Foreign Exchange Market: Will there be enough reserves to withstand recession?

Alexander Mukha

Summary

In 2019, private households considerably reduced their net sale of foreign exchange on the domestic market of Belarus against the backdrop of an increase in monetary incomes. Although national gold and foreign exchange reserves reached an all-time high in early 2020, they remain insufficient given the collapsing access to international capital markets for Belarusian residents. Depreciation of the national currency may further increase the risks associated with the previously accumulated external debt.

In 2020–2021, downward pressure on the exchange rate of the Belarusian ruble (BYN) and gold and foreign exchange reserves is expected to increase amid the growing large-scale economic recession caused, among other things, by the coronavirus pandemic.

Trends:
Households and enterprises as net buyers of foreign exchange

Households continued reducing their net sale of foreign exchange in 2019 against the backdrop of an increase in monetary incomes and a decrease in unorganized foreign exchange savings of households. According to the National Bank of the Republic of Belarus (NBB), individuals sold USD 597.7 million in equivalent on a net basis1 (including cashless transactions) against USD 1.115 billion in 2018, USD 1.759 billion in 2017 and USD 1.894 billion in 2016 (see Table 1).

For comparison: over the same period, business entities sold USD 531.7 million on a net basis, non-residents – USD 571.9 million, banks and non-bank financial institutions (NBFI) – USD 705.9 million.

Period Net demand (–) and net supply (+) of foreign exchange
Economic entities Population 1 Non-residents 2 Banks and NBFI 3
2014 –495.0 –1,385.0 261.7
2015 –403.8 129.6 227.2
2016 –206.1 1,894.0 452.5
2017 –880.0 1,759.0 313.9
2018 –672.4 1,114.8 493.7 617.8
2019 531.7 597.7 571.9 705.9
Jan.-Feb. 2020 –309.4 –172.8 67.8 186.6
Table 1. Net demand and net supply of foreign exchange on the domestic FX market, 2014–2020, USD million
Note. 1) Includes transactions of individuals on the foreign exchange cash market (including payment media) and non-cash transactions;
2) does not include operations performed in accordance with the Eurasian Economic Union Treaty of May 29, 2014, which regulates the procedure for crediting and distribution of import customs duties in the EEU;
3) includes spot transactions with own funds (without conversion operations), including of the Development Bank of the Republic of Belarus and non-bank financial institutions. The symbol ‘...’ means that the data was not published.
Source: author’s research based on the data provided by the National Bank of the Republic of Belarus.

The composition of net foreign exchange supply on the part of households is as follows: net sale of cash foreign exchange – USD 1.418 billion; conversion of deposits in rubles into foreign exchange deposits on a net basis – minus USD 820.1 million.

In 2019, net supply of foreign exchange on the domestic foreign exchange market totaled USD 2.407 billion, which allowed the National Bank to significantly increase national gold and foreign exchange reserves. In 2019, the reserves rose by 31.2% (USD 2.236 billion) at once to USD 9.394 billion, as of January 1, 2020, which is the all-time high in the history of independent Belarus.

However, in January-February 2020, households and enterprises acted as net buyers of foreign exchange on the domestic FX market. Households and legal entities’ demand for foreign exchange exceeded supply, which, along with other factors, negatively affected the dynamics of the exchange rate of the Belarusian ruble against major foreign currencies. In January-February 2020, households bought USD 172.8 million on a net basis (including cashless transactions), and business entities bought USD 309.4 million (see Table 1).

The transition from net sale to net purchase of foreign exchange by households stems from the following factors.

1. A significant reduction in unorganized foreign exchange savings of households over the past few years. For instance, in 2015–2019, households sold USD 8.788 billion of previously stashed cash foreign exchange on a net basis. We can expect a decrease in supply of cash foreign exchange from this source in 2020.

2. A decrease in foreign exchange receipts from labor migrants. Incomes of labor migrants employed in Russia were one of the sources of regular replenishment of unorganized foreign exchange savings of households. Belarusians prefer to take earned money from Russia back home mainly in cash. According to our forecast, an economic downturn in Russia in 2020 coupled with a sharp depreciation of the Russian ruble will lead to a further decrease in foreign exchange receipts from labor migrants employed in Russia and, accordingly, to a reduction in cash supply on the domestic foreign exchange market of Belarus.

