Government: Perfect storm ahead

Polina Makarova

Summary

In 2019, the government made efforts towards systemic development of regions and public sector management, although its high-profile initiatives in many respects contradict those attempts. The Council of Ministers made several decisions to ensure that the national rulemaking is rational and argumentative, and to facilitate consultation with experts and stakeholders when preparing legal acts. However, a number of important government decisions that could produce significant results for building the economy and society were based on ideological and opportunistic considerations.

Trends:
State as a proprietor, state as a regulator

We assumed in the last year’s forecast that government policy will remain fragmented and inconsistent in key areas (the economy, employment and regional development), being largely based on tight control and penalties. This turns to be true on the whole, despite certain hopes associated with the coming of young professional managers to the government. Still, reformative efforts of Prime Minister Sergei Rumas and some members of his Cabinet deserve attention.

The beginning of the year was marked by a number of government’s initiatives. It would be an exaggeration to say that they showed an intention to reform the public administration system. Attempts were made to systematize at least some of its aspects. The work on a bill on the public sector was announced in January.1 It was planned to finally separate the functions of the state as a regulator and proprietor: enterprises will be managed by state corporations under the supervision of the State Property Committee, and ministries will engage in formulating sectoral policies.

This separation was an innovation back in 2016, when this provision was added to the Program of Socio-Economic Development of the Republic of Belarus for 2016–2020.2 However, there was no breakthrough in 2018 since “state administration bodies failed to consolidate their positions”, as newly appointed Prime Minister Sergei Rumas said.3 He spoke about the plan to reduce the number of public officers in supervisory boards of state-controlled enterprises and replace them with professional managers.

Sergei Rumas, who chaired the Supervisory Board of the Minsk Tractor Plant (MTZ), said in April that the Board would not interfere in the company’s business, but only set targets and monitor their achievement. According to the prime minister, supervisory boards could reduce the unnecessary work stress on Minister of Industry Pavel Utyupin so that he can stop dealing with local company strategies and “look into larger matters, on which the future of the entire industry depends.”4

In other words, the government tried to extract maximum opportunities out of the public sector management reform, since privatization of loss-making and hopeless enterprises seems to be removed from the political agenda, although international analysts underscore the need for conceptual reform of the public sector with privatization and inevitable bankruptcies.5

Belarusian independent experts say that changed approaches to the public sector management and building directors’ awareness of modern methods of administration can produce results with certain conditions in place, but their effectiveness is not limitless. The experts believe that advanced corporate governance methods introduced by the government at distressed enterprises, which cannot sell their products even after costly upgrades of their capacities, will not help solve long-standing problems of the public sector.

If this separation of functions takes place one day, this would be the end of the Soviet era in the Belarusian state administration system, when the Communist Party and later the Presidential Administration played the role of a policymaker, and the Cabinet was tasked to supervise enterprises.

However, as of late 2019, the bill on the public sector was yet to go through lengthy approvals at the level of the Council of Ministers, although the Economy Ministry hopes to submit the bill to the parliament in 2020, as a concept for starters.

First analyze, then adopt

In late January 2019, the Council of Ministers approved instructions for forecasting effects of new regulatory legal acts6, which introduces a quite innovative idea that effects of laws and regulations should be analyzed before they take effect, and that forecasts can be made not only in quiet ministerial offices, but also through public discussions and proposals filed by individuals.

The establishment of the Belarusian Institute for Strategic Research, a state think tank, was announced in February. It is meant to provide more professional expert support for the lawmaking activities of the state. The Institute is engaged in strategic analysis of everything that is related to foreign and domestic policies of Belarus and working out recommendations to government agencies. The BISR took over from the Information and Analytical Center at the Presidential Administration, which was severely criticized in 2017 by the president for half-baked research.7 The new think tank is expected to render services not only to the president, but also to the Council of Ministers, the Security Council and other institutions.

Despite these useful government initiatives, it seems that a number of last year’s major decisions were made without analyzing possible impacts, merely basing on political and market considerations. For example, in coordination with the Security Council, the Ministry of Defense submitted and the parliament passed the bill ‘On Amendments to the Laws on the Effective Functioning of the National Armed Forces’, popularly known as the “law on deferments.”8 This took just three months after the bill was announced in March. According to the new law, young people liable for military service can only be granted a draft deferment once. This means that all who want to continue education in graduate schools must serve in the army for at least a year and a half.

