Спорт кризисного периода

Борис Тасман

Резюме

Нарастание кризисных процессов в экономике мгновенно отразилось на спортивной отрасли, одной из крупных расходных статей белорусского бюджета. Существенно сократились инвестиции в детско-юношеский и массовый спорт, а также в самый популярный вид спорта – футбол. Ситуацию усугубляют коррупционные, допинговые и иные скандалы, управленческая неразбериха.

Наиболее позитивные итоги связаны с мировым лидерством белорусов в гребле на байдарках и каноэ и оживлением ситуации в лёгкой атлетике.

Тенденции:

Золотая система

Пожалуй, единственный в стране вид спорта, который регулярно поставляет медали планетарных и континентальных чемпионатов, – гребля на байдарках и каноэ. Главный тренер национальной команды Владимир Шантарович построил систему воспроизводства спортсменов мирового класса. Элементы системы – детско-юношеские спортивные школы, училище олимпийского резерва, юниорская и национальная команды, проблемная лаборатория Гомельского университета, исследующая физиологические возможности спортсменов, медицинская группа. Для специалистов, обеспечивающих высокие результаты, Шантарович добивается соответствующего финансирования. На Олимпийских играх 2004 на пьедестал взошёл один белорусский экипаж, на Играх 2008–2012 – по три экипажа.

В сезоне 2015 белорусские байдарочники и каноисты триумфально прошли три топ-турнира: на Европейских играх в Баку белорусы пять раз поднимались на пьедестал (три золотые и две бронзовые награды), на чемпионате Европы в чешском Рачице – одиннадцать (4-3-4), на мировом форуме в Милане – десять раз (5-2-3). В Италии эскадра Шантаровича впервые добилась командной победы на чемпионатах мира, опередив традиционных лидеров малого весла из Германии и Венгрии. Настоящая прима – 27-летняя мозырянка Марина Литвинчук – выиграла на топ-турнирах 9 золотых медалей.

Движение на «королевском» фронте

Как и положено королеве спорта, у лёгкой атлетики самый объёмный олимпийский фонд – 47 дисциплин. Белорусской лёгкой атлетике долго не везло с руководителями: в 2003–2014 её возглавляли чиновники, загнавшие отрасль в состояние глубокого кризиса. На чемпионатах мира 2009, 2013 и Олимпийских играх 2012 белорусы не завоевали ни одной медали, причём в Лондоне ни одному спортсмену не удалось подняться выше седьмого места. В то же время антидопинговые расследования лишили олимпийских и мировых медалей Ивана Тихона, Андрея Михневича, Надежду Остапчук, Екатерину Артюх.

В 2014 году председателем федерации стал 37-летний Вадим Девятовский, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси, в недавнем прошлом – призёр Олимпийских игр в метании молота. Он избавился от противоборствующих кланов, набрал молодую команду управленцев, нашёл инвестиции под конкретные проекты. Самым громким из них стала программа «300 талантов для королевы», в рамках которой протестировано около 200 тыс. учащихся начальных школ по всей Беларуси. Триста самых одарённых детей сначала пригласили на недельный сбор, а затем – на предновогодний финал с участием президента Беларуси.

Чемпионат страны впервые провели на уровне международных топ-турниров. В. Девятовский нашёл спонсоров, обеспечивших выплату призовых не только победителям, но и призёрам. В общей сложности материальные вознаграждения получили более ста атлетов. Такого прежде не бывало.

Результатом благотворных перемен стали и медали чемпионата мира в Пекине: Марина Арзамасова выиграла титул на самой конкурентной дистанции 800 метров, Алина Талай завоевала бронзу в барьерном беге на 100 метров. Ещё одна значимая акция – подача Минском заявки на проведение чемпионата Европы 2019 в залах.

Проблемных зон в лёгкой атлетике ещё много, но начавшееся движение обнадёживает.

