Parties: Exploration of new reality

Valeria Kostyugova

Summary

In 2017, opposition parties failed to grab the opportunities given by their presence in the parliament and the government’s declared readiness to slightly increase the role of parties in the political system. The state did not dare to give any room for their development and indefinitely postponed decisions on shaping the party system. At the same time, in 2017, parties succeeded in finding tools to represent interests of different social groups. However, the overall contribution to protest actions and social and political campaigns did not make parties stronger in terms of staffing, and the preparation for the local elections showed it well.

Trends:
Social and political campaigns

Successes of political parties are mainly related to their involvement in civil campaigns, which address matters of concern of a significant number of Belarusians. The campaigns of 2017 exhibit the absence of a single center for managing parties’ actions and civil initiatives, their orientation to different segments of society (i.e. objectification of the very term ‘party’ in their activities), or effectiveness in social media. Moreover, separate interaction with their target groups (certain social groups instead of the entire democratic ‘array’) basically results from numerous failed attempts to create a single managing center.

These tactics had effect in Poland in late 2016 and early 2017. The Polish government was considering Belsat TV channel funding cuts and switching to broadcasts in the Russian language, or even closure of the channel, which gives voice to politicians and public figures. Petitions, signatures, personal statements and campaigns in social media helped to keep the channel alive, although Minsk and Warsaw agreed otherwise.

Activists of the Young Front and civil society–Dmitry Dashkevich, Pavel Severinets and Eduard Palchis – were at the cutting edge of the campaign in defense of Kurapaty. They appealed to society through social media and directly to the residents of neighboring houses, and literally threw themselves before bulldozers to keep workers from constructing an entertainment center there. The developer (who has an official construction permit) and the state did not dare to escalate the conflict. Activists of a large number of political organizations were keeping vigil in Kurapaty and held a mass rally there on March 3. 1 Presidential Administration’s newspaper SB Belarus Today supported the Kurapaty defenders. The government stopped the construction, announced a memorial in Kurapaty, and even suggested Nobel Prize winner Svetlana Alexievich to chair a commission to choose a draft of the memorial. 2

The campaign against decree No.3 was most successful, first of all, because the authorities had to back off and abolish the quasi tax on ‘social parasitism’, and also because political organizations found a way to coordinate their actions without creating a managing center.

The degree of public involvement in mass protests against the ‘decree on parasites’ was different. ‘Sabotage’ of the decree (evasion of the tax on ‘parasitism’ and waiting for an outcome of actions of more active social groups) was the most popular strategy. A significant part of society was ready for street protests. Political parties and democratic associations acted in accordance with the degrees of this readiness: human rights defenders offered legal advice and defended activists in lawsuits; the Belarusian National Congress led street protests in Minsk; right-centrist organized protests in the regions assisted by Member of Parliament Anna Kanopatskaya; Tell the Truth campaign gathered signatures for the abolition of the decree, organized appeals to the authorities and held public meetings; independent trade unions gathered signatures, challenged fines in court, and provided organizational assistance.

The people could choose from safe or potentially punishable options, and the number of protesters and their determination increased as the campaign evolved. As a result, over 75,000 signatures against the decree were collected, nearly 500 individual appeals were filed, around a thousand people took part in the meetings, and 12,000 rallied across the country with or without permission of the local administrations. 3

The versatile approach of political organizations to the protests forced the authorities to respond in the same manner by mitigating enforcement of the decree in the regions to keep the heat down as much as possible and prosecuting the ringleaders. The usual tactics of pre-emptive detentions and administrative prosecution of political leaders was not as effective as before, because the protesters were mainly ‘ordinary citizens’, i.e. previously politically inactive individuals. Fearing a further increase in protest sentiments in society, on March 9, the government announced suspension of decree No.3 4, but came down hard on opposition leaders. Anatoly Lebedko, Vitaly Rymashevsky, Yuri Gubarevich, Vladimir Neklyaev, Ales Logvinets and Pavel Severinets were arrested.

