Беларусь – Украина: эпоха «зрелого партнёрства»

Олег Богуцкий

Резюме

В 2016 году сотрудничество с Украиной оставалось стратегически значимым направлением внешней политики для Беларуси. Прагматичная позиция Минска по ситуации в Украине способствовала разрядке отношений с Западом и снятию большинства санкций. Киев и Запад позитивно восприняли отказ Беларуси от размещения российской авиабазы на своей территории.

Стороны демонстрировали готовность оперативно решать спорные вопросы во взаимной торговле. Несмотря на проблемы с поставками российской нефти, Беларусь оставалась ключевым экспортёром нефтепродуктов в Украину. Стороны начали активно развивать сотрудничество в сфере транзита и поиска альтернатив российским энергоносителям.

Тенденции:

Сфера политики

В 2016 году в публичной риторике белорусского руководства украинская тематика занимала значительно меньше места, чем в 2015 году. В июне во время выступления на V Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко затронул украинскую тематику только вскользь. Это изменение объясняется потерей актуальности украинского фактора для белорусского электората в прошедшем году, хотя для Минска Украина остаётся стратегически значимым партнёром. Белорусское руководство в лице президента А.Лукашенко, главы МИД В.Макея и посла в Украине В.Величко продолжало декларировать поддержку территориальной целостности Украины, уверяя, что Беларусь не станет плацдармом военной угрозы.

Подтверждением уверений явился отказ разместить в Беларуси российскую авиабазу, как и вполне лояльное отношение Минска к сотрудничеству Украины с НАТО, что было позитивно воспринято в Киеве. В ходе своего визита в Киев в августе Владимир Макей отметил, что Беларусь не рассматривает размещение дополнительных контингентов НАТО у своих границ как угрозу военной безопасности. Он также раскритиковал Кремль за «непрозрачность» военных учений, проводимых у границ Беларуси и Украины.

Ещё одним дружественным жестом по отношению к Украине явилось решение Минска не признавать паспорта самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик (ДНР, ЛНР). Эта позиция была подтверждена и после того, как Россия де-факто такие «паспорта» признала.

В 2016 году основным дипломатическим событием в двусторонних отношениях явился рабочий визит в Киев в августе главы белорусского МИД В.Макея, который провёл переговоры с Петром Порошенко, главой МИД Украины П.Климкиным и вице-премьером Г.Зубко. В ходе переговоров обсуждались вопросы обустройства границы, торгово-экономических отношений за счёт расширения сотрудничества в машиностроении, энергетике, АПК и транспорте, а также взаимодействие в военной и культурной сферах. По итогам диалога В.Макей заявил, что между Беларусью и Украиной нет «никаких неразрешимых проблем» и «между двумя государствами существует зрелое партнёрство». Он особо поблагодарил президента Украины за содействие в восстановлении диалога Беларуси с Евросоюзом и США.

Минск оставался важной переговорной площадкой по урегулированию конфликта в Украине. Однако ввиду неэффективности Минского процесса значимость этой площадки неуклонно снижалась. В апреле белорусская сторона вообще поставила под сомнение статус Минска как нейтральной территории, запретив по требованию России въезд в Беларусь вице-спикеру Верховной рады, представителю Украины на переговорах Ирине Геращенко и ряду украинских парламентариев. Кризис был быстро урегулирован, однако вызвал нервную реакцию в Киеве, выразившуюся в обращении украинских парламентариев в ПАСЕ и Совет Европы.

Компенсировать падение значимости Минского процесса А.Лукашенко пытался за счёт других миротворческих инициатив, включая даже те, которые явно шли вразрез с позицией Кремля. Так, в марте на переговорах с заместителем помощника министра обороны США М.Карпентером белорусский президент предложил вовлечь в миротворческий процесс США и напомнил, что уже выдвигал эту инициативу.

В мае А.Лукашенко поднимал украинскую тему на встрече с Папой Римским Франциском, высказавшись о политическом потенциале Ватикана и своей готовности превратить Минск в площадку для межхристианского диалога в рамках постсоветского пространства. В ноябре А.Лукашенко предложил помощь Беларуси в проведении выборов на юго-востоке Украины и установлении контроля над границей.

Основной проблемой двусторонних отношений оставался вопрос принадлежности Крыма, по которому Беларусь демонстрировала двусмысленную позицию. Так, 8 апреля В.Макей заявил, что в этом вопросе «мы должны исходить из того, чей сегодня де-факто Крым. Это не означает, что мы с чем-то согласны или не согласны. Мы считаем, что сейчас главная задача заключается в том, чтобы сохранить территориальную целостность и нерушимость оставшейся части Украины».1

Шестого июля на сессии ПА ОБСЕ Беларусь не проголосовала за резолюцию, в которой осуждалась оккупация Крыма Россией. Представитель делегации Беларуси В.Леоненко заявила, что белорусская сторона не станет голосовать по спорным вопросам, касающимся России и Украины.

