Mass Media: Seeming calmness amid accumulating threats

Еlena Artiomenkо

Summary

The 2nd European Games, parliamentary elections, disputes with Russia over oil and gas supplies and integration roadmaps were the major news topics for the mass media of Belarus in 2019. Media managers were expected to cope with somewhat opposite tasks. On the one hand, they were to help ‘save face’ and build an image of Belarus as an open and free country primarily for Western observers and guests. The authorities even reduced pressure on independent media to this end. On the other hand, media were tasked to ensure and strengthen their influence on information consumers, among other things under increasing external media pressure from the East.

Trends:
Media in the context of major nationwide events

The government used the 2nd European Games held on June 21–30, 2019 in Minsk and the parliamentary elections of November 17 to present Belarus well as an open and free country, although the domestic political traditions did not change, and neither did the tools used to ensure the desired outcome of the elections. A simple and painless way – easing pressure on independent media-was chosen.

The trial of Tut.by Editor-in-Chief Marina Zolotova in the so-called “BelTA case”1 on March 4, 2019 was a high-profile event. M. Zolotova was found guilty of negligence in office, and, according to experts, was punished rather mildly. She was fined BYN 7,650 (around USD 3,800).

Experts of the Belarusian Association of Journalists (BAJ) wrote in the Media in Belarus monitoring report that not a single independent journalist, who cooperated with foreign media, was officially fined during the 2nd European Games in Minsk from late May to late July 2019, although fines have been widely used in Belarus as a tool of pressure (38 cases January through May 2019).2

Independent collaborators with foreign media continued to be fined after the end of the European Games. Nevertheless, the 2019 parliamentary elections were generally incident-free, and repressions against independent media did not grow severe. However, independent media showed little interest in the election campaign since opposition politicians were basically inactive.

Information security enhancement measures

The task to demonstrate relative freedom and openness of Belarus was fulfilled quite successfully, but the Belarusian authorities have not succeeded as much when addressing the second strategic task to ensure information security in the face of rising challenges, first of all the past parliamentary campaign and the future presidential election in 2020, as well as the difficult negotiations with Russia on compensation for damages caused by the supply of contaminated Russian oil through the Druzhba pipeline in April 2019 and the tax maneuver in the Russian oil industry. The work on roadmaps for integration with Russia added fuel to the fire as well.

The government has been thinking hard about enhancing information security for a few years now. Spending on state media was significantly increased in 2019. Earlier, efforts were made to take the Internet under state control.

In August, when appointing Andrei Kuntsevich deputy presidential chief of staff in charge of ideology and media, Alexander Lukashenko pointed at the key media policy issues: the youth and Internet audience outreach.3 The young official with a journalistic background was appointed particularly to deal with these issues.

According to the Belarusian Association of Journalists, public spending on media support increased in 2019 by 30% in U.S. dollar terms.4 The amount of state support will not change in 2020, standing at USD 73.145 million (USD 72.232 million in 2019) (Diagram 1).

Diagram 1. Dynamics of public spending on media support, 2017–2020, USD million
Source: Belarusian Association of Journalists.

The monitoring5 report “Pro-Russian Propaganda and Coverage of ‘Profound Integration’ on Belarusian Television” by the BAJ generally indicates the effectiveness of extra spending meant to increase the share of national content on Belarusian television (Diagram 2).

Diagram 2. Share of Russian content on Belarusian television channels, %
Source: Belarusian Association of Journalists.

Compared with 2018, the share of Russian content slightly decreased on Belarus-1 channel (from 38.18% to 37.25%), ONT (from 64.61% to 63.7%), STV (from 42.0% to 39.0%), decreased more on NTV-Belarus (from 82.3% to 74.2%) and Belarus-3 (from 35.42% to 29.5%), and increased on RTR-Belarus (from 69.94% to 73.0%) and grew significantly on Belarus-2 entertainment channel (from 13.77% to 36.0%). Small changes in the share of Russian content on the top television channels indicate (at least in quantitative terms) that increased public spending was ineffective. It may have some larger effect in the future, though, and the situation will probably change in 2020–2021.

At the same time, information pressure on the country is intensifying and taking new forms. According to a study by the EAST Center, until 2018, Russian Regnum and EADaily platforms were used as the main tools of anti-Belarussian propaganda. “Published materials questioned the sovereignty and independence of Belarus and its territorial integrity, contained insulting remarks regarding the Belarusian nation, language and culture.” A whole network of Belarusian regional Internet sites was created in 2018–2019. They regularly posted misinforming and propaganda materials in hateful language against different groups of the population of Belarus. Teleskop-by.org, Sozh.info, Vitbich.org, Berestje-News.org, GrodnoDaily.net, Mogilew.by, Podneprovie-Info.com, Dranik.org were among them.6

These websites reach an insignificant segment of the Belarusian audience, but their very presence can contribute to destabilizing the situation. Belarus’ information policy does not provide an alternative.

