Belarusian-American Relations: One more thaw or a change of the paradigm?

Andrei Fyodarau

Summary

The attempts to surmount numerous obstacles accumulated in the path of Belarus-U.S. rapprochement continued last year. The position taken by the Belarusian authorities in relation to the events in Ukraine contributed to this process to some extent. As a result, statements coming from both sides got milder, dialogue advanced, and some positive developments in bilateral relations took place. Nonetheless, the divergence of views on a number of fundamental aspects persisted, so the interaction could not be taken to a higher level.

Trends:
Politics: Continuation of the dialogue

Like a year before, Belarus and the United States had a fairly large number of bilateral contacts on different levels in 2014. On February 7, head of the Main Department for Multilateral Diplomacy of the Belarusian Foreign Ministry Yuri Ambrazevich held a series of meetings with heads of several offices of the Department of State in Washington. Official sources said that together with the previous successful cooperation of both nations in combating trafficking in persons under the aegis of the UN, the talks displayed a great potential for further collaboration.

In early June, Deputy Assistant Secretary of State Eric Rubin visited Minsk, where he met with Foreign Minister of Belarus Vladimir Makei. Commenting on the talks, the Foreign Ministry spokesman said, “There are difficult questions in Belarusian-American relations, with the sides holding and declaring their principled views to each other. The Belarusian side has been consistently and persistently speaking out against the unilateral enforcement of economic sanctions by the United States. We are convinced that the sanctions, which are now in effect against a number of Belarusian enterprises, have to be annulled.”

A U.S. interdepartmental delegation visited Minsk in September. New Chargé d’Affaires to Belarus Scott Rauland, who replaced Ethan Goldrich in July, called it the highest-ranking delegation over the past five years. It included delegates from the Department of Defense, the United States Agency for International Development and the Department of State’s Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. They met with representatives of the government and Foreign Ministry, civil society, political opposition, and business community among other things to explore opportunities to expand cooperation with the Belarusian authorities. Although no big breakthrough happened in this respect, the visit once more signified certain changes.

Since the United States had not seen any important events related to Belarus for long, the Belarusian-American Investment Forum of late September in New York was worthy of note. During the opening ceremony, Prime Minister of Belarus Mikhail Myasnikovich said, “I sincerely believe that, perhaps, with the beginning of this event and a number of large events of political nature, which Belarus initiated, including those regarding the peaceful settlement of the conflict in Ukraine, we will have a substantial reload of relations between Belarus and the United States.” In November, U.S. State Department’s East European affairs chief Alexander Kasanof held several meetings at the Foreign Ministry of Belarus as part of regular consultations between relevant territorial units of the Department of State and the Belarusian Foreign Ministry.

Finally, as if summing up the political results of the year, Assistant Secretary of State for European and Eurasian Affairs Victoria Nuland made a speech on December 17 at the American Enterprise Institute in Washington. She said that the United States was open to improve relations with Belarus. “It’s been interesting, in the course of the last year, you’ve seen what we’ve seen, which is that the leadership in Belarus is quite uncomfortable being offered a binary choice. And, you know, I remember seeing the prime minister of Belarus in September, and at the UN General Assembly, and telling him that they’d done more for their country in having Minsk the term, the brand Minsk be emblematic of a peace deal than we’d seen in a long time,” she said. Probably, having in mind these events, the Belarusian Foreign Ministry was quite restrained when making comments on Washington’s decision to give further effect to the Belarus Democracy Act.

The overall results of the bilateral diplomacy were not too impressive, though. In fact, Minsk only allowed the U.S. Embassy to increase its staff by one officer that facilitated visa services to citizens of Belarus and was followed by a reduction in the price of visas and the opening of two honorary consulates of Belarus in Texas and Florida.

Alexander Lukashenko kept criticizing the United States (less often, but all the same), which showed that the bilateral relations were still far from being warm. When in Serbia in June, the Belarusian leader said that the United States and the European Union “were eager to do their best to wreck his visit to Belgrade or at least to make it go totally unnoticed.” He told Russia-1 TV channel on September 6 that “Uncle Sam from across the ocean was constantly pushing us toward a massacre in Ukraine.”

