Партии и демократические организации: восходящий и нисходящий треки

Валерия Костюгова

Резюме

Динамику развития партийного поля сложно оценить однозначно. Закрепилась дифференциация партий по социальной базе, партии продемонстрировали институциональную устойчивость, завершив смену лидерства организаций без расколов, часть партий сравнительно успешно освоила новые возможности и формы работы. Движение «Говори правду» развило и укрепило региональные структуры, правоцентристы подтвердили устойчивость коалиции. Однако партиям не удалось убедить государство хотя бы немного смягчить дискриминационные условия их деятельности, а также конвертировать реальные успехи в адвокатировании социальных групп в признание не только со стороны государства, но и гражданского общества. Часть партий продолжила структурную деградацию.

Тенденции:

К настоящему моменту создалась ситуация, в которой реальные мобилизационные возможности и эффективность адвокатирования существенно превышают ожидания от деятельности партий. В то время как прежде, напротив, при чрезвычайно скромных возможностях ожидания от деятельности партийных структур и общественных организаций были завышены и простирались до предвкушений быстрой смены власти в стране.

Местные выборы

Для партий и политических общественных объединений 2018 год начался под знаком избирательной кампании в местные советы, которая стала для них неудачной. Партиям не удалось убедить госаппарат в целесообразности расширения партийного представительства в местных советах. В результате от оппозиции в местные советы включено только два человека из 1830 депутатов (оба – на самом низовом уровне сельских советов). Несмотря на фактически повсеместные отказы властей включить представителей оппозиции в избирательные комиссии, а также препятствия работе аккредитованных от демократических организаций наблюдателей, оппозиции удалось организовать достаточно убедительное наблюдение и выявить множество нарушений в ходе кампании.

Вместе с тем представительство проправительственных и лояльных правительству партий в местных советах было расширено почти вдвое по сравнению с местными советами предыдущего созыва (2014 год) – с 248 до 457. Также выросло и число партий, представленных в местных советах, – с 4 до 7.1 В Минском городском совете партийные депутаты составляют почти треть (29.8% против 15.8% в горсовете предыдущего созыва). Этот успех коррелирует с ростом кандидатов от провластных партий: Коммунистическая партия Беларуси выдвинула 401 кандидата (277 – в 2014 году), Либерально-демократическая партия Беларуси – соотв. 219 (159), Республиканская партия труда и справедливости – 173 (51). В целом, все партии, включая демократические, выдвинули 1028 кандидатов.

Как можно видеть, доля отсева даже проправительственных партийцев чрезвычайно высока, в особенности для ЛДПБ, для которой 5 депутатов в местных советах 28-го созыва – успех в сравнении с советами предыдущего созыва.2

Доля партийных депутатов в местных советах остаётся крайне незначительной – 2.53% от всех депутатов (1.3% в 2014 году).3 Причём даже в Минском городском совете, где партийное представительство наибольшее, можно сказать, что принадлежность к партии служила скорее препятствием назначению депутатом, поскольку из 248 зарегистрированных кандидатов партийных оказалось 135, т. е. 54.4%.

Иными словами, результаты выборов продемонстрировали, что кампания за увеличение политического веса партий не убедила центральную власть, однако возымела действие на настроения тех, кто намерен делать карьеру в рамках существующей политической системы, побудив их прибегнуть к помощи партий при выдвижении. Причём, как показывает анализ деятельности партийных кандидатов в Палате представителей VI созыва (выборы в 2016 году), также рекордной по партийному представительству, связь между партиями и их кандидатами остаётся слабой.4

Помимо неудачи в аспекте смягчения позиции государства по включению партий в управление страной хотя бы на местном уровне, кампания по выборам в местные советы показала, что сила инерции политических решений, принятых в прошлом, действеннее актуальных решений. Так, демократические организации, как и на парламентских выборах 2016 года, приняли решение участвовать в избирательной кампании – несмотря на неизменно дискриминационные условия для альтернативных властям выдвиженцев. Однако инерция решений неучастия в предыдущих кампаниях помешала мобилизации актива как для кампании наблюдения, так и для выдвижения кандидатов.

В результате деморганизации сумели зарегистрировать всего 330 кандидатов, в том числе 97 – движение «Говори правду» («ГП»), 59 – партия левых «Справедливый мир», 55 – Объединённая гражданская партия (ОГП), 54 – Беларусская социал-демократическая партия («Грамада»), 27 – Беларусская христианская демократия (БХД), 23 – Беларусский народный фронт (БНФ), 12 – «Рух за свабоду» (РЗС), 3 – Партия зелёных.5 Таким образом, «Говори правду» выдвинуло наибольшее число кандидатов и, кроме того, впервые в беларусской политической практике предложило новую форму мобилизации – через интернет-анкеты и продвижение кампании в социальных сетях.