Educational professionals reasonably warned that this would trigger a massive outflow of graduates who seek scientific careers to foreign universities. Much was said about the damage that the law would cause to the future of Belarusian science and knowledge-intensive sectors of the economy. However, these arguments were dismissed by the ideologically motivated president and the government. In response, they only proposed punitive measures, such as a travel ban for draftees, who have already been granted one deferment, and a ban from public offices and some professions for those who did not serve in the army as prescribed by the law.

Regional development: political contradictions

In February, the Sergei Rumas Government took the first step towards a systematization of regional policies, in particular the assignment of districts to the category of lagging behind in terms of socio-economic development. Supposedly, this aimed at coping with the task that the government set itself in 2018: to bridge life quality gaps between the regions. The standard of living will be defined as an aggregate indicator calculated according to a special method. If it is below 72%, the region is considered lagging behind.9

First Deputy Prime Minister Alexander Turchin said at a meeting of the Economy Ministry Board that the low economic activity in such regions is a threat to national economic development and this issue may be resolved by pegging incomes of regional officials to local business activity growth. However, as was said at the meeting, local executives were afraid to assist in establishing and expanding new enterprises, fearing allegations of corruption.

Local officials believe that businesses can only be assisted by expediting approvals (even, sometimes, in defiance of the law) and persuading state bodies (for example, the Ministry of Emergencies) not to put obstacles in investors’ way.

As the deputy prime minister said, adequate bonuses to public officers for promoting local business activity would solve this problem.

As usual, the government’s plan to apply a systemic approach to regional development was out of sync with spontaneous decisions made by the head of state. The president began his ‘spring tour’ to the regions with Baranovichi, where he promised a large-scale audit like that in Orsha.10 A. Lukashenko warned of the possibility of a repetition of the situation in Orsha, when a personnel reshuffle in the government took place as a result of (or at least shortly after) the audit, and the prime minister, four deputy prime ministers and several ministers were replaced. When in Baranovichi, the president mainly spoke about an audit of state-owned industrial enterprises, rather than private business development. On the contrary, he emphasized the need to bar “all kinds of intermediacy.”

Several members of the Rumas Cabinet lost their offices after the spring tour of the president. During his visit to Kupalovskoye Agricultural Holding (Mogilev Region), Lukashenko was outraged by mismanagement and the dairy herd treatment. Government veterans, Deputy Prime Minister Mikhail Rusy, who had been in charge of agriculture since 2012, and Minister of Agriculture and Food Leonid Zayats, had to resign.

Throughout the year, the tasks that the head of state set to the regional authorities contradicted the government’s attempts to systematize regional policy based on private business engagement. For instance, when visiting the Vitebsk Region in June, Lukashenko said that favorable conditions for small and medium businesses had already been created, and local officials should be concerned about development of strategic industries, such as woodworking, oil refining and agriculture, although many independent and state experts had more than once questioned the efficiency of made or planned investment in their upgrade.11

More than a half of 118 districts of the country reported the sufficiency of own funds below 50%. The Mogilev Region is troubled the most: 18 out of its 21 districts were defined as “low-income.” Three districts are subsidized from the central budget by 75%12 despite the special tax preferences granted to them by a presidential decree in 2015 and nearly a million rubles provided for their economic and social development.

The peculiar difference in approaches to regional policies surfaced again. The Council of Ministers set the targets for accelerated socio-economic development of some administrative-territorial units, which included wage rises, higher employment rates and local budget revenues, under the responsibility of heads of the district executive committees. The president ordered to ramp up production capacities “as it was done in the Soviet times: new plants with new housing”, and promised “pressure so firm that some eyes are going to pop out.”13

Better forecast is not the same as good

Closer to the end of the year, the president traditionally threatened the entire government with dismissal for “insufficiently ambitious” economic growth forecast for 2020 and for the inevitable failure to achieve the targets set for 2019.14 The prime minister promised to join efforts with all state bodies for a more optimistic outlook.

However, in the last quarter of 2019, the government plunged headlong into talks with Russia, primarily on oil supply terms in 2020, so all domestic conflicts and disputes fell by the wayside. One relatively insignificant appointment in the government took place in late November: Deputy Prime Minister Alexander Turchin, who actively advocated regional development with reliance on private business, was sent to put his ideas into practice as Minsk Region governor. He was replaced by Dmitry Krutoy, former economy minister.