Since the basic environment for political mobilization has changed, most political organizations – members of the Freedom Day organizing committee (the right-centrists and the Belarusian Popular Front) – did not find common ground with Nikolai Statkevich’s Belarusian National Congress regarding the format of the event. Shortly before the Freedom Day, organizer of the action in the center of Minsk Statkevich disappeared, Belarusian Popular Front leaders Aleksei Yanukevich and Grigory Kostusev could not get through police cordons arranged densely all over the city center, and other members of the organizing committee (Andrei Dmitriev, Tatiana Karatkevich and Alexander Milinkevich) took part in sanctioned rallies in the regions.

Although the protest leaders were not there, a part of participants in the Minsk rally managed to organize the crowd and led thousands through the city center. Some of the detained were released on the same day, and some were fined or sentenced to 25 days of administrative arrest. The crackdown on the March 25 action in Minsk stopped the protests, but the authorities had to revoke decree No.3. It was announced in June that those who had paid the tax (62,000 people out of 450,000 officially notified) will get their money back.

The tactic of multiple centers continued in other socio-political campaigns, for example in the Korzhych case, when many civil and political groups supported the bold appeal of the mother of private Alexander Korzhych, who died in the Pechi army training center, and pressurized the authorities demanding a thorough investigation. 5 As many as 10,000 signatures were gathered for the dismissal of Defense Minister Andrei Ravkov. The government was forced to resume the investigation into the death of the soldier and other suspicious deaths death in the army. Some personnel reshuffles followed. Conscripts were given some more freedom in communicating with their families, and families were given more possibilities to communicate with unit commanders. The defense minister remained in office, though, and the investigation into Korzhych’s death was still unfinished as of June 2018.

Certain success was achieved in promoting the Belarusian language, recognizing the cultural value of the white-red-white flag, and including historical events of the pre-Soviet period in the official historic narrative.

Differentiation of the party zone and change of the leadership

As a result of the protest spring of 2017, two centers for coordinating street actions emerged within the opposition. One of them–the Belarusian National Congress headed by Nikolai Statkevich–advocates unsanctioned actions in the center of Minsk. Another center – Chernobyl Shliakh-2017 – organizing committee joined by the right-centrists, Tell the Truth and independent trade unions–choses safe tactics of sanctioned events. None of them managed to repeat the success of the protest spring of 2017, firstly, because the authorities resumed pre-emptive arrests of protest leaders with alternating permits and bans of rallies and demonstrations, secondly, because the opposition leaders’ rhetoric changed from social to political as protest actions in spring 2017 were intensifying, especially after the brutal dispersal of the March 25 rally, and, thirdly, because of the confrontation of the two organizational centers, whereas during the spring protests, there were many centers, and they complemented each other.

Aside from the protests, political organizations acted within their areas of specialization that concerned not so much ideological differences between the proponents of changes, as differences regarding the desired pace and nature of changes. Statkevich’s supporters want decisive and swift actions and accelerated reformatting of the political system, while supporters of Tell the Truth adhere to the idea of gradual and progressive changes without a demolition of the existing socio-political system once and for all. Right-centrists stay somewhere in the middle prioritizing political and economic reforms, the Belarusian Popular Front being with them, but focusing on culture.

Orientation to different social groups was manifested in different political methods. Statkevich and his BNC called for street protests (for example, against the army exercise West-2017). Tell the Truth, which obtained state registration in 2017, was building regional branches and preparing them for official registration. Tell the Truth leaders Andrei Dmitriev and Tatiana Karatkevich promoted non-confrontational tactics: meetings with representatives of ministries, the Presidential Administration, heads of district and regional executive committees, gathering of signatures, and holding regional forums and meetings.