Слабому выдвижению – помимо инерции неучастия и сокращения числа активистов большинства партий – способствовало и то, что партийные лидеры после избрания Анны Канопацкой и Елены Анисим в состав парламента 2016 года решили, что власть почему-то очень нуждается во включении оппозиции в представительные органы власти.6 Вместе с тем пример проправительственных партий показывает, что власть нужно очень настойчиво убеждать в необходимости включения не только оппозиции, но даже вполне проправительственно настроенных партийцев в представительные органы.

Неизменность результатов назначений в представительные органы ставит под большое сомнение заявления центральных властей о планах трансформации политической системы. С одной стороны, эти разговоры призваны служить морковкой для всех, имеющих амбиции и честолюбие, по принципу «поддержи меня сегодня, а я поддержу тебя завтра», при этом «завтра» никогда не наступает. С другой – демократические организации и сами не демонстрируют готовности принять участие в трансформации нынешней политической системы, всё ещё опасаясь обвинений в её «легитимации».

Институциональное укрепление и адвокатирование

Несмотря на неуспехи в избирательной кампании, партии тем не менее сумели освоиться в новых условиях и развить деятельность по защите интересов социальных групп и местных сообществ, а также частично адаптироваться к неблагоприятной медиасреде за счёт использования социальных сетей и развития собственных информационных возможностей.

Таким образом, итоги 2018 года для партий оказались неоднозначными: часть демократических партийных и протопартийных организаций продолжила деградировать, а правоцентристы (Объединённая гражданская партия, лидеры Анатолий Лебедько/Николай Козлов + «Рух за свабоду!», лидер Юрий Губаревич + оргкомитет партии БХД, лидеры Павел Северинец, Виталий Рымашевский, Ольга Ковалькова, Георгий Дмитрук) преодолели инерционные тренды и адаптировались к новой реальности, увеличив своё воздействие на внутреннюю политическую повестку прямым путём, а не только через международное давление. Движение «Говори правду» (лидеры Татьяна Короткевич и Андрей Дмитриев) продолжило работу с новыми аудиториями, прежде не участвовавшими в политике, и провело масштабную экспансию в регионах.

Дифференциация политического поля, сложившаяся в 2017 году, в 2018 году укрепилась. Напомним, что с 2016 года партии и деморганизации разделились как по тактикам политической борьбы/участия, так и по ориентации на готовность своих сторонников к политическому действию.7 Беларусский национальный конгресс (БНК) Николая Статкевича продолжил работу со сторонниками уличных протестов, однако в 2018 году закрепить успех выступлений против «тунеядских» декретов не удалось. Власти повысили цену протеста в сравнении с периодом 2014–2017 годов, включая более частые и неотвратимые задержания до и после протестов, а также высокие штрафы за участие в них. Кроме того, на спад протестной активности повлияло уголовное дело против лидеров независимых профсоюзов, как и точечное выполнение властями некоторых требований или ожиданий недовольных граждан, в том числе благодаря адвокатированию интересов этих групп другими партийными организациями.

Правоцентристы продолжили работу с традиционными сторонниками демократической оппозиции, то есть с людьми либеральных и проевропейских взглядов, однако стремились к расширению аудитории за счёт включения новых групп, таких как локальные сообщества, выступающие против уплотнения застройки, или, например, движение «Матери 328». В своей работе правоцентристская коалиция сочетает взаимодействие с властями – во многом благодаря сотрудничеству с депутатом Анной Канопацкой (участие в круглых столах, парламентских слушаниях и подготовке законопроектов) – с готовностью к протестной активности, как в случае противостояния с городскими властями по вопросу строительства Брестского аккумуляторного завода или защиты Куропат.

Правоцентристы также приняли активное участие в организации Дня воли – наиболее яркого события 2018 года. Помимо этого, каждый из участников коалиции работает со своими специфическими аудиториями. К примеру, БХД вела активную кампанию по смягчению антинаркотического законодательства в рамках адвокатирования движения «Матери 328»,8 добилась снижения оплаты за общежития в Бобруйске и продолжила кампанию адвокатирования интересов нанимателей. «РЗС» вёл просветительскую проевропейскую деятельность, особенно акцентируясь на молодёжи; в сотрудничестве с экологами отстаивал интересы местных сообществ столицы против застройки и уплотнения жилых районов. ОГП концентрируется на интересах малого и среднего бизнеса, разработала изменения в избирательное законодательство и закон о партиях.

Движение «Говори правду» продолжило политику вовлечения в свою деятельность граждан, готовых выражать недовольство своим положением или положением своей группы только законным путём через участие в локальных акциях и местном самоуправлении, подписание петиций. Как правило, доверители «ГП» не склонны к ультимативности, равнодушны к национальной символике и имеют прагматичные взгляды на внешнюю политику. Соответственно, «ГП» наиболее успешно в неконфронтационном взаимодействии с властями, встречаясь с главами ведомств и регионов, участвуя в парламентских слушаниях, приглашая представителей властей на собственные мероприятия, внося предложений по изменению законодательства, представляя свою позицию на национальном ТВ.