Пятнадцатого ноября в комитете Генассамблеи ООН по правам человека Беларусь пыталась по процедурным основаниям блокировать украинский проект резолюции по Крыму, в котором Россия впервые признавалась страной-оккупантом. Девятнадцатого декабря на заседании Генассамблеи ООН Беларусь оказалась в числе 26 стран, проголосовавших против аналогичной резолюции.

Подобная позиция Беларуси вызвала эмоциональную реакцию в Киеве. Вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко назвала её «предательством» и «ножом в спину», а глава комитета Верховной рады по иностранным делам А.Гопко и лидер Меджлиса крымско-татарского народа Р.Чубаров предложили отказаться от переговорной площадки в Минске. В ответ пресс-секретарь МИД Беларуси Д.Мирончик заявил, что позиция Беларуси в отношении территориальной целостности Украины не изменилась, а негативное голосование вызвано только непринятием практики «страновых резолюций» по правам человека.

В локальных, но болезненных для Киева вопросах Минск старался подыгрывать Украине. В марте МИД Беларуси напомнил, что правительство не одобряет визиты граждан Беларуси в Крым, особенно с территории России, так как в этом вопросе Минск следует законодательству Украины. В мае руководство БЖД решило не возобновлять маршруты в оккупированный Крым. В июне власти Могилёва изъяли из продажи глобусы, на которых аннексированный Крым изображён в составе России, что ранее вызвало скандал в украинских СМИ.

Отношения в военной сфере

В сфере военного сотрудничества отношения развивались неоднозначно. В феврале Беларусь провела на границе с Украиной масштабные учения с привлечением комплексов тактических ракет «Точка-У», реактивных систем залпового огня «Смерч», «Ураган» и «Белград», дальнобойных орудий «МСТА-Б». Несмотря на то что украинские СМИ придали этому значение, большинство украинских экспертов не усмотрели здесь военной опасности. Так, депутат Верховной рады Д.Тымчук отметил: «В настоящее время Украина не может рассматривать Беларусь как источник потенциальной военной угрозы».2

Украинские, белорусские и российские массмедиа неоднократно констатировали наращивание военного сотрудничества между Беларусью и Украиной. В июне украинские СМИ зафиксировали транспортировку в Украину по железной дороге шасси белорусского производства, предназначенных для зенитно-ракетных комплексов в рамках совместного проекта Т-38 «Стилет», где украинская часть – ракета от КБ «Луч».

В марте украинская корпорация «Богдан» (связана с семьей президента П.Порошенко) и белорусский «МАЗ» заключили соглашение о совместном производстве грузовиков двойного назначения. В апреле стало известно, что грузовики «Богдан-МАЗ» будет закупать Минобороны Украины. В ответ на критику оппозиции, что это приведёт к остановке Кременчугского автозавода, советник президента Украины Ю.Бирюков указал на более высокое качество белорусской продукции.

По оценкам украинских экспертов, за два года военных действий в Донбассе Минск приложил немало усилий для укрепления обороноспособности Украины. Согласно некоторым оценкам, помощь Беларуси оценивается в USD 90–100 млн без учёта поставок топлива.3

В июле Беларусь провела военную инспекцию в Украине в рамках соглашения о дополнительных мерах доверия и безопасности. В сентябре представители Минобороны Беларуси в соответствии с положениями Венского документа 2011 года (ОБСЕ) посетили авиабазы ВВС и воинские части сухопутных сил Украины, где осмотрели новые типы вооружений.

Двадцать восьмого октября представитель Главного управления разведки Минобороны Украины В.Скибицкий сообщил, что в ходе совместных с Беларусью учений российская авиация отрабатывала в воздушном пространстве Беларуси нанесение авиаударов по объектам Украины. На что последовал комментарий начальника управления информации Минобороны Беларуси В.Макарова: в тренировке объединённой системы ПВО государств СНГ участвовали силы ПВО Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, и, таким образом, налицо попытка неадекватной интерпретации соответствующей информации.

Торгово-экономические отношения

В 2016 году в белорусской внешней торговле Украина заняла вторые места по обороту и экспорту (удельный вес вырос соответственно с 6.1 до 7.5% и с 9.4 до 12.2%) и пятое место по импорту; в 2015 году – соотв. второе, третье и пятое места. Сохранилось значительное положительное сальдо, составившее USD 1.87 млрд (в 2015 году – USD 1.56 млрд). Белорусский экспорт вырос с USD 2.515 до 2.848 млрд, импорт – с USD 0.952 до 0.982 млрд.4

Основную долю экспорта в Украину составили нефтепродукты, сжиженный газ, кокс и битум нефтяные – USD 1.874 млрд (75% от общего объёма экспорта), в 2015 году – USD 1.820 млрд (72%). При этом физические объёмы выросли с 3.621 до 4.881 тыс. т. Другие значимые направления экспорта: тракторы, седельные тягачи, автомобили грузовые, части и принадлежности для автомобилей и тракторов – USD 158 млн (6%), удобрения минеральные и азотные – USD 137 млн (5%), шины – USD 58 млн (2%), стекло – USD 33 млн.

