Belarusian-American Relations: A viscious circle

Andrei Fyodorov

Summary

In 2019, Washington and Minsk showed a much firmer commitment to improve their relationship, as evidenced by the increased number of official contacts at a higher level. Both parties shared the motivation to withstand Russia’s expansionist aspirations that have been continuously growing stronger. However, the United States still has not done anything tangible that would help Belarus protect its sovereignty.

Trends:
Leveled-up shuttle diplomacy

The year 2019 began supremely well. As soon as January 10, Foreign Policy magazine published the article “A Diplomatic Breakthrough for Washington in Europe’s Last Dictatorship.”1 In a phone talk with Assistant Secretary of State for European and Eurasian Affairs Wess Mitchell, Belarusian Foreign Minister Vladimir Makei said that Belarus would lift the restriction on the number of American diplomats in the country, which Foreign Policy called a breakthrough. The U. S. leadership was officially notified of that two months later.

Deputy Foreign Minister of Belarus Oleg Kravchenko continued his frequent trips across the ocean. He visited the United States five times in 2019. The visits were highly eventful each time. Along with negotiations with high-ranking American officials, he also met with representatives of think tanks, business and NGOs. Oleg Kravchenko also attended two large conferences focused on Belarus.

It is also noteworthy that the U. S. Drug Enforcement Agency and several security and enforcement agencies of Belarus signed a memorandum of cooperation. The White House has extended the moratorium on sanctions against nine Belarusian enterprises to a year and a half. Belarus and the U. S. entered into a bilateral open skies agreement.

Official contacts climaxed when U. S. President’s National Security Advisor John Bolton and Under Secretary of State for Political Affairs David Hale visited Belarus in just three weeks one after another. An even more promising event was announced later: the U. S. Secretary of State was going to visit Belarus in early 2020, which has not happened for over a quarter of a century.2

Economic cooperation was not blooming, though. Trade in commodities was noticeably in decline. In January-November 2019, exports only totaled USD 176 million compared with USD 217 million in January-November 2018 (down 19%), whereas imports grew by 46% to USD 580 million. The trade deficit stood at USD 400 million. As before, the bulk of Belarus’ exports was made up of raw materials.

The export of services showed much better results. Belarus increased the export of services to the United States by 35% year on year to around USD 1 billion, of which the Belarusian High-Tech Park was responsible for USD 800 million.

Minsk’s hopes

Official statements regarding bilateral relations sounded quite optimistic for the most part throughout the year.

President Lukashenko called John Bolton’s visit “historic” and suggested discussing Belarus – U. S. relations without avoiding sensitive matters.3 Speaking with David Hale, A. Lukashenko said he welcomed the fact that “the United States has finally paid attention not only to Europe as a whole, but also to Belarus individually”, and promised “to spare no efforts to continue building relations with the United States of America.”4 Ukrainian media reported that Belarus was in dialogue with the United States, “the largest economy, an empire that affects all the processes in the world”, and the relationship with it should by no means be bad.

It was not all cloudless, however. Minsk strongly objected (at least publicly) the deployment of an American tank unit in Lithuania near the border shared with Belarus in preparation for a large exercise in spring 2020 in ten European countries, including Belarus’ neighbors Poland, Lithuania and Latvia, which will involve around 40,000 NATO troops, half of them to be delegated by the United States. President Lukashenko held a meeting on October 28 with the minister of defense, secretary of state of the Security Council and intelligence chief to consider a response to this “demonstrative step.”

The tension lessened the very next day. Chargé d’Affaires en pied at the U. S. Embassy in Minsk Jenifer Moore told Secretary of State of the Security Council of Belarus Stanislav Zas about the goal and the planned period of stay of the U. S. troops, and provided additional information about the concept of the exercise. After that, Minsk announced adjustments to the response plan.

Belarus’ response to the White House’s intention to tighten sanctions against Cuba and America’s withdrawal from the Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty was also negative, yet much more restrained.

In general, the Belarusian authorities were obviously optimistic. Politically, the goal was to obtain the greatest possible support of the United States in foiling Russia’s attempts to make Belarus its complete puppet or even absorb the country.

Alexander Lukashenko’s interview with Editor-in-Chief of Echo of Moscow Radio Alexei Venediktov is indicative in this regard. “If Russia ... tried to violate our sovereignty ... the West and NATO will by no means accept that, because they will consider it a threat to them,” said the president.5

Economically, expectations for cooperation with the West remained the same: loans, investments, technologies, and increased trade. The full lifting of sanctions would be also very much desired, although this would not be the most significant addition. The essential condition that Minsk keeps insisting on is America’s non-interference in domestic affairs of Belarus.

