Гражданское общество: между репрессиями и сближением с бизнесом

Вадим Можейко

Резюме

В 2018 году беларусские организации гражданского общества (ОГО) добились определённых успехов: отменена ст. 193.1 УК, укреплялось взаимодействие ОГО с бизнесом и государством, успешно прошла кампания «#БНР100». В то же время власти продолжали использовать давление и репрессии, бизнес вымывал из третьего сектора перспективные кадры, а наиболее заметных успехов в адвокатировании добивались нелиберальные популистские ОГО.

Тенденции:

Пресловутую статью 193.1 отменили, но репрессии никуда не исчезли

В 2018 году главным изменением правовой среды для ОГО можно считать исключение из Уголовного кодекса статьи 193.1 («деятельность от имени незарегистрированной организации»). Она была внесена в УК ещё 14 лет назад и применялась для давления на общественных активистов: от реальных тюремных сроков (полтора года лишения свободы для Дмитрия Дашкевича в 2006 году) до возбуждения проверки (в отношении могилёвского члена правозащитного центра «Весна» Александра Буракова в 2019 году). И даже когда власти не инициировали преследование конкретных активистов, ст. 193.1 оставалась дамокловым мечом для ОГО, которым отказали в регистрации или которые находятся на стадии зарождающейся инициативы.

Отмена этой статьи являлась одним из пунктов согласованной позиции беларусских правозащитников относительно приоритетов при определении стратегии взаимодействия международных партнёров с Беларусью,1 а также целью кампании Ассамблеи НГО 2009 года с недвусмысленным названием «Стоп 193.1!».2 В этом контексте решение Палаты представителей (ППНС) от 19 декабря 2018 года можно было бы считать победой ОГО. Однако произошедшее укладывается в тренд постепенной замены громких репрессий, обращающих на себя внимание международных организаций и западных стран, на менее заметные для внешних акторов, но не менее эффективные инструменты давления на нежелательные для властей общественные инициативы.

Показательно, что возможную отмену ст. 193.1 депутат ППНС Андрей Наумович анонсировал 26 апреля на заседании Комитета по политическим вопросам и демократии ПАСЕ в Страсбурге. Однако фактически ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации не исчезла, а была заменена на административную – одновременно депутаты ввели ст. 23.88 КоАП, предполагающую штраф до 50 базовых величин.

При этом сохранилась практика отказов в регистрации самым разным организациям – партии Беларусская христианская демократия (БХД) (годами существует в форме оргкомитета), десяткам религиозных общин Свидетелей Иеговы (по словам их лидера Павла Ядловского, общине в Борисове за 20 лет отказывали 16 раз) или пророссийскому «Бессмертному полку» (в 2018 году – два отказа от минских властей, которые подтвердил суд).

Преследования общественных активистов продолжаются и по другим статьям. Так, в августе 2018 года двух лидеров профсоюза РЭП – председателя Геннадия Федынича и главу минской городской организации, бухгалтера профсоюза Игоря Комлика – приговорили к четырём годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение (домашняя «химия»), а также взыскали с них более BYN 47 тыс. в доход государства. Суд признал их виновными в уклонении от уплаты налога в особо крупном размере (ч. 2 ст. 243 УК); Федынич и Комлик свою вину отрицают.

Весь 2018 год в Бресте продолжались протесты общественных активистов против строительства аккумуляторного завода, производство на котором местные жители считают опасным. За время протеста в органы власти были поданы 103 заявки на проведение различных акций – 75 митингов, 12 пикетов и 16 демонстраций. Разрешили только 1 митинг, официально запретили 96 акций. К административной ответственности привлечены 27 участников. Общий штраф составил 798 базовые величины, или BYN 16482. Три человека получили по 5 суток ареста.3

Сближение с бизнесом: от возможностей до угроз

Последние годы фиксируется изменение донорских стратегий, в результате чего финансовые потоки подвергаются реструктуризации в пользу госорганов и связанных с ними структур.4 Это подталкивает ОГО к диверсификации источников финансирования, включая более тесное взаимодействие с бизнесом. В результате ОГО находят дополнительные финансовые ресурсы, но в то же время такие процессы начинают угрожать кадровому потенциалу третьего сектора.