Привет от Ольги Корбут

В далёких 1960–1970 годах белоруски Елена Волчецкая, Лариса Петрик и Тамара Лазакович были звёздами первой величины на небосклоне мировой спортивной гимнастики. Но всех затмило «чудо с косичками» – Ольга Корбут. Её тренер Ренальд Кныш изобрёл гимнастику завтрашнего дня. Семнадцатилетняя белоруска, выигравшая три олимпийских золота Игр 1972 в Мюнхене, стала тогда самой популярной персоной года. В Америке, Европе, Австралии разразился гимнастический бум, повсеместно создавались «клубы Ольги Корбут»… Последний раз белорусская гимнастка Светлана Богинская поднимались на олимпийский пьедестал в 1992 году, почти четверть века назад.

В 2015 году Беларусь отправила на чемпионат мира за олимпийскими лицензиями заурядных американских гимнасток – Алаину Кван и Кейли Диксон. В Минске им в пожарном порядке оформили белорусское гражданство. На чемпионате мира новоиспечённые белоруски заняли 73-е и 75-е места. Вот как прокомментировала эти результаты Антонина Кошель, под началом которой женская спортивная гимнастика системно деградирует с середины 1990-х: «Сложившуюся ситуацию очень важно понимать и представлять правильно. Задачу мы выполнили, право бороться за лицензию завоевали. Сделали всё, что могли. Наши юные гимнастки не смогли бы преодолеть этот порог. Они обычно набирают 48–49 баллов. В Глазго же “проходной” балл был 50.3. Американки набрали больше 51. А на занятые места смотреть не надо: сильнейших спортсменок из США мы никак не могли забрать. Все лучшие – в командах других стран. Нам же девушки достались, считай, бесплатно».1

На чемпионате мира 2015 по вольной борьбе, в которой некогда блистал прославленный Александр Медведь, Беларусь представляли в основном атлеты Северного Кавказа. Они не взяли ни медалей, ни олимпийских лицензий. Это и есть сермяжная минспортовская правда: закрыть малобюджетные ДЮСШ, а дорогостоящие национальные команды целенаправленно формировать из легионеров средней руки?

Со щитом или на щите?

Для белорусского хоккея сезон 2014/2015 выдался успешным. Минское «Динамо» заняло 9-е место в чемпионате Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) среди 28 клубов (в Западной конференции – 5-е из 14). В предыдущем сезоне «Динамо» финишировало лишь 26-м в общем зачёте и последним, 14-м, в своей конференции. Скачок на 17 мест в таблице не остался незамеченным любителями хоккея. На одиннадцати матчах из тридцати 15-тысячные трибуны «Минск-Арены» собирали аншлаги, а по средней посещаемости домашних матчей «Динамо» (14 120 зрителей на матч, заполняемость – 93.6%) лидировало в КХЛ и вышло на второе место в Европе после швейцарского «Берна» (16 164 зрителя на матч, заполняемость – 94.4%). Успехи «Динамо» связывали с приходом на должность генерального менеджера Владимира Бережкова, который прежде более двадцати лет возглавлял самое массовое и популярное спортивное издание Беларуси газету Прессбол.

На чемпионате мира в Чехии национальная команда Беларуси под началом канадского коуча Дэйва Льюиса второй год кряду пробилась в число восьми сильнейших сборных, заняв 7-е место. Ценность этого достижения выше прошлогоднего, так как на послеолимпийском турнире в Минске составы ведущих дружин мира были существенно ослаблены. К тому же белорусам удалось впервые победить сборную США – 5:2.

Молодёжная сборная (фактически молодёжная команда минского «Динамо») под началом Павла Перепехина после восьми лет пребывания во втором дивизионе чемпионата мира добилась права играть в высшей лиге.

Однако после ареста режиссёров прошлогоднего успеха (см. ниже) «Динамо» в сезоне 2015/2016 опустилось с 9-го места на 18-е и в плей-офф не попало. Посещаемость матчей сократилась на 20%, заполняемость «Минск-Арены» упала до 76%. Молодёжная сборная на чемпионате мира с треском вылетела из элиты.