Effective response in question

It goes without saying that the Belarusian-American relationship is largely determined by the Belarusian-Russian engagement. As disagreements in the Union State are growing stronger, three possible scenarios are possible in the eastern direction in the near future: (1) the Anschluss of Belarus in whatever form, (2) the actual loss of independence by Belarus with some basic imitation of sovereignty, and (3) maintaining of the status quo to a greater or lesser extent. How would the United States respond to each of these scenarios?

Anschluss. American officials have repeatedly declared support for the sovereignty of Belarus. This position aligns with Belarus’ policy, although the ultimate goals differ: the Belarusian leadership seeks to retain power, whereas the United States is mainly concerned about Russia’s aggressive posture in relation to the NATO allies in the region.

At the same time, Washington regularly emphasizes the understanding of Minsk’s desire to maintain the best possible relations with Moscow. This seems quite inconsistent, since America considers Russia its strategic competitor. In fact, knowing that Belarus cannot be broken off from Russia, the United States would like to at least increase the distance between them.

However, the example of Ukraine vividly shows that the U. S. is unable to prevent undesirable developments. Hypothetically, new sanctions may be introduced against Moscow. However, having in mind the Ukrainian experience, apparently, sanctions have little effect on Russia’s foreign policy. Besides, the attitude of the U. S. Administration towards the Kremlin is largely inconsistent. At the August G7 Summit in Biarritz, Donald Trump did not rule out the possibility of inviting Russia to the next summit that will be held in the United States.

The above suggests that in the event of the Anschluss, most likely, America will not go beyond condemnatory statements, and, at best, will not recognize the absorption, like it did when the Soviet Union devoured the Baltic States in 1939.

Satellite. This scenario is not fundamentally different from the previous one. Russian subsidies to Belarus would remain, which would render market reforms in the republic irrelevant. As a result, no significant changes will occur in Belarus – U. S. economic cooperation.

There is a zero possibility of democratic transformations in Belarus, and America will be powerless in this respect either, as evidenced by the article in The National Interest magazine.6 Although former U. S. Ambassador to Belarus Kenneth Yalowitz is among the authors of the article, Belarus is not mentioned in it. Recommendations regarding Ukraine, Moldova, Georgia and Armenia are confined to support for civil society and creation of a more effective management system, which is not relevant for Belarus.

If the status quo is maintained, there is a chance to strengthen Belarus – U. S. cooperation, if the former somehow managed to kindle America’s interest to the country, but, so far, there is no sound reasoning for that.

The effect of the image of the “regional peacekeeper” that the Belarusian leadership has been heavily exploiting for quite a while now is fading out, and new initiatives like Helsinki 2.0 are not taken seriously.

Belarus’ little bit too warm relations with China do not promote Belarus – U. S. dialogue either, and these relations are getting even wormer. Washington also has questions about some aspects of Minsk’s cooperation with Tehran.

The United States has no reason to have a look at Belarus in terms of economics. Belarus only accounts for 0.015% of America’s foreign trade. Besides, Belarus mostly supplies raw materials and can be easily substituted by other suppliers. The Belarusian economy remains basically unreformed, which is also a serious obstacle.

The Belarusian regime continues rejecting the fundamental democratic principles in domestic policy, acting not as brutally as it used to, though. This does not top Washington’s priority list now, but this point remains on its agenda. The American president extended personal sanctions against a group of former and sitting high-ranking Belarusian officials once again.

After the November parliamentary elections in Belarus, the U. S. Department of State said that the integrity of the electoral process was not properly guaranteed, and expressed regret that alternative opinions are not represented in the Belarusian parliament. The U. S. Helsinki Commission held hearings on Belarus for the first time in eight years.

From America’s viewpoint, the domestic political situation in Belarus is still far from normal. However, given the importance of the geopolitical position of Belarus, the U. S. may try assist it one way or another, unless the country launches a crackdown on civil society again.

In particular, there is information that Belarus was exploring a possibility of obtaining permission to procure American crude oil, and even hired a professional lobbyist for that. The problem is that ideas are few. Besides, some of them, such as investing in the high-tech sector, do not promise an immediate effect. Other suggestions, like the call to shield Belarus from Russian media influence, are hardly feasible.

Conclusion

Unlike the previous decades, the year 2019 can be described as successful in terms of Belarus – U. S. rapprochement. Most importantly, the United States showed motivation to assist in the preservation of Belarus’ statehood.

