Национальная оборона: рассчитывать только на себя

Андрей Поротников

Резюме

В 2016 году сфера безопасности развивалась на фоне утраты Беларусью статуса эксклюзивного партнёра России в политико-экономической сфере. Опора на собственные силы – основная установка руководства страны, дополнительно усиленная тем, что отношения с Западом в сфере обороны имели вспомогательный характер для официального Минска. В новых условиях армия наделяется дополнительными функциями, связанными с обеспечением также и внутренней безопасности. Это является следствием принятия политическим руководством страны «гибридной войны» в качестве реальной угрозы.

Экономический кризис признан долговременным фактором, в связи с чем проявилась насущная необходимость в оптимизации бюджетных расходов. Национальный военно-промышленный комплекс (ВПК) развивался в целом успешно, но обозначилась тенденция на ограничение его самостоятельности в части поставок на внутренний рынок.

Тенденции:

Новая Военная доктрина

Двадцатого июля 2016 года Александр Лукашенко утвердил окончательный вариант новой Военной доктрины Беларуси. Документ значительно повышает статус армии в системе силовых органов страны, базируется на выводах системного анализа военно-политической обстановки и призван предотвращать угрозы «цветных революций» и провокации внутренних вооружённых конфликтов.

В стремлении избежать негативных оценок со стороны внешних игроков, авторы документа постарались пользоваться нейтральными формулировками. Тем не менее новая Военная доктрина вызвала критику со стороны Армении (за которой может стоять Россия). Замминистра иностранных дел Беларуси Валентин Рыбаков, реагируя на армянскую позицию, дал понять, что приоритетом беларуского руководства является защита в первую очередь собственных интересов.1

Армия реагирует на «гибридные» вызовы

2016-й год примечателен масштабными мероприятиями по проверке боевой подготовки армии. Эти мероприятия дают представление об угрозах, рассматриваемых политическим руководством страны в качестве реальных.

В январе состоялась комплексная проверка Вооружённых сил (ВС), в ходе которой отрабатывались задачи усиления охраны границы армейскими подразделениями совместно с пограничниками и Внутренними войсками (ВВ) МВД2 – в том числе на необорудованных участках границы (в настоящее время таковыми является российское направление). Проверка имела целью отработать отражение ограниченной агрессии со стороны соседнего государства, происходящей на фоне внутренней дестабилизации ситуации в Беларуси.

Пятнадцатого марта стартовала вторая проверка боеготовности армии. Среди прочего апробировались «современные взгляды на противодействие гибридным вызовам, рискам и угрозам»3 и новые алгоритмы в системе управления.

В сентябре состоялось командно-штабное учение (КШУ) «Управление группировкой Вооружённых сил, других войск и воинских формирований в ходе специальной операции по стабилизации обстановки в отдельных кризисных районах государства» с вовлечением практически всех силовых ведомств Беларуси. Основные задачи, которые отрабатывались в ходе КШУ:

развёртывание центров управления практически всех силовых ведомств и координация их действий Генеральным штабом;

формирование межведомственных группировок различных силовых ведомств;

охрана центров военного управления и важных транспортных и экономических объектов на фоне протеста местного населения и содействия противнику со стороны сотрудников охраняемого объекта;4

организация развёртывания системы связи, беспрецедентной по ёмкости и по площади охвата, испытание новых средств связи, в т.ч. системы спутниковой связи «Белинтерсат»;

ведение непрерывной разведки местности и радиоэфира;

пресечение попыток нарушения госграницы на суше и в воздушном пространстве;

защита от ударов с воздуха;

специальные действия, в том числе в условиях городской застройки с применением артиллерии по населённым пунктам с задачей минимизации ущерба инфраструктуре и мирному населению;

организация перемещения значительных масс гражданского населения в ходе проведения совместной операции армии и МВД по блокированию условного населённого пункта, занятого незаконными вооружёнными формированиями, и его последующей зачистке.5

Все три вышеуказанных мероприятия учитывали опыт конфликтов последних лет. Сентябрьское КШУ зафиксировало изменение роли ВС в свете вновь принятой Военной доктрины: теперь армия отвечает за решение гораздо более широкого круга задач, нежели просто защита страны от внешней агрессии, и выступает координатором всей системы национальной безопасности и обороны в кризисной ситуации.

