Гражданское общество: весенние шоки не переломили прежних тенденций

Юрий Чаусов

Резюме

В 2017 году в сфере правового регулирования и выстраивания механизмов сотрудничества между государством и некоммерческими организациями (НКО) продолжился тренд отказа от конфронтации. Но возросшая в начале 2017 года протестная активность в связи с социально-экономической политикой властей обусловила возврат властей к ограничительным и репрессивным практикам. Противоречивость этих двух тенденций нашла проявление в их взаимном сдерживании. С одной стороны, на фоне репрессий снизились ожидания доброжелательных отношений между государством и гражданским обществом, хотя запущенные ранее диалоговые площадки продолжили свою работу. С другой стороны, выстраивание диалога между государством и гражданским обществом – с учетом потепления отношений между официальным Минском и западными столицами – повлияло ограничительным образом на масштаб и распространенность репрессий, а также на долгосрочность их применения.

Тенденции:

Репрессивная реакция властей на протесты зимы-весны 2017 года

С февраля по март 2017 года по Беларуси прокатилась волна протестов против декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества». В ходе подавления протестной активности власти вернулись к жестким практикам репрессий: задержания и аресты активистов (в том числе превентивные), обыски и конфискации в офисах НКО, предупреждения организациям за участие в протестах, уголовные обвинения в рамках дела о подготовке массовых беспорядков.

В пиковой фазе протестов власти вернулись к практике массовых арестов участников несанкционированных акций и участников разрешенных митингов. В течение 2017 г. по данным правозащитного центра «Вясна» было зафиксировано 1280 случаев политически мотивированного административного преследования (против 61 случая в 2016 году), в 311 случае имел место административный арест (увеличение в сто раз по сравнению с 2016 годом). Пик репрессий пришелся на 25 марта, когда в Минске прошла организованная традиционная демонстрация «День Воли», которая была жестоко разогнана, около 700 человек были задержаны, 149 из них были привлечены к административной ответственности, а трем организациям (БНФ, ОГП, движение «За свободу») были вынесены предупреждения Министерства юстиции за проведение несанкционированных акций. В ходе этой и иных весенних акций по данным БАЖ было зафиксировано 96 задержаний журналистов, 10 из которых завершились административными арестами.

Власти вернулись к практике обысков и конфискаций в офисах НКО. В офисе центра «Вясна» было задержано более 50 журналистов и правозащитников. Обыски прошли также в помещениях организации «Институт математики и кибернетики», независимого телеканала «Белсат», НКО в Орше, Барановичах, Слуцке и др., а также в домах активистов.

Была возобновлена практика политически мотивированных уголовных дел на основании участия граждан в неправительственных объединениях. 21-24 марта были задержаны 32 гражданина по подозрению в совершении преступления по ч. 3 ст. 293 Уголовного кодекса (обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, а также финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности). В дальнейшем в отношении 16 задержанных было предъявлено дополнительное обвинение по ст. 287 Уголовного кодекса (создание незаконного вооруженного формирования), а обвинения в подготовке массовых беспорядков были сняты. Часть задержанных были ранее активистами объединения «Белый легион», которое заявило о прекращении деятельности в 2005 году, также среди арестованных были члены оппозиционных объединений «Малады фронт», БНФ и спортивного клуба «Патриот», ассоциированного с властями. Аресты сопровождались нагнетанием пропагандистской истерии в госСМИ, которые распространили предоставленные спецслужбами «изобличающие виновных материалы» до окончания следствия, представляя протесты как часть заговора с целью насильственного свержения власти. В ноябре в отношении всех фигурантов дела обвинения были сняты, а дело прекращено.

По окончании активной фазы весенних протестов репрессивная деятельность властей продолжалась в течение лета и осени, постепенно затухая. К концу года аресты снова стали редким видом санкции за участие митингах.

В августе Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля возбудил уголовное дело в отношении председателя независимого профсоюза РЭП Геннадия Федынича и его заместителя Игоря Комлика по статье 243 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов). Их обвинили в открытии от имени профсоюза счетов в зарубежных банках, на которые поступали денежные средств. Именно этот профсоюз был активным участником и организатором протестов против декрета №3. В рамках уголовного дела были проведены обыски и изъятия носителей информации в офисах РЭП и Белорусского независимого профсоюза (горняков, химиков и других работников), а также в квартирах членов профсоюза. Правозащитные организации объявили, что расценивают данное уголовное дело как политически мотивированное.