Economy: Efforts are made, but no results are seen

It seemed throughout the year that a certain progress in economic cooperation was about to be made. At least, the Belarusian side grasped for more chances to convince partners that widening of cooperation would be more than advisable.

On January 30, Washington hosted a presentation of opportunities for business and investment cooperation with Belarus. The Foreign Ministry of Belarus reported that the event was attended by officials from the Congress, Department of State, Department of Commerce, National Academy of Sciences of the United States, World Bank, IMF, governments of Washington and Maryland, U. S. consulting and law firms, think tanks, universities and NGOs. The audience agreed that “Belarus had created favorable conditions for trade and investment calling on U.S. investors to step up cooperation.” On March 13, the Belarusian embassy hosted one more presentation of economic, trade and investment opportunities in Belarus for members of the young professionals club of Washington.

In March, Belarusian Chargé d’Affaires to the United States Oleg Kravchenko met in Baltimore with the Maryland leadership in charge of economic development and international economic relations. The parties reached an agreement to explore possibilities for trade, economic and investment cooperation.

On April 2, Belarusian Foreign Minister Vladimir Makei accepted a delegation headed by ranking executive of General Motors Andy Dunstan to assess the progress of an investment project on the assembly of passenger cars in Belarus. The assembly line was however not launched by July 3 as was initially planned, but the project is reportedly still alive.

A delegation led by Mogilev Mayor Vladimir Tsumarev went to Houston in mid-May. The mayor and his Houston counterpart gave consideration to the outlook for versatile partnerships, and then took part in a Belarusian-Texas Business Forum with a presentation of opportunities for trade and economic cooperation with Mogilev and Belarus in general.

It turned out that the Belarus-U. S. Business Cooperation Council was still active. Deputy Foreign Minister Alexander Guryanov met with its Chairman David Baron on December 12 to discuss the perspectives of trade and investment partnership, sum up the preliminary results of Council’s operations and specify promising areas of interaction in 2015.

And yet the above mentioned Investment Forum in New York was certainly the main event of the year. Sure enough, the Belarusian authorities expressed satisfaction with its outcome. They talked about numerous fruitful contacts and proposals of U. S. companies admitted to examination, such as the 90 million dollars’ worth project on construction of a plant for Culligan, which controls 40% of the water purification industry.

Not denying the possibility of some agreements, independent experts were, however, quite skeptical about those optimistic hopes and plans of the government mostly because Belarus generally lacked a proper environment for investment. 1

There are significant discrepancies when it comes to the mutual trade turnover apparently because different patterns of calculation were used. According to Belarus, in 11 months of 2014, the turnover dropped 10% to USD 547 million year-on-year it decreased by (103 million in exports and 443 million in imports, the deficit being 340 million). 2 The U. S. Department of Commerce thus only reports 200 million (115 and 85 million, respectively, with a 30 million surplus). 3 Anyway, regardless of the precision, trade with the world economic leader remains very low.

Mutual interest vs deep disagreements

There are a number of indicators of expanding contacts between Minsk and Washington. This implies that both sides are interested in doing so. So, what are their angles and how might their interests conjoin?

Belarus’ aspirations were no secret to anyone. Generally speaking, the country sought a break from the isolation from the Western world. Importantly, if successful, Belarus would be able to expect assistance in the accession to the WTO and guaranteed access to loans from international financial institutions and investments. The Belarusian regime would like America to stop supporting democratic forces in Belarus. 4 Personal motives were also due in no small part to the government’s policy.

In contrast, material interests (if any) in the considerations underlying Washington’s actions were most certainty somewhere far in the bottom of the list. Apparently, Belarus will long be of little relevance to the United States in terms of economics.

There is one aspect, though, which still keeps the United States interested, namely the Northern Distribution Network used to supply NATO forces and pull troops out of Afghanistan. Belarus has been a part of it for over a decade now, but the American policy towards the country remains unchanged. Besides, sooner or later, the need for this route will disappear or fade away considerably. Therefore, the United States’ interest is reduced almost exclusively to security in the broadest sense. In other words, America just wants Belarus not to create any problems.