This, however, did not go very far, basically remaining a declaration of intent. The bilateral agreement to reinstate the staff of the embassies to full size and the announced visit of the U. S. secretary of state to Belarus were the main achievements of the year, which only suggest effective cooperation in the future, though.

Washington is so far unwilling to enter into a serious conflict with Moscow over Belarus, especially if annexation takes place under the guise of voluntary accession.

Minsk actually remains in a vicious circle. The country’s leadership seems to fully realize the threat of the Kremlin’s imperial aspirations, but countermeasures may well lead to an even greater increase in the Russian threat.

The government of Belarus still looks unwilling to start real reforms. Despite the goodwill rhetoric, the distrust to the West is still there. If Russia dropped the plan to absorb Belarus, the latter would have next to zero motivation to initiate any transformations.

Given the above, the Belarus – U. S. relationship is unlikely to reach a qualitatively new level in the foreseeable future.

Беларусско-американские отношения: в заколдованном круге

Андрей Фёдоров

Резюме

В 2019 году обоюдное стремление Вашингтона и Минска к сближению заметно усилилось, о чём свидетельствовало увеличение количества официальных контактов при значительном повышении их уровня. Главной причиной послужило совпадение желания сторон противостоять возросшим экспансионистским намерениям Москвы. Вместе с тем реальных вариантов содействия Беларуси, в первую очередь в защите её суверенитета, со стороны Соединённых Штатов пока не просматривается.

Тенденции:
Челночная дипломатия на повышенном уровне

Год 2019-й начался как нельзя лучше: уже 10 января в авторитетном журнале Foreign Policy была опубликована статья «Дипломатический прорыв для Вашингтона в последней диктатуре Европы».1 Прорывом названо снятие Беларусью ограничения на число американских дипломатов в стране, о чём глава дипломатического ведомства Владимир Макей сообщил руководителю бюро Госдепартамента по делам Европы и Евразии Уэссу Митчеллу в телефонном разговоре. Два месяца спустя власти США были проинформированы об этом официально.

Участились привычные визиты за океан заместителя министра иностранных дел Олега Кравченко, побывавшего в США пять раз. В каждом случае программа пребывания была чрезвычайно насыщенной. Наряду с переговорами с американскими официальными лицами высокого ранга она включала также встречи с представителями аналитического сообщества, бизнеса и общественных организаций. Кроме того, Олег Кравченко принял участие в двух масштабных конференциях по Беларуси.

Следует также отметить подписание меморандума о сотрудничестве между Агентством по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США и несколькими беларусскими спецслужбами. Белый дом увеличил до полутора лет срок моратория на санкции против девяти беларусских предприятий. Беларусь и США заключили двустороннее соглашение по открытому небу.

Апофеозом официальных контактов, безусловно, стали состоявшиеся с интервалом в три недели визиты в Беларусь Джона Болтона, на тот момент советника президента США по национальной безопасности, и заместителя госсекретаря по политическим вопросам Дэвида Хэйла. Наконец, на начало 2020 года анонсировано ещё более многообещающее событие: посещение Беларуси государственным секретарём США, чего не происходило уже четверть столетия.2

В экономическом сотрудничестве дела обстояли неоднозначно. В частности, заметно ухудшилась ситуация в торговле товарами. За одиннадцать месяцев экспорт составил всего USD 176 млн по сравнению с USD 217 млн за аналогичный период предыдущего года (падение на 19%), тогда как импорт вырос на 46% и достиг USD 580 млн. Отрицательное сальдо соответственно составило USD 400 млн. К тому же львиную долю беларусского экспорта, как и прежде, обеспечивали сырьевые материалы.

Намного лучше складывалось положение в сфере услуг. Ожидалось, что в годовом исчислении их экспорт в США составит около USD 1 млрд, при этом примерно USD 800 млн принесут разработки Парка высоких технологий, выросшие на 35%.

Надежды официального Минска

На протяжении года официальные высказывания на тему состояния и перспектив двусторонних отношений звучали, как правило, в весьма позитивном ключе.

Президент Лукашенко назвал визит Джона Болтона «историческим» и предложил откровенно обсудить все вопросы беларусско-американских отношений, даже те, которые будут неприятны для обеих сторон.3 Дэвиду Хэйлу было выражено удовлетворение тем, что «США наконец-то обратили внимание не только на Европу в целом, но и на Беларусь», а также обещано, что здесь «будут делать всё для дальнейшего развития отношений с Соединёнными Штатами Америки».4 Журналисты украинских СМИ услышали, что Беларусь ведёт диалог с США, поскольку это «крупнейшая страна, империя, которая влияет на все процессы в мире», и что отношения с ней ни в коем случае не должны быть плохими.

