the rate of registered unemployment being 0.68%, and the percentage of people applying to employment agencies according to an opinion poll was at 0.7%.6

This by no means indicates the uselessness of state employment services or their ineffectiveness. “The number of applicants does not largely depend on the agencies’ efforts,” says Vladimir Gimpelson, Director of the Center for Labor Market Studies at the Higher School of Economics.7 Among other things, it depends on the size of the unemployment benefit, which is set by the government, rather than the agencies.

It is worth noting that state employment agencies mostly offer low-paid jobs at state-run enterprises (65%) with wages at or below BYN 500, whereas rabota.tut.by assists white-collar workers and specialists with higher salaries in private companies. Usually, people try to find jobs on their own through acquaintances and ads, and by posting resumes on social media and on sites like rabota.tut.by, and only contact an employment agency if all previous attempts have failed.

The Ministry of Labor certainly understands that the algorithms of communication with those who seek employment agencies’ assistance should be reconsidered in order to increase their efficiency.8 2019 saw an innovation–electronic job fairs organized jointly with the Swedish Public Employment Service. The fairs are held several times a year for 3-5 days on e-vacancy.by.

Conclusion

The shortage of personnel in the labor market and the imbalance between workforce supply and demand will decrease in the coming years because of a decrease in labor demand and an increase in unemployment under the influence of the COVID-19 pandemic in Belarus and the countries that are its main trading partners. The disproportion between wage growth rates and labor productivity in relation to GDP is expected to decrease for the same reason.

It was planned that Belarusian nationals, who are not registered as being employed, would pay the full price of natural gas and heat to be supplied to households from May 1, 2020. If the government will not postpone or cancel this, an increase in social tension and local protests is quite possible.

The labor market is likely to see a further contraction in the next two years. The twenty-year demographic transition in Belarus will not end before the mid-2020s. Until then, the ageing of the population will continue at the same pace as in the previous 15 years, and then this pace will slow down a bit.

The outflow of the working-age population will increase. The Belarusian economy is less prepared to deal with the impact of the COVID-19 pandemic than the countries that provide jobs to Belarusians (Russia, Lithuania, Poland, etc.). As a result, the wage gap will get wider.

The number of foreign labor migrants in Belarus will not change significantly and will not be able to compensate for the outflow of workforce from the country. The migration policy is based on security, rather than economic interests. The Interior Ministry dominates over the Labor Ministry and other agencies in this respect. It will take years for economists to prevail when it comes to migration policies, and a paradigm change to take place.

Рынок труда сжимается

Владимир Акулич

Резюме

Старение населения, эмиграция граждан трудоспособного возраста, сложное администрирование и значительные расходы при приёме иностранцев на работу снижают предложение рабочей силы на рынке труда. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и, соответственно, занятых становится всё более значимым сдерживающим фактором для экономического роста и избегания стагнационного развития.

Тенденции:
Население и трудовые ресурсы

Численность населения Беларуси продолжает сокращаться. За последние 30 лет число жителей сократилось на 781 тыс. чел., или на 8.0%. По десятилетиям вклад в это снижение составил: 1990-е – 24%, 2000-е – 64%, 2010-е – 12%. Таким образом, темп снижения замедлился.

В 2019 году в Беларуси проводилась перепись населения. По итогам переписи (по состоянию на 4 октября 2019 года) его численность составила 9413 тыс. чел. Продолжилась естественная убыль – минус 33 тыс. чел. в 2019 году. На конец 2019 года численность населения подобралась к очередному психологическому рубежу в 9.4 млн (9408.4 тыс. чел.).

Беларусь остаётся едва ли не самой редконаселённой страной в Европе (129-е место в мире по плотности населения). Если не считать Минска, площадь которого составляет 0.3% страны, то плотность населения на оставшейся территории равна 35 чел./км2 (139-е место в мире). Если бы плотность населения в Беларуси фиксировалась на уровне соседней Польши, то численность составила бы 25 млн чел.

