Macroeconomic Situation: Typical year of stagnation

Dmitry Kruk

Summary

In 2019, the Belarusian leadership was trying to maintain an infirm balance between (1) the preservation of the economic model with a dominant role of state-run enterprises, (2) a comforting rate of output growth, and (3) macroeconomic and financial stability. No success was achieved, and one of the components had to be sacrificed.

Price, external and fiscal stability remained. Output showed 1.2% growth. The outstripping rate of real income growth was ensured, which improved the situation in the social sector. However, all these measures factored in a decline in the corporate sector finances.

In pursuit of a balance, the government relaxed budget constraints for the public sector. Private sector enterprises grabbed the opportunities opened by business environment improvements of the previous years, and made a significant contribution to output growth.

Trends:
Introduction

After the relatively successful year 2018, the economic authorities were kind of euphoric. Official forecasts for 2019 presumed a noticeable acceleration in output growth to 4%, which was above the equilibrium growth estimates for Belarus (around 2.5%).

The government, probably, counted on a favorable external environment, hoping that systemic problems that hampered economic growth were resolved in previous years. Therefore, it relied on economic activity growth in 2019 primarily thanks to higher external demand that would revive domestic demand, first of all investment, which has still not recovered to the pre-recession level of 2014. Also, accelerated growth of capital investment was expected after the launch of the Belarusian nuclear power plant initially planned for late 2019.

Most of the hopes did not come true. The price terms for foreign trade worsened, and adverse events occurred in some global commodity markets that are essential for Belarus (potash fertilizers, mining trucks), which led to sagging demand for Belarusian goods.

Global trends affected Russian economic growth, which remained very modest, and resulted in a reduced demand for Belarusian goods and services. Furthermore, throughout 2019, Belarus was under Russian pressure on a whole range of economic issues. By the end of the year, this pressure resulted in a conflict over the terms of oil supply, which was an important factor affecting economic dynamics.

Contrary to expectations, the expected surge in investment in late 2019 did not revitalize economic activity. First, the commissioning of the NPP was postponed again to 2020. Second, as negative expectations heightened by the end of the year, companies curbed their investment appetites, and households scaled down housing construction.

Growing institutional contradictions

In 2019, the government’s economic policy was conceptually based on the assumption that the most obvious institutional defects, such as the low efficiency of state-owned enterprises and their accumulated debt, were mitigated enough to ensure moderate growth of the economy. Therefore, significant institutional innovations seemed to be irrelevant, and the country’s leadership focused on the consolidation of emerging trends.

The plan was to cut directed lending to BYN 800 million (this began in 2015, and the proportion of such loans declined to an insignificant amount by 2019), limit other kinds of direct and indirect support to state-owned enterprises, and switch from soft loans to subsidies (since 2018) in housing construction.

With regard to the private sector, the revocation of the decree on pseudo-entrepreneurship,1 which steamed up private business, was the most important event of the past year.

The strategy aimed at increasing confidence in the national currency2 was also significant for financial markets and financial stability. Several progressive regulations for budget administration, stock market development, accounting and prudential governing were introduced.

However, amid systemic problems in the public sector, the government de facto intensified the provision of direct budget support to state enterprises, and indirect support in the form of debt restructuring, payment of part of interest on loans, etc. The initially approved amount of directed lending (BYN 800 million) increased by BYN 184 million and the complete abolition of this lending planned for 2020 was postponed to 2021. Measures to support state enterprises were put to practice in 2019 under the landmark Orsha District Development Program.

This marked the curtailment of the policy of budget constraints for state-owned enterprises, since even half-hearted changes in 2016–2017 put in question the viability of business models for most of them. The government was no longer strongly determined to create a market of bad debts and establish new rules for banks to deal with troubled borrowers. A draft regulatory act aimed at responding to the chronic (since 2016) problem of bad debts had been worked on since 2017, and its adoption was planned for 2019. However, the draft got bogged down in bureaucratic approval procedures and was removed from the agenda before the end of the year.