3. An increase in demand for foreign exchange amid rising depreciation expectations. Falling oil prices and depreciation of the Russian and the Belarusian rubles hit by the COVID-19 pandemic led to increased depreciation expectations in the country and, as a result, increased demand for foreign exchange by households in 2020. From the beginning of 2020 to March 30, the official exchange rate of the Belarusian ruble against the US dollar dropped by 22.4% to BYN 2.5754/USD 1, and against the euro by 20.6% to BYN 2.8371/EUR 1 (Table 2).

Period Average weighted exchange rate of the Belarusian ruble against 1
USD % against previous period EUR % against previous period Russian ruble 2 % against previous period
2013 0.8971 107.2 1.1834 109.8 2.7840 103.9
2014 1.0260 114.4 1.3220 111.7 2.6628 95.6
2015 1.6254 158.4 1.7828 134.9 2.6237 98.5
2016 1.9998 123.0 2.2010 123.5 2.9845 113.8
2017 1.9333 96.7 2.1833 99.2 3.3126 111.0
2018 2.0402 105.5 2.4008 110.0 3.2417 97.9
2019 2.0887 102.4 2.3342 97.2 3.2303 99.6
Jan.-Feb. 2020 2.1618 100.3 3 2.3713 96.7 3 3.4230 105.4 3
Table 2. Dynamics of the average weighted exchange rate of the Belarusian ruble against the dollar, euro and Russian ruble, 2013–2020
Note. 1) Taking into account the denomination of the Belarusian ruble since July 1, 2016;
2) exchange rate of the Belarusian ruble to 100 Russian rubles;
3) % against January-February 2019.
Source: author’s research based on the data provided by the National Bank of the Republic of Belarus.

The average weighted exchange rate of the Belarusian ruble against the US dollar and the euro is likely to noticeably decrease closer to the end of 2020, as the situation on the domestic foreign exchange market is deteriorating.

4. An increase in monetary incomes of households also contributes to an increase in net demand for foreign exchange by individuals. According to the National Statistics Committee of Belarus (Belstat), real monetary incomes of households (accounting the consumer price index for commodities and services) increased in 2019 by 6.0% year on year to BYN 81.640 billion2 (Table 3).

Period Monetary incomes, BYN million 1 Monetary incomes in USD terms, USD million % against previous period
Monetary incomes Real disposable monetary incomes Monetary incomes in USD equivalent
2013 44,228.6 49,301.4 137.5 116.3 128.3
2014 52,627.6 51,293.0 119.0 100.9 104.0
2015 56,289.1 34,631.8 107.0 94.1 67.5
2016 58,705.4 29,355.6 104.3 93.1 84.8
2017 64,106.9 33,159.3 109.2 102.8 113.0
2018 72,787.3 35,676.6 113.5 107.9 107.6
2019 2 81,639.9 39,086.5 112.2 106.0 109.6
Table 3. Dynamics of monetary incomes of households in 2013–2019
Note: 1) taking into account the denomination of the Belarusian ruble since July 1, 2016;
2) preliminary data.
Source: author’s research based on the data provided by the National Bank of the Republic of Belarus.

According to our estimates, monetary incomes of households increased in dollar terms by USD 3.410 billion (9.6%) in 2019 to USD 39.087 billion. This calculation is based on the average rate of the Belarusian ruble against the US dollar in the domestic foreign exchange market: BYN 2.0402/USD1 in 2018; BYN 2.0887/USD 1 in 2019.

It is worth noting that households’ monetary incomes in dollar terms (USD 51.293 billion) peaked in 2014. At the end of the year, there was a local foreign exchange crisis, and the National Bank’s leadership was replaced.

The average accrued wage (except micro-organizations and small organizations without departmental subordination) increased in 2019 by 9.7% year on year from USD 476.1 to 522.3 (Table 4). The all-time high of USD 589.9 was registered in 2014.

Period Nominal wage, BYN 1 Wage in USD terms, USD % against previous period
Nominal wage Real wage Wage in USD equivalent
2013 506.1 564.2 137.7 116.4 128.5
2014 605.2 589.9 119.6 101.3 104.6
2015 671.5 413.1 110.9 97.7 70.0
2016 722.7 361.4 107.6 96.2 87.5
2017 822.8 425.6 113.9 107.5 117.8
2018 971.4 476.1 118.1 112.6 111.9
2019 2 1090.9 522.3 113.3 107.3 109.7
Jan.-Feb. 2020 2 1116.9 516.7 113.5 3 108.6 3 113.1 3
Table 4. Dynamics of accrued average monthly wage in 2013–2020
Note. 1) Taking into account the denomination of the Belarusian ruble since July 1, 2016;
2) without micro-organizations and small organizations without departmental subordination;
3) % against January-February 2019.
Source: author’s research based on the data provided by the National Bank of the Republic of Belarus.