Leaders of the right-centrists Anatoly Lebedko (United Civil Party), Yuri Gubarevich (For Freedom) and Vitaly Rymashevsky (Belarusian Christian Democracy) offered amendments to bills and lobbied EU’s pressure on the Belarusian government with a view to economic and political liberalization, particularly amendments to the law on elections, abolition of Article 193-1 (actions on behalf of an unregistered organization), notification of mass events instead of applications for permission, and registration of Belarusian Christian Democracy. The latter also paid much attention to Mothers 328 movement 6 and mitigation of the inadequately harsh punishment for drug use.

The Belarusian Social-Democratic Party (Hramada) was actively pursuing local social agendas, combining protests (for example, against the construction of a battery plant in Brest) and lobbying. The BPF traditionally focused on promoting national values, and entered into a tactical alliance with MP Elena Anisim in 2017.

The BPF continued replacing leaders of political organizations (the leaders of For Freedom in 2016 and BSDP (H) in 2018). The nomination of candidates for party chairmanship shows that parties cherish the existing differentiation of the political field. For example, Olga Damaskina, activist from Polotsk, was the most likely candidate for party chair. When she spoke in favor of rapprochement with the right-centrists, the party leadership and the core group supported former presidential candidate Grigory Kostusev, who won the election.

Preparation for local elections

The 2016 events, in particular the results of the parliamentary elections, aroused too optimistic expectations in the parties, which believed that they could enter the parliament. Many leaders of political organizations interpreted the unique coincidence with the situation in 2016 – non-confrontational perseverance of the parties, specific criteria for political progress set by their international partners, a certain lessening of tensions in the political field, and support for the idea of political diversity on the part of a group of state officials – as genuine interest of the authorities in variegating the political design using party system elements.

The government, however, wants parties to prove capable of strengthening the Belarusian political system. The year 2017 did not bring any arguments in favor of increasing the role of parties. At the same time, it seems that the government has not yet completely abandoned the idea of their greater role in political processes.

Since parties began preparing ahead of the local elections scheduled for February 2018, participation in the elections was not actually a matter of debate among entities with stable political presence, and no preconditions for participation were set. However, it became clear that the long-term tactics of boycotting and ignoring elections demotivated party activists and voters.

Besides, seeing the rapid strengthening of UCP candidate Anna Kanopatskaya and her desire to occupy her own segment of the political field by organizing Forward Belarus movement (announced in October 2017), UCP Chairman and informal leader of the right-centrists Anatoly Lebedko questioned the desirability of nomination of fellow party members to local councils. On the one hand, parties hoped that some of their candidates would enter the councils unobstructed, believing in the authorities’ interest. On the other hand, right-centrists did not put forward a criterion of inclusion of party members in local councils as an indicator of electoral system progress, and other party members were not strong enough politically to put this point on the Belarusian-European agenda.

As a result, it became clear long before the elections that parties’ involvement would be limited. Their representatives were nominated and registered as members of election commissions in 2017. Candidates’ initiative groups were also registered. Parties nominated the smallest ever number of candidates at all stages, and the authorities turned down a large number of democratic candidates for election commissions. 7 The Democrats nominated 100 fewer candidates than in the previous local elections: only 400 people, 169 of them representing Tell the Truth.

Conclusion

Last year, political parties came to realize a new reality: growing politicization of society, better opportunities to influence the government’s agenda, and poorer effectiveness of previous mobilization methods. The 2017 campaigns showed that people are ready to massively protest against injustice, as they understand it, put signatures for the nomination of candidates, or support other concrete actions of political organizations, but they are mainly not ready for regular political efforts, or, in general, for any regular actions, having low motivation for that.

The differentiation of the political field is associated not only with values or political strategies, but also reflects sympathizers’ willingness to act: to protest (once a year or on rarer occasions), put signatures (relatively often), and participate in election campaigns (regularly, but rarely) and participate in local initiatives (regularly and often). Some actions are relatively safe (signatures under petitions, non-confrontational promotion of local agendas, or campaigning during elections), and some are risky (particularly, participation in unsanctioned protest actions and running as candidates with a confrontational agenda).