No significant changes occurred in the functioning of the private sector. Many private companies managed to increase output and/or improve their financial performance after a fragmentary liberalization in 2016–2017. Nearly 80% of surveyed private small and medium businesses considered their standing in 2019 as satisfactory or good with stable or moderate positive dynamics.3 The IT sector, primarily the High Technology Park (HTP), showed a fairly rapid development. IT service exports grew by 30% to USD 2.4 billion, and the share of the information and communications sector in GDP reached 6.2% largely thanks to privileges granted by the 2017 decree on digital economy development.

Inertial recovery growth ended; growth got weakened and spasmodic

Institutionally, the economy remained conserved, and the weakness of the GDP growth potential remained a problem as in previous years. In 2019, the equilibrium growth potential was estimated at 1.5% to 3%, but the capacity for achieving even these figures was doubtful, not to mention the overly optimistic official target of 4%.

Firstly, the recovery growth effect was virtually over in the beginning of 2019, largely because the GDP growth rate in 2017–2018 had been slightly in excess of the growth capacity. Secondly, during that time, the economy was at a cyclical growth retardation stage due to the faded out recovery effect and the deterioration of the external environment. Thirdly, the economy was influenced by local shocks that led to multidirectional output jumps. For instance, a positive shock of consumer sentiment spurred output growth early that year, and then it slowed down due to the contaminated oil incident and heightened disagreements in talks with Russia in the second and fourth quarters. As a result, the year 2019 was distinctively marked by the arrhythmic economic activity in the relatively favorable first and third quarters and unfavorable second and fourth quarters. Business cycle disturbances affected the macroeconomic performance, leading to increasing uncertainty and fettered economic activity of companies and households.

GDP showed a modest 1.2% growth in 2019, which is below the official forecast and the actual indicators of the previous two years. In terms of demand, domestic demand components (household consumption and gross capital formation) contributed to output growth the most, while the contribution of net exports turned out to be negative. Growth of imports that outstripped exports was a matter of concern, but its scale was not alarming. With the accumulated safety margin, a foreign trade surplus decline did not pose a threat to external equilibrium.

In terms of supply, the largest contribution to output growth was made by the ICT sector, production sector (mainly vehicles and equipment manufacture, metallurgy and wood processing), agriculture and construction.

Macro- and financial stability remains, and so does risk of losing it

Like in the previous years, in an attempt to accelerate growth and ensure macro and financial stability the authorities still prioritized the latter. Therefore, they used monetary and fiscal policy tools very carefully.

The influence of monetary and fiscal policies on the output dynamics was close to neutral throughout the year, despite some spikes and variations of the channels of this influence. Directions of fiscal impulses related to consumer and investment demand were changing. A side effect on the monetary environment was produced by a new macro-prudential tool introduced by the National Bank–estimated standard risk rates. ESRR-based prudential penalties for high interest rates pushed banks toward redirection of loan offers from the consumer segment (which caused a slowdown in its rapid growth) to the corporate one.

Restrained economic policy kept the values of indicators that characterized macro-stability in a safe range. Despite a considerable acceleration early in the year, inflation remained close to the 5% target. Cumulative inflation was at 4.7%; average annual at 5.6%.4 The current account balance of the balance of payments worsened slightly to 1.8% of GDP in 2019 from 0.04% in 2018, but remained in the range that can be considered equilibrium for Belarus. The consolidated budget still had a surplus of 2.4% of GDP, which was primarily used to pay off the public debt.

Trends were more controversial in the field of financial stability. On the one hand, liquidity in foreign exchange significantly improved, largely thanks to increased FX net supply on the domestic market. Households showed a year-on-year decrease in this segment (USD 0.6 billion against USD 1.1 billion), while legal entities sharply increased the net supply (USD 1.1 billion, net demand standing at USD 0.2 billion in 2018). This made it possible to increase the country’s gold and foreign exchange reserves by USD 2.2 billion to USD 9.4 billion, and their quality improved.