Considering the economic recession in Belarus and depreciation of the Belarusian ruble against the US dollar, we can expect a decrease in households’ monetary incomes and the average wage in dollar terms, which can lead to increased social unrest and political risks as the presidential election is approaching.

Oil and gas factor

Enterprises turn from being net sellers to net buyers of foreign exchange due to negative trends in foreign economic operations, while the tight schedule of payments on foreign debt stands. The decrease in foreign exchange earnings was primarily due to a decrease in the export of Belarusian oil products and crude oil in monetary terms as a result of the fall of global oil prices and the physical volumes of exported oil products against the backdrop of protracted negotiations with Russia on oil supplies to Belarus.

According to Belstat, the average price of Russian oil for Belarus in 2019 stood at USD 365.6 per ton. The Russian Federal Service for State Statistics (Rosstat) reported the average price of Russian oil for countries outside the CIS at USD 460.7 per ton.3 The ratio of the prices of Russian oil for Belarus and countries outside the CIS increased to 79.4% from 74.0% in 2018 and 46.4% in 2014.

A similar trend is observed in gas supplies. According to Belstat, the average price of Russian natural gas for Belarus stood at USD 130.2 per 1,000 cubic meters in 2019. Rosstat reported the average export price for all countries at USD 189.3. The ratio of the prices for Belarus and all states increased to 68.8% from 59.4% in 2018.

The year 2020 may see a further increase in this price ratio, since Belarus failed to negotiate a lower gas price in talks with Russia, while the price of Russian natural gas for foreign countries was reduced. According to Belstat, in January 2020, the average price of Russian gas for Belarus was set at USD 130 per 1,000 m3. On March 25, 2020, the price of natural gas with its delivery 1 month in advance at the Dutch Title Transfer Facility hub dropped to USD 86. European countries thus had the largest ever gas inventories. Besides, demand for gas is likely to decline due to the COVID-19 pandemic.

Repayment of external debt as a big challenge

As households and legal entities’ net demand for foreign exchange increased, the National Bank had to intervene to maintain the exchange rate of the Belarusian ruble by selling FX on the Belarusian Currency and Stock Exchange, which, coupled with the repayment of a considerable part of the foreign debt in January-February 2020 led to a decrease in gold and FX reserves by 6.3% (by USD 588.7 million) to USD 8.805 billion as of March 1, 2020.

The conditions for refinancing the foreign debt of Belarusian residents worsened due to the instability in international financial markets, which, inter alia, caused an increase in the yield on Eurobonds of Belarusian issuers (the government and the Development Bank of the Republic of Belarus). The yield on sovereign Eurobonds of Belarus maturing in 2030 increased from 4.9% as of February 21 to 8.3% as of March 25, 2020.

In March, the Belarusian government had to postpone the placement of a new issue of sovereign Eurobonds. In this situation, the repayment of foreign debt will further reduce national gold foreign exchange reserves.

Given the recent developments, the repayment and servicing of the foreign and domestic debts denominated in foreign exchange is a serious challenge for all residents of Belarus. Depreciation of the national currency can aggravate the risks associated with the accumulated external debt of Belarusian residents (the government, National Bank, banking sector and enterprises).

According to the National Bank, the total external debt of Belarusian residents increased in 2019 by USD 1.462 billion (3.7%) to USD 40.750 billion as of January 1, 2020, which is 64.5% of the country’s GDP (Figure 1). The external debt of Belarusian residents is still over the economic security threshold set at 60% of GDP.

Figure 1. Dynamics of Belarus’ total external debt in 2010–2020, USD million (actual data and polynomial trend)

The schedule of forthcoming payments on the gross external debt of residents of Belarus as of January 1, 2020 includes payments on the principal debt and interest, a total of USD 47.922 billion.

Payments by residents of Belarus on the external debt in 2020 are estimated at USD 18.455 billion (including debt refinancing operations). Belarus’ gold and foreign exchange reserves totaled USD 9.394 billion as of January 1, 2020, and, despite the historical maximum, only covered 50.9% of the upcoming payments on the foreign debt. According to the Guidotti criterion, gold and foreign exchange reserves should cover 100% of upcoming annual payments on the total external debt of the government, central bank, enterprises and banks.

