Foreign Investment: Startups and innovations or loans

Maria Akulova

Summary

Although the government’s plans to raise foreign financing were fulfilled, the results of 2017 were ambiguous in this respect. The private sector and, especially, hi-tech startups generated investors’ profound interest. Investments in the public sector were provided by the state through external borrowing and redistribution of funds raised this way. The public sector thus remains unattractive for investors, but, in fact, it seeks state subsides, rather than investments.

In 2017, the government took a number of important steps to improve the regulatory framework for investment and to stimulate business ventures.

Trends:
Plans to raise foreign financing are executed

In 2017, foreign investment totaled approximately USD 2,544 billion against 378.6 million a year back.

Belarus planned to raise at least 1.4 billion in foreign direct investment (FDI). 1 Actual data for 2017 show that the target was basically achieved: FDI increased 2% year-on-year to USD 1,274 billion 2 (1,246 billion in 2016). Most of FDI was composed of reinvested incomes of foreign owners (670 million), rather than the appearance of new players and technologies in the market (396 million). Foreign investment in 2017 consisted almost equally of FDI and portfolio investment, thanks to the successful placement of two issues of Eurobonds on foreign markets for a total of USD 1.4 billion.

In 2017, the foreign debt increased by nearly 21.9% to USD 17.26 billion, 34.3% of GDP as of January 1, 2018, against 14.15 billion and 28.5%, respectively, in 2016. The negative trend towards an increase in the debt burden on GDP observed in 2016 remained. Gross external debt grew by 6.4% to USD 37.5 billion as of January 1, 2017. By 2018, it reached nearly 39.9 billion.

Public sector privatization: no transactions

As in 2016, the government did not entertain hopes for privatization deals or sudden investment interest in state-owned assets. In March 2017, the State Property Committee (SPC) announced one more privatization plan and listed 41 enterprises to be sold. Only few of them can be classified as large. The assets intended for privatization were subject to a number of terms and conditions that no one would wish to meet. Naturally, the result was predictable: no bids at all.

Privatization remains frozen, mainly due to the lack of protection of property rights, overestimation of the real value of assets and their non-viability. Besides, state administration bodies are not motivated to sell state property whatsoever.

In late 2017, amendments to the Law on Privatization removed some of the obstacles, but did not solve the problem comprehensively.

Private sector: technological companies show best development dynamics

The private sector was successful in attracting foreign capital, which is proved by a number of closed M&A deals. The IT segment remains the most dynamic and attractive in terms of investment, among other things, being one of the key foreign exchange generators in the country. For the first time in the history of the High-Tech Park (HTP), in 2017, HTP’s exports totaled USD 1.25 billion. The year 2017 thus saw a considerable number of deals with various startup projects.

The Belarusian investment company VP Capital, investment fund Larnabel Enterprises and startup Banuba (mobile applications based on augmented reality technologies) made a deal worth USD 5 million. The startup PandaDoc engaged in workflow automation raised USD 15 million from Rembrandt Ventures Partners. American Solbeg Group invested in the startup Wandle (smart filtering service for notifications on smartphones). Medical startup Flo raised around USD 5 million from the venture fund Flint Capital. The startup Healthy Networks received USD 100,000 from Spacemind Capital.

Belinfond (Russian-Belarusian Venture Investment Fund) signed its first deal to support the startup Triniti, which is developing a post-stroke recovery trainer with USD 400,000. The agro-startup Onesoil (computer-aided learning for higher efficiency in agriculture) signed a USD 500,000 financing agreement with Haxus venture fund. Belarusian Banuba and Iventain launched the startup Camera First with around USD 1 million in investment to design augmented reality-based mobile games. RocketBody received USD 1 million from Quattro Capital to develop a mobile application that monitors metabolic processes. American Mapbox and Belarusian Mapdata have agreed to set up an R&D center in Minsk to develop unmanned technologies.

Several agreements concluded by the private equity fund Zubr Capital can be pointed out. In March 2017, the fund acquired a blocking stake in the online hypermarket 21vek.by. In April 2017, it bought a blocking stake in av.by auto advertisement site and united it with competing a.tut.by. Finally, in August 2017, Zubr Capital raised financing for Uniflex company, which produces flexible packaging and self-adhesive labels. The amounts of all three transactions are standard for the fund ranging from USD 3 to 8 million. The exact amounts have not been disclosed.