A decrease in the public debt burden against the backdrop of GDP growth and a slight increase in the absolute size of the public debt was also a positive trend. A part of new state borrowings was denominated in Russian rubles (equivalent of USD 0.15 billion). The susceptibility of the debt to the exchange rate decreased insignificantly, but it became obvious that the authorities realized the problem. The placement of Eurobonds in Belarusian rubles worth around USD 100 million by the Development Bank of the Republic of Belarus was even more symbolic in this regard.

On the other hand, poor financial performance of companies, primarily state-owned, affected the quality of corporate debts. Government support measures remedied the situation just a little. Therefore, banks remained relatively passive in lending. The year also saw a decrease in banks’ profitability indicators.

As economic growth slowed down closer to the end of the year, and disputes with Russia grew bitter, many of the conserved contradictions manifested themselves again. Authorities’ declarations and some actions they took (intensification of unconventional forms of support for state-owned enterprises) cast doubt on the justification of the adherence to the macroeconomic stability goals amid low growth and accumulated threats to financial stability.

Real incomes up, social imbalances down

Along with the adherence to the macro-stability goals, the government tried to bolster growth impulses by increasing wages and social benefits through three channels: first, by means of direct fiscal incentives, i.e. growth of nominal wages in the public sector and budget transfers; second, by means of direct influence on the dynamics of wages at state-owned enterprises; third, by giving an impetus to wage growth in the public sector and at state-owned enterprises. As a result, wages and pensions (in real terms) grew at a faster pace (relative to labor productivity and output growth), which, at the end of the year, were at 7.7% and 13.1%, respectively.

Accelerated growth of wages, however, produced a negative effect on future macro- and financial stability, in particular, the financial standing of enterprises, where labor costs grew at a faster pace. Accelerated growth of consumer demand deteriorated the current account balance of the balance of payments.

This, of course, favorably affected the social sector. Real wages and pensions reached all-time highs. Furthermore, the authorities managed to maintain a relatively favorable labor market environment, which slightly worsened in the last months of the year. Unemployment decreased from 4.6% early in the year to 4.0% by the end of the year, while the employment rate remained virtually unchanged. Secondly, the government almost completely eliminated the imbalances in the distribution of revenues. The ratio of the real size of the average pension and wage approached the desired level of 40%, and the poverty rate was down to a historic low (around 3.5% by the end of the year).

Disputes with Russia affect short-term dynamics and expose medium-term threats to the economy

The economic situation rapidly changed in the fourth quarter of 2019. Surveys showed that commercial entities and households had negative expectations. Companies postponed or even curtailed investment projects. Demand in the labor market decreased at the end of the year. The number of new jobs sharply decreased, and the unemployment rate went up, albeit slightly (from 3.9% to 4.0%) for the first time since 2017 mainly due to adverse developments and uncertainty caused by heated oil and gas disputes with Russia.

Twists and turns of Belarus-Russia negotiations on “greater integration” and oil and gas supplies revealed conceptual contradictions between the countries. Belarus strongly counted on facilitated access to the Russian market, low gas prices, and preferences in trade in oil and oil products, believing that its membership in the Eurasian Economic Union guaranteed all this.

Russia’s commitment to implement the tax maneuver in its oil sector to the detriment of the financial interests of Belarus was a short-term challenge for macro- and financial stability in 2020. From this perspective, acceptance of Russia’s terms would mean an increase in the purchase price of crude oil to around 83% of the world price (up 4 percentage points against 2019), which would nearly reduce the profitability of the Belarusian refineries to zero, and result in a drop of fiscal revenues and foreign trade receipts by USD 250 million.

More importantly, the Russian tax maneuver was a strategic threat to the justifiability of the Belarusian economic model, in which oil refinery is one of the drivers of the national economy. Acceptance of Russia’s terms from 2020 (the start of subsidies for Russian refineries) would de facto mean acceptance of Russia’s interpretation of EEU agreements and inability to cite them as a justification of the claims for favorable terms in trade in energy commodities.