Conclusion

Belarus is entering into difficult times, being influenced, among other things, by the COVID-19 pandemic, which breaks production and trade chains, and may lead to a larger decrease in demand for Belarusian commodities and services and foreign exchange receipts of the country with all the consequences that come with this. Besides, it is possible that the global economic crisis of 2020–2021 will be heavier than that of 2008.

Given the deteriorated access to international financial markets, the current size of the national gold and foreign exchange reserves is not sufficient to withstand the impending recession. Therefore, from the point of view of countering external shocks, Belarus should step up negotiations with leading international financial institutions to raise extra funds for its economy.

Валютный рынок: хватит ли резервов для борьбы с кризисом?

Александр Муха

Резюме

В 2019 году население заметно уменьшило чистую продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Беларуси на фоне повышения денежных доходов. Несмотря на то что, по состоянию на начало 2020 года, золотовалютные резервы государства обновили исторический максимум, их текущий уровень является недостаточным с учётом резкого ухудшения доступа к международным рынкам капитала для беларусских резидентов. На этом неблагоприятном фоне девальвация национальной валюты может дополнительно усилить риски, связанные с ранее накопленным внешним долгом резидентов Беларуси.

В 2020–2021 годах ожидается усиление понижательного давления на обменный курс беларусского рубля и золотовалютные резервы государства на фоне разрастающегося масштабного экономического кризиса ввиду распространения эпидемии коронавируса.

Тенденции:
Население и предприятия становятся чистыми покупателями валюты

В 2019 году продолжилось сокращение чистой продажи иностранной валюты со стороны физических лиц на фоне роста денежных доходов и уменьшения неорганизованных валютных сбережений населения. Так, по данным Национального банка Республики Беларусь (Нацбанк), в 2019 году физические лица продали на чистой основе USD 597.7 млн1 в эквиваленте (с учётом безналичных операций) против USD 1.115 млрд в 2018 году, USD 1.759 млрд в 2017 году и USD 1.894 млрд в 2016 году (табл. 1).

Для сравнения: субъекты хозяйствования в этот же период продали на чистой основе USD 531.7 млн, нерезиденты – USD 571.9 млн, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (НКФО) – USD 705.9 млн.

Период Чистый спрос (–) и чистое предложение (+) валюты
субъекты хозяйствования население 1 нерезиденты 2 банки и НКФО 3
2014 –495.0 –1385.0 261.7
2015 –403.8 129.6 227.2
2016 –206.1 1894.0 452.5
2017 –880.0 1759.0 313.9
2018 –672.4 1114.8 493.7 617.8
2019 531.7 597.7 571.9 705.9
2020, январь-февраль –309.4 –172.8 67.8 186.6
Таблица 1. Чистый спрос и чистое предложение валюты со стороны участников внутреннего валютного рынка, 2014–2020 гг., USD млн
Примечание. 1) Данные включают операции физических лиц на рынке наличных иностранных валют (включая платёжные документы) и безналичные операции;
2) данные представлены без учёта операций, совершаемых в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который регулирует порядок зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС;
3) данные включают операции СПОТ за счёт собственных средств (без операций конверсии) с учётом Банка развития Республики Беларусь и небанковских кредитно-финансовых организаций. Символ «…» означает, что данные не опубликованы.
Источник: собственная разработка на основе данных Национального банка Республики Беларусь.

Структура чистого предложения валюты со стороны населения выглядит следующим образом: чистая продажа наличной валюты – USD 1.418 млрд и конвертация рублёвых депозитов в валютные вклады на чистой основе – минус USD 820.1 млн.

В 2019 году чистое предложение иностранной валюты со стороны всех участников внутреннего валютного рынка составило USD 2.407 млрд, что позволило Нацбанку существенно нарастить золотовалютные резервы государства (ЗВР). Так, в 2019 году ЗВР увеличились сразу на 31.2% (или USD 2.236 млрд) – до рекордных USD 9.394 млрд, по состоянию на 1 января 2020 года, что является историческим максимумом за всю историю независимой Беларуси.