By the end of the year, most political organizations began choosing legal and safe forms of political actions, and this trend will most likely continue in the future. Regular political activities and staffing are still problematic. Having inflated expectations for the involvement in the local elections, parties surprisingly nominated the smallest number of candidates. The result of the February 2018 elections was predictable: only two representatives of political parties were admitted into village councils.

Партии: освоение новой реальности

Валерия Костюгова

Резюме

В 2017 году партии не сумели использовать расширившиеся возможности за счет представительства в парламенте и продекларированной готовности властей несколько увеличить роль партий в политической системе. Государство так и не решилось хотя бы немного, в сравнении с прежним периодом, раздвинуть рамки для развития партий – планы по развитию партийной системы отложены на неопределенное время. Вместе с тем именно в 2017 году партиям удалось найти механизмы действительного представления интересов общественных групп, причем подобрать их в расчете на разные категории доверителей. Однако удачное в целом участие партий в протестах и общественно-политических кампаниях 2017 года не способствовало кадровому укреплению партий, что показала подготовка к выборам в местные советы.

Тенденции:
Общественно-политические кампании

Удачи партий в основном связаны с их участием в гражданских кампаниях по решению проблем, затронувших интересы значительного числа белорусов. Кампании 2017 года отличает отсутствие единого центра управления действиями партий и гражданских инициатив, их ориентация на разные сегменты общества (т.е. воплощение термина «партия» в деятельности), эффективное использование социальных сетей. Причем «раздельное» взаимодействие политорганизаций со своими потенциальными доверителями (когда партии ориентируются не на весь «демократический» массив, а на определенные социальные группы) стало возможным именно по причине множественных провальных попыток оппозиционных партий соорудить единый управляющий центр.

В конце 2016 – начале 2017 года эта тактика дала результаты на польской политической сцене. Правительство Польши задумалось о сокращении финансирования, переходе на русский язык вещания или даже закрытии телеканала «Белсат», который позволял политическим и гражданским деятелям привлекать к себе внимание аудитории. Были собраны петиции, подписи, сделано множество персональных заявлений, в социальных сетях были проведены кампании в поддержку телеканала и т.д. И, несмотря на то что между официальным Минском и Варшавой имелось взаимопонимание по вопросу судьбы «Белсата», телеканал совместными усилиями политиков и гражданских активистов удалось временно отстоять.

В кампании по защите Куропат инициатива принадлежит активистам «Молодого фронта» и гражданского общества – Дмитрию Дашкевичу, Павлу Северинцу и Эдуарду Пальчису. Активисты фактически своими телами препятствовали продолжению строительства развлекательного комплекса на месте урочища, обращаясь к обществу через социальные сети и непосредственно – к жителям прилегающих домов. Застройщик, имеющий разрешение на строительство, и государство не решились на серьезную эскалацию конфликта. В Куропатах дежурили представители большинства политических организаций, а 3 марта состоялся довольно многочисленный митинг в поддержку Куропат 1. «СБ. Беларусь сегодня», газета администрации президента, выступила в поддержку защитников Куропат. Государство приняло решение об отмене строительства, установлении мемориала в Куропатах и даже предложило нобелевскому лауреату Светлане Алексиевич возглавить комиссию по выбору варианта мемориала 2.

Наиболее удачной для партий стала кампания противостояния Декрету №3. Прежде всего потому что властям в результате кампании гражданского давления пришлось отказаться от реализации закона высокого уровня, в т.ч. от квазиналогового сбора с неработающих, а также потому, что в ходе гражданской кампании политорганизации обнаружили способ скоординированной деятельности без образования координационного центра.

В массовом противостоянии реализации декрета «о тунеядцах» существенно различалась степень вовлеченности граждан в протест. Наиболее популярной стратегией стал саботаж – уклонение от уплаты «тунеядского сбора» и выжидание результатов действий более активных социальных групп, но значительное число граждан проявили готовность к протестной активности. Партии и демократические объединения организовали работу с населением сообразно естественно установившимся в обществе градациям готовности к действию: правозащитники проводили консультации и представляли граждан в тяжбах с органами власти; Белорусский национальный конгресс провел акции протеста в Минске; правоцентристы организовали акции протеста в регионах и использовали полномочия депутата А. Канопацкой; «Говори правду» собирала подписи за отмену декрета, организовала обращения в органы власти и собрания граждан; независимые профсоюзы и собирали подписи, и оспаривали сборы в суде, также участвовали в организации акций протеста.