Приспосабливаясь к новым реалиям

Беларуское руководство не рассчитывает на существенное улучшение ситуации с государственными финансами в ближайшие годы, в связи с чем предпринимает шаги по адаптации системы национальной обороны к жизнедеятельности в условиях жёстких бюджетных ограничений.

В конце 2016 года в Беларуси началось реформирование системы подготовки военных кадров.6 Направления трансформации: упор на практическую подготовку будущих офицеров; привлечение в качестве преподавательских кадров в военные учебные заведения офицеров-практиков вместо теоретиков; сокращение сроков обучения отдельным специальностям. Шестого декабря Александр Лукашенко назначил генерал-майора В.Лисовского начальником Военной академии Беларуси, ранее руководившего реорганизацией учебного процесса в Минском суворовском военном училище.

Корректировке подверглась и система территориальной обороны. На февральском сборе по территориальной обороне Беларуси заявлено о сокращении прежде озвученной (120 тыс.) численности территориальных войск с учётом демографических возможностей. Президент говорил об отработке взаимодействия армии, внутренних войск, пограничников, милиции и территориальных войск, а также о необходимости мобилизационной составляющей во всех силовых структурах.7

В мае учения по территориальной обороне прошли на территории Лунинецкого и Ганцевичского районов Брестской области, а в июне КШУ с участием сил территориальной обороны охватило шесть районов Гродненской области. Учение имело межведомственный характер. В нём приняли участие силы Минобороны, МВД, Госпогранкомитета, КГБ и МЧС. Впервые задействовано подразделение ВВ МВД, укомплектованное военнообязанными, призванными из запаса.

Медленное продвижение на Запад

Официальный Минск стремится развивать сотрудничество со странами Запада, которые озабочены состоянием безопасности в Восточной Европе. Принимая в расчёт масштабы влияния России на Беларусь в военно-политической сфере, беларуские власти вынуждены доказывать свою «субъектность» Западу.

22 января в ходе заседания Совета безопасности Александр Лукашенко отметил усиление противоречий между Россией и странами НАТО. С его точки зрения, дальнейшая эскалация обстановки может иметь непоправимые последствия.

22 февраля министр обороны Беларуси Андрей Равков заявил, что Беларусь будет отстаивать национальные интересы с использованием всех имеющихся у неё средств. Помимо кооперации с Россией и участия в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в качестве фактора обеспечения национальной безопасности А.Равков отметил сотрудничество сКНР и указал на стремление Минска развивать конструктивный диалог с НАТО «сцелью укрепления международной ирегиональной безопасности».8

В конце марта Минск посетила делегация Пентагона во главе с заместителем помощника министра обороны США Майклом Карпентером. Судя по открытой части визита, американцев интересовали вопросы безопасности своих союзников по НАТО и возможное расширение российского военного присутствия в нашей стране. Принимая американских чиновников, А.Лукашенко заявил, что Беларусь готова выполнить обязательства перед своими союзниками, но лишь на собственной территории: беларуские войска он посылать никуда не собирается.9

В августе Беларусь и США обменялись военными атташе при посольствах. Двадцатого октября в Вашингтоне Минобороны Беларуси и Пентагон подписали Совместное заявление о сотрудничестве между оборонными ведомствами двух стран и План двустороннего военного сотрудничества на 2017 год.

23–24 ноября в Варшаве прошли консультации по планированию беларуско-польского военного сотрудничества. По итогам мероприятия подписан план взаимодействия между Минобороны Беларуси и Польши.

5–6декабря подписано соглашение о сотрудничестве между оборонными ведомствами Беларуси и Латвии.

Однако уровень доверия к официальному Минску оставался низким. Показательным явилось отсутствие беларуской правительственной делегации на июльском саммите НАТО в Варшаве. Официальная причина – недостаточный уровень взаимодействия Альянса и Беларуси. Реальная же причина заключается в том, что у западных военачальников имеются сомнения относительно самостоятельности беларуских властей в оборонной сфере.

Запад ожидает от официального Минска чётких и однозначных гарантий неучастия при любых обстоятельствах в возможных агрессивных действиях Москвы против соседних стран-членов Альянса, а также конкретных практических шагов, демонстрирующих самостоятельность Беларуси в области обороны. При этом устных заверений беларуского руководства явно недостаточно.