In the Greenfield investment bloc in 2017, the agreement reached by the joint Polish-Ukrainian company MOT and the administration of the Free Economic Zone Brest on the construction of a metalware line is of interest. Preliminary, investments are said to be USD 500 million. Chinese DRex Food Group and Xinronqji Holding Group intend to invest around USD 1 billion in the construction of plants to produce packing and foods in the Great Stone Park, and the construction of a dairy farm. The Chinese are likely to consider a purchase of shares in various Belarusian companies and all or a part of stocks in state-owned Moscow-Minsk Bank. Another project involves investment of USD 30 million in the construction of an engineering bureau in the Great Stone Park. American IPG Photonics will be the anchor investor.

Portfolio investment

In 2017, Belarus planned to float sovereign Eurobonds worth around USD 800 million, and exceeded the target.

In June, the country placed 1.4 billion dollars’ worth Eurobonds in two tranches: 800 million with a yield of 7,125% will mature in 2023, and 600 million with a yield of 7,625% will be redeemed in 2027. The previous issue was paid off on time allowing Belarus to float the next one on more favorable terms than in 2010-2011. However, if there was a loan program with the IMF by the time of placement, the rates would be similar to the current interest rate set at 5% to 6% for domestic loans of the Ministry of Finance.

The practice of placing government securities in the domestic market was continued. In 2017, the country raised USD 395 million, EUR 51 million and BYN 200 million.

The total annual placement of bank bonds totaled USD 903.5 million. Belagroprombank led with 28.6%. It was followed by Belarusbank (22.6%), BPS-Sberbank (16.9%), BelVEB Bank (8.9%) and ‘Alfa-Bank’ (7.9%).

The corporate segment also tried to attract additional capital by placing foreign exchange and ruble bonds on the domestic market worth USD 988.1 million. Topping the list were Belarusian Railways (13.2%), Minsk Tractor Plant (9.6%), Smolevichi-Broiler (8.9%), Mozyr Refinery (6.6%) and Conte Spa (6.5%).

Other foreign liabilities

Net volumes of other external liabilities in 2017 decreased by USD 48.3 million. As a year before, the public administration sector acted as the main borrower.

The net increase in liabilities on the external public debt in 2017 amounted to USD 1.6 billion, whereas a decrease was reported with respect to central bank liabilities and liabilities on non-residents’ loans.

In 2017, Belarus received three tranches of a loan from the Eurasian Fund for Stabilization and Development under an agreement signed in 2016. The fourth and fifth tranches (USD 300 million each) were received in April and June 2017, and one more (USD 200 million) came in October. The remaining USD 400 million are expected in 2018, provided that requirements of the credit program regarding economic reform are met.

Belarus continued talks with the IMF on a new three-year lending program started as far back as 2015. The country is hoping for USD 3 billion at 2.28% per annum for 10 years. It was said in July 2017 that the negotiations had been suspended because of divergent views. In particular, the sides failed to agree on changing the corporate governance system, restructuring the public sector, reforming the tariff policy for housing and public utilities, and ensuring equal conditions for the operation of all forms of business. As a result, the loan talks were put on hold and may be resumed in 2020-2021 once the country has carried out reforms prescribed by the Program of Socioeconomic Development for 2016-2020. 3

As for external borrowings by economic entities, the following agreements are worth noting. The World Bank lent USD 60 million to the Development Bank of the Republic of Belarus under government guarantees to support private medium, small and micro companies. Belarusbank and Austrian Kontrollbank signed an agreement on a EUR 30 million loan. The European Bank for Reconstruction and Development lent USD 15 million to the large private leasing company Raiffeisen-Leasing.

Measures to improve the investment climate

The poor interest on the part of foreign investors causes the national authorities to take measures to enhance Belarus’ attractiveness and facilitate doing business in the country. Like 2016, the year 2017 saw a number of landmark bills aimed at intensification of external investment.

Decree No.7 on the development of entrepreneurship 4

On November 23, 2017, Alexander Lukashenko signed decree No.7 aimed at improving the business climate in the country. It simplified licensing procedures and reduced state intervention, made it possible to start a business upon notification of the authorities, and introduced self-regulation mechanisms. This inspires hope that the envisaged measures will be implemented at all management levels.