В 2017 году глава государства заявлял, что идеальной численностью населения Беларуси можно считать 20 млн чел., но для начала нужно достичь 15 млн чел.1 Однако, несмотря на все предпринимаемые меры по стимулированию рождаемости, в 2019 году на свет появилось минимальное число детей с момента окончания Второй мировой войны.

За три года число новорождённых сократилось на 25% (в 2019 году родилось 87.6 тыс., в 2016 году – 117.8 тыс.). Главная причина – снижение численности женщин в детородном возрасте, особенно в сельской местности. За последние три года возрастные коэффициенты рождаемости снизились, однако для всех возрастных групп (за исключением городских женщин в возрасте 20–24 года) они по-прежнему выше по сравнению с 1990-ми и 2000-ми годами.

Естественный (для высоко урбанизированной страны) процесс старения населения усугубляется оттоком молодёжи. Это приводит к снижению численности населения в трудоспособном возрасте (в 2019 году – 5.3 млн чел., в 2009 году – 5.8 млн чел.). Ситуацию несколько спасает продолжающееся постепенное повышение пенсионного возраста, а также высокий уровень занятости населения в трудоспособном возрасте, который за последние годы увеличился (в 2016 году – 80.9%, в 2019 году – 83.4%).

На национальном рынке труда не представлены примерно 1.4 млн чел. в трудоспособном возрасте. В том числе лица, ведущие домашнее хозяйство (в 2018 году – 98 тыс. чел.), а также граждане Беларуси, работающие за границей (в 2018 году – 127 тыс. чел.). При этом 0.4 млн чел. младше и старше трудоспособного возраста, наоборот, присутствуют на рынке труда. Таким образом, в 2019 году число занятых в экономике Беларуси составило 4.3 млн чел. (в 2009 году – 4.6 млн чел.).

Власти пытаются компенсировать снижение числа занятых через повышение доли занятого населения в трудоспособном возрасте. На это был направлен декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (2015 год). Глава государства заявлял: «Как минимум 300 тысяч неработающих людей надо заставить работать. Вот и вся идеология».2

За последние 15 лет на треть сократилось количество граждан в трудоспособном возрасте, которые обучаются в учреждениях образования и не совмещают обучение с трудовой деятельностью. Если в 2004 году насчитывалось 612 тыс. студентов (100 чел. на 1 тыс. чел. в трудоспособном возрасте), то в 2018 году – 395 тысяч (70 чел. на 1 тыс. чел.) (рис. 1).

Рис. 1. Динамика числа обучающихся в учреждениях образования, не совмещающих обучение с трудовой деятельностью, в 2003–2018 гг., тыс. чел.

Ежегодно министерство труда изучает потребности экономики в кадрах и отдельных специальностях, а затем на основе этих сведений министерство образования определяет контрольные цифры приёма и доводит их до учебных заведений. Поскольку экономика в последние 10 лет находится в состоянии стагнации, временами переходящей в рецессию, а в структуре производства увеличивается доля сырьевых и низко технологичных товаров, то и спрос на трудовые ресурсы зеркально отражает эти процессы. Контрольные цифры приёма для учебных заведений имеют тенденцию к снижению, особенно для университетов.

Продолжается политика постепенного закрытия частных вузов. В 2019 году принят закон, который ужесточает получение отсрочки для службы в армии ввиду обучения в учреждениях образования.

Попытки стимулировать рождаемость при наличии одного из самых продолжительных в мире декретных отпусков (3 года) вымывают с рынка труда значительную часть трудовых ресурсов. Если в 2005 году в отпуске по уходу за ребёнком находились 148 тыс. чел., то в 2016–2019 годах – в среднем 345 тыс. чел. (99% из которых женщины). По расчётам аналитиков BEROC, «сокращение отпуска по уходу за ребёнком на один год может дать 1.3% прироста ВВП за счёт прямого увеличения занятости и ещё 1.4% − за счёт сохранения человеческого капитала тех, кто будет уходить в такой отпуск».3

Занятость трудовых ресурсов

ВВП страны зависит не только от объёма вложенного капитала и уровня производительности факторов производства, но также и от численности занятых работников в экономике.