Speaking about potential threats on the part of Belarus, the country does not fully deserve to be put on a blacklist. For example, it became widely known in 2014 that Belarus and the United States cooperated in the prevention of illegal transit of nuclear materials that helped to solve several international crimes. Belarus also looks good when it comes to suppression of illegal migration, human and drug trafficking, and arms smuggling. On the other hand, regular military exercises held in Belarus jointly with the Russian military are clearly of anti-NATO orientation that certainly does not contribute to a reduction of tension in the region.

Some experts believe that during acute international crises, like the crisis in Ukraine, geopolitical considerations prevail over traditional values and the West, including the United States, tends to abandon their claims, or at least soften demands considerably for the sake of a hypothetical support from the Belarusian authorities. 5

This seems to be true. As a matter of fact, official Minsk is trying to use the Ukrainian crisis to improve frosty relations with the West. However, Belarus is unable to make a major contribution to the settlement of the Russian-Ukrainian conflict for a number of objective reasons. Besides, the Belarusian government is well aware that the available resources for real rapprochement with the Eastern European region are scarce.

It would be naive to assume that the U.S. Administration is seriously considering Belarus as a part of a strategy to curb Russia’s appetite. The efforts to democratize Belarus basically stem from the belief that democratic countries are more reliable partners in terms of international security. Since the Belarusian regime never shows an inclination to listen to admonitions, the White House does not feel the need to reconsider its fundamental approaches, which, in fact, is being seen now: every time when Belarusian and American officials meet, the latter call for a release of political prisoners and liberalization.

Conclusion

The search for a way to break the deadlock in Belarusian-American relations continued in 2014. Moscow’s aggressive policy played into Belarus’ hands to a certain extent as Washington cannot but welcome Minsk’s attempts to distance itself from its main foreign policy partner.

The trend towards increased bilateral contacts had been observed before the events in Ukraine, which means that a certain thaw is probably based on the fact that after the post-election crackdown of December 19, 2010, the Belarusian authorities have not resorted to overly tough measures. With all that said, it looks like Washington has decided to get back to a softer policy in relation to the Belarusian regime while not forgetting all the negative experience.

Even this non-pivotal change drew a strongly negative response from Russia. Head of the Russian Parliamentary Committee for International Affairs Alexei Pushkov said that the declaration of the United States concerning the openness to dialogue with Belarus means the intention “either to depose Lukashenko, or turn him against Moscow. 6 ” In light of the events in Ukraine, this statement can be interpreted as a warning, which, together with the categorical refusal of the Belarusian leadership to reconsider approaches to democracy and human rights, gives no reason to hope for more or less substantial rapprochement with the United States.

So, nothing suggests that the paradigm will be changed soon. If the upcoming presidential election will go peacefully, cooperation in several specific areas, mainly related to security issues, can be continued, and all other contacts will most likely remain limited. Otherwise, the situation will be the same as in 2011.

Белорусско-американские отношения: очередная разморозка или смена парадигмы?

Андрей Фёдоров

Резюме

В минувшем году попытки преодоления многочисленных препятствий, накопившихся на пути сближения Беларуси и Соединённых Штатов, получили дальнейшее развитие. В определённой мере этому способствовала позиция, занятая белорусскими властями в отношении событий, происходящих в Украине. Результатом явилось смягчение риторики, расширение диалога и достижение некоторых позитивных сдвигов в двусторонних отношениях. Однако сохранение разногласий по ряду принципиальных аспектов не позволило вывести взаимодействие на более высокий уровень.

Тенденции:
Политика: продолжение диалога

Как и годом ранее, в 2014 году отмечено достаточно большое количество двусторонних белорусско-американских контактов на разных уровнях. Седьмого февраля начальник главного управления многосторонней дипломатии белорусского МИД Юрий Амброзевич провёл в Вашингтоне серию встреч с руководством ряда офисов Государственного департамента. Согласно официальной информации, итоги переговоров наряду с предыдущим успешным сотрудничеством сторон в ООН по проблеме борьбы с торговлей людьми свидетельствовали о серьёзном потенциале для дальнейшей совместной работы.

В начале июня в Минске побывал заместитель помощника Госсекретаря США Эрик Рубин, с которым встретился министр иностранных дел Владимир Макей. Комментируя переговоры, пресс-секретарь МИД заявил, что «в белорусско-американских отношениях есть сложные вопросы, по которым стороны занимают и заявляют друг другу свои принципиальные позиции. Белорусская сторона последовательно и настойчиво выступает против применения односторонних экономических санкций Соединёнными Штатами. Мы убеждены в необходимости отмены действующих в отношении ряда белорусских предприятий санкций».