Amendments to the Law on Privatization 5

Amendments to the Law on Privatization were passed by the House of Representatives on December 14, 2017 in the first reading. They are meant to create additional tools to protect property rights in privatization, abolish privatization plans, reduce the action limitation period in privatization transactions from ten to three years, and improve procedures for evaluation of state assets.

Decree No.370 on the Entrepreneurship Development Council 6

This decree signed on October 10, 2017 replaced 60% of the Council members, giving more seats to representatives of small, medium and large businesses together with additional powers to improve the business climate and protect interests of the private sector. The decree enabled the Council to submit recommendations on legislative matters (mandatory for consideration) to the Council of Ministers and the Ministry of Economy, and instructed the government to coordinate bills with the Council.

Decree No.8 on the development of the digital economy 7

Signed on December 21, 2017, the decree expands privileges of the High-Tech Park, gives more benefits to food companies, expands the list of activities, which make it possible to become an HTP resident, and reduces bureaucratization in relation to operations of HTP residents. Also, the decree abolishes subsidiary liability and exonerates founders from property liability in the event of bankruptcy, stimulates venture investment in startup projects and facilitates visa and migration procedures for foreign employees and founders of HTP companies. It also creates conditions for the blockchain technology and the use of crypto-currencies in Belarus. On top of that, it introduces English law and expands the list of contracts that HTP residents may conclude with third parties.

Conclusion

Decrees No.7 and 8 give an important signal to foreign investors, manifesting the willingness to enter into a dialogue with them. The decrees seek to simplify entering into Belarusian business for foreign buyers and stimulate their interest. It is likely that, despite economic difficulties, the situation with investments will not look deplorable. However, it first of all concerns greenfield investments or IT projects as relatively protected investments. Privatization is unlikely, despite the adoption of the amendments to the Law on Privatization. A more systematic and flexible approach is needed, because investors’ trust is still not great.

In 2018, the government will continue issuing and placement of foreign exchange bonds on the domestic market. Issues of Eurobonds are also planned. The government plans to raise at least USD 600 million in this way.

The government still lacks the political will to initiate structural reforms of the economy that continues to be the main obstacle to foreign investment, technologies and innovation. Positive shifts would allow launching a credit program with the IMF and contribute to the stability and competitiveness of the economy.

Иностранные инвестиции: стартапы и инновации или займы

Мария Акулова

Резюме

Несмотря на выполнение планов правительства по привлечению инвестиций, итоги 2017 г. в этом отношении неоднозначны. Частный сектор, и в особенности технологичные стартапы, вызывал значительный интерес у инвесторов. Инвестиции же для госсектора обеспечивало государство путем внешних заимствований и перераспределения привлеченных таким образом средств. Сам госсектор остается непривлекательным для инвесторов, но, впрочем, он заинтересован в госдотациях, а не инвестициях.

К концу 2017 года государство сделало ряд важных шагов по улучшению нормативной базы для привлечения инвестиций и создания условий для роста деловой инициативы.

Тенденции:
Планы по привлечению инвестиций выполнены

Суммарный объем иностранных инвестиций, привлеченных страной за 2017 год, выше результатов 2016 года (USD 378,6 млн) и составляет приблизительно USD 2,544 млрд.

В 2017 г. Беларусь планировала привлечь минимум USD 1,4 млрд в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ) 1. Фактические данные за 2017 год показывают, что реализовать план практически удалось. Объем привлеченных ПИИ за 2017 составил USD 1,274 млрд 2, что выше (102%) значения 2016 года (USD 1,246 млрд). Основную долю сформировали реинвестированные доходы (USD 670 млн), а не новые технологии и производства (USD 396 млн). Структура иностранных инвестиций, пришедших в Беларусь за 2017 год, демонстрирует практически равный вклад ПИИ и портфельных инвестиций, что произошло благодаря успешному размещению двух траншей еврооблигаций на международных площадках на общую сумму USD 1,4 млрд.