В 2019 году эта численность установила новый минимум – 4330 тыс. чел. С предприятий уволено 736 тыс. чел., принято – 690 тыс. чел. (отрицательное сальдо – 46 тыс. чел.). Сокращения коснулись в основном сферы производства. В промышленности на чистой основе количество работников сократилось на 19 тыс., в сельском хозяйстве – на 11 тыс., строительстве – на 6 тыс. чел. В сфере услуг по отдельным видам деятельности, наоборот, наблюдался прирост. В ИТ-секторе число работников приросло на 4 тыс., в здравоохранении – на 0.6 тыс., торговле – на 0.5 тысяч.4

Динамика численности работников, которые работали неполное рабочее время и/или которым предоставлялись отпуска по инициативе нанимателя, свидетельствует о том, что рынок труда восстановился после рецессии 2014–2016 годов (рис. 2). Поэтому сокращение занятости нельзя объяснить слабостью экономики. Скорее это можно объяснить складывающейся неблагоприятной демографической ситуацией и недостаточной гибкостью в принятии мер, направленных на преодоление этой ситуации. Прежде всего, речь идёт о привлечения иностранной рабочей силы.

Рис. 2. Динамика численности работников, которые находились в вынужденных отпусках и работали неполное время, в 2010–2019 гг., тыс. чел.

В 2016 году были приняты поправки к закону «О внешней трудовой миграции», направленные на защиту рынка труда от иностранных работников в условиях рецессии. Закон обязывал работодателя делать на иностранного работника отчисления в ФСЗН, оплачивать ему медицинскую страховку, брать разрешение на его трудоустройство в Минтруда, которое можно получить в случае, если на данную вакансию не удалось трудоустроить гражданина Беларуси. Рецессия закончилась, а ограничительные меры остались.

В 2019 году в Беларусь для занятия трудовой деятельностью прибыло 20.8 тыс. иностранцев (плюс 13% к 2018 году). При этом только в Россию (по данным российского МВД) въехали для работы 163.4 тыс. беларусов (плюс 21% к 2018 году). Ежегодно, по данным Евростата, более 100 тыс. беларусов трудятся в странах Евросоюза. По данным Белстата, в 2018 году за границей работали 127 тыс. чел. (или в 3 раза больше по сравнению с 2015 годом).

Данные платёжного баланса также свидетельствуют о том, что отток рабочей силы из Беларуси усиливается. В 2019 году денежные переводы от работающих за границей составили USD 490 млн (плюс 11% к 2016 году), а чистая оплата труда, полученная трудовыми мигрантами, – USD 448 млн (плюс 43% к 2016 году).

По мнению начальника управления политики занятости Минтруда Олега Токуна, «в 2016–2017 годах ситуация диктовала необходимость серьёзно ограничивать приём на работу иностранцев, защищая права наших граждан».5 Но сейчас, считает специалист, ситуация изменилась: «Поскольку растёт спрос на рабочую силу, а безработных становится меньше, возможно, мы могли бы смягчить требования к допуску иностранной рабочей силы на рынок труда».

Доходы населения и уровень жизни

После рецессии 2014–2016 годов снова вернулась практика сверхпотребления. Темпы роста реальной зарплаты и реальных располагаемых доходов населения на порядок превышают темпы роста ВВП и производительности труда. В 2017–2019 годах реальная зарплата выросла на 29.8%, реальные располагаемые доходы населения – на 17.5%, в то время как ВВП увеличился на 6.9%, а производительность труда по ВВП – на 8.8%.

При этом следует учесть, что данные по темпам роста зарплаты и доходов населения являются завышенными. Это происходит вследствие того, что индекс потребительских цен (ИПЦ) в условиях их госрегулирования не отражает в полной мере инфляцию. Из теории известно, что существует два альтернативных показателя инфляции – ИПЦ и индекс дефлятора ВВП. Причём ИПЦ несколько завышает уровень инфляции, а индекс дефлятора ВВП, наоборот, занижает.