Не обошлось, правда, без противоречий. Категорические возражения (по крайней мере, публично) встретило в Минске размещение в Литве близ границ с Беларусью американского бронетанкового подразделения в преддверии проведения весной 2020 года на территории десяти европейских государств, включая сопредельные с Республикой Беларусь Польшу, Литву и Латвию, маневров с участием около 40 тысяч военнослужащих стран-членов НАТО, среди которых около половины американские. По этому поводу 28 октября беларусский лидер провёл совещание с министром обороны, госсекретарём Совета безопасности и начальником ГРУ и потребовал подготовить ответ на этот «демонстративный шаг».

Впрочем, уже на следующий день напряжённость снизилась. Временный поверенный в делах США в Беларуси Дженифер Мур предоставила госсекретарю Совбеза Станиславу Засю пояснения по целям и срокам пребывания военнослужащих и военной техники США, а также дополнительную информацию о замысле учений. После этого Минск сообщил о готовности внести коррективы в принятый план ответных действий.

Также отрицательной, хотя и намного более сдержанной оказалась реакция на намерение Белого дома ужесточить санкции против Кубы и на выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Тем не менее в целом позитивная настроенность беларусских властей не вызывала сомнений. Цели были совершенно очевидны. В политической плоскости главная задача сводилась к получению максимально возможной поддержки США в предотвращении попыток России превратить нашу страну в своего полного сателлита, вплоть до инкорпорации. Пожалуй, наиболее знаменательным в этом плане явилось замечание Александра Лукашенко в интервью главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову: «Если Россия … попробует нарушить наш суверенитет … этого уже Запад и НАТО не перенесёт, потому что они сочтут это за угрозу им».5

В экономической сфере ожидания были стандартными для взаимодействия с западным миром: кредиты, инвестиции, технологии, расширение торговли. Весьма желательным, хоть и не самым существенным дополнением явилась бы окончательная отмена санкций. При этом непременным условием Минска оставался отказ США от вмешательства в беларусские внутренние дела.

Эффективный отклик под вопросом

Вряд ли следует доказывать, что беларусско-американские отношения в значительной степени определяются беларусско-российским взаимодействием. В свете усиления противоречий в «союзном государстве», в ближайшей перспективе на восточном направлении возможными, хотя и разновероятными, видятся три основных сценария: (1) аншлюс нашей страны в том или ином формате, (2) фактическая утрата независимости при сохранении формальных признаков суверенитета (сателлит) и (3) удержание в большей или меньшей степени статус-кво. Какова может быть реакция Соединённых Штатов на каждый из этих вариантов?

Аншлюс. Американские официальные лица многократно декларировали поддержку суверенитета Беларуси. Таким образом, в этом пункте позиции обеих сторон совпадают, хотя конечные цели различны: беларусское руководство заинтересовано преимущественно в удержании властных полномочий, тогда как США обеспокоены главным образом усилением российской военной угрозы своим союзникам по НАТО в регионе.

При этом в Вашингтоне регулярно подчёркивают понимание желания Минска поддерживать с Москвой как можно лучшие отношения. Это слабо согласуется с тем фактом, что Америка считает Россию своим стратегическим конкурентом. На деле США, понимая невозможность отрыва Беларуси от России, хотели бы по меньшей мере увеличить дистанцию между ними.

Однако пример Украины наглядно демонстрирует отсутствие возможностей у США помешать развитию событий в нежелательном направлении. Гипотетически можно допустить введение против Москвы новых санкций. Однако, как показывает украинский же опыт, санкции слабо влияют на российскую внешнюю политику. Вдобавок отношение нынешней американской администрации к Кремлю не отличается последовательностью: на саммите G7 (август, Биарриц) Дональд Трамп не исключил приглашения России уже на следующее аналогичное мероприятие, которое пройдёт в США.

Таким образом, реальным американским откликом на аншлюс станут скорее всего лишь осуждающие заявления. В лучшем случае – непризнание оного, по аналогии со странами Балтии в 1939 году.

Сателлит. Этот случай принципиально не отличается от предыдущего. Российские субсидии Беларуси, надо полагать, не будут отменены, что не даст оснований рассчитывать на рыночные реформы. Как следствие, в экономическом взаимодействии с Соединёнными Штатами не произойдёт существенных перемен.