Указанные случаи политических репрессий и ограничений деятельности НКО свидетельствуют об ухудшении правового климата для структур гражданского общества в 2017 году по сравнению с периодом 2014–2016 годов.

Регистрация НКО

На 1 января 2018 года в Беларуси насчитывается 2856 общественных объединений, в том числе 223 международных, 762 республиканских и 1871 местное. В стране зарегистрированы 195 фондов (16 международных, 7 республиканских и 172 местных). В 2017 году органами юстиции было зарегистрировано 150 новых общественных объединений (6 международных, 27 республиканских и 117 местных), что является наивысшим показателем с 2004 года, а также 22 новых фонда (1 республиканский и 21 местный).1

По направлениям деятельности сохраняется устойчивое доминирование физкультурно-спортивных организаций, которые составляют треть всех новых организаций.

В 2017 году органы юстиции отказали в регистрации общественных объединений «Моладзь Адраджэньня», «Хайсы», «Дзея», «Жаночая сетка “Мара”», «Экоград», «Гендерное партнерство», «Социально-христианское движение», фондов «Зеленая сеть», «Мэйкаут» и др.

В мае 2017 года с шестой попытки власти зарегистрировали объединение «Говори правду». Эта организация была основана в 2010 году в качестве политической кампании, активно участвующей в выборах и политических процессах. В течение последних лет она последовательно выступала за диалог с властями для продвижения реформ и интересов общественных групп, позиционируя себя как конструктивную оппозицию. В дальнейшем организация подала заявления о регистрации своих местных отделений во всех областях Беларуси и в городе Минске, некоторые были зарегистрированы до конца 2017 года.

С учетом затруднений в регистрации общественных объединений и фондов основной формой для получения некоммерческими инициативами статуса официально зарегистрированного юридического лица остается учреждение.

Изменения законодательства

Последнее изменение в закон «Об общественных объединениях» вносилось в ноябре 2013 года. Тем не менее ряд объявленных правительством законопроектов может привести к изменениям правового регулирования НКО в ближайшем будущем.

28 февраля 2017 года декретом президента №2 была утверждена новая редакция Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного декретом президента от 16 января 2009 года №1. Она вступила в силу в сентябре 2017 года и стала поводом к разрешению проблемы необоснованной ликвидации НКО, зарегистрированных в форме учреждений, из-за неосуществления ими предпринимательской деятельности. Министерство по налогам и сборам поручило районным налоговым инспекциям прекратить необоснованную ликвидацию НКО.

3 февраля 2017 года вступил в силу Кодекс о культуре, наделивший творческие союзы дополнительным правом осуществлять некоторые виды предпринимательской деятельности, закрепивший понятия «спонсор культуры» и «меценат культуры».

Подготовлен проект Указа, предусматривающего изменения в отношении спонсорской помощи.2 В Министерстве экономики состоялось совещание с участием государственных органов и НКО по доработке проекта Указа для развития благотворительной деятельности в Беларуси.

Министерством экономики и Национальным банком были проведены консультации о возможностях правового регулирования краудфандинга, которые прошли с участием наиболее авторитетных краудфандинговых онлайн-платформ Беларуси, а также НКО и академической сферы. В конце 2017 года государством были проведены обсуждения с заинтересованными НКО проекта декрета, регулирующего порядок получения и использования иностранной помощи.

Продолжается совершенствование законодательства об участии НКО в деятельности по социальному обслуживанию населения.

Правительство передало в парламент проект изменений в Закон «О массовых мероприятиях». Наряду с введением элементов заявительного проведения массовых мероприятий, проект предусматривает введение административной ответственности по статье 23.34 Кодекса об административных правонарушениях для юридических лиц (в том числе НКО) в виде крупного штрафа за нарушение порядка проведения массовых мероприятий.