Внешний госдолг за год вырос приблизительно на 21,9%. На 1 января 2018 г. он составлял 34,3% ВВП и равнялся USD 17,26 млрд, тогда как годом ранее – USD 14,15 млрд (28,5%). Сохранились негативные тренды, наблюдаемые в 2016-м, демонстрирующие существенный рост долговой нагрузки на ВВП. Валовой внешний долг вырос на 6,4%, и если на 1 января 2017 г. он равнялся USD 37,5 млрд, то на начало 2018-го он составил приблизительно USD 39,9 млрд.

Приватизация госсектора: ноль сделок

В 2017-м, как и годом ранее, власти не питали иллюзий касательно возможности проведения приватизационных сделок и внезапного роста инвестиционного интереса к государственным активам. В марте 2017-го Госкомимущество (ГКИ) озвучило очередной приватизационный план, в который вошло 41 предприятие, лишь несколько из них можно отнести к разряду крупных. Объекты на продажу сопровождались набором условий, которые никто не пожелал бы выполнять. Закономерно, результаты продаж остались без изменений – на уровне нуля.

Приватизация остается в замороженном состоянии. Основные негативные факторы: отсутствие защиты прав собственности, завышение реальной стоимости активов, их нежизнеспособность. Кроме того, сохраняется негативная мотивация госорганов в продаже госсобственности.

В конце 2017 г. были приняты поправки в Закон «О приватизации», устраняющие лишь некоторые препятствия к ней, но не решающие проблему комплексно.

Частный сектор: наиболее динамичны технологичные кампании

Частный сектор успешен в привлечении внешнего капитала, что выражается в ряде успешно заключенных M&A сделок. При этом IT-сегмент остается наиболее динамичным и привлекательным в вопросах инвестирования, к тому же одним из ключевых генераторов валюты в стране. Впервые за все существование Парка высоких технологий (ПВТ) в 2017 году экспорт ПВТ составил USD 1,25 млрд. При этом особенностью 2017 г. можно назвать существенное число сделок с различными стартап-проектами.

Белорусская инвестиционная компания VP Capital, инвестиционный фонд “Larnabel Enterprises” и стартап “Banuba” (мобильные приложения на основе технологий дополненной реальности) заключили сделку на USD 5 млн Стартап “PandaDoc”, занимающийся автоматизацией документооборота, привлек USD 15 млн от фонда “Rembrandt Ventures Partners”. Стартап “Wandle”, автоматизирующий работу смартфонов, привлек финансирование от американской компании “Solbeg Group”. Медицинский стартап “Flo” привлек порядка USD 5 млн от венчурного фонда “Flint Capital”. Еще один стартап, “Healthy Networks”, привлек USD 100 тысяч от фонда “Spacemind Capital”.

Белинфонд (российско-белорусский фонд венчурных инвестиций) заключил свой первый проект и поддержит стартап “Triniti”, разрабатывающий тренажер для восстановления после инсульта. Сумма инвестиций составит USD 400 тыс. Агростартап “Onesoil”, использующий машинное обучение для повышения эффективности в сельском хозяйстве, заключил соглашение с фоном “Haxus” о финансировании в объеме USD 500 тыс. Белорусские компании “Banuba” и “Iventain” создают стартап “Camera First” с объемом вложений порядка USD 1 млн на создание мобильных игр с дополненной реальностью. Компания “RocketBody” получила USD 1 млн oт компании “Quattro Capital” на создание мобильного приложения, оценивающего процессы метаболизма. Американская компанией “Mapbox” и белорусская “Mapdata” договорились о создании R&D центра в Минске для разработки беспилотных технологий.

Можно выделить ряд соглашений, заключенных фондом прямых инвестиций «Зубр Капитал». В марте 2017 года фонд приобрел блокирующий пакет онлайн-гипермаркета «21vek.by». В апреле 2017-го фонд стал совладельцем площадки автообъявлений av.by, выкупив блокирующую долю и объединив ее с конкурентом a.tut.by. Наконец, в августе 2017 года «Зубр Капитал» привлек инвестиции в компанию «Унифлекс», которая занимается производством гибкой упаковки и самоклеящейся этикетки. Суммы всех трех сделок cтандартны для фонда и находятся в промежутке между USD 3-8 млн, но конкретные числа не разглашаются.