Conclusion

In 2018, many hopes were pinned on the new government, where the state-planned economy is liked by few. However, personal traits are not much of help, as the years-long attempts of the Belarusian Council of Ministers to carry out at least some economic reforms show. Young educated ministers who speak a common language with international financial institutions are, of course, more likely to be heard in negotiations, but when it comes to implementing the decisions made their market advocacy loses to political aspirations of the country’s leadership, and social policy (education, health or employment) is subdued to ideology.

A number of experts assess the first year of the ‘new old’ government as falling short of expectations.15 The year 2020 will see whether the Sergei Rumas Cabinet will act within the established limits as before, slowly introducing nearly invisible, yet potentially significant innovations in the Belarusian state administration, or will muster all strength to withstand the ideal storm in the Belarusian economy16 predicted by experts.

Правительство: в преддверии «идеального шторма»

Полина Макарова

Резюме

2019 год отмечен попытками правительства проводить системную политику в области регионального развития и управления госсектором в ситуации, когда наиболее яркие инициативы и решения политической власти регулярно противоречат этим попыткам. Совет министров принял несколько решений, которые призваны поставить государственное нормотворчество на более рациональную и доказательную основу и создать инструменты для консультаций с экспертами и группами интересов при разработке нормативно-правовых актов. Несмотря на это, ряд важных государственных решений с потенциально значимыми последствиями для развития экономики и общества принимались исходя из идеологических и конъюнктурных мотиваций.

Тенденции:
Государство как собственнник, государство как регулятор

Как предполагалось в прошлогоднем прогнозе, в ключевых сферах – экономике, занятости, региональном развитии – политика государства оставалась несистемной и непоследовательной и опиралась преимущественно на инструменты контроля и наказания. Прогноз в целом оправдался, несмотря на определённые надежды, связанные с приходом в правительство молодых профессиональных управленцев. Тем не менее реформаторские усилия главы правительства Сергея Румаса и некоторых членов его кабинета заслуживают внимания.

Начало года ознаменовалось несколькими инициативами правительства, которые в совокупности продемонстрировали если не намерение реформировать государственное управление, то хотя бы систематизировать некоторые его аспекты. Так, в январе анонсировано начало работы над проектом закона о госсекторе.1 В новом законе планировалось наконец разделить функции государства как регулятора и собственника: управление предприятиями будет осуществляться госкорпорациями под началом Госкомимущества, а министерства смогут заняться формированием отраслевой политики.

То, что такое разделение может состояться, являлось новостью ещё в 2016 году, когда это положение было внесено в Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.2 Впрочем, к концу 2018 года прорыва в этом направлении всё ещё не произошло – по словам получившего пост премьер-министра Сергея Румаса, ввиду отсутствия «согласованной позиции у органов государственного управления».3 Тогда же он рассказал о планах сократить количество госслужащих в наблюдательных советах госпредприятий и заменить их профессиональными управляющими.

Уже в апреле Сергей Румас, возглавлявший наблюдательный совет Минского тракторного завода (МТЗ), заявил, что этот орган не будет вмешиваться в оперативную деятельность предприятия, но лишь устанавливать целевые показатели и отслеживать их выполнение. По мнению премьера, наблюдательные советы позволят, в частности, снять излишнюю нагрузку с министра промышленности Павла Утюпина, который будет заниматься не стратегиями отдельных предприятий, а «более глобальными вопросами, от которых зависит развитие промышленности в целом».4

Иными словами, правительство старалось выжать максимум возможностей из реформирования управления госсектором в ситуации, когда вопрос о приватизации убыточных и безнадежных предприятий, кажется, снят с политической повестки дня. Хотя именно на необходимость концептуального реформирования госсектора – с приватизацией и неизбежными банкротствами – указывают аналитики международных организаций.5

В свою очередь беларусские независимые эксперты отмечают, что изменение подходов к управлению госсектором, а также обучение директоров современным методам менеджмента хотя и полезны в определённых условиях, но имеют свой «потолок» эффективности. Внедрение силами правительства передовых методов корпоративного управления на убыточных предприятиях, продукция которых не находит сбыта даже после затратной «модернизации», не поможет решить застарелые проблемы госсектора, считают специалисты.

Если такое разделение функций всё же произойдёт, то это ознаменует конец во многом ещё советской эпохи в беларусском госуправлении, когда главная роль полисимейкера отдавалась коммунистической партии (или, позже, администрации президента), а кабинету министров доставалась хозяйственная функция присмотра за предприятиями.

Однако проекту закона о госсекторе, по информации на конец 2019 года, предстоят долгие согласования на уровне Совета министров. Хотя министерство экономики надеется представить закон на рассмотрение в парламент – для начала в виде концепции – в 2020 году.