Следует отметить, что взаимодействие ОГО с бизнесом не сводится к получению финансовой помощи. Так, «Форум по управлению интернетом» (IGF-2018) стал диалоговой площадкой, где партнёрами по обсуждению будущего байнета выступили как IT-компании, так и правозащитная организация Human Constanta. Инициатива представителей рекламной индустрии «Креатон» направлена на некоммерческую профессиональную помощь по созданию креативных идей для социальных инициатив.

В то же время беларусский бизнес может финансировать ОГО и отдельных активистов напрямую. Так, в 2018 году прошли два сезона грантов «Активиа» от Danone, в рамках которых по BYN 5500 получили 14 женских инициатив в направлениях «Активная жизнь», «Урбанистика», «Медиа», «Искусство», «ИТ», «Социальные проекты», «Бизнес». Компания Velcom поддерживает проект “Беларускія ўікенды” инициативы “Кінаконг”, в рамках которого фильмы озвучивают на беларусский язык и показывают в кинотеатрах (более 20 фильмов в 20 городах, 550 сеансов и 57 тыс. зрителей). Компании и персонально предприниматели финансируют различные социальные проекты в рамках конкурса Social Weekend (призовой фонд – более BYN 75 тыс.).

Бизнес всё активнее становится партнёром ОГО через краудфандинг. К примеру, рекордом 2018 года стало пожертвование «Белгазпромбанка» на издание неподцензурного беларусскоязычного пятитомника нобелевской лауреатки Светланы Алексиевич – BYN 150 тыс. Поддержал бизнес и краудфандинг на празднование столетнего юбилея Беларусской народной Республики – BYN 14 тыс. внесли компании БелаПАН, “Цесляры”, игровая площадка QUVALDA, интернет-каталог беларуского бизнеса SVAJE.BY и магазин “Мой модны кут”.

Ещё одно активно развивающееся направление – собственный бизнес ОГО (или общественных активистов) по предоставлению помещений и организации мероприятий под ключ для других ОГО, а также для бизнеса, международных организаций и дипломатических миссий. В этом ключе действует Press Club Belarus в Минске, “Цэнтр гарадскога жыцця” в Гродно и др. У этого направления отмечено несколько положительных эффектов:

Однако более тесное взаимодействие бизнеса и ОГО может приводить к утечке кадров из третьего сектора во второй. Рост уровня организационного потенциала ОГО за счёт профессиональной подготовки кадров и их опыта работы в отдельных случаях упирается в существующие в стране рамки развития сектора. В то же время бизнес ищет на беларусском рынке труда новых сотрудников, в том числе на руководящие должности – с международным опытом, знанием иностранных языков, опытом работы в беларусских реалиях – и видит потенциал в успешных представителях ОГО.

К примеру, на часовом заводе «Луч» теперь работает несколько человек, которые ранее представляли фонд «Интеракция» и “Задзіночанне беларускіх студэнтаў”. Бывший академический директор Беларусского института стратегических исследований (BISS) теперь директор по корпоративным отношениям компании Danone. Некоторые сотрудники экологических, аналитических и других ОГО нашли себе место в бурно растущем IT-секторе.

Адвокатирование: когда победа одних ОГО – это поражение других

В целом 2018 год можно назвать успешным для ОГО в продвижении своей повестки в обществе и вовлечении новых людей. Следует также зафиксировать некоторый прогресс в адвокатировании. В то же время угрожающими являются адвокативные успехи нелиберальных популистских ОГО.

Главным успехом можно считать общественную кампанию «#БНР100» по празднованию столетнего юбилея Беларусской Народной Республики. Безусловно, можно и нужно желать большего, а атмосферу праздника всё же портили отдельные инциденты, однако в целом общественные активисты достигли гораздо большего успеха, чем во все предыдущие годы независимости. К тому же от власти удалось добиться приемлемых условий (площадка в центре города, бесплатные услуги милиции и медиков).

Уже упомянутый краудфандинг позволил собрать почти BYN 54 тыс., и основные средства поступили от более чем 1000 простых людей. Благодаря поддержке медиапартнёров и работе таргетологов в соцсетях, кампании удалось охватить сотни тысяч беларусов, десятки тысяч из которых пришли на основной концерт 25 марта в Минске.