Belarus is hardly able to ensure the cost-effective functioning of its oil refining industry by means of compensatory measures aimed at mitigating tax maneuver impacts. Therefore, at the end of 2019, the Belarusian government took a tough stance in negotiations with Russia in an attempt to preserve the convenient economic model, which faces a medium-term threat.

Conclusion

The year 2019 was quite indicative, as it displayed the state of the national economy, its prospects and problems. On the one hand, disciplined economic policy made it possible to maintain macro-stability, low inflation and close-to-equilibrium balance of payments and fiscal position.

On the other hand, output growth was insignificant and unsatisfactory against the backdrop of a wide range of institutional defects. Trying to raise household incomes and improve the situation in the social sector, the authorities resort to measures that adversely affect the financial situation in the corporate sector. This, in turn, forces them to intensify the use of public sector support tools and curtail the previously proclaimed policy of tightening budget constraints.

As a result, the Belarusian economy faced a trilemma in 2019: it is hard to simultaneously maintain

Throughout the year, the government tried to sacrifice little bits of each component. However, new challenges emerged at the end of the year due to disagreements with Russia. Under deteriorating external conditions, it will be more and more difficult to maintain a fragile balance between the three components above.

Макроэкономическая ситуация: типовой год стагнации

Дмитрий Крук

Резюме

В 2019 году власти пытались поддерживать хрупкий баланс между (1) сохранением модели экономики с доминирующей ролью госпредприятий, (2) обеспечением привлекательного темпа роста выпуска, а также (3) макроэкономической и финансовой стабильностью. Однако сделать этого не удалось и пришлось пожертвовать каждой из составляющих.

Ценовая, внешняя, а также фискальная стабильность сохранились, темп прироста выпуска составил 1.2%. Обеспечен опережающий темп роста реальных доходов, что улучшило ситуацию в социальной сфере. Однако все эти меры явились также фактором ухудшения финансового состояния корпоративного сектора.

В поисках баланса власти ослабили бюджетные ограничения для госсектора. Предприятия частного сектора смогли воспользоваться улучшениями в бизнес-среде, реализованными в предыдущие годы, и внесли значительный вклад в рост выпуска.

Тенденции:
Введение

После относительно успешного 2018 года экономические власти пребывали в определённой эйфории. Официальные прогнозы на 2019 год предполагали ощутимое ускорение роста выпуска – до 4%, что превосходило оценки равновесного роста для Беларуси (около 2.5%).

Власти, вероятно, рассчитывали на благоприятную внешнюю конъюнктуру и на то, что груз системных проблем, сковывающих экономический рост, удалось купировать в предыдущие годы. Поэтому они уповали на рост экономической активности в течение 2019 года преимущественно за счёт расширения внешнего спроса. Это, в свою очередь, оживило бы внутренний спрос, прежде всего инвестиционный, который всё ещё не восстановился до предрецессионного уровня 2014 года. Кроме того, ожидания ускорения роста инвестиций в основной капитал связывались и с намечавшимся изначально на конец 2019 года запуском БелАЭС.

Однако большинству предпосылок сценария, на который рассчитывали власти, не суждено было сбыться. Ценовые условия для внешней торговли ухудшились, неблагоприятные события произошли и на ряде важных для Беларуси глобальных товарных рынках (калийных удобрений, карьерных самосвалов), что обусловило проседание спроса на соответствующие беларусские товары.

Глобальные тенденции наложили отпечаток и на рост российской экономики, который оставался чрезвычайно скромным, что ограничивало спрос на беларусские товары и услуги. Более того, в течение всего 2019 года Беларусь испытывала на себе давление России по целому спектру экономических вопросов. К концу года это давление вылилось в конфликт из-за условий поставок нефти, который явился важным негативным фактором экономической динамики.