Сначала анализировать, потом принимать

В конце января 2019 года Совет министров утвердил инструкцию по прогнозированию последствий принятия нормативных правовых актов.6 С этой инструкцией в беларусское госуправление вносится новаторская мысль о том, что последствия принятия законов и постановлений следует анализировать прежде, чем их принимать. Согласно документу такое прогнозирование может проводиться не только в тиши министерских кабинетов, но также осуществляться путём общественных обсуждений и сбора предложений от граждан.

Учитывая необходимость более профессиональной экспертной поддержки государственной нормотворческой деятельности, в феврале было объявлено о создании Беларусского института стратегических исследований – государственной «фабрики мысли», призванной стратегически анализировать всё, что относится к внешней и внутренней политике Беларуси, и готовить соответствующие рекомендации государственным органам. Институт сменил Информационно-аналитический центр при Администрации президента, который ещё в 2017 году подвергся жёсткой критике президента за «сырые» исследования.7 Новая фабрика мысли, по замыслу, должна обслуживать не только президента, но также Совмин, Совбез и другие госорганы.

Несмотря на эти полезные инициативы правительства в сфере государственной политики, ряд важнейших решений в минувшем году принимались, как представляется, без анализа последствий, исходя из политических и конъюнктурных мотиваций. Так, в кратчайшие сроки – буквально за три месяца с начала марта, когда работа над законом была анонсирована, – по представлению Министерства обороны и по согласованию с Советом безопасности, парламент принял закон «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства», получивший неформальное именование «Закон об отсрочках».8 Согласно этому новому закону, военнообязанные молодые люди могут получить отсрочку от армии всего один раз. На деле это означает, что все желающие продолжить образование в магистратуре и аспирантуре должны будут минимум полтора года отслужить в армии.

Изучив проект закона, специалисты в области образования указали на то, что результатом принятия закона может стать массовый отъезд выпускников вузов, ориентированных на научную карьеру, в зарубежные университеты. Много говорилось об уроне, который закон может нанести будущему беларусской науки и наукоёмким отраслям экономики. Однако такого рода аргументам противостояли преимущественно идеологические возражения со стороны президента и правительства. В качестве ответных мер предложены лишь карательные – запрет на выезд за границу призывников после «использования» одной отсрочки, а также запрет на работу в госслужбе и на некоторые другие профессии для тех, кто не отслужил обязательный срок армейской службы.

Региональное развитие: противоречия политики

В феврале правительство Сергея Румаса предприняло первый шаг в направлении систематизации региональной политики. Речь идёт о разработанной методологии отнесения того или иного региона к территории, отстающей по уровню социально-экономического развития. Это нововведение, предположительно, направлено на решение задачи, которую правительство поставило перед собой в 2018 году, а именно – снизить межрегиональную дифференциацию по уровню и качеству жизни населения. Уровень жизни, согласно этому документу, будет выражаться интегральным показателем, который подсчитывается по специальной методике. Если интегральный показатель составляет менее 72%, регион заносится в список отстающих территорий.9

Тогда же на заседании коллегии Минэкономики первый вице-премьер Александр Турчин отметил, что низкая экономическая активность таких регионов – это угроза для экономического развития страны в целом. В качестве главного решения этой проблемы А. Турчин предложил увязывать доходы чиновников региональных администраций с ростом деловой активности в регионе. Однако на том же заседании прозвучала мысль о том, что госслужащие на местах боятся оказывать помощь в создании и развитии новых предприятий, опасаясь обвинений в коррупции.

По мнению чиновников местных вертикалей, помощь бизнесу можно оказывать лишь через ускорение – зачастую наперекор законодательству – различных согласований и уговоры госорганов (напр. МЧС) не «ставить подножки» инвесторам. Как заметил вице-премьер, решение о премировании госслужащих на местах по результатам развития деловой активности в регионе и призвано решить эту проблему.

Планы правительства применять системный подход к развитию регионов традиционно не совпадали со спонтанными решениями главы государства в сфере региональной политики. Так, свой «весенний тур» по регионам президент начал с Барановичей, где пообещал провести такую же масштабную ревизию состояния промышленности, как ранее в Орше.10 Президент А. Лукашенко предупредил о возможности повторения оршанской ситуации, когда в итоге (или по крайней мере вскоре после) ревизии промышленности в этом районе произошли масштабные перестановки в правительстве, результатом которых явилось назначение нового премьера, четырёх вице-премьеров и нескольких министров. Примечательно, что в Барановичах речь шла главным образом об аудите промышленных предприятий, принадлежащих государству, а не о развитии частного бизнеса. Наоборот, президент специально подчеркнул необходимость исключения «всякого рода посредничества».

