Reform of the Judicial System in the Tradition of ‘Cosmetic Repairs’

Oleg Fedotov

Summary

The nature of the reform of judiciary institutions reflects the ongoing intervention of the executive branch in what used to be entirely an area of responsibility of the legislature, and this process has been going on since 2008. The reform of the judicial system of 2013-2014 was carried out without any inputs on the part of society or democratic institutions. The law on constitutional proceedings adopted in 2014 did not result in substantial improvements in the field of protection of rights and freedoms of individuals and organizations. Proceedings on the elimination of legal uncertainty in normative legal acts (know-how of Belarusian lawmakers) thus cannot be considered an adequate tool, which citizens could use to protect their rights in the Constitutional Court.

Trends:
Background 1

Evolution of the judicial system in Belarus. The evolution of the judicial system in Belarus can be divided into two main stages. The first one was when the Constitution of 1978 (amended and revised) and the Constitution of 1994, which established a parliamentary republic with a Supreme Council (parliament) entitled to shape the judicial machinery and form courts, were in force. 2

The second stage began when the amendments to the Constitution of 1994 adopted as a result of the referendum of November 24, 1996 entered into force. Although the organization of courts, as well as the structure, operating procedures and terms of reference of the Constitutional Court is still determined by law, the upper chamber of the National Assembly is only partially involved in the formation of the senior courts of Belarus. The terms of reforming of the judiciary system by law alone set in Soviet times and abided by in the years of independence were broken in 2008, when the competence of the Constitutional Court was expanded by a presidential decree. The latest innovation was repeated in 2014 with presidential decree No. 6 and ordinance No. 529 of November 29, 2013, which changed the judicial system in Belarus.

Constitutional Justice. Since the adoption of the Constitution of 1994, the Belarusian legal system did not stipulate the right of constitutional complaint. This had not posed a problem before the constitutional referendum of 1996: the Constitutional Court formed by the Supreme Council of Belarus had the power to examine any regulatory act issued by a governmental agency or non-governmental organization, or any international treaty or other obligations of Belarus to establish their constitutionality. Such examination could also be initiated by 70 or more members of the multi-party (including the opposition) Supreme Council, standing committees of the Supreme Council and its chairperson, a prosecutor general elected by the parliament, the president and senior courts. It should be noted that the Law on the Constitutional Court of the Republic of Belarus of March 30, 1994 and the Constitutional Court Regulations of May 27, 1994 already provided indirect access to constitutional justice, specifically the right of governmental agencies, non-governmental organizations and individuals to address the entities named above (including the president and senior courts) with a request to verify the constitutionality of regulatory acts and international obligations of Belarus.

The Constitution of 1996, which was de facto a new one, changed the list of agencies able to initiate a constitutional examination: the president remains the only entity, which is not a collegial body. Members of the National Assembly now only execute their right to initiate constitutional examinations through their chambers, one of which (the upper chamber called ‘the Council of the Republic’) is not accountable to citizens and participates in formation of the Constitutional Court, which is excluded from the list of possible initiators of constitutional examinations.

Another option of the access of organizations and individuals to constitutional justice was added to the Constitutional Court Regulations of September 18, 1997 on June 11, 2011: appeals of organizations and individuals may be examined on the basis of paragraphs 40, 112, 122 and other sections of the Constitution and laws of Belarus by a decision of the Constitutional Court (paragraph 43-1). Although the Constitutional Court delivered quite a number of judgments in compliance with these Regulations, it makes no sense to take a closer look at this mechanism, because it is obvious that paragraph 43-1 establishes a right, rather than an obligation (i.e. gives discretionary powers). The Code of the Republic of Belarus on the Judicial System and the Status of Judges No. 139-З of June 29, 2006 thus backs it up saying that appeals filed directly to the Constitutional Court shall be considered in the manner prescribed by the Law on Appeals of Individuals and Legal Persons (paragraph 22), i. e. this is not about constitutional complaints either.