Наконец, поддержку экономической активности не смог обеспечить предполагавшийся в конце года всплеск инвестиций. Он оказался существенно скромнее, нежели рассчитывали экономические власти. Во-первых, вновь затянулось, с переносом на 2020 год, введение в эксплуатацию БелАЭС. Во-вторых, вследствие нарастания к концу года негативных ожиданий, фирмы умерили свои инвестиционные аппетиты, а домашние хозяйства – масштабы жилищного строительства.

Усиление институциональных противоречий

В 2019 году подход экономических властей концептуально опирался на посылку о том, что наиболее явные институциональные дефекты – как, например, низкая эффективность сектора госпредприятий и их обременённость долгами – нивелированы в степени, достаточной для генерирования всей экономикой умеренного роста. Поэтому каких-либо существенных нововведений институционального характера ожидать не приходилось. В этой области власти ориентировались на постепенное закрепление наметившихся трендов.

Так, предполагалось дальнейшее снижение объёма новых директивных кредитов до BYN 800 млн (их сокращение началось с 2015 года, и к 2019 году этот инструмент играл незначительную роль в предоставлении новых кредитов), ограничение других форм прямой и косвенной поддержки госпредприятий, закрепление переориентации (начавшейся в 2018 году) системы субсидирования жилья с механизма льготных кредитов на механизм предоставления субсидий.

В отношении частного сектора наиболее значимым событием прошедшего года можно назвать отмену указа о лжепредпринимательстве,1 практика применения которого вызывала широкое недовольство в среде частного бизнеса.

В рамках развития финансовых рынков и укрепления финансовой стабильности значимым событием явилась разработка стратегии повышения доверия к национальной валюте.2 Кроме того, принят ряд прогрессивных нормативных актов в отношении бюджетного администрирования, развития фондового рынка, системы бухгалтерской отчётности, а также в рамках пруденциального регулирования.

Однако де-факто на фоне системных проблем госсектора власти интенсифицировали предоставление прямой бюджетной поддержки госпредприятиям, а также косвенной – в виде реструктуризации задолженности и уплаты части процентов по кредитам и др. В течение года первоначально утверждённый объём директивного кредитования (BYN 800 млн) увеличился на BYN 184 млн, а планировавшаяся ранее на 2020 год полная отмена этого механизма перенесена на 2021 год. Наконец, в 2019 году разработаны и начали активно реализовываться мероприятия по поддержке госпредприятий в рамках ставшей знаковой для страны программы развития Оршанского района.

Таким образом, курс на ужесточение бюджетных ограничений для госпредприятий начал ослабляться и сворачиваться, поскольку для большинства из них даже половинчатые изменения 2016–2017 годов поставили под вопрос состоятельность бизнес-моделей. Также ослабли усилия по созданию рынка плохих долгов и новых правил по работе банков с проблемными заемщиками. Проект соответствующего нормативного акта начал разрабатываться ещё в 2017 году, его принятие анонсировалось на 2019 год. Цель проекта: стать системным ответом на хроническую (с 2016 года) проблему плохих долгов. Однако документ увяз в бюрократических процедурах согласований и к концу года уже перестал фигурировать в повестке дня.

В условиях функционирования частного сектора существенных изменений не произошло. Вместе с тем многие частные предприятия смогли нарастить объёмы выпуска и/или улучшить свои финансовые результаты после частичной либерализации 2016–2017 годов. Так, результаты опросов частного малого и среднего бизнеса3 свидетельствовали о том, что в 2019 году подавляющее большинство (порядка 80%) фирм оценивали своё положение как удовлетворительное или хорошее, отмечая его устойчивость или слабую положительную динамику.

Достаточно бурное развитие испытал IT-сектор, в основном Парк высоких технологий (ПВТ). Объём экспорта IT-услуг вырос примерно на 30%, до USD 2.4 млрд, а доля сектора информации и связи достигла около 6.2% ВВП. Этот бурный рост IT-сектора по-прежнему во многом связан с принятым в 2017 году декретом о развитии цифровой экономики.