Самые значимые направления импорта: продукция АПК – USD 216 млн (22%), отходы от извлечения растительных масел – USD 138 млн (14%), продукция металлургии – USD 131 млн (13%), а также мебель, кондитерские изделия, лекарства.

Беларусь увеличила в 5 раз экспорт молочных продуктов, стала основным поставщиком ржи в Украину (66% от импорта) и основным импортёром картофеля. Значительно выросли авиаперевозки – рост трафика в аэропорту «Минск 2» превысил 20%, что связано со взаимной воздушной блокадой Украины и России. В октябре в Украине начал работу официальный дилер Белорусской калийной компании для максимального охвата украинского рынка.

В январе завершилась очередная украинско-белорусская «торговая война». Межведомственная комиссия по международной торговле Украины приостановила введение спецпошлин на ряд белорусских товаров, чему предшествовали уступки Минска по импорту из Украины кондитерской и пивоваренной продукции.

Развитию двусторонних торгово-экономических отношений способствовали заседания белорусско-украинских Рабочей группы по вопросам взаимной торговли, Межправительственной смешанной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, Рабочей группы по вопросам сотрудничества в области промышленности и производственной кооперации (сентябрь-ноябрь). На них были урегулированы многие спорные вопросы во взаимной торговле, определены новые сферы производственной кооперации в АПК и машиностроении. В частности, решены проблемы с экспортом белорусского цемента, сняты ограничения по поставкам реактивного топлива для заправки самолётов украинской военной авиации. Стороны договорились увеличить взаимный товарооборот до USD 8 млрд.

В июле проблема с поставками российской нефти в Беларусь вызвала снижение поставок в Украину белорусских нефтепродуктов, которые являются для Киева стратегически значимыми. Хотя поставки быстро возобновились, обе стороны начали искать другие альтернативы. Киев провёл переговоры с Азербайджаном и Ираном о возобновлении транзита по нефтепроводу Одесса – Броды. В сентябре заинтересованность Беларуси в поставках каспийской нефти через Украину обозначил А.Лукашенко, а в октябре он сообщил о начале переговоров с Тегераном и Баку. В том же месяце через Одесский порт прошла первая поставка азербайджанской нефти в Беларусь.

В настоящее время транзит каспийской нефти тормозится дефицитом лёгкой технической нефти в нефтепроводе Одесса – Броды, хотя оператор заявляет о готовности оперативно решить эту проблему. Но Киев волнует вопрос долгосрочности таких поставок, так как Минск уже использовал эту альтернативу как инструмент шантажа Кремля. Ещё одной проблемной сферой можно назвать резкое снижение транзита белорусских нефтепродуктов через порты Украины вследствие переориентации на Литву.

Значительные подвижки произошли в сфере сухопутного транзита, и в первую очередь по проекту «Новый шёлковый путь» (от Китая до Украины). В феврале этот проект объединился с проектом «Викинг» (грузовой железнодорожный маршрут Ильичевск – Минск – Клайпеда). Оба маршрута предназначены для транзита грузов в обход России. Значимость проекта обозначил глава КНР Си Цзиньпин (июнь), заявив, что Китай намерен инвестировать в него порядка USD 15 млрд.

В ноябре стороны договорились о развитии перевозок водным транспортом по транспортному коридору Балтийское – Чёрное моря.

Обустройство госграницы

Стороны ратифицировали ряд соответствующих двусторонних соглашений. На протяжении 2016 года шли переговоры глав таможенных и погранведомств об упрощении процедур прохождения границы гражданами и грузами; реализовывались совместные целевые проекты в рамках «Восточного партнёрства» и других программ международной техпомощи.

Сохранялись проблемы ввиду отказа Беларуси признать новые ID-паспорта украинцев. Белорусский МИД заявил, что «безвизовый режим поездок между Беларусью и Украиной по действующему соглашению полностью сохраняется», но в отношении ID-карт необходимы дополнительные консультации. В октябре спикер МИД Д.Мирончик отметил, что Киев так и не инициировал процедуру о признании нового паспорта.

Заключение

В 2016 году двусторонние отношения Беларуси и Украины оставались стабильными и стратегически значимыми для обеих стран. Возрастала роль Украины как крупнейшего рынка сбыта белорусской продукции (12%; для сравнения: Россия – 46%, Евросоюз – 24%), увеличивалась зависимость Украины от поставок белорусских нефтепродуктов. Прагматичная позиция Минска в отношении Украины и отказ от размещения российской авиабазы на территории Беларуси способствовали нормализации отношений с Западом. Для Украины это явилось важной гарантией безопасности северной границы. Наметились серьёзные перспективы сотрудничества в поиске альтернатив нефтяной зависимости от России.