Оптимизация как сокращение

Термину «оптимизация» спортивные чиновники придали новое значение – сокращение. С 2007 по 2015 годы в стране в рамках оптимизации закрыто 56 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) – сокращение с 451 до 395; число учащихся сократилось на 35 тыс. – со 193 до 158 тыс. Эти данные приводились на заседании коллегии Минитества спорта и туризма Беларуси. Ещё 120 школ поставлены на грань закрытия.

В то же время обеспеченность ДЮСШ спортивным оборудованием и инвентарём составляет 11–20%. Как заметил вице-президент НОК Беларуси, помощник президента по вопросам физкультуры, спорта и туризма Максим Рыженков, «прежде чем закрывать, нужно посмотреть, что мы сделали для того, чтобы они работали эффективно». Впрочем, сказанное постфактум недорого стоит.

Посмотрим, как минспортовская оптимизация сказалась на качестве подготовки спортивного резерва. Увеличилось ли число спортивных звёзд и медалей? Для сравнения возьмём нечётные годы, чтобы количество чемпионатов мира оказалось примерно одинаковым (табл. 1).

Год Золото Серебро Бронза Всего
2003 5 9 14 28
2005 5 5 9 19
2007 6 6 4 16
2009 4 4 4 12
2011 4 7 8 19
2013 2 2 7 11
2015 5 1 7 13
Таблица 1. Медали белорусских спортсменов на чемпионатах мира 2003–2011 (олимпийские дисциплины)

Как видно, количество медалей, завоёванных на чемпионатах мира белорусскими спортсменами, за 12 лет уменьшилось примерно в два раза – с 28 до 13. По числу золотых наград, добытых в олимпийских дисциплинах, сезон 2015 выдался довольно успешным: пять медалей, что близко к максимуму. Два титула добыли гребцы (женская байдарка-четвёрка и каноист Артём Козырь), третий – бегунья Марина Арзамасова, четвёртый – на счету велогонщика Василия Кириенко, много лет выступающего за границей, пятый достался штангисту Вадиму Стрельцову.

В гребле на байдарках и художественной гимнастике создан механизм выращивания спортивной смены. Но в подавляющем большинстве видов спорта ситуация плачевная.

Кто поедет в Рио?

На олимпийском направлении стратегия минспорта терпит крах. На коллегии, подводившей итоги 2015 года, руководители отрасли вразнобой называли цифры завоёванных лицензий – 79–81 штук. По другим подсчётам на тот момент их было чуть больше семидесяти. По словам Максима Рыженкова, восемь лет назад на тот же период приходилось 160, а четыре года назад – 138 лицензий.

Розыгрыш олимпийских лицензий будет продолжаться до середины июля. Однако теперь они будут стоить дороже в прямом смысле: необходимо отправить сотни спортсменов, тренеров и функционеров на квалификационные соревнования по всему миру с неясным итогом. В спортивном отношении также перекос: пик формы атлетов будет нацелен на завоевание лицензий, а не на Олимпиаду.

От количества олимпийцев зависит численный состав персонала – руководящего, тренерского, медицинского. Но так ли необходимо выбрасывать деньги на олимпийский ветер в разгар экономического кризиса?

Прогрессирующая криминализация

Коррупционные скандалы в белорусском спорте давно никого не удивляют. Бюджетное финансирование открывает перед аферистами многообразные возможности присвоения денежных средств. В преступные схемы нередко вовлекаются чиновники высокого ранга. Так, в 2014 году на пять лет осуждён заместитель министра спорта и туризма Сергей Неред – «за превышение служебных полномочий» при определении победителей тендеров на поставку спортинвентаря.

В 2015 году карающий приговор вынесен Наталье Крайко, директору Республиканского центра олимпийской подготовки (РЦОП) по шахматам и шашкам. Общий ущерб, нанесённый ею государству, превысил BYR 222 млн (около USD 20 тыс.). Интересно, что Крайко является арбитром Спортивного третейского суда Республики Беларусь, в котором она курирует тему «Договорные отношения в сфере спорта, правовое обеспечение порядка организации и проведения соревнований».