В сентябре Минск посетила межведомственная делегация США, которую новый Временный поверенный в делах США в Беларуси Скотт Роланд, сменивший в июле Итана Голдрича, назвал самой высокопоставленной за последние пять лет. В состав делегации вошли сотрудники министерства обороны, Агентства США по международному развитию и Бюро по вопросам прав человека и демократии Госдепартамента. Состоялись встречи с представителями правительства и МИД, гражданского общества, политической оппозиции, деловых кругов. Одна из целей визита заключалась в изучении возможностей по расширению взаимодействия с властями Беларуси. Несмотря на отсутствие заметных подвижек в данном направлении, визит тем не менее стал ещё одним свидетельством происходящих изменений.

На фоне длительного отсутствия в США сколько-нибудь значимых событий, связанных с Беларусью, примечательным явился прошедший в конце сентября в Нью-Йорке белорусско-американский инвестиционный форум. На его открытии премьер-министр Республики Беларусь Михаил Мясникович заявил: «Я искренне верю в то, что, может быть, с началом этого мероприятия и ряда других мероприятий политического характера, которые инициировала Беларусь, в том числе в области мирного урегулирования конфликта в Украине, у нас будет большая перезагрузка отношений между Беларусью и США». В ноябре директор офиса Восточной Европы бюро Европы и Евразии Госдепартамента Александр Касаноф провёл ряд встреч в МИД Беларуси в рамках регулярных рабочих консультаций соответствующих территориальных подразделений внешнеполитических ведомств двух стран.

Наконец, как бы подводя политические итоги года, 17 декабря в Американском предпринимательском институте в Вашингтоне выступила заместитель госсекретаря Виктория Нуланд. Она заявила, что США открыты для улучшения отношений с Беларусью, отметив, что «на протяжении последнего года мы наблюдаем, что белорусское руководство весьма неуютно себя чувствует перед лицом бинарного выбора. Я встречалась в сентябре на сессии Генеральной ассамблеи ООН с премьер-министром Беларуси и говорила ему, что они многое сделали для своей страны, превратив название Минска в символ мирных договорённостей». Надо полагать, именно под влиянием этих событий МИД достаточно сдержанно прокомментировал решение Вашингтона продлить ещё на год действие известного «Акта о демократии в Беларуси».

Однако общие результаты двусторонней дипломатии оказались не слишком впечатляющими. Фактически к их числу можно отнести лишь данное Минском разрешение на увеличение на одного сотрудника штата посольства США, что позволило расширить объём визовых услуг для граждан Беларуси, а также на снижение стоимости виз и открытие в Техасе и Флориде двух почётных белорусских консульств.

О том, что до настоящей нормализации ещё далеко, свидетельствовали и критические высказывания в адрес США Александра Лукашенко, хотя надо признать, что их число сократилось. Так, в июне, во время посещения Сербии, он сообщил, что США и Евросоюз «были готовы сделать всё, чтобы визит в Белград не состоялся или прошёл абсолютно незаметно». Шестого сентября в интервью телеканалу «Россия 1» было сказано, что «к бойне в Украине нас постоянно подталкивает “дядя Сэм” из-за океана».

Экономика: усилия предпринимаются, но результатов не видно

На протяжении прошедшего года складывалось впечатление, что определённые сдвиги наметились и в экономическом сотрудничестве. По крайней мере, увеличилось число мероприятий, на которых белорусская сторона пыталась убедить партнёров в целесообразности расширения взаимодействия в этом направлении.

Так, 30 января в Вашингтоне состоялась презентация возможностей делового и инвестиционного сотрудничества с Беларусью. По утверждению МИД, в мероприятии приняли участие представители аппарата Конгресса, госдепартамента, министерства торговли и Национальной академии наук США, Всемирного банка, МВФ, правительств Вашингтона и штата Мэриленд, американских консалтинговых и юридических фирм, аналитических центров, университетов и общественных организаций. Присутствующие «положительно охарактеризовали созданные в Беларуси условия для торгового и инвестиционного взаимодействия, призвав инвесторов из США к более активному сотрудничеству с нашей страной». Тринадцатого марта в белорусском посольстве в США состоялась ещё одна презентация – торгово-экономических и инвестиционных возможностей Беларуси для членов Клуба молодых профессионалов Вашингтона.