Но в январе-феврале 2020 года население и предприятия выступили в роли чистых покупателей иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Спрос физических и юридических лиц на валюту превысил её предложение, что наряду с действием других факторов негативно сказалось на динамике обменного курса беларусского рубля по отношению к основным иностранным валютам. Так, в январе-феврале 2020 года население купило на чистой основе USD 172.8 млн (с учётом безналичных операций), а субъекты хозяйствования – USD 309.4 млн (см. табл. 1).

Переход населения от чистой продажи к чистой покупке валюты обусловлен действием следующих факторов.

1. Существенное сокращение неорганизованных валютных сбережений физических лиц за последние несколько лет. Так, в 2015–2019 годах население продало на чистой основе USD 8.788 млрд наличной валюты, которая ранее хранилась «под матрасом». В результате в 2020 году можно ожидать снижения предложения наличной валюты из этого источника на внутреннем валютном рынке Беларуси.

2. Уменьшение валютных поступлений от трудовых мигрантов. Одним из источников регулярного пополнения неорганизованных валютных сбережений населения являются поступления от трудовых мигрантов, работающих в России. Беларусы предпочитают перевозить заработанные средства из России домой преимущественно в наличной форме. По нашему прогнозу, в 2020 году экономический спад в России вкупе с резкой девальвацией российского рубля приведут к дальнейшему уменьшению валютных поступлений от трудовых мигрантов, работающих в России, и, как следствие, к сокращению предложения наличной валюты на внутреннем валютном рынке Беларуси.

3. Увеличение спроса на валюту на фоне повышения девальвационных ожиданий. Падение цен на нефть, девальвация российского рубля и беларусского рубля вкупе с распространением эпидемии коронавируса COVID 19 привели к усилению девальвационных ожиданий населения и, как следствие, увеличению спроса на иностранную валюту со стороны физических лиц в 2020 году. С начала 2020 года по 30 марта официальный курс беларусского рубля к доллару США снизился сразу на 22.4%, до BYN 2.5754 за USD 1, а к евро – на 20.6%, до BYN 2.8371 за EUR 1 (табл. 2).

Период Средневзвешенный курс беларусского рубля к 1
доллару США в % к предыдущему периоду евро в % к предыдущему периоду российскому рублю 2 в % к предыдущему периоду
2013 0.8971 107.2 1.1834 109.8 2.7840 103.9
2014 1.0260 114.4 1.3220 111.7 2.6628 95.6
2015 1.6254 158.4 1.7828 134.9 2.6237 98.5
2016 1.9998 123.0 2.2010 123.5 2.9845 113.8
2017 1.9333 96.7 2.1833 99.2 3.3126 111.0
2018 2.0402 105.5 2.4008 110.0 3.2417 97.9
2019 2.0887 102.4 2.3342 97.2 3.2303 99.6
2020, январь-февраль 2.1618 100.3 3 2.3713 96.7 3 3.4230 105.4 3
Таблица 2. Динамика средневзвешенного курса беларусского рубля к доллару, евро и российскому рублю, 2013–2020 гг.
Примечание. 1) Данные представлены с учётом деноминации беларусского рубля, проводившейся с 1 июля 2016 года;
2) курс беларусского рубля к 100 российским рублям;
3) в % к январю-февралю 2019 года.
Источник собственная разработка на основе данных Национального банка Республики Беларусь.

По итогам 2020 года можно ожидать заметного снижения средневзвешенного курса беларусского рубля к доллару США и евро на фоне ухудшения ситуации на внутреннем валютном рынке страны.

4. Повышение денежных доходов населения также способствует увеличению чистого спроса на иностранную валюту со стороны физических лиц. По данным Белстата, в 2019 году реальные денежные доходы населения (скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) возросли по сравнению с 2018 годом на 6.0%, до рекордных BYN 81.640 млрд2 (табл. 3).

Период Денежные доходы, BYN млн 1 Денежные доходы в долларовом эквиваленте, USD млн В % к предыдущему периоду
денежные доходы реальные располагаемые денежные доходы денежные доходы в долларовом эквиваленте
2013 44228.6 49301.4 137.5 116.3 128.3
2014 52627.6 51293.0 119.0 100.9 104.0
2015 56289.1 34631.8 107.0 94.1 67.5
2016 58705.4 29355.6 104.3 93.1 84.8
2017 64106.9 33159.3 109.2 102.8 113.0
2018 72787.3 35676.6 113.5 107.9 107.6
2019 2 81639.9 39086.5 112.2 106.0 109.6
Таблица 3. Динамика денежных доходов населения Беларуси, 2013–2019 гг.
Примечание. 1) Данные представлены с учётом деноминации беларусского рубля, проводившейся с 1 июля 2016 года;
2) предварительные данные.
Источник: собственная разработка на основе данных Национального статистического комитета и Национального банка Республики Беларусь.