Инерция восстановительного роста завершилась, рост ослаб и стал скачкообразным

Поскольку институционально экономика оставалась в законсервированном состоянии, то продолжала довлеть, как и в предыдущие годы, проблема слабости потенциала роста ВВП. В 2019 году потенциал равновесного роста оценивался в диапазоне 1.5–3%. Однако реализация даже этого слабого потенциала (а тем более – заведомо мало реалистичного официального прогноза темпа прироста ВВП в 4%) оказалась затруднительной.

Во-первых, в начале 2019 года практически полностью исчерпал себя эффект восстановительного роста, во многом благодаря которому темпы прироста ВВП в 2017–2018 годах оказались несколько выше потенциала. Во-вторых, в этот же период экономика находилась в стадии циклического замедления роста в связи как с затуханием восстановительного эффекта, так и ухудшением внешней конъюнктуры.

В-третьих, на протяжении года на экономику оказывали влияние точечные шоки, которые приводили к разнонаправленным скачкам выпуска. Так, в начале года позитивный шок потребительских настроений подстегнул рост выпуска, тогда как во втором и четвёртом кварталах он замедлялся вследствие соответственно истории с «грязной нефтью» и обострившимися противоречиями в переговорах с Россией. В результате важной особенностью 2019 года явилась «аритмия» экономической активности с относительно благоприятными первым и третьим и неблагоприятными вторым и четвёртым кварталами. Сбой в плавности бизнес-цикла негативно отражался на макропоказателях, способствовал росту неопределённости и сковывал экономическую активность фирм и домашних хозяйств.

В результате, по итогам 2019 года рост ВВП оказался скромным – 1.2%, что ощутимо ниже и официального прогноза, и фактических показателей двух предыдущих лет. Со стороны спроса основной вклад в прирост выпуска обеспечили компоненты внутреннего спроса (потребление домашних хозяйств и валовое накопление капитала), тогда как вклад чистого экспорта оказался отрицательным. Тенденция опережающего роста импорта относительно экспорта хоть и явилась неблагоприятным сигналом, однако её масштаб не столь велик. При накопленном запасе прочности некоторое ухудшение сальдо внешней торговли не представляло угрозы утраты внешнего равновесия.

Со стороны предложения наибольший вклад в прирост выпуска обеспечивался следующими отраслями: информация и связь, промышленность, сельское хозяйство, строительство. В составе промышленности наибольший рост выпуска продемонстрировали производство транспортных средств и оборудования, металлургическое производство, а также деревообработка.

Макро- и финансовая стабильность сохранены, но актуальны риски их утраты

Балансируя, как и предыдущие несколько лет, между ускорением роста и обеспечением макро- и финансовой стабильности, власти по-прежнему отдавали предпочтение последней. Поэтому они достаточно осторожно задействовали инструменты монетарной и фискальной политики.

Влияние монетарной и фискальной политики на динамику выпуска в среднем по году оказалось близким к нейтральному, хотя отличалось по периодам. Видоизменялись также каналы этого влияния. Так, в течение года изменялась направленность фискальных импульсов, связанных с потребительским и инвестиционным спросом. Побочное влияние на монетарную среду оказывал новый макропруденциальный инструмент, введённый Национальным банком, – РСВР (расчётная величина стандартного риска). Пруденциальные штрафы на основе РВСР за высокие процентные ставки стимулировали банки перенаправлять предложение кредита из потребительского сегмента (что вызвало замедление его бурного роста) в корпоративный.

Вследствие сдержанной экономической политики значения индикаторов, характеризующих макростабильность, находились в безопасном диапазоне. Инфляция, несмотря на значимое ускорение в начале года, оставалась вблизи таргетируемого 5%-го уровня: накопленная инфляция составила 4.7%, среднегодовая – 5.6%.4 Внешняя позиция (сальдо текущего счета платёжного баланса) несколько ухудшилась –1.8% в 2019 году при 0.04% от ВВП в 2018 году, – но осталась в зоне, которую можно считать равновесной для Беларуси. Консолидированный бюджет по-прежнему исполнялся с профицитом – 2.4% от ВВП, – который использовался преимущественно для погашения госдолга.

