Беларусь – Украина… в вакууме безопасности

Геннадий Максак

Резюме

В 2018 году беларусско-украинские отношения приобрели относительно спокойный характер, который был присущ двусторонним контактам в период до 2014 года. В политическом диалоге убавилось раздражителей, которые в 2017 году портили двусторонние отношения и вынуждали Александра Лукашенко персонально заверять своего коллегу Петра Порошенко в отсутствии угроз безопасности Украины со стороны Беларуси (учения «Запад 2017»). Хотя официальный Минск продолжал проводить свою политику в фарватере российской в рамках ГА ООН, чем вызывал недовольство Киева и нежелание прислушиваться к новым посредническим инициативам.

В прошедшем году удалось установить новые институциональные формы сотрудничества, которые позволяют оптимизировать торгово-экономические отношения. Форум регионов Беларуси и Украины, проведённый в Гомеле в октябре, стал наиболее масштабным мероприятием, охватившим большинство регионов обоих государств.

Торговля и экономическая кооперация демонстрировали позитивную динамику, что позволило лидерам государств говорить о достижении новых высот товарооборота в среднесрочной перспективе.

Тенденции:

Политический диалог

В 2018 году политический диалог стабилизировался и стал более предсказуемым по сравнению с 2014–2017 годами. Так, Александру Лукашенко удалось установить доверительные отношения с Петром Порошенко и убедить украинскую сторону не реагировать чересчур нервно на дипломатические шаги Минска, направленные на демонстрацию лояльности Кремлю. На высшем уровне состоялись два телефонных разговора (в первом полугодии), а также личная встреча президентов во время однодневного рабочего визита Петра Порошенко в Гомель в октябре 2018 года.

Усилилась работа и на уровне внешнеполитических ведомств Беларуси и Украины. Так, в феврале во время рабочего визита в Беларусь профильного заместителя министра иностранных дел Украины Василия Боднара согласован план консультаций МИД Беларуси и Украины на 2018–2019 годы. В сентябре прошли консультации на уровне консульских служб министерств.

В целом двусторонние контакты способствовали формированию кратко- и среднесрочных программ и дорожных карт. Активная политическая повестка дня беларусско-украинских отношений не в последнюю очередь зависела от персональной активности посла Украины в Республике Беларусь Игоря Кизима. С момента своего назначения в 2017 году посол установил плотные рабочие контакты с беларусскими правительственными органами, что позволило координировать двусторонние связи.

Главным политическим событием 2018 года можно назвать проведение Форума регионов Беларуси и Украины. Сам формат мероприятия предложен беларусской стороной с опорой на опыт проведения таких больших мероприятий между Беларусью и Россией. Подготовка к проведению форума оказалась длительной, поскольку украинской стороне довелось провести большую работу по межведомственной координации, подключению к участию представителей украинских регионов и бизнеса. В итоге, украинская официальная делегация на Форуме в Гомеле превысила 700 участников, среди которых были уполномоченные представители министерств, региональных органов власти и украинских компаний.

В 2018 году также инициирован Украинско-Беларусский экспертный форум, призванный усилить сотрудничество экспертных сообществ и дипломатов двух государств. В рамках форума проведены две учредительные сессии (в ноябре – в Киеве, в декабре – в Минске).

Плодотворная работа Посольства Украины в Республике Беларусь ознаменовалась проведением Дней культуры Украины в Беларуси, в программе которых значились концерты, кинопоказы и другие мероприятия общественно-культурного характера.

В течение всего прошедшего года продолжались переговоры относительно трансляции на территории Беларуси украинского канала иновещания UA/TV. Хотя во время проведения Форума регионов Пётр Порошенко озвучил достигнутую с Александром Лукашенко договоренность о запуске канала, практической имплементации решения до конца года засвидетельствовать не удалось.1

Безопасность

Украина наряду с ОБСЕ и Россией продолжила использовать территорию Беларуси для проведения заседаний Трёхсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию российско-украинского конфликта.