По нашим расчётам, в 2019 году денежные доходы населения в долларовом эквиваленте увеличились на USD 3.410 млрд (или на 9.6%), до USD 39.087 млрд. При расчёте использовался средневзвешенный курс беларусского рубля по отношению к доллару США на внутреннем валютном рынке: 2018 год – BYN 2.0402 за USD 1, 2019 год – BYN 2.0887 за USD 1.

К слову, исторический максимум денежных доходов населения в долларовом эквиваленте (USD 51.293 млрд) был достигнут в 2014 году, в конце которого произошёл локальный валютный кризис с последовавшей сменой руководства Нацбанка.

По нашим расчётам, в 2019 году средняя начисленная зарплата работников (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчинённости) увеличилась по сравнению с 2018 годом на 9.7% – с USD 476.1 до 522.3 (табл. 4). Исторический рекорд средней зарплаты в долларовом эквиваленте – USD 589.9 – установлен также в 2014 году.

Период Номинальная зарплата, BYN 1 Зарплата в долларовом эквиваленте, USD В % к предыдущему периоду
номинальная зарплата реальная зарплата зарплата в долларовом эквиваленте
2013 506.1 564.2 137.7 116.4 128.5
2014 605.2 589.9 119.6 101.3 104.6
2015 671.5 413.1 110.9 97.7 70.0
2016 722.7 361.4 107.6 96.2 87.5
2017 822.8 425.6 113.9 107.5 117.8
2018 971.4 476.1 118.1 112.6 111.9
2019 2 1090.9 522.3 113.3 107.3 109.7
2020, январь-февраль 2 1116.9 516.7 113.5 3 108.6 3 113.1 3
Таблица 4. Динамика начисленной среднемесячной заработной платы работников, 2013–2020 гг.
Примечание. 1) Данные представлены с учётом деноминации беларусского рубля, проводившейся с 1 июля 2016 года;
2) данные представлены без учёта микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчинённости;
3) в % к январю-февралю 2019 года.
Источник: собственная разработка на основе данных Национального статистического комитета и Национального банка Республики Беларусь.

С учётом начавшегося экономического спада в Беларуси и девальвации беларусского рубля к доллару США можно ожидать снижения денежных доходов населения и средней зарплаты работников в долларовом эквиваленте, что может привести к росту социального недовольства и усилению политических рисков в преддверии предстоящей избирательной кампании по выборам президента страны.

Влияние нефтегазового фактора

Переход предприятий от чистой продажи к чистой покупке валюты обусловлен неблагоприятной динамикой в сфере внешнеэкономических операций при сохранении напряжённого графика платежей по внешнему долгу. Падение валютной выручки обусловлено, в первую очередь, сокращением объёмов экспорта беларусских нефтепродуктов и сырой нефти в стоимостном выражении в результате падения цен на мировом рынке и уменьшения физических объёмов экспорта нефтепродуктов на фоне затянувшихся переговоров с Россией о поставках нефти в Беларусь.

По данным Белстата, в 2019 году средняя цена российской нефти для Беларуси составила USD 365.6 за 1 тонну. В то же время, по данным Федеральной службы государственной статистики России, средняя цена российской нефти для стран дальнего зарубежья равнялась USD 460.7 за 1 тонну.3 В результате соотношение цены российской нефти для Беларуси и цены для стран дальнего зарубежья повысилось до 79.4% против 74.0% в 2018 году и 46.4% в 2014 году.

Аналогичная тенденция наблюдается и в сфере поставок газа. По данным Белстата, в 2019 году средняя цена российского газа для Беларуси составила USD 130.2/1000 м3. В свою очередь, средняя экспортная цена российского газа для всех стран, по данным Росстата, составила USD 189.3. В результате соотношение цены российского газа для Беларуси и цены для всех стран возросло до 68.8% против 59.4% в 2018 году.