Alternative sources of media financing and advertising market

Processes in the advertising market can hardly help strengthen the national media space, although the market grew by 10% in 2019 (Diagram 3). This growth only occurred thanks to online advertising, the share of which exceeded the share of advertising on TV for the first time in the history of the Belarusian advertising market.

Diagram 3. Belarus’ advertising market dynamics in 2011–2020, USD million
Source: WebExpert

In 2018, the share of TV advertising made up 42.0% against 34.1% of online advertising. In 2019, this ratio was 35.9% against 39.3%, respectively (Diagram 4). Online media advertising thus yields the palm to contextual advertising (37.0% against 63.0%). Targeted advertising in social media is the most common tool. Therefore, growth of the advertising market does not automatically determine growth of investment in the media.

Diagram 4. Distribution of advertising budgets per medium in 2011–2020, %
Source: WebExpert
TV Press Outdoor advertising Radio Internet

Beside next-to-zero growth of investments in media from TV advertising, infrastructural peculiarities produce a negative effect on the TV advertising market. Back in 2011, state-owned television channels reported that Growth from Knowledge (GfK, Russia) won the tender for media research in Belarus, but the project was never launched.

Real Measurement LLC took over media research from GEVS in 2018. Data was processed and disseminated by AMG-Consult LLC. In September 2019, the Belarusian State TV and Radio Company, Second National Television Channel CJSC, Stolichnoe Television CJSC, and the Office of Mir TV and Radio Company set up the Television Advertising Alliance sales house on a parity basis and terminated the contract with AMG Consult.

Negotiations with the state sales house on data acquisition took longer than expected. Real Measurement entered into a single source data supply contract with the sales house of Alcazar Media Service private TV channels and had to reduce the sample size and the number of measured channels (ONT, Russia-Belarus, STV and Mir were excluded). The state media are voicing plans to create a state-owned media meter company by the end of 2020.7

This means gradual nationalization of infrastructure for the sale of television advertising in conditions of poor transparency and awareness of market players, which undermines the effectiveness of the system.

In the meantime, changes are also taking place in infrastructure for media research on the Internet. The analysis of the Belarusian Internet audience had been based on data provided by Gemius SA since 2009. Gemius then announced a rise in its fees, so its Belarusian partner #DB3 stopped buying GemiusAudience audience research data, GemiusDirectEffect advertising campaigns audits and gemiusAdHoc quantitative research reports.8 Apparently, Belarusian media will experience a shortage of research data on both traditional and online media.

Conclusion

The year 2019 was relatively calm for the media in Belarus. No significant changes were observed. However, internal and external threats to stability and security of the national information space were increasingly accumulating.

An internal media stability decline took place due to the impaired efficiency of the increasing government funding of state-owned media and the condition of advertising market infrastructure.

External potential threats encompass Russia’s continuing pressure on the national information space and the diversification of sources of this pressure. Since the Belarusian leadership is well aware of the information security problem, 2020 is likely to see targeted measures aimed at the nationalization of advertising infrastructure and the launch of a new news channel. This plan was voiced at the presidential meeting with heads of the leading media outlets on February 11, 2020.

However, the ongoing slowdown in economic growth and disturbance on the advertising market will lead to a shortage of investment in media. As a result, significant strengthening of the national media sector is highly unlikely.

СМИ: видимое спокойствие на фоне накапливающихся угроз

Елена Артёменко

Резюме

Ключевыми событиями, в контексте которых функционировала медиасфера Беларуси в 2019 году, явились II Европейские игры, парламентская избирательная кампания, а также напряжённые переговоры с Российской Федерацией по вопросам нефтегазового комплекса и дорожных карт интеграции. В связи с чем перед системой управления СМИ в стране стояли в чём-то противоположные задачи. С одной стороны, необходимо было «сохранить лицо», создать имидж открытой и свободной страны прежде всего для западных наблюдателей и гостей Беларуси. В рамках этой политики снизилось давление на независимые СМИ со стороны властей. С другой стороны – обеспечить и укрепить своё влияние в информационном пространстве, в том числе в условиях усиливающегося внешнего давления на информационное поле страны с востока.

Тенденции:
СМИ в контексте ключевых событий в жизни страны

Проведение II Европейских игр в Минске 21–30 июня 2019 года, подготовка и проведение выборов в парламент 17 ноября поставили перед властями задачу по поддержанию имиджа открытой и свободной страны (на фоне сохранения политических традиций и отсутствия каких-либо значимых изменений в избирательном процессе). Для этого был избран простой и безболезненный путь – ослабление давления на независимые СМИ.