Определённую напряжённость в беларусско-украинских отношениях вызвало голосование Беларуси против украинских резолюций по ситуации с правами человека в Крыму и милитаризации во время Генеральной ассамблеи ООН. Хотя в информационной сфере украинская сторона традиционно негативно отреагировала на такое пророссийское голосование, официальная позиция Киева не особо акцентировалась на недружественном поведении Минска. Однако неофициальные заявления постпреда Украины в ООН Владимира Ельченко о том, что, учитывая голосование ООН, Украине следует подумать о переносе переговорной площадки из Минска в другую, более нейтральную, столицу, были крайне чувствительно восприняты беларусским руководством.

Открытый акт российской военной агрессии против украинских военных кораблей в ноябре 2018 года заставил официальный Минск снова прибегнуть к лавированию между соблюдением союзнических договорённостей с Кремлем и необходимостью реагировать на объективные факты российско-украинского конфликта. Министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей сделал обобщённое заявление о том, что стороны конфликта понимают свою ответственность за региональную безопасность, а также выразил надежду, что не будет предпринято дальнейших шагов, усиливающих напряжённость. Далее он посоветовал внешним игрокам не делать заявлений, которые могут привести к эскалации конфликта, что может быть интерпретировано как просьба не обвинять Россию в акте открытой военной агрессии.

На этом фоне нетрудно понять, почему официальный Киев всячески отказывался от любых миротворческих и других посреднических инициатив по разрешению российско-украинского конфликта, предлагаемых Александром Лукашенко и Владимиром Макеем.

К сожалению, Минск не предоставил официальную информацию в ответ на многократные запросы официального Киева относительно похищения в 2017 году гражданина Украины Павла Гриба российскими спецслужбами на территории Беларуси с последующим его перемещением в Россию. Ситуация усугубляется тем, что российские власти удерживают П. Гриба в СИЗО в Краснодаре, где состояние его здоровья резко ухудшилось, и дальнейшее пребывание в таких условиях представляет угрозу его жизни.

Данный эпизод внёс определённую долю напряжённости в беларусско-украинский диалог. В октябре дошло до обмена открытыми инвективами на уровне руководств МИД двух государств. В ответ на публичное заявление министра иностранных дел Украины П. Климкина о потенциальной небезопасности пребывания граждан Украины на территории Беларуси, а также о деятельности в Беларуси российских спецслужб, беларусский МИД вынужден был дезавуировать подобные заявления, называя их «страшилками».

Далее в «обмене мнениями» Павел Климкин заявил, что «беларусские и российские спецслужбы ведут общий чёрный список граждан других государств», и напомнил, что в Беларуси уже имели место случаи похищения украинских граждан, в частности задержания журналистов.2 В Украине введена практика, когда перед визитом украинских делегаций сотрудники Посольства Украины в Беларуси проверяют их представителей на факт присутствия в списке.

Руководству МИД Украины пришлось реагировать и на публичные заявления беларусских властей о якобы 160 тысячах украинских беженцев в Беларуси, что явно являлось манипуляцией фактами в угоду информационным и имиджевым интересам Минска.

В 2018 году продолжались судебные процессы по обвинению в шпионаже гражданина Украины Павла Шаройко в Беларуси и гражданина Беларуси Юрия Политики в Украине. До конца 2018 года информация о возможном обмене осуждёнными не подтвердилась, в том числе, возможно, ввиду незавершённого судебного процесса над Ю. Политикой в Украине (в мае Верховный суд Республики Беларусь приговорил Павла Шаройко к 8 годам лишения свободы).

Среди позитивных моментов сотрудничества важно отметить работу совместной беларусско-украинской демаркационной комиссии. В июне на 17-м заседании принято важное решение о начале в 2019 году демаркации беларусско-украинской государственной границы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Также утверждён перспективный план демаркации государственной границы между Республикой Беларусь и Украиной на 2018–2026 годы.

В рамках I Форума регионов подписано соглашение Беларуси и Украины о реадмиссии, что создаёт дополнительные предпосылки для улучшения ситуации с безопасностью в миграционной сфере.

В Украине позитивно восприняли предоставление Беларусью второй партии гуманитарной помощи для жителей Донецкой и Луганской областей в июне 2018 года.

Торгово-экономические отношения

Торговля оставалась приоритетным направлением для беларусского руководства в двусторонних отношениях с Украиной, где Минск традиционно имеет значительный профицит. В рамках проведения Форума регионов президент Украины Пётр Порошенко также позитивно охарактеризовал экономический акцент в двусторонних отношениях и назвал Беларусь стратегическим торговым партнёром.