В марте же в Балтиморе прошла встреча Временного поверенного в делах Республики Беларусь в США Олега Кравченко с представителями руководства штата Мэриленд, отвечающими за экономическое развитие и международные экономические связи штата. В ходе встречи достигнуты договоренности о проработке возможностей для налаживания торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

Второго апреля глава белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей принял делегацию во главе с высокопоставленным представителем компании General Motors Энди Данстаном, с которым министр обсудил ход реализации инвестиционного проекта по созданию в Беларуси сборочного производства легковых автомобилей. Правда, запустить конвейер к 3 июля, как предполагалось, не удалось, однако проект пока не закрыт.

В середине мая делегация во главе с мэром Могилёва Владимиром Цумаревым посетила Хьюстон. Белорусский мэр обсудил с местным коллегой перспективы развития разноплановых партнёрских отношений, после чего состоялся белорусско-техасский бизнес-форум с презентацией возможностей торгово-экономического сотрудничества с Могилёвом и Беларусью в целом.

Как выяснилось, всё ещё существует такая организация, как Совет делового сотрудничества «Беларусь – США». Двенадцатого декабря заместитель министра иностранных дел Александр Гурьянов провёл встречу с её председателем Дэвидом Бэйроном. Стороны обсудили вопросы торгового и инвестиционного сотрудничества, подвели предварительные итоги деятельности Совета делового сотрудничества «Беларусь – США» в текущем году и обозначили перспективные направления совместной работы на 2015 год.

Но, разумеется, главным событием года можно назвать упомянутый нью-йоркский инвестиционный форум. Как и следовало ожидать, власти высказали удовлетворение его результатами, заявив о множестве полезных контактов и принятых к рассмотрению предложений со стороны американских компаний. В качестве примера приведён проект стоимостью USD 90 млн по строительству завода корпорации Culligan, контролирующей 40% мирового рынка очистки воды.

Со своей стороны независимые эксперты, не отрицая возможность заключения отдельных соглашений, скептически отнеслись к столь оптимистичным планам и надеждам правительства. Главным аргументом явилось отсутствие в стране надлежащих условий для успешного инвестирования в целом. 1

Что же касается состояния взаимного торгового оборота, то здесь имели место значительные расхождения, связанные, по-видимому, с разными схемами подсчётов. Согласно белорусским данным, за 11 месяцев прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го он сократился на 10% – до USD 547 млн (экспорт – 103 млн, импорт – 443 млн, сальдо – минус 340 млн). 2 По сведениям министерства торговли США, тот же показатель составил всего USD 200 млн (соотв. 115 млн, 85 млн, плюс 30 млн). 3 Впрочем, как бы там ни было, для торговли с мировым экономическим лидером эти объёмы остаются очень незначительными.

Взаимный интерес есть, но разногласия глубже

Итак, ряд признаков свидетельствует о расширяющихся контактах между Минском и Вашингтоном. Отсюда следует, что в этом заинтересованы обе стороны. В чём же заключался интерес каждой из сторон и насколько эти интересы могли быть состыкованы?

Намерения белорусских властей особого секрета не составляли. По большому счёту задача сводилась к выходу из изоляции со стороны западного мира. Главное, что в случае успеха можно было бы рассчитывать на содействие вступлению страны в ВТО, а также на получение гарантированного доступа к кредитам международных финансовых структур и инвестициям. Кроме того, белорусский режим хотел бы, чтобы Америка прекратила поддерживать белорусские демократические силы. 4 Безусловно, не последнюю роль играли и персональные мотивы.

Напротив, анализируя соображения, лежащие в основе действий Вашингтона, можно, пожалуй, с не меньшей уверенностью утверждать, что если материальный интерес и присутствовал, то где-то далеко в конце списка. Судя по всему, в обозримом будущем экономическое значение Беларуси для Соединённых Штатов будет оставаться минимальным.