Значимым событием явился суд над Мариной Золотовой, главным редактором портала Tut.by, по «делу БелТА»,1 прошедший 4 марта 2019 года. По решению суда Марина Золотова признана виновной в бездействии должностного лица. Однако наказание, по мнению экспертов, вынесено достаточно мягкое – в виде штрафа в размере BYN 7 650.

Специалисты БАЖ в мониторинге «СМИ в Беларуси» отмечают, что в период проведения II Европейских игр в Минске с конца мая до конца июля 2019 года не зафиксировано ни одного штрафа независимым журналистам, сотрудничающим с иностранными медиа. Хотя эта мера давления стала традиционной для Беларуси. Так, с начала года до конца мая зафиксировано 38 таких случаев.2

Несмотря на возобновление после завершения II Европейских игр практики штрафовать журналистов, сотрудничающих с иностранными медиа, парламентская выборная кампания 2019 прошла без заметных эксцессов и усиления репрессий в отношении независимых массмедиа. Впрочем, независимые медиа проявили мало интереса к избирательной кампании по причине низкой протестной активности оппозиционных политиков.

Меры по укреплению информационной безопасности

Если задача по «сохранению лица» для демонстрации относительной свободы и открытости решена более-менее успешно, то с решением второй – стратегической – задачи по обеспечению информационной безопасности беларусские власти пока не преуспели. Вызовы, которые обостряли проблему информационной безопасности, – это в первую очередь прошедшая парламентская кампания и будущая президентская кампания 2020, а также сложные переговоры с Россией относительно компенсации за загрязнённую российскую нефть в трубопроводе «Дружба» (апрель 2019) параллельно с обсуждением возможности компенсации Беларуси за налоговый манёвр в нефтяной отрасли. Остроты беларусско-российским отношениям придала также инициатива углубления интеграции в рамках Союзного государства посредством разработки соответствующих дорожных карт.

Над вопросом укрепления информационной безопасности руководство страны ломает голову не первый год. В 2019 году существенно увеличено финансирование государственных медиа. Ранее в рамках общей медиаполитики прилагались усилия по вовлечению интернет-пространства в сферу контроля со стороны государства.

В августе, назначая Андрея Кунцевича новым замглавы Администрации президента, курирующим сферу идеологии и работу СМИ, Александр Лукашенко отметил ключевые проблемные точки медиаполитики: работа с молодёжной аудиторией и в сети Интернет.3 С необходимостью решать эти проблемы и связано назначение молодого чиновника с журналистским опытом.

По данным Беларусской ассоциации журналистов, в 2019 году расходы госбюджета на поддержку СМИ увеличились на 30% в долларовом эквиваленте.4 В 2020 году уровень господдержки сохранится – USD 73.145 (в 2019 году – USD 72.232 млн) (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Динамика расходов госбюджета на поддержку СМИ, 2017–2020, USD млн
Источник: Беларусская ассоциация журналистов.

Мониторинг БАЖ5 «Пророссийская пропаганда и освещение “углубленной интеграции” на белорусском телевидении» позволяет сделать предварительные выводы об эффективности дополнительных расходов в части увеличения доли национального контента в беларусском телеэфире (Диаграмма 2).

Диаграмма 2. Доля российского контента в эфире беларусских телеканалов, %
Источник: Беларусская ассоциация журналистов.

Согласно результатам мониторинга, по сравнению с 2018 годом доля передач российского производства незначительно сократилась на канале Беларусь 1 (с 38.18 до 37,25%), ОНТ (с 64.61 до 63.7%), СТВ (с 42.0 до 39.0%), более существенно снизилась на каналах НТВ-Беларусь (с 82.3 до 74.2%) и Беларусь 3 (с 35.42 до 29.5%). Но при этом она выросла в эфире РТР-Беларусь (с 69.94 до 73.0%) и значительно выросла на развлекательном канале Беларусь 2 (с 13.77 до 36.0%). В целом, небольшие изменения доли российского контента в эфире самых рейтинговых телеканалов свидетельствуют о том, что, по крайней мере с точки зрения количественных показателей, увеличение расходов госбюджета оказалось неэффективным. Однако, возможно, эффекты дополнительных трат скажутся в будущем, и ситуация изменится в 2020–2021 годах.

При этом давление на информационное поле страны усиливается, приобретая новые формы. По результатам исследования Центра EAST, до 2018 года основными инструментами антибеларусской пропаганды выступали российские площадки Regnum и EADaily: «Многие материалы ставили под вопрос суверенитет и независимость Беларуси и её территориальную целостность, содержали оскорбительные высказывания в отношении беларусского народа, языка и культуры». Но на протяжении 2018–2019 годов была создана целая сеть беларусских региональных интернет-сайтов, на регулярной основе публикующих материалы, содержащие дезинформацию, пропаганду и язык вражды в адрес разных групп населения Беларуси: Teleskop-by.org, Sozh.info, Vitbich.org, Berestje-News.org, GrodnoDaily.net, Mogilew.by, Podneprovie-Info.com, Dranik.org.6

У перечисленных ресурсов ограниченный охват беларусской аудитории, однако их присутствие в информационном поле страны может способствовать дестабилизации обстановки. В рамках действующей информационной политики беларусские власти не в состоянии что-либо противопоставить.