О демократических преобразованиях в Беларуси также можно будет забыть, причём Америка опять ничего сделать не сможет. Подтверждением служит статья в журнале The National Interest.6 Несмотря на то что одним из её авторов является Кеннет Яловиц, бывший посол США в Беларуси, последняя там вообще не упоминается. Рекомендации же по поводу Украины, Молдовы, Грузии и Армении сводятся к поддержке гражданского общества и стремления властей к созданию более эффективной системы управления, что для нашей страны никак не актуально.

При сохранении статус-кво определённые шансы на укрепление взаимодействия могут возникнуть, если Беларуси удастся повысить интерес к себе со стороны США. В настоящий момент такие более или менее привлекательные резоны обнаружить достаточно сложно.

Судя по всему, эффект от эксплуатации постоянно декларируемого беларусскими властями имиджа «регионального миротворца» заканчивается, а новые инициативы вроде «Хельсинки 2.0» всерьёз не воспринимаются в мире.

Улучшению взаимопонимания не способствуют и чересчур тёплые, по американским понятиям, отношения Беларуси с Китаем. К тому же признаков их похолодания не наблюдается, скорее, наоборот. Имеются у Вашингтона вопросы и по некоторым аспектам взаимодействия Минска с Тегераном.

Не видно причин для повышения заинтересованности США в углублении экономического сотрудничества. На Беларусь приходится всего 0.015% от общего объёма американской внешней торговли, причём в импорте преобладают сырьевые материалы, и наша страна без большого труда может быть замещена другими поставщиками. Дополнительным препятствием служит слабая реформированность беларусской экономики.

Беларусский режим продолжает заявлять о своём несогласии с основополагающими принципами демократического сообщества и демонстрировать его на практике, пусть в менее брутальной форме. И хотя у нынешней вашингтонской администрации эта тема находится отнюдь не на первом плане, окончательно из повестки дня она не исключена. Об этом свидетельствует очередное продление американским президентом персональных санкций против группы бывших и действующих высокопоставленных беларусских чиновников.

После парламентских выборов, прошедших в Беларуси в ноябре месяце, Госдепартамент отметил, что целостность избирательного процесса не была должным образом гарантирована, и выразил сожаление по поводу того, что в Палате представителей не представлены альтернативные голоса. Впервые за восемь лет Хельсинкская комиссия США провела слушания по Беларуси.

Тем самым, с точки зрения Соединённых Штатов, внутриполитическая ситуация здесь всё ещё далека от нормальной. Вместе с тем важность геополитического положения Беларуси позволяет предположить, что если в стране не произойдёт возврата к жёсткой репрессивной политике, попытки оказать ей содействие могут быть предприняты в том или ином виде.

В частности, появилось сообщение, что прорабатывается возможность получения разрешения на закупку сырой нефти в США, для чего даже нанят профессиональный лоббист. Проблема в том, что идей на сей счёт немного. К тому же одни из них, как, например, инвестирование в высокотехнологический сектор, не обещают быстрого эффекта. Другие, вроде призыва оторвать Беларусь от российского медиапространства, вообще не очень понятно, как могут быть реализованы.

Заключение

На фоне предыдущих десятилетий 2019 год может быть охарактеризован как успешный в развитии двусторонних отношений между Республикой Беларусь и США. Главное, получено чёткое подтверждение заинтересованности Соединённых Штатов в сохранении беларусской государственности.

Однако практического воплощения эта заинтересованность не получила. Основные достижения года – договоренность о возвращении к нормальной деятельности дипломатических представительств и анонсированный визит главы Госдепартамента – являются лишь предпосылками для эффективного сотрудничества. В настоящее время Вашингтон не готов вступать в серьёзный конфликт с Москвой из-за Беларуси. Особенно если аннексия будет осуществлена под видом «добровольного» присоединения.

Что же касается официального Минска, то он находится фактически в заколдованном круге. Необходимость поиска внешней поддержки для противостояния поползновениям Кремля вроде бы уже осознана в полной мере, но параллельно существуют обоснованные опасения, что подобные действия приведут к ещё большему усилению российской угрозы.

По-прежнему не просматривается готовность к проведению настоящих реформ. Да и былое недоверие к Западу, несмотря на всю нынешнюю риторику, ещё далеко не изжито. В случае же отпадения угрозы инкорпорации исчезнет и необходимость в неотложном проведении любых преобразований.

В итоге выход беларусско-американских отношений на существенно более высокий уровень видится маловероятным в обозримом будущем.