В результате наличия у граждан выбора протестных действий в диапазоне от совершенно безопасных до потенциально наказуемых, число участников протестов и их решительность возрастали по мере развития кампании. В итоге было собрано больше 75 тыс. подписей против декрета, отправлено около 500 индивидуальных обращений, примерно 1000 человек поучаствовали в собраниях, около 12 тыс. человек по всей Беларуси приняли участие в митингах протеста (разрешенных и нет) 3.

Комбинированный подход политобъединений к организации протестов потребовал и от властей комбинированного подхода, каковым стало сочетание сокращения социальной базы протестов за счет понижения требований по исполнению декрета на местах с мерами против организаторов уличных акций. Преобладание среди участников протеста «обычных граждан», т.е. ранее политически неактивных, снизило эффективность традиционного способа властей борьбы с протестами – превентивными задержаниями и административными наказаниями политических лидеров. В конечном счете, опасаясь дальнейшего нарастания массовости протестов, власти были вынуждены 9 марта объявить о приостановке действия Декрета №3 4. Параллельно власти стали активней действовать в отношении лидеров, стремясь их изолировать от граждан. Были арестованы Анатолий Лебедько, Виталий Рымашевский, Юрий Губаревич, Владимир Некляев, Алесь Логвинец, Павел Северинец.

Из-за изменившихся базовых условий политической мобилизации большинство политорганизаций, входивших в оргкомитет по празднованию Дня воли (правоцентристы и Белорусский народный фронт), не нашли общего языка с Белорусским национальным конгрессом Николая Статкевича относительно формата мероприятия. В канун акции Дня Воли исчез Н. Статкевич, бывший главным организатором акции в центре Минска, лидеры БНФ Алексей Янукевич и Григорий Костусев не смогли пройти сквозь кордоны силовиков, занявших весь центр города, другие члены оргкомитета (Андрей Дмитриев, Татьяна Короткевич и Александр Милинкевич) приняли участие в разрешенных акциях в регионах.

Однако, несмотря на отсутствие лидеров протестов, части демонстрантов удалось самоорганизоваться и провести многотысячное несанкционированное шествие в центре Минска. Часть задержанных демонстрантов отпустили в этот же день, но часть получила административные наказания – от штрафов до 25 суток ареста. Жестким разгоном акции 25 марта в Минске властям удалось остановить протест. Но от Декрета №3 властям все же пришлось отказаться: уже в июне было объявлено о возврате сбора тем, кто его уплатил (из 450 тыс., получивших извещения с требованием уплаты сбора, уплатили его только 62 тыс. человек).

Тактика множественности центров получила продолжение в других общественно-политических кампаниях. Это проявилось, например, в деле Коржича, когда в поддержку смелого требования матери рядового, погибшего в Печах, многие гражданские и политические объединения подключились к организованному давлению на власть с требованием расследования произошедшего 5. В совокупности за отставку министра обороны Андрея Равкова было собрано 10 тыс. подписей. В результате кампании давления государство было вынуждено возобновить расследование гибели солдата, провести расследования других сомнительных случаев гибели военнослужащих, кадровые перестановки в части, частично изменить режим взаимодействия солдат-срочников с семьями и семей – с руководством военных частей. Между тем министр обороны остался в должности, а расследование о смерти Александра Коржича к июню 2018 года не завершено.

Некоторый успех имели инициативы по укреплению культурной основы национального белорусского государства – по продвижению белорусского языка, признанию культурной ценностью бело-красно-белого флага, включению в официальный исторический нарратив исторических событий досоветского периода.