В сфере финансовой стабильности тенденции более противоречивые. С одной стороны, на фоне ценовой и внешней стабильности значительно улучшилось состояние ликвидности в иностранной валюте кредитно-финансовой системы страны. Во многом это обусловлено ростом чистого предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. В сегменте физлиц оно сократилось по сравнению с предыдущим годом (USD 0.6 млрд vs USD 1.1 млрд), но резко выросло в сегменте юрлиц (USD 1.1 млрд при чистом спросе USD 0.2 млрд в 2018 году). Данное обстоятельство позволило увеличить (на USD 2.2 млрд, до USD 9.4 млрд) международные резервы страны при улучшении их качества.

Как положительную тенденцию также можно отметить снижение обременённости госдолгом на фоне роста ВВП при незначительно возросшей абсолютной величине госдолга. При этом порция новых госзаимствований привлечена в российских рублях (в эквиваленте около USD 0.15 млрд). Чувствительность устойчивости долга к обменному курсу снизилась лишь незначительно, однако стало очевидно, что власти осознали проблему. Ещё более символичным в этом отношении явилось размещение Банком развития еврооблигаций в беларусских рублях (также на незначительную сумму – в эквиваленте около USD 100 млн).

С другой стороны, на фоне слабых финансовых результатов деятельности фирм, в первую очередь государственных, на протяжении всего года сохраняла актуальность проблема качества корпоративных долгов. Меры господдержки лишь незначительно её нивелировали, поэтому банки оставались относительно пассивными в кредитовании. В 2019 году также имело место снижение показателей рентабельности банков.

К концу года, на фоне торможения экономики и усиления трений с Россией, актуализировались многие из законсервированных противоречий. Оправданность приверженности целям макроэкономической стабильности, как в заявлениях ряда чиновников, так и в отдельных действиях властей (интенсификация неконвенциональных форм поддержки госпредприятий), всё больше подвергалась сомнению. Причём в качестве обоснования выступал не только слабый рост, но и накопленные угрозы финансовой стабильности.

Реальные доходы выросли, социальные диспропорции снизились

Наряду с приверженностью целям макростабильности власти пытались поддерживать и импульсы роста через заработную плату и социальные выплаты. Для этого задействовались три канала. Во-первых, прямые фискальные стимулы – рост номинальных зарплат в бюджетном секторе и объёма бюджетных трансфертов. Во-вторых, сохранялось прямое воздействие властей на динамику зарплат на госпредприятиях. В-третьих, импульс роста зарплат в бюджетном секторе и на госпредприятиях способствовал повышению зарплат и в частном секторе. В результате в 2019 году зарплаты и пенсии (в реальном выражении) росли опережающими (относительно производительности труда и роста выпуска) темпами, которые по итогам года составили соотв. 7.7 и 13.1%.

Важно отметить, что ускоренный рост зарплат негативно сказался на перспективах макро- и финансовой стабильности. Речь, в частности, о финансовом состоянии предприятий, где затраты на труд росли опережающими темпами. В свою очередь ускоренный рост потребительского спроса ухудшал внешнюю позицию.

На социальную сферу такая ситуация влияла, безусловно, благоприятно. Величины реальных зарплат и пенсий обновили свои исторические максимумы. Более того, на фоне роста, во-первых, властям удавалось поддерживать относительно благоприятную ситуацию на рынке труда (с некоторым ухудшением в последние месяцы года). Так, безработица снизилась с 4.6% в начале года до 4.0% к его завершению, при практически неизменном уровне занятости. Во-вторых, в 2019 году власти практически полностью нивелировали диспропорции в распределении доходов. Так, соотношение реальных размеров средней пенсии и зарплаты приблизилось к желаемому властями уровню в 40%, а уровень бедности достиг исторического минимума (около 3.5% к концу года).