Треснувший союз

Четырнадцатого октября в Ереване состоялся саммит ОДКБ, в ходе которого председательство в организации перешло к Беларуси. Несмотря на громкие призывы из Минска крепить коллективную безопасность и военную составляющую блока, Беларусь не заинтересована в реальном укреплении ОДКБ как военно-политического союза. В период председательства Минск планирует сосредоточиться на проведении совместных с ООН встреч и мероприятий по вопросам миротворчества, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, противодействия торговле людьми и нелегальной миграции..10 И никакого милитаризма.

Второго ноября в Минске прошла ежегодная коллегия Минобороны Беларуси и Российской Федерации под председательством министров А.Равкова и С.Шойгу. Хотя стороны демонстрировали оптимизм и удовлетворение сотрудничеством, стали заметны расхождения по ряду принципиальных вопросов. Так, для беларуских военных не существует проблемы противостояния с НАТО. Альянс – партнёр. Пока второстепенный, но очевидно – не противник.

Двадцать шестого декабря в Петербурге состоялся саммит ОДКБ, в котором беларуская делегация отменила своё участие. В итоге вопрос о новом Генеральном секретаре ОДКБ опять не рассматривался ввиду отсутствия представителей Беларуси.

ВПК: производственные успехи на фоне административного поражения

В 2016 году главным достижением отечественного ВПК явился запуск 15 января первого беларуского телекоммуникационного спутника Belintersat-1 с космодрома Сичань, КНР. Аппарат обеспечивает защищённую связь на значительной территории Европы, Азии и Африки и является важнейшей составляющей объединённой цифровой системы связи военной организации государства. В декабре 2016 года официально оглашены планы запуска очередного спутника связи системы Belintersat.

В августе 2016 года внимание публики привлекла поставка в войска первых комплектов реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Полонез». Нельзя исключать, что эта партия техники передана военным для отработки в первую очередь организационно-исследовательских задач (вопросы эксплуатации, применения и технического обслуживания новой техники). Действительно масштабная поставка будет связана с принятием на вооружение модификации «Полонеза» с дальностью действия 300 км.

Из других достижений ВПК следует выделить:

создание отечественной колёсной бронетехники (бронемашины V-1 от Минского завода колёсных тягачей и «Кайман» от 140-го ремонтного завода);

испытание модернизированных снарядов увеличенной дальности поражения для РСЗО «Град»;

испытание ракетного твёрдого топлива отечественной разработки;

создание демонстратора ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) на базе «Буревестник-МБ», вооружённого двумя малыми БПЛА-«камикадзе», способными вести разведку и наблюдение, а при обнаружении цели – поразить её.

В минувшем году усилился контроль армии над национальной «оборонкой». Во-первых, за счёт институтов военных представительств Минобороны, наделённых широчайшими правами, включая контроль над ценообразованием на продукцию ВПК. Во-вторых, в декабре 2016 года первым заместителем председателя Государственного военно-промышленного комитета назначен генерал-майор И.Демиденко. Ранее он возглавлял Главную военную инспекцию ВС Беларуси, теперь И.Демиденко будет курировать разработку программ поставок вооружений, ценообразование, качество и своевременность обслуживания изделий. Фактически это означает ограничение самостоятельности ВПК в части, касающейся внутреннего рынка.

Заключение

Беларуское военно-политическое руководство исходит из того, что любая внешняя агрессия возможна только в условиях острого внутреннего конфликта. В этой связи оно готово задействовать все доступные ресурсы для купирования внутренних угроз на ранних стадиях, вплоть до вооружённого подавления.

В сфере обеспечения безопасности руководство страны сделало выбор в пользу опоры преимущественно на собственные силы. Следовательно, тенденция отдаления Минска и Москвы в этой сфере будет закреплена. Значимость ОДКБ для Беларуси уже девальвирована и будет снижаться впредь. Вместе с тем и диалог Беларуси с Западом продвигается весьма медленно, что является следствием отсутствия доверия между сторонами.

Всё вышесказанное означает, что Беларусь стоит перед необходимостью развития собственного производства военной техники и вооружений (прежде всего ракетных как основы стратегического сдерживания). Беларуский ВПК будет поставлять продукцию на внутренний рынок с минимальной рентабельностью, стремясь обеспечить прибыль за счёт поставок на внешние рынки.