В Беларуси всё наоборот. Индекс дефлятора ВВП за 2017–2019 годы повысился на 20%, в то время как ИПЦ – на 15.6%. В последние три года темпы роста ИПЦ оказались ниже темпов роста индексов цен в промышленности, строительстве, транспортной и других наиболее важных отраслях экономики. То есть импульсы роста цен в этих отраслях не доходили до потребительского рынка. При расчёте реального ВВП используются отраслевые индексы и ИПЦ, а при расчёте реальной зарплаты и доходов населения – только заниженный ИПЦ. Отсюда темпы роста зарплаты и доходов населения оказываются завышенными. Однако в этом присутствует и позитивный момент: диспропорция между темпами роста зарплаты и производительности труда не такая большая, как это следует из статистических данных.

Оценку уровня жизни и покупательной способности населения более точно характеризуют средние медианные доходы. В 2019 году средний житель Беларуси (включая детей) располагал доходом в размере BYN 501 в месяц, или BYN 17 в день (USD 8) (рис. 3). С учётом того, что цены на многие потребительские товары в Беларуси сопоставимы с ценами в Польше, Литве и других странах Евросоюза, можно констатировать, что речь идёт об относительно низком уровне покупательной способности. Каждая десятая семья с двумя детьми (9.8%) и каждая четвёртая семья с тремя детьми (24.3%), даже с учётом господдержки, имеют среднедушевые располагаемые ресурсы ниже бюджета прожиточного минимума (для расчёта использовалась величина БПМ, равная BYN 235).

Рис. 3. Медианные среднемесячные располагаемые доходы на душу населения (в ценах IV кв. 2019 года), 2010–2019 гг.

Большинство работников не заметили 30%-го увеличения реальной зарплаты за последние три года. Если сравнивать 2019-й с 2016 годом, то уровень материальной депривации домашних хозяйств даже вырос. Материальные депривации – это лишения, вызванные недостатком доходов, которые не позволяют ряду домашних хозяйств придерживаться общепринятых образа и стандартов жизни в стране. Денег не хватает на покупку мясных и рыбных продуктов, верхней одежды в зимнее время года, обуви, стиральной машины, мебели, лекарств, топлива для обогрева дома, фруктов и игрушек для детей, на оплату услуг ЖКХ, связи, интернета, а также на непредвиденные расходы в размере BYN 100.

В 2019 году 51% домашних хозяйств испытывали хотя бы одну материальную депривацию (в 2016 году – 43%). При этом 3.7% испытывали четыре и более деприваций (в 2016 году – 2.1%). В 2019 году в Беларуси 27% семей не могли себе позволить отложить на «чёрный день» даже BYN 100 (в 2018 году – 28%), 39% не могли заменить пришедшую в негодность мебель в своих домах (в 2018 году – 26%), 6–8% не имели возможности регулярно покупать детям фрукты и игрушки (в 2018 году – 6–7%).

Безработица

В 2019 году уровень безработицы в Беларуси упал до самого низкого за последние годы значения – 4.2%. Уровень зарегистрированной безработицы также достиг минимума – 0.2% (рис. 4).

Рис. 4. Уровень безработицы в Беларуси

Численность официально зарегистрированных безработных сокращается четыре года подряд, к концу 2019 года она составила рекордно низкие 8.8 тыс. чел. (рис. 5). Банк вакансий при этом наоборот расширяется (83.6 тыс. вакансий). На одного специалиста и служащего приходится 21 вакансия. Значительно сократилось число граждан, которые обращаются в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве (в 2013–2017 годах в среднем обращалось 240 тыс. чел., в 2018 году – 200 тыс., в 2019 году – 180 тыс. чел.).

Рис. 5. Динамика спроса и предложения рабочей силы на государственной бирже труда (на конец года), 2010–2019 гг.

При этом число обращений граждан на самый популярный у населения сайт rabota.tut.by демонстрирует противоположную динамику. В 2018 году количество размещённых там резюме увеличилось на 13.2 тыс. (8%), в 2019 году – на 12.4 тыс. (7%) (рис. 6).