Движение наиболее активно в регионах. Оно зарегистрировало 6 областных и 31 районную организацию, объединив множество региональных инициатив по благоустройству среды обитания в национальную кампанию «Робім разам», а также организовав «Школу собственника». «ГП» работает не только с западными политиками и международными организациями, но и с российскими. Новацией стало проведение региональных форумов в духе ярмарок идей для местных лидеров мнений и активистов, в которых принимали участие национальные медиазвёзды, лидеры бизнес-ассоциаций, эксперты и представители властей.

В рамках кампаний адвокатирования актив «ГП», правоцентристов, а также Брестской областной организации БСДП («Грамада») постоянно тренируется в сборе подписей и работе по расширению базы сторонников, что важно для успеха в регистрации своих кандидатов на президентский пост. Снижение интереса медиа к деятельности деморганизаций после «Дела БелТА» потребовало от них развития собственной коммуникационной сети, и правоцентристы, «ГП» и Брестская областная организация БСДП («Грамада») преуспели в этом, расширив присутствие в соцсетях и усовершенствовав почтовую рассылку.

Беларусский народный фронт не вполне сумел воспользоваться сравнительно благоприятными условиями 2018 года. Несмотря на то что именно БНФ сыграл значительную роль в решении оргкомитета по формату юбилейного Дня воли (праздник, а не протест), блогеры-организаторы празднества (Э. Пальчис, А. Мотолько и П. Белоус) и правоцентристы сумели извлечь больше из праздника. Успех члена БНФ Павла Белоуса в продвижении национальной символики также не отразился на партийных возможностях. Сотрудничество с депутатом Аленой Анисим по повестке «мягкой беларусизации» скорее понизило участие БНФ в выработке внутриполитической повестки, поскольку А. Анисим значительно медийно активнее. Некоторый успех в краудфандинге для оплаты офиса организации вместе с тем демонстрирует серьёзные проблемы в партии.

Остальные организации – Беларусский национальный конгресс, Партия левых «Справедливый мир», Беларусская социал-демократическая «Грамада» (лидер Сергей Черечень), Консервативно-христианская партия – БНФ, Беларусская социал-демократическая партия «Грамада» (исключая Брестскую областную организацию) – с трудом осваивают новые возможности и продолжают утрачивать влияние на политическую повестку.

Институциональную устойчивость партий, одним из важных показателей которой служит способность провести смену лидерства без раскола,9 всё же нельзя оценить высоко. Да, все организации сумели провести смену лидеров, и в настоящий момент только Партией левых «Справедливый мир» управляет бессменный Сергей Калякин. Но состоявшиеся в 2018 году смены лидеров ОГП и БСДГ нельзя назвать удачным примером. В первом случае избранный председатель партии В. Поляков не смог исполнять свои обязанности и покинул пост через два месяца, во втором – партии пришлось привлечь «легионера» (бизнесмена С. Череченя), и, судя по действиям партии и интервью нового председателя, состояние её структур требует существенного времени для участия в политических кампаниях.

Тем не менее следовало бы констатировать институциональное укрепление партийных организаций10 по меньшей мере в отношении движения «Говори правду», правоцентристов и Брестской областной организации социал-демократов. Сохранение правоцентристской коалиции – несмотря на смену лидера в ОГП и сложные отношения ОГП с депутатом А. Канопацкой при тесном сотрудничестве с нею БХД и «РЗС», – является примером действительно устойчивого и продуктивного политического союза. Следует также отметить, что ЛДПБ, которую как «свою» не рассматривают ни власть, ни демсообщество, также в прошедшем году укреплялась – увеличилось число структур и численность, возросло влияние на политическую повестку.

Заключение

События начала 2019 года показывают сохранение двух треков в развитии демократического сегмента партийного поля: восходящего для правоцентристов, движения «Говори правду» и Брестской областной организации БСДП(Г) и нисходящего для всех остальных. Вместе с тем в преддверии двух избирательных кампаний – парламентской в 2019 году и президентской в 2020 году – государство декларирует готовность повысить роль партий в политической системе и даже делает очень робкие шаги в этом направлении, идя, например, навстречу инициативе ОГП по совместной подготовке изменений в закон о партиях.

Парламентская избирательная кампания дает шанс партийным организациям консолидировать социальную базу и увеличить свой вес в политической системе благодаря большей чувствительности государства в такие периоды к аргументам как внутренних, так и внешних лоббистов. Вместе с тем велика вероятность того, что большинство партийных организаций не сумеют воспользоваться этим шансом из-за страха утратить симпатии демократического сообщества.