В блоке инвестирования “Greenfield” в 2017 г. можно отметить достигнутое соглашение между совместной польско-украинской компанией «МОТ» и администрацией СЭЗ «Брест» о строительстве производства металлоизделий. Предварительно объем инвестиций составит USD 500 млн. Китайские компании “DRex Food Group” и “Xinronqji Holding Group” намерены проинвестировать порядка USD 1 млрд в строительство заводов по производству упаковки и пищевой продукции в парке «Великий камень», а также в строительство молочно-товарной фермы. Дополнительными вероятными направлениями инвестирования являются покупка долей в различных белорусских ОАО, а также полный либо частичный выкуп государственного банка «Москва-Минск». Еще один проект предполагает инвестиции в размере USD 30 млн на строительство инженерного бюро в парке «Великий камень». Основным инвестором выступит американская компания “IPG Photonics”.

Портфельные инвестиции

По плану в 2017 г. Беларусь должна была привлечь порядка USD 800 млн за счет выпуска своих суверенных еврооблигаций. План удалось выполнить и перевыполнить.

В июне страна разместила свои еврооблигации на общую сумму USD 1,4 млрд. Эмиссия представляет собой два транша, из которых USD 800 млн с доходностью 7,125% будет необходимо погасить в 2023 г., а USD 600 млн с доходностью 7,625% – в 2027-м. Тот факт, что Беларусь успешно и в срок погасила свои предыдущие обязательства, позволил разместить евробонды дешевле и выгодней, чем в 2010-2011 гг. Однако вполне вероятно, что если бы на момент размещения бумаг была заключена кредитная программа между МВФ и Беларусью, то ставки размещения были бы схожи с текущим процентом по внутренним займам Минфина на уровне 5-6%.

В 2017-м была продолжена практика размещения государственных бумаг на внутреннем рынке. По итогу года за счет размещения удалось привлечь USD 395 млн, EUR 51 млн и BYN 200 млн.

Суммарное годовое размещение банков своих облигаций составило порядка USD 903,5 млн, основная доля пришлась на «Белагропромбанк» (28,6%), «АСБ Беларусбанк» (22,6%), «БПС-Сбербанк» (16,9%), «Банк БелВЭБ» (8,9%) и «Альфа-Банк» (7,9%).

Корпоративный сегмент также пытался привлечь дополнительный капитал путем размещения своих валютных и рублевых облигаций на внутреннем рынке. Суммарно было размещено бумаг на USD 988,1 млн. Наибольший вклад внесли «Белорусская железная дорога» (13,2%), «МТЗ» (9,6%), «Смолевичи-Бройлер» (8,9%), «Мозырский НПЗ» (6,6%) и «Конте Спа» (6,5%).

Другие внешние обязательства

Чистые объемы других внешних обязательств в 2017 г. снизились на USD 48,3 млн, основным заемщиком, как и годом ранее, выступал сектор государственного управления.

Чистый прирост обязательств по внешнему государственному долгу за 2017 г. составил USD 1,6 млрд, тогда как по другим позициям (обязательства центрального банка, обязательства перед нерезидентами по кредитам и займам) произошло сокращение.

В 2017 г. Беларусь получила три транша в рамках кредитной программы с Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР), подписанной в 2016-м. В апреле и июне 2017 г. поступили четвертый и пятый транши, по USD 300 млн каждый, в октябре поступило еще USD 200 млн. Оставшиеся USD 400 млн должны быть получены в 2018 г. при условии выполнения требований кредитной программы по реформированию экономики.

Беларусь продолжала вести диалог с МВФ об открытии новой трехлетней программы кредитования, который был начат еще в 2015 году. Суть программы – кредит на USD 3 млрд под 2,28% сроком на 10 лет. Однако в июле 2017 г. стало известно о приостановке переговоров из-за расхождений во взглядах. В частности, не было достигнуто консенсуса в вопросах изменения системы корпоративного управления и реструктуризации государственного сектора, реформы тарифной политики ЖКХ, обеспечения равных условий для функционирования всех форм бизнеса. Как результат, дискуссия по предоставлению кредита для Беларуси поставлена на паузу и, возможно, будет возобновлена в 2020-2021 гг. после того, как страна реализует реформы, прописанные в Программе социально-экономического развития на 2016–2020 гг. 3

Что касается внешних заимствований, произведенных субъектами хозяйствования, то можно отметить следующие соглашения. Всемирный банк принял решение о предоставлении кредита на сумму USD 60 млн для Банка Развития РБ под гарантии правительства на поддержку частных средних, малых и микрокомпаний. АСБ «Беларусбанк» подписал соглашение с австрийским «Контрольбанк» на сумму EUR 30 млн. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставил займ в размере USD 15 млн крупной частной лизинговой компании «Райфайзен-Лизинг».