Дифференциация партийного поля и смена лидеров политорганизаций

В итоге протестной весны 2017 года в оппозиции сложились два центра координации уличной активности. Первый – БНК во главе с Н. Статкевичем, апеллирующий к тактике неразрешенных акций в центре города. Второй – оргкомитет «Чернобыльского шляха 2017» с участием правоцентистов, движения «Говори правду» и независимых профсоюзов, стремящийся обеспечить санкционированный и безопасный формат акций. Ни одному из центров до конца года не удалось повторить успехи протестной весны.

Во-первых, потому что власти возобновили практики превентивных арестов лидеров протестов, сочетая их с выборочными разрешениями и запретами митингов и шествий. Во-вторых, потому что по мере развития протестных акций весной 2017 года, а особенно – после жесткого разгона акции 25 марта, – риторика оппозиционных лидеров менялась с социальной на политическую. В-третьих, из-за противостояния двух организационных центров, тогда как во время весенних протестов центров было множество и их деятельность дополняла друг друга.

В своей непротестной деятельности политорганизации сохраняли специализацию, касающуюся не столько идеологических различий между сторонниками перемен, сколько различий в отношении желательного темпа и характера этих перемен. Сторонники Николая Статкевича желают решительных и быстрых действий и форсированного полного переформатирования политической системы, в это же время сторонники «Говори правду» придерживаются идеи постепенных, поступательных изменений, без решительного слома существующего общественно-политического порядка. Правоцентристы в этом вопросе держатся «серединного» пути с упором на политические и экономические реформы, БНФ – также «серединного» пути, но с акцентом на культурные изменения.

Ориентация на разные социальные группы выражалась и в разных методах политического действия. Николай Статкевич и его БНК призывали к уличным протестам (например, против военных учений «Запад-2017»). «Говори правду», получившая в 2017 году государственную регистрацию, занималась строительством региональных структур и подготовкой их к государственной регистрации. В продвижении политической повестки лидеры «Говори правду» Андрей Дмитриев и Татьяна Короткевич опирались исключительно на неконфронтационные тактики: встречи с представителями властей – министерств, Администрации президента, глав исполкомов областей и районов, сбор подписей, региональные форумы и собрания.

Лидеры правоцентристов – Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, Движения «За свабоду» Юрий Губаревич и Белорусской христианской демократии Виталий Рымашевский – представляли дополнения и изменения в законопроекты, а также активно занимались лоббингом оказания давления на белорусские власти со стороны стран ЕС в вопросах продвижения экономической и политической либерализации. Это: изменение избирательного законодательства, отмена статьи 193-1 (действия от имени незарегистрированной организации), смена разрешительного принципа при проведении массовых мероприятий на заявительный, регистрация БХД. БХД также значительное внимание уделила проблеме «матерей 328» 6 и лоббированию смягчения непропорционально жестоких наказаний за употребление наркотиков.

Белорусская социально-демократическая партия («Грамада») весьма активно продвигала местные социальные повестки, сочетая протесты (например, против строительства аккумуляторного завода в Бресте) и лоббинг. БНФ традиционно фокусировался на продвижении национальных ценностей, в 2017 году образовав тактический союз с депутатом Еленой Анисим.

В 2017 году БНФ продолжил тренд на смену лидеров политорганизаций (в 2016 г. сменился лидер «За свабоду», а в 2018-м – БСДП(Г)). История выдвижения кандидатов на пост председателя партии показывает, что партии дорожат сложившейся дифференциацией политического поля. Так, первоначально наиболее вероятным кандидатом на пост председателя стала Ольга Дамаскина, активистка из Полоцка, однако, когда она высказалась за сближение партии с правоцентристами, партийное руководство и актив переориентировались на выдвижение и поддержку экс-кандидата в президенты Григория Костусева, который и выиграл выборы.