Альтернативные источники финансирования СМИ и рынок рекламы

Процессы, происходящие на рынке рекламы, вряд ли могут способствовать укреплению национального медиапространства, несмотря на то что в 2019 году объём рекламного рынка вырос на 10% (Диаграмма 3). Этот рост произошёл только за счёт интернет-рекламы, доля которой превысила долю рекламы на ТВ впервые в истории рекламного рынка Беларуси.

Диаграмма 3. Динамика объёма рынка рекламы в Беларуси, 2011–2020, USD млн
Источник: WebExpert.

Если в 2018 году доля ТВ-рекламы составляла 42.0% против 34.1% доли интернет-рекламы, то в 2019 году соотношение составило соотв. 35.9% против 39.3% (Диаграмма 4). При этом медийная реклама в интернете уступает контекстной (37.0% против 63.0%). Самым распространённым инструментом является таргетированная реклама в социальных сетях, поэтому рост рекламного рынка не определяет автоматически рост инвестиций в медиасферу.

Диаграмма 4. Распределение рекламных бюджетов по каналам коммуникации в 2011–2020, %
Источник: WebExpert.

Отсутствие прироста инвестиций в медиа за счёт ТВ-рекламы сопровождается также сложностями, связанными с особенностями инфраструктуры рынка ТВ-рекламы. Ещё в 2011 году государственные телеканалы объявили о том, что тендер на проведение медиаисследований в Беларуси выиграла компания GfK, но проект так и не удалось запустить.

С 2018 года медиаисследованиями занималась компания ООО «Реальное измерение», став наследницей компании ГЕВС. Данные обрабатывались и распространялись компанией ООО «АМГ-Консалт». В сентябре 2019 года Белтелерадиокомпания, ЗАО «Второй национальный телеканал», ЗАО «Столичное телевидение» и представительство телерадиокомпании «Мир» на паритетной основе создали государственный сейлз-хаус ООО «Телевизионный рекламный альянс», расторгнув соглашение с компанией «АМГ-Консалт».

Переговоры с государственным сейлз-хаусом относительно закупки данных затянулись. ООО «Реальное измерение» заключило прямой контракт на поставку данных с сейлз-хаусом негосударственных телеканалов «Алькасар Медиа Сервис» и вынужденно пошло на сокращение размера выборки и количества измеряемых телеканалов (исключаются ОНТ, Россия-Беларусь, СТВ и Мир). При этом госСМИ озвучивают планы по созданию государственной компании-медиаизмерителя к концу 2020 года.7

Таким образом, происходит постепенная национализация инфраструктуры продажи телерекламы в условиях недостаточной прозрачности и своевременной информированности игроков рынка, что снижает эффективность системы.

Параллельно с этим происходят изменения и в инфраструктуре медиаисследований в интернете. С 2009 года на протяжении длительного периода проведение исследований беларусской интернет-аудитории основывалось на данных компании Gemius S. A. Однако компания запланировала увеличение стоимости своих услуг для беларусского партнёра #DB3, в связи с чем #DB3 прекратила закупку результатов аудиторного исследования GemiusAudience, а также аудит рекламных кампаний GemiusDirectEffect и количественных исследований gemiusAdHoc.8 Таким образом, беларусская медиасфера столкнётся с недостатком данных по исследованиям как традиционных медиа, так и интернет-аудитории.

Заключение

2019 год для СМИ в Беларуси прошёл относительно спокойно, беларусская медиасфера не претерпела существенных изменений. Однако активно накапливались внутренние и внешние угрозы устойчивости и безопасности информационного пространства страны.

Снижение внутренней устойчивости медиасферы обусловлено низкой эффективностью увеличивающегося государственного финансирования госСМИ и состоянием инфраструктуры рекламного рынка.

Внешние потенциальные угрозы заключаются в продолжающемся давлении на информационное пространство Беларуси со стороны России и диверсификации источников этого давления. Поскольку проблема информационной безопасности хорошо осознаётся руководством страны, в 2020 году можно ожидать точечных мер по укреплению информационного пространства – таких, как попытки национализации рекламной инфраструктуры и запуск нового новостного телеканала. Соответствующие планы озвучены на совещании руководителей ведущих СМИ с президентом 11 февраля 2020 года.

Вместе с тем снижение темпов экономического роста и происходящие пертурбации на рынке рекламы приведут к дефициту инвестиций в СМИ, в результате чего вряд ли можно ожидать заметного укрепления национальной медиасферы.