Причем в 2020 году можно ожидать дальнейшего повышения указанного соотношения цен, поскольку переговоры о снижении цены газа для Беларуси завершились безрезультатно, в то время как цена российского газа для зарубежных государств снижается. Так, по данным Белстата, в январе 2020 года средняя цена российского газа для Беларуси составила USD 130/1000 м3. При этом 25 марта 2020 года цена природного газа с поставкой на 1 месяц вперёд на нидерландском хабе Title Transfer Facility опускалась до USD 86/1000 м3 на фоне рекордных запасов газа в хранилищах европейских стран и возможного снижения спроса на газ ввиду эпидемии коронавируса.

Погашение внешнего долга является серьёзным вызовом

На фоне увеличения чистого спроса на валюту со стороны физических и юридических лиц Нацбанк был вынужден приступить к валютным интервенциям в поддержку обменного курса беларусского рубля за счёт продажи иностранной валюты на Беларусской валютно-фондовой бирже, что вкупе с погашением значительных валютных обязательств государства в январе-феврале 2020 года привело к сокращению ЗВР на 6.3% (или на USD 588.7 млн) – до USD 8.805 млрд, по состоянию на 1 марта 2020 года.

Ввиду возникшей нестабильности на международных финансовых рынках ухудшились условия рефинансирования внешних долговых обязательств резидентов Беларуси, что среди прочего выражается ростом доходности по еврооблигациям беларусских эмитентов (правительства и Банка развития Республики Беларусь). Так, доходность суверенных евробондов Беларуси с погашением в 2030 году повысилась с 4.9%, по состоянию на 21 февраля, до 8.3%, по состоянию на 25 марта 2020 года.

На этом фоне в марте правительство Беларуси вынуждено отложить размещение нового выпуска суверенных еврооблигаций. В такой ситуации погашение валютных обязательств правительства и центрального банка будет способствовать дальнейшему сокращению золотовалютных резервов государства (при прочих равных условиях).

В нынешних тяжёлых экономических условиях погашение и обслуживание внешнего и внутреннего долга, номинированного в иностранной валюте, являются серьёзным испытанием для всех резидентов Беларуси. При этом девальвация национальной валюты дополнительно может обострить риски, связанные с накопленным внешним долгом резидентов Беларуси (правительства, центрального банка, банковского сектора и предприятий).

По данным Нацбанка, в 2019 году совокупный внешний долг резидентов Беларуси возрос на USD 1.462 млрд (или на 3.7%) – до USD 40.750 млрд, по состоянию на 1 января 2020 года, что составляет 64.5% к ВВП страны (рис. 1). Таким образом, относительный показатель внешнего долга резидентов Беларуси по-прежнему превышает порог экономической безопасности (не более 60% к ВВП).

Рис. 1. Динамика совокупного внешнего долга Беларуси в 2010–2020 гг., USD млн (фактические данные и полиномиальный тренд)

График предстоящих платежей по валовому внешнему долгу резидентов Беларуси, по состоянию на 1 января 2020 года, включает платежи по основному долгу и процентам на общую сумму USD 47.922 млрд.

В 2020 году платежи резидентов Беларуси по внешнему долгу оцениваются на уровне USD 18.455 млрд (с учётом операций по рефинансированию долга). По состоянию на 1 января 2020 года, золотовалютные резервы Беларуси составляли USD 9.394 млрд и, несмотря на исторический максимум, покрывали только 50.9% предстоящих платежей по внешнему долгу. В то время как, согласно критерию Гидотти, золотовалютные резервы должны покрывать не менее 100% предстоящих годовых выплат по совокупному внешнему долгу резидентов страны (правительства, центрального банка, предприятий, банков).

Заключение

Впереди у Беларуси наступают тяжёлые экономические времена, обусловленные в том числе существенным негативным влиянием такого специфического внешнего фактора, как эпидемия коронавируса COVID-19. В целом распространение коронавируса способствует разрушению производственных и торговых связей, что может привести к дополнительному снижению спроса на беларусские товары и услуги и уменьшению валютных поступлений в страну со всеми вытекающими негативными последствиями. При этом не исключено, что мировой экономический кризис 2020–2021 годов будет тяжелее мирового финансового кризиса 2008 года.

С учётом ухудшившегося доступа для резидентов Беларуси к международным финансовым рынкам, текущий уровень золотовалютных резервов государства не является достаточным для борьбы с надвигающимся кризисом. Поэтому с точки зрения противодействия внешним шокам наряду с другими мерами целесообразной выглядит активизация переговоров Беларуси с ведущими международными финансовыми организациями в части привлечения нового внешнего финансирования в страну.