Меры по улучшению инвестиционного климата

Тот факт, что инвестиционный интерес к стране крайне невысок, побуждает власти к принятию мер по повышению привлекательности страны и улучшению условий для развития бизнеса. 2017 год продолжил курс 2016 года и отметился принятием ряда знаковых законопроектов, нацеленных на интенсификацию внешнего инвестирования.

Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» 4

Подписан А. Лукашенко 23 ноября 2017 г. с целью улучшения бизнес-климата в стране. Декрет затрагивает вопросы упрощения лицензирования и сокращения степени государственного вмешательства, внедряет заявительный принцип открытия бизнеса, механизмы саморегулирования. Принятие декрета по улучшению бизнес-среды повышает надежды на то, что имплементация мер, отраженных в нем, будет осуществляться не только наверху, но и на местах.

Поправки в закон «О приватизации» 5

Приняты Палатой представителей 14 декабря 2017 г. в первом чтении, нацелены на создание дополнительного механизма защиты прав собственности участников приватизации. Законопроект упраздняет планы по приватизации, предусматривает сокращение срока исковой давности по приватизационным сделкам с десяти до трех лет, совершенствует механизмы оценки стоимости госактивов.

Указ № 370 «О Совете по развитию предпринимательства» 6

Подписан 10 октября 2017 г., обновляет состав Совета на 60% за счет увеличения доли представителей малого, среднего и крупного бизнеса, наделяет его дополнительными полномочиями в вопросах формирования бизнес-климата и защиты интересов частного сектора. Указ дает Совету полномочия вносить свои рекомендации по совершенствованию законодательства в Совет Министров и Министерство экономики, которые становятся обязательными для рассмотрения, одновременно требуя от правительства согласования законопроектов с Советом.

Декрет №8 «О развитии цифровой экономики» 7

Подписан 21 декабря 2017 г. Продлевает существующие льготы для ПВТ и вводит дополнительные льготы для продуктовых компаний, расширяет список видов деятельности, позволяющих становиться резидентом ПВТ, снижает уровень бюрократизации деятельности участников ПВТ. Кроме того, Декрет отменяет субсидиарную ответственность, снимая имущественную ответственность с учредителей в случае банкротства компании, и повышает привлекательность венчурного инвестирования различных стартап-проектов. Документ облегчает решение различных визовых и миграционных вопросов для иностранных работников и учредителей компаний ПВТ. Он также создает условия для внедрения в экономику Беларуси технологии блокчейн и использования криптовалют. Наконец, внедряется институт английского права, расширяя список договоров, которые резиденты ПВТ могут заключать с третьими лицами.

Заключение

Важным сигналом к росту заинтересованности в иностранных инвесторах, а также готовности вести диалог с ними служат Декреты №7 и №8. Эти документы стремятся упростить для иностранных покупателей вход в белорусский бизнес и повысить интерес к участию в нем. В связи с этим есть вероятность того, что, несмотря на сложности в экономике, ситуация с привлечением внешнего капитала не будет выглядеть плачевной. Однако в первую очередь это касается greenfield-инвестиций либо проектов в сфере IT как относительно защищенных вложений капитала. Приватизация маловероятна, несмотря на принятие поправок в «Закон о приватизации». Необходим более системный и гибкий подход, потому что недоверие со стороны инвесторов остается высоким.

В 2018 году продолжится выпуск и размещение валютных гособлигаций на внутреннем рынке. Также планируется размещение еврооблигаций. По плану властей, как минимум USD 600 млн будет привлечено с помощью данного инструмента.

Отсутствие воли правительства к структурному реформированию экономики продолжает оставаться главным фактором, блокирующим приход капитала, технологий и инноваций в Беларусь. Позитивные сдвиги в этом вопросе позволят подписать кредитную программу с МВФ, а также поспособствуют формированию более устойчивой и конкурентоспособной экономики.