Высокую устойчивость, поддержку населения и готовность к долгосрочным действиям демонстрируют общественные активисты, организовавшие в прошедшем году локальные протестные движения в Бресте, Светлогорске и Минске (по экологической, урбанистической и культурно-исторической тематике). ОГО и местные сообщества небезуспешно противопоставляют адвокатирование лоббизму.6

Возможности и рамки адвокатирования сильно отличаются в зависимости от тематики ОГО. Так, экологи пользуются возможностями Орхусской конвенции, требующей от государства публичности о обсуждений, в то время как другие ОГО не имеют механизмов институционального включения в государственные процессы. В таком случае адвокатирование часто упирается в потолок, когда высокое качество кампаний не приводит к существенным результатам ввиду политических ограничений.

В качестве примеров можно привести кампании БХК по антидискриминационному законодательству и действия инициатив Legalize Belarus и «Матери 328» по сложной теме наркотиков. В указанных случаях нельзя зафиксировать результат в виде желаемого изменения нормативно-правовой базы, однако успехом является в том числе продвижение важной повестки дня в обществе через медиа и соцсети, формирование сообществ и опубличивание проблем.

Что касается успешных примеров диалога ОГО и государства, то здесь можно выделить «Минское велосипедное общество», которое принимало участие в разработке поправок в ПДД и в работе координационного совета по развитию велодвижения при Мингорисполкоме. Представители госорганов и академического сообщества принимали участие в мероприятиях негосударственных аналитических организаций, включая “Кастрычніцкі эканамічны форум” (KEF), конференции SYMPA и Центра Острогорского, дискуссии «Либерального клуба». Отдельно следует отметить, что в 2018 году впервые в подобных мероприятиях участвовал президент Александр Лукашенко, выступив на форуме «Минского диалога» (хотя принадлежность этой инициативы к ОГО и оспаривается).

Премии RADA AWARDS, “Зрабілі”, “Чэмпіёны грамадзянскай супольнасці” способствовали повышению позитивного имиджа ОГО и отдельных активистов в беларусском общественном пространстве, а также популяризации гражданской активности как таковой.

Однако нельзя не отметить и успехи в адвокатировании нелиберальных и популистских ОГО. Одна из причин срыва принятия закона «О противодействии домашнему насилию» – адвокативная кампания организаций, входящих в «Координационный Совет общественных просемейных сил Беларуси». Так был перечёркнут важный результат шестимесячной кампании «Не молчи! Останови насилие в семье!» и адвокатирования МОО «Гендерные перспективы».

Другой пример – «Бессмертный полк». Хотя инициаторам акции не удалось получить госрегистрацию, однако с помощью шантажа они смогли добиться проведения одноимённой акции в центре Минска в 2018 году. Как выразился Андрей Геращенко, председатель Координационного совета ОГО при Посольстве Российской Федерации, «шествие будет легализовано количеством людей». В результате Мингорисполком в последний момент вроде бы выдал разрешение на проведение акции (хотя впоследствии ходили разговоры, что соответствующего документа никто в глаза не видел, а информация о разрешении распространялась «Sputnik Беларусь» со слов организатора акции Сергея Луща). Как бы там ни было, но милиция не мешала проведению акции и не задерживала участников «Бессмертного полка».

Заключение

Власти сокращают грубое насилие в отношении общественных инициатив, которое привлекает наибольшее внимание и вызывает критику на Западе (ст. 193.1, реальные тюремные сроки по уголовным статьям), однако не меняют своего отношения к нежелательной гражданской активности и вовсю используют иные карательные механизмы (административные задержания и аресты, серьёзные штрафы, домашняя «химия»). Эта тенденция продолжится в 2019 году, власти будут активнее задействовать финансовый рычаг.

В перспективе переход кадров из ОГО в бизнес может открыть перед ОГО новые возможности – такие, как наличие финансов для поддержки через краудфандинг или расширение аудитории за счёт коллег своих прежних сотрудников. Но в 2019 году подобный переход в большей степени угрожает самим ОГО потерей опытных кадров, которых будет непросто заменить в новых условиях.

В 2019 году вызовом для ОГО в адвокатировании и продвижении своей повестки в обществе станет деятельность нелиберальных и популистских ОГО. Успехи адвокативных кампаний будут во многом зависеть от того, насколько ОГО удастся найти ответ на этот вызов.