Подготовка к выборам

События 2016 года – в частности результаты парламентских выборов – вызвали у партий слишком оптимистичные ожидания. Они показали, что партии могут рассчитывать на попадание во власть. Причем уникальное совпадение условий 2016 года – неконфронтационная настойчивость самих партий, а также конкретные критерии политического прогресса, заданные их международными партнерами, обстановка некоторой разрядки в политическом поле, а также поддержка частью правящего класса идеи политического разнообразия, – многие лидеры политорганизаций интерпретировали как высокую заинтересованность властей в усложнении политического дизайна элементами партийной системы.

Между тем, по мнению властей, партиям еще нужно доказать свою способность укрепить белорусскую политическую систему. 2017 год аргументов в пользу усиления роли партий с точки зрения властей не принес. Вместе с тем, похоже, государство пока не полностью отказалось от самой идеи увеличения веса партий в политическом процессе.

Поскольку партии стали заранее готовится к выборам в местные органы власти, намеченным на февраль 2018 года, вопрос участия в них фактически не дебатировался среди политорганизаций, располагающих устойчивыми структурами и активом, участие не обуславливалось никакими предварительными условиями. Однако в ходе подготовки выяснилось, что многолетние тактики бойкота и «игнора» демотивировали к участию в выборах и актив партий, и избирателей.

Кроме того, быстрый рост политического капитала кандидата от ОГП Анны Канопацкой и ее стремление занять собственный сегмент в политическом поле путем организации движения «Вперед, Беларусь» (о его создании было объявлено в октябре 2017 г.) у лидера ОГП и неформального лидера правоцентристов Анатолия Лебедько вызвали сомнения в желательности дальнейшего продвижения партийцев в органы власти. Таким образом, с одной стороны, партии рассчитывали, что некоторая часть их кандидатов пройдет «сама собой» – в силу заинтересованности властей. С другой стороны, правоцентристы не выдвигали критерия включенности членов партий в местные советы как показатель прогресса избирательной системы, а международного веса остальных партийцев оказалось недостаточно для включения этого вопроса в белорусско-европейскую повестку.

В итоге уже задолго до выборов стало понятно, что партийное участие в них будет ограниченным. В 2017 году состоялось выдвижение и регистрация партийных представителей в избирательные комиссии, а также регистрация инициативных групп кандидатов. Партии выставили рекордно малое число своих кандидатов на всех этапах; в свою очередь, власти произвели высокий отсев демократических кандидатов в избирательные комиссии 7. Кандидатов деморганизации выдвинули на 100 человек меньше, чем в предыдущую местную кампанию, – всего 400 человек, причем 169 из них – «Говори правду».

Заключение

В минувшем году партии подошли к осознанию новой реальности: рост политизации общества, рост возможностей влиять на повестку властей, но слабая эффективность прежних способов мобилизации. Как показали кампании 2017 г., люди готовы массово выступать против несправедливости, как они ее понимают, готовы поставить подпись за выдвижение кандидата или поддержать другим конкретным действием политорганизации, но в массе своей не готовы к регулярной политической работе и вообще к каким-либо регулярным действиям. Их мотивация на систематическое противостояние слаба.

Дифференциация политического поля связана не только с ценностями или используемыми политическими стратегиями, но и отражается в готовности действовать со стороны симпатизантов: протест (раз в год или реже), подпись (сравнительно часто), участие в избирательной кампании (регулярно, но редко), участие в местных инициативах (регулярно и часто). Причем некоторые действия сравнительно безопасны (подписи под петициями, неконфронтационное участие в продвижении местной повестки или выборах), а некоторые – опасны (в особенности участие в несанкционированных протестах, участие в выборах в качестве кандидатов с конфронтационной повесткой).

Большая часть политорганизаций к концу года стала склоняться к легальным и безопасным формам политической активности, и этот тренд, по всей видимости, сохранится в будущем. Но открытым остается вопрос организации регулярной политической работы и ее кадрового обеспечения. Даже на волне завышенных ожиданий от участия в выборах партии выставили рекордно низкое число кандидатов. Результат февральских выборов 2018 года оказался предсказуемым: всего лишь два представителя партий попали в сельские советы.