Необходимо отметить традиционно высокую активность Межправительственной беларусско-украинской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Одиннадцатого октября в Гомеле состоялось 26-е заседание Комиссии под руководством сопредседателей – заместителя премьер-министра Беларуси Игоря Ляшенко и вице-премьера – министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадия Зубко. Комиссия впервые заседала после смены правительственной команды в Беларуси и назначения нового куратора (вместо Владимира Семашко). По результатам заседания подписан протокол, который лёг в основу подготовки повестки дня Форума регионов Беларуси и Украины 25–26 октября.

Во время самого Форума прошло 7-е заседание Беларусско-Украинского консультативного совета делового сотрудничества, состоялось также несколько отраслевых мероприятий. Подписаны совместные контракты на сумму более USD 100 млн, а также девять документов о сотрудничестве между областями и городами двух государств.

В целом, в 2018 году прошли заседания совместных рабочих групп в сфере образования, науки, туризма, охраны окружающей среды, промышленности, речного транспорта, сельского хозяйства; по вопросам автомобильных перевозок.

В 2018 году товарооборот между странами составил USD 5.465 млрд (119.2% к 2017 году). Экспорт из Беларуси в общем исчислении превысил USD 4 млрд (рост на 20.0% по сравнению с 2017 годом). Львиную долю беларусского экспорта в Украину составляют нефтепродукты. Импорт из Украины достиг USD 1.4 млрд при росте на 14.8%.3

Важным перспективным решением, принятым на уровне глав государств в октябре в Гомеле, явился план создания совместной беларусско-украинской рабочей группы по вопросам межрегионального сотрудничества, а также рабочей группы по антидемпинговым расследованиям. Последняя особенно важна для Киева с точки зрения увеличения украинского присутствия на беларусском рынке. В рамках ЕАЭС, членом которого является Беларусь, на конец 2018 года было применено семь антидемпинговых мер и проведено три расследования относительного украинских товаров. По отдельным видам продукции применены запретительные меры, что ведёт к значительному сокращению объёмов украинской продукции на беларусским рынке (в основном металлопроката и изделий из металла).

Украина соответственно возбудила и провела пять антидемпинговых расследований и пересмотров, применила две антидемпинговые и две защитные меры относительно импорта товаров из Беларуси. Поскольку в период с 2015 по 2017 годы по некоторым позициям объём экспорта с территории Беларуси вырос в десятки и даже сотни раз (к примеру, шифер или цемент), Киев пытается разобраться: то ли Минск переориентировался на украинский рынок по некоторым товарам, то ли российская продукция под видом беларусской оседает в Украине в обход эмбарго и санкций.4

Заключение

Несмотря на институциональное укрепление торгово-экономического сотрудничества между Беларусью и Украиной, а также новые пиковые показатели товарооборота, стратегическое партнёрство не расширилось на вопросы безопасности, в которых Минск продолжал придерживаться пророссийской линии. Только благодаря установлению персонального контакта между главами государств удаётся снизить острую политическую напряжённость и зачастую игнорировать открытые проявления недружественной политики в публичной сфере и дипломатической практике.

Украинское руководство обошло вниманием новые миротворческие инициативы, генерируемые беларусским президентом. Тем не менее Киев не отказывается от проведения встреч в формате Трёхсторонней контактной группы на территории Беларуси.

Заинтересованность и Александра Лукашенко, и Петра Порошенко в двустороннем экономическом развитии может в будущем задать хорошую канву для формирования более продуманной и системной торговой политики, в том числе в аспекте снятия торговых барьеров и совместного освоения рынков третьих стран.

Важно также учитывать и новые вызовы для Беларуси, связанные с российским налоговым манёвром и принуждением к углубленной интеграции в рамках Союзного государства. Если манёвр может негативно отразиться на торговой составляющей, то принуждение к интеграции Киев будет воспринимать как увеличение уровня угроз с территории Беларуси. В этой ситуации Киеву и Минску придётся решать вопрос более тесного информационного взаимодействия и снижения влияния России на двусторонние беларусско-украинские отношения.