Правда, в одном аспекте заинтересованность пока сохраняется. Речь идёт о Северной распределительной сети, используемой для снабжения и вывода контингента НАТО из Афганистана. Однако Беларусь является частью этой сети уже более десяти лет, в течение которых американская политика в отношении её не менялась. К тому же рано или поздно необходимость в этом маршруте исчезнет или весьма существенно сократится. Поэтому американский интерес сводится почти исключительно к безопасности в широком понимании. Иными словами, США хотели бы, чтобы наша страна не создавала такого рода проблем.

Другое дело, что с точки зрения степени потенциальных угроз Беларусь отнюдь не по всем параметрам попадает в «чёрный список». Например, как раз в 2014 году широкая общественность узнала про сотрудничество Беларуси и США в сфере предотвращения незаконного транзита ядерных материалов, что способствовало раскрытию некоторых международных преступлений. Точно так же нашей стране сложно предъявлять претензии по поводу нелегальной миграции, торговли людьми, контрабанды оружия и наркотиков. С другой стороны, регулярно проводимые на территории Беларуси совместно с Россией военные учения имеют откровенно антинатовскую направленность, что никак не способствует смягчению напряжённости в регионе.

По мнению некоторых экспертов, в период острого международного кризиса, каковым является нынешний украинский, на первый план выходят геополитические соображения, тогда как ценности теряют свою значимость. На этом основании делается вывод о готовности Запада, включая США, ради получения гипотетической поддержки белорусских властей отказаться от своих требований или хотя бы существенно их смягчить. 5

В целом подобное заключение представляется справедливым. Действительно, официальный Минск пытался воспользоваться украинским кризисом для того, чтобы разморозить западное направление. Однако Беларусь не способна внести серьёзный вклад в урегулирование российско-украинского конфликта по объективным причинам. Кроме того, белорусские власти хорошо понимают, что располагают ограниченными ресурсами для реального сближения со странами восточно-европейского региона.

Крайне сомнительно, что американская администрация всерьёз рассматривает нашу страну в качестве элемента стратегии сдерживания России. Усилия по демократизации Беларуси объясняются преимущественно убеждённостью, что в плане безопасности демократические страны являются наиболее надёжными партнёрами. Поскольку белорусский режим не демонстрировал склонности прислушиваться к соответствующим призывам, то у Белого дома не возникло необходимости менять свои принципиальные подходы. Что, собственно, и наблюдалось: на каждой встрече американская сторона неизменно поднимала вопрос об освобождении политзаключённых и либерализации ситуации в целом.

Заключение

В 2014 году продолжился процесс поиска выхода из тупика в белорусско-американских отношениях. Определённый позитивный отпечаток на него наложила агрессивная политика Москвы – в Вашингтоне не оставлены без внимания попытки Минска дистанцироваться от своего главного внешнеполитического партнёра.

Между тем тенденция к расширению двусторонних контактов обозначилась существенно раньше. Поэтому, не отрицая влияния «украинского фактора», можно допустить, что в её основе лежит то, что после 19 декабря 2010 года белорусские власти уже не применяли аналогичных сверхжёстких мер. С учётом этого, а также остальных приведённых выше обстоятельств представляется, что Вашингтон решил попробовать вернуться к более мягкой политике в отношении белорусского режима, не забывая при этом об уже приобретённом негативном опыте.

Весьма знаменательно, что с российской стороны даже этим далеко не радикальным переменам была дана резко отрицательная оценка. Глава комитета Госдумы Российской Федерации по международным делам Алексей Пушков заявил, что декларация об открытости США для диалога с Беларусью означает их намерение «либо свергнуть Лукашенко, либо развернуть его против Москвы». 6 В свете украинских событий подобное заявление вполне может быть расценено как предостережение. Подобная угроза со стороны России вкупе с категорическим отказом белорусского руководства пересматривать свои подходы к положению с демократией и правами человека не позволяют рассчитывать на более или менее значительное сближение с Соединёнными Штатами.

Таким образом, говорить о смене парадигмы пока явно не приходится. Если предстоящие президентские выборы пройдут без репрессий, сотрудничество может быть продолжено в нескольких конкретных сферах, преимущественно касающихся вопросов безопасности, остальные же контакты останутся ограниченными. В противном случае ситуация вернётся к состоянию 2011 года.