Впрочем, несколько членов кабинета Сергея Румаса по итогам весеннего тура президента всё же потеряли свои посты. После визита главы государства в агрохолдинг «Купаловское» Могилёвской области лишились своих должностей ветераны правительства – вице-премьер Михаил Русый (курировавший агропромышленный комплекс с 2012 года) и министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. В этот раз Александра Лукашенко возмутили бесхозяйственность и условия содержания молочного стада в агрохолдинге.

На протяжении всего года задачи, которые ставил глава государства перед региональными властями, противоречили попыткам правительства систематизировать региональную политику с опорой на реализацию потенциала частного бизнеса. Так, посещая в июне Витебскую область, Александр Лукашенко заявил, что условия для малого и среднего бизнеса уже созданы, а на местах чиновники должны быть озабочены развитием стратегических отраслей, таких как деревообработка, нефтепереработка и сельское хозяйство. В то же время на проблематичность этих отраслей с точки зрения эффективности вложения средств – как уже инвестированных, так и планируемых к инвестированию, – указывали в течение года как независимые, так и государственные специалисты.11

Как показали результаты анализа обеспеченности регионов собственными средствами, в более чем половине из 118 районах она составляет менее 50%. Наиболее острая ситуация сложилась в Могилёвской области, где из 21 района 18 являются «малообеспеченными». В трёх районах доля национальных дотаций в местных бюджетах составляет около 75%.12 И это несмотря на то, что с 2015 года согласно указу президента в этих районах действует особый преференциальный налоговый режим, а в развитие экономики и социальной сферы вложен почти миллион рублей.

Характерная разница в подходах к региональной политике проявила себя и на этот раз. Своим постановлением Совмин установил целевые параметры ускоренного социально-экономического развития отдельных административно-территориальных единиц (включая рост зарплат, рост занятого в экономике населения, рост собственных доходов бюджета), отвечать за которое обязал руководителей областных исполнительных комитетов. Президент же потребовал наращивать производственные мощности, «как было в советские времена: строится завод – строится жильё», и пообещал «жим такой ... что у некоторых глаза на лоб полезут».13

Лучший прогноз хорошему рознь

Ближе к концу года глава государства традиционно пригрозил отставкой всему правительству за «недостаточно напряжённый» прогноз роста экономики на 2020 год и наверняка проваленные плановые показатели 2019 года.14 Премьер-министр пообещал ещё раз тщательно, со всеми госорганами, пересмотреть прогноз в сторону большего оптимизма.

Правда, в последнем квартале минувшего года все ресурсы правительства были задействованы на переговорах с Российской Федерацией (прежде всего относительно условий поставок нефти в 2020 году). Так что все домашние конфликты и противоречия ушли на второй план. Впрочем, одна небольшая перестановка в правительстве всё же случилась в конце ноября – вице-премьер Александр Турчин, активно выступавший за развитие регионов на фундаменте частного бизнеса, отправлен реализовывать свои идеи на практике в качестве главы Минского региона. На его место пришёл Дмитрий Крутой, занимавший до этого в правительстве должность министра экономики.

Заключение

В 2018 году немало надежд возлагалось на новый состав правительства, в который пришли если не рыночники, то хотя бы не сторонники плановой экономики. Однако, как показывает многолетний анализ попыток беларусского Совмина провести хоть какие-то реформы в экономике, от конкретных персоналий зависит немного. Молодые образованные руководители министерств, говорящие на одном языке с чиновниками международных финансовых институтов, конечное же, имеют больше шансов быть услышанными на переговорах. Однако когда речь заходит о реализации принятых решений, их роль «рыночников» вторична по отношении к политической власти. При этом социальная политика (идёт ли речь о политике в области образования, здравоохранения или труда) находится целиком и полностью в кильватере текущей идеологии.

Целый ряд экспертов оценивают первый год нового «старого» правительства как не оправдавший возлагаемых на него ожиданий.15 Будет ли кабинет Сергея Румаса, как и прежде, действовать в «рамках возможного», потихоньку внедряя малозаметные, но потенциально значимые инновации в беларусское госуправление, или займётся мобилизацией на борьбу с пророчимым экспертами «идеальным штормом»16 беларусской экономики – это мы увидим уже в 2020 году.