Элементы общественного диалога

В 2017 году государство продолжило политику большей открытости для диалога с НКО по вопросам изменения законодательства и государственной политики. Однако в процессах диалога сохранились недостатки: привлечение к консультациям ограниченного круга организаций, формальный характер диалога без реального учета позиций общественности, малое количество действенных площадок для диалога, отсутствие доступа НКО к информации и к проектам разрабатываемых нормативно-правовых актов, крайне малый срок для подготовки замечаний и предложений к законопроектам, отсутствие системы обобщения государством высказанных в ходе общественного обсуждения мнений и обратной связи по ним.

В общественных обсуждениях проектов застройки и размещения новых производств государственные органы предпочитают проводить разъяснительную работу по обоснованию целесообразности своих решений, а не считаться с мнением общественности.

В 2017 году план по реализации рекомендаций Совета ООН3 по правам человека по-прежнему не был доработан и не обзавелся механизмами реализации. 12 декабря 2017 МИД и Представительство ООН в Беларуси организовали консультации экспертного уровня по реализации плана, носившие скорее ознакомительный характер.

Принятие государством перспективных планов и программ становится для НКО одним из основных механизмов для налаживания диалога: установленная в планах программа действий госорганов становится как минимум повесткой дня для диалога, а в некоторых случаях – средством обеспечения согласованных либо совместных действий. Среди таких планов, помимо правозащитного, следует назвать: Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017–2020 годы, Национальный план действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы, Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017–2021 годы.

Указанные планы предусматривают участие НКО в пассивном качестве. Общественность может реагировать на предложения властей, принимать участие в мероприятиях по приглашению государственных органов, однако чаще всего это участие эпизодично и фрагментарно. Тревожит практика непубличности мер по реализации планов, закрытости от общественности отчетов о их выполнении, что вызывает сомнения в эффективности таких планов.

НКО по-прежнему принимали ограниченное участие в работе двусторонних коммуникационных площадок в рамках диалога по правам человека Беларусь-Европа и Беларусь-США. В то же время необходимо отметить постепенный рост открытости белорусских властей и ЕС в контактах с гражданским обществом. Заседания Координационной группы ЕС-Беларусь и Диалога по правам человека проходят с частичным участием представителей белорусского гражданского общества.4

В октябре 2017 года представители Министерства иностранных дел Беларуси впервые приняли участие в ежегодной Ассамблее Форума гражданского общества Восточного партнерства. Некоторые НКО активно включились в деятельность белорусских властей по достижению предусмотренных ООН целей устойчивого развития.

В апреле 2017 года, впервые за последние 20 лет, Беларусь направила в Комитет ООН по правам человека доклад о выполнении Республикой Беларусь Международного пакта о гражданских и политических правах человека. Таким образом страной была ликвидирована многолетняя задолженность по предоставлению периодических отчетов в данный комитет.

Постановлением №574 правительство одобрило Национальную программу международной технической помощи к 2020 году, которая представляет собой перечень приоритетов, для решения которых Беларусь рассчитывает привлечь средства от международных организаций: гармоничное развитие человека, совершенствование институциональной среды и формирование благоприятной бизнес-среды, экологическая устойчивость и безопасность, экологизация производства и потребления, смягчение последствий и адаптация к изменениям климата, региональное развитие и пр. Проект Национальной программы был предварительно опубликован и у НКО была возможность высказать свои замечания по его содержанию, некоторые предложения НКО были учтены.

В настоящее время проходит подготовку к принятию парламентом проект изменений в закон «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь». Им предусмотрено, что проекты законодательных актов и постановлений правительства, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат публичному обсуждению.

Заключение

Вероятно, две противоречивые тенденции (жесткие репрессии против проявлений протестной активности в сочетании с выстраиванием институциональных механизмов взаимодействия гражданского общества и государства) и эффект их взаимного сдерживания являются устойчивыми в среднесрочной перспективе и они будут и в дальнейшем определять общественный ландшафт и атмосферу диалога в белорусском обществе. Учитывая определенную стабилизацию экономического положения и отсутствие в ближайшие два года избирательных кампаний, которые могли бы стать поводом для массовых протестов, тенденция диалога в это время будет превалировать. В том числе следует ожидать принятия нормативных актов, предусматривающих незначительные улучшения в правовом положении НКО, при этом государство будет открыто к обсуждению позиции гражданского общества как в процессе разработки этих актов, так и в иных сферах, представляющих интерес для общества.