Споры с Россией негативно отразились на краткосрочной динамике и обнажили среднесрочные угрозы для экономики

Четвёртый квартал 2019 года отмечен быстрой сменой экономической конъюнктуры. Опросы фирм и домохозяйств зафиксировали негативные ожидания. С учётом слабого финансового состояния, фирмы отложили или даже свернули инвестиционные проекты. Кроме того, в конце года сократился спрос на рынке труда: резко снизилось количество новых создаваемых рабочих мест, показатель безработицы впервые с 2017 года хоть и незначительно (с 3.9% до 4.0%), но возрос. Ключевая причина – формирование негативного фона и неопределённость вследствие нарастания противоречий по нефтегазовым вопросам в переговорах с Россией.

Перипетии переговоров между Беларусью и Россией относительно «углублённой интеграции» и нефтегазовых вопросов обнажили концептуальные противоречия между странами. В двусторонних отношениях беларусская сторона рассматривала доступ на российский рынок, невысокие цены на газ, а также привилегированные условия в торговле нефтью и нефтепродуктами как гарантированные фактом вступления в ЕАЭС.

Намерение России реализовывать налоговый манёвр в ущерб финансовым интересам Беларуси явилось краткосрочным вызовом для макро- и финансовой стабильности в 2020 году. С этой позиции принятие российских условий означало бы увеличение цены покупки сырой нефти до уровня около 83% от мировой цены (рост примерно на 4 процентных пункта по сравнению с 2019 годом), что приведёт к снижению рентабельности беларусских НПЗ до уровня близкого к нулю, а также выпадению фискальных доходов и ухудшению сальдо внешней торговли (примерно на USD 250 млн).

Что ещё более важно, российский налоговый манёвр явился стратегической угрозой состоятельности выстроенной модели беларусской экономики, в которой сектор нефтепереработки играет важную роль в обеспечении выпуска, а также внешней и фискальной позиций. Принятие условий России с 2020 года (начало субсидирования российских НПЗ) де-факто означало бы согласие с российской трактовкой соглашений в рамках ЕАЭС и утрату возможности апеллировать к ним как обоснованию притязаний беларусских властей на особые условия в торговле энергоносителями в будущем.

В последующие годы обеспечить рентабельное функционирование нефтепереработки компенсационными мерами на фоне налогового манёвра виделось малореальным. Поэтому в конце 2019 года беларусская сторона заняла жёсткую позицию в переговорах с Россией. Тем самым власти пытались спасти, сохранить и обезопасить «удобную» экономическую модель, которая оказалось под угрозой в среднесрочной перспективе.

Заключение

2019 год можно считать показательным с точки зрения визуализации состояния национальной экономики, её перспектив и проблем. С одной стороны, дисциплинированная экономическая политика позволила сохранить макростабильность, низкую инфляцию, а также близкое к равновесию состояние внешней и фискальной позиций.

С другой стороны, на фоне широкого перечня институциональных дефектов обозначился слабый и неудовлетворительный рост выпуска. Пытаясь в этих условиях повысить доходы домохозяйств и в целом улучшить ситуацию в социальной сфере, власти прибегают к мерам, которые негативно сказываются на финансовом состоянии корпоративного сектора. Это, в свою очередь, вынуждает интенсифицировать инструменты поддержки госсектора, сворачивая провозглашённый ранее курс на ужесточение бюджетных ограничений.

В результате в 2019 году проявилась своеобразная трилемма для беларусской экономики: затруднительно одновременно обеспечить

В 2019 году власти пытались жертвовать по «чуть-чуть» каждой из составляющих. Однако в конце года, вследствие противоречий в отношениях с Россией, для страны актуализировались дополнительные вызовы. В ухудшающихся внешних условиях поддерживать хрупкий баланс между тремя составляющими будет всё труднее.