Рис. 6. Динамика доли размещённых резюме и вакансий на сайте rabota.tut.by, %

В 2019 году на сайте rabota.tut.by в среднем ежедневно для работодателей доступны 180 тыс. резюме. Уровень конкуренции (отношение активных резюме к одной вакансии) вырос до значения 7.1, а в первом квартале 2020 года – до 7.8 (в 2018 году – 6.4). Увеличилось в последние два года число размещённых резюме и на других подобных сайтах (praca.by, belmeta.com, vakantno.by, jobs.dev.by, gorodrabot.by, joblab.by, trud.com и др.).

Если судить по соотношению зарегистрированной и фактической безработицы, то в 2019 году доля обратившихся в службу занятости составила 4% (в 2015–2016 годах – 15%). Возможно, эта доля ещё меньше. Аналогичные уровни зарегистрированной и фактической безработицы наблюдаются в отдельных регионах России, по которым имеются ещё и данные соцопросов. Так, в 2017 году в Белгородской области уровень безработицы по методологии МОТ составлял 3.8%, зарегистрированной – 0.68%, а доля обратившихся в службу занятости, согласно соцопросу, равнялась 0.7%.6

Приведённые цифры вовсе не свидетельствуют о бесполезности государственной службы занятости или снижении эффективности её функционирования. Такая служба – необходимый институт современного рынка труда. «Количество людей, встающих на учёт, во многом не зависит от усилия служб», – отмечает директор Центра трудовых исследований ГУ–ВШЭ В. Гимпельсон.7 Количество обратившихся, например, зависит от размера пособия по безработице, которое устанавливает не служба, а правительство.

Также существенно различаются структуры вакансий на бирже труда и на сайте rabota.tut.by. В общереспубликанском банке превалируют вакансии для рабочих (65%), низкооплачиваемые (с зарплатой до BYN 500) и на госпредприятиях, а на rabota.tut.by – для служащих и специалистов с лучшей зарплатой в частных компаниях. Первоначально человек пробует найти работу самостоятельно – через знакомых, объявления, размещение резюме в соцсетях и на сайтах, подобных rabota.tut.by, затем он обращается в службу занятости.

При этом представители Минтруда понимают, что для повышения эффективности «нужно менять алгоритмы работы с людьми, которые обращаются в службу занятости».8 В 2019 году нововведением явилось проведение электронных ярмарок вакансий (организованных совместно со шведской службой занятости). Ярмарки проводятся несколько раз в году в течение 3–5 дней на специально созданном сайте е-vacancy.by.

Заключение

Нехватка кадров на рынке труда и дисбаланс между предложением и спросом на трудовые ресурсы в ближайшие годы снизятся. Это произойдёт вследствие снижения спроса на рабочую силу и роста уровня безработицы в результате влияния на экономику Беларуси и её основных торговых партнёров эпидемии COVID 19. По этой же причине, как ожидается, снизится диспропорция между темпами роста зарплаты и производительностью труда по ВВП.

Планировалось, что с 1 мая 2020 года граждане Беларуси, которые попали в базу не занятого в экономике населения, будут оплачивать газо- и теплоснабжение по полным тарифам. Если данная мера не будет перенесена или отменена, то возможны рост социального напряжения и возникновение локальных протестов.

Рынок труда ожидает дальнейшее сжатие в ближайшие два года. Двадцатилетний демографический переход, который сейчас переживает Беларусь, закончится только в середине 2020-х годов. До этого момента старение населения будет происходить такими же интенсивными темпами, как и предыдущие 15 лет. Затем его темпы немного замедлятся.

Отток населения в трудоспособном возрасте будет усиливаться. Экономика Беларуси хуже готова к борьбе с последствиями эпидемии COVID 19, нежели страны, которые дают работу беларусам (Россия, Литва, Польша, и др.). Как следствие, разрыв в уровне зарплат будет увеличиваться.

Число иностранных трудовых мигрантов в Беларуси существенно не изменится и не сможет компенсировать отток кадров из страны. Миграционная политика выстроена через призму безопасности, а не экономических интересов (и доминирующего влияния на неё МВД, а не, скажем, Минтруда). Понадобятся годы, чтобы позиция министерств, относящихся к экономическому блоку, стала доминирующей и произошла смена парадигмы миграционной политики.