Бывший гендиректор баскетбольного клуба «Цмокi-Мiнск» Константин Шереверя обвинён в присвоении BYR 7.2 млрд в период с 2010 по 2014 годы. По словам прокурора, Шереверя изымал банковские карточки у сотрудников клуба, снимал деньги и передавал подчинённым лишь ту часть сумм, которая оговаривалась заранее в устной форме. Игроки и тренеры подписывали конфиденциальное соглашение к договору, однако сумму контракта Шереверя вписывал позже, когда подпись сотрудника уже стояла в документе.

Наконец, хоккейные успехи дополнились серией арестов и отставок. В июле отправили в СИЗО гендиректора минского «Динамо» Максима Субботкина, через три недели – генерального менеджера клуба Владимира Бережкова, в сентябре уволили из молодёжной сборной Павла Перепехина, в октябре из «Динамо» – главного тренера Любомира Поковича.

Максиму Субботкину инкриминировали создание аффилированной структуры ЗАО «Маркетинг ХК Динамо», в которой он имитировал учредительное собрание, назначил себе ежемесячное жалование в BYR 45 млн и от имени клуба заключил с ЗАО фиктивный договор на консалтинговые услуги на сумму BYR 400 млн. Действия Субботкина квалифицировали по ч. 3 ст. 426 УПК («Превышение власти или служебных полномочий»), ч. 3 ст. 424 («Злоупотребление властью или служебными полномочиями»); ч. 4 ст. 210 («Хищение путём злоупотребления служебными полномочиями»). Тем не менее Патриарший Экзарх всея Беларуси Павел наградил сидевшего в СИЗО Максима Субботкина грамотой «за усердные труды во славу Святой Церкви и на благо Отечества». Награждение происходило заочно, в бобруйском храме Святого Духа.

Владимир Бережков, по версии следствия, фиктивно устроил на работу своего знакомого, с карточки которого снимал деньги, коих в сумме набралось более BYR 1 млрд. Бережков факт нарушения признал и названную сумму возместил, однако настаивал на том, что деньги не присваивал, а полностью тратил на благо клуба, в частности на представительские расходы.

В стране развернулась беспрецедентная кампания поддержки Бережкова, которого коллеги и сотни тысяч читателей Прессбола знают как талантливого журналиста и редактора, борца с коррупцией в сфере спорта. В сентябре несколько влиятельных персон просили президента Лукашенко выпустить Бережкова до суда из СИЗО под личные гарантии, а в октябре хоккеисты и тренеры ХК «Динамо» написали главе государства письмо с той же просьбой. Мера пресечения, однако, не была изменена.

Заключение

Экономический кризис «наклонил» спортивную отрасль до положения Пизанской башни. Следование в общем благой цели оптимизации и повышения эффективности расходов в сфере спорта вылилось в секвестирование ДЮСШ. Притом что подготовка резерва и так являлась ахиллесовой пятой отрасли. Это не могло не сказаться на уровне большого спорта. Для покрытия дефицита атлетов международного класса минспорта целенаправленно завозит в Беларусь легионеров, в основном из России (борцы, биатлонисты, лыжники и т. д.) и Северной Америки (хоккей, спортивная гимнастика). Во внеочередном порядке они получают белорусское гражданство, которое предоставляется решением главы государства.

По-прежнему остра допинговая проблема. После чемпионата мира в Хьюстоне дисквалифицированы белорусские тяжелоатлеты Александр Венскель и Анастасия Новикова, которую ждёт пожизненное отлучение от спорта. В списке нарушителей – шесть легкоатлетов, три велогонщика, представители плавания, борьбы и гандбола.

Финансирование национальных команд сохраняется на высоком уровне. При оценке потребностей их финансирования, в отличие от ДЮСШ, практически не берётся в расчёт эффективность. Министр спорта и туризма Александр Шамко сообщил, что на Олимпийских играх в Рио потенциально медальными для Беларуси являются 15 видов спорта. При этом национальных команд – около полусотни. Можно предположить, что воспитание атлетов топ-класса – не единственная функция национальных команд. Возможно, не менее важная цель – извлечение валютных средств из госбюджета. Ввиду приоритетности бюджетного финансирования спортивной отрасли ожидать, что в ближайшее время кризис сменится подъёмом, нереально.