Legal ground of the judicial reform: Convenience vs. the rule of law

Like the 2008 reform of the Constitutional Court, the reform of courts of general jurisdiction of 2014 was carried out by means of presidential regulatory legal acts without regard to the provisions of paragraphs 109 and 116 of the Constitution on the application of relevant laws. 3 Constitutional Court Chairman Pyotr Miklashevich said commenting on the expansion of the competence of his court in 2008 that a decree was the most resilient kind of a normative legal act when it comes to the ways of its adoption and amending, which guarantees its quick revocation, modification or amending. 4 As a result, decree No.14 of June 26, 2008 was signed into law as late as in 2014 when the Law on Constitutional Proceedings in the Republic of Belarus No. 124-З of January 8, 2014 (National Register of Legal Acts, 2/2122, January 16, 2014), which receipts provisions of the decree, came into force.

Decree No. 6 On the improvement of the judicial system of the Republic of Belarus, ordinance No. 529 On some points related to activities of courts of the Republic of Belarus and ordinance No.530 On some points related to the improvement of the organization of execution of court rulings and other writs of execution issued on November 29, 2013 and effective since January 1, 2014 have not been implemented de jure either. It is to be noted in this regard that the House of Representatives has not aired the bills on court enforcement proceedings, and no one knows what will happen to the bill, which implements decree No. 6 and ordinance No. 529.

The future of the referendum, which could alter the Constitution among other things by excluding the mentioning of the Supreme Economic Court, its judges and chairpersons, also remains unclear. In any case, the referendum should be held before the 2015 presidential election, because, according to the current wording of paragraph 83 of the Constitution, a newly elected president is supposed to take the oath of office in the presence of (among others) judges of the Supreme Economic Court, otherwise (Supreme Economic Court judges were not present at the event on January 1, 2014) the legitimacy of the president may be contested. The very idea to carry out a reform first, and ask for the public opinion afterwards does not differ much from the application of the legal act, which changes the judicial system disregarding the fact that the Constitution says nothing about that.

Judicial reform stakeholders: Not only civil society

Transparency of a reform of a governmental agency is an objective indicator of the government’s attitude to civil society institutions. The reform of the Belarusian judicial system in 2014 clearly demonstrated that the state considers the opinion of society, non-governmental organizations and experts irrelevant. The normative legal acts aimed at the implementation of the reform published on November 29, 2013 and effective since January 1, 2014 were adopted without a discussion with anyone except some governmental agencies and officials. 5

This year’s judicial reform is carried out in two stages. The first one began with decree No.6 and decrees No. 529 and 530 of November 29, 2013. The second stage began with their signing into laws and amendments to the Constitution (the Supreme Economic Court is not mentioned there anymore). Only the implementation of decree No.530, pursuant to which the House of Representatives was supposed to consider bills on court enforcement proceedings and the status of judicial enforcement agents prepared before October 1, 2014, (paragraph 17.3.), raises no objections. Both bills were actually developed and put on the database of the National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus in the autumn of 2014. The basic statistics concerning these bills was also posted on the website of the House of Representatives.

Somewhat different is the situation with the implementation of decree No.6, pursuant to which the National Center for Legislation and Legal Research and the Supreme Court were supposed to work out and submit to the president a bill on amendments to the Law on the Judicial System and the Status of Judges (paragraph 12) by December 1, 2014. The future and the content of this bill are unclear yet. As follows from the wording of decree No.6, from the very beginning, the government did not plan to request any kind of democratic institutions’ input.

Lawmaking activities of the united Supreme Court aimed at replacement of normative legal acts issued by the Ministry of Justice of Belarus and declared nullified after the Supreme Court was given the power to monitor actions of courts of general jurisdiction, as well as their staffing, technical, financial, administrative and organizational provisions since January 1, 2014, were far from being transparent. So far, nothing is known about the replacement of a number of canceled decrees of the Ministry of Justice related to the rights and freedoms of individuals and organizations in the field of the access to information about activities of the courts, personal appointments with senior officers, personnel rearrangements in judicial offices, etc. At the same time, the diligence of the Supreme Court’s press office in 2014 in increasing awareness of high-profile cases should not go unnoticed, although the content of the Supreme Court’s website and the regularity of updates are totally inadequate to the status of the Court unlike the similar websites in the neighboring states.

Direct access to constitutional justice: Inaccessible

Although the Constitutional Court can lawfully avoid examination of complaints filed by individuals and passing judgments on them, Belarusian policymakers continue debates on the relevance of the full-scale institution of constitutional complaint. There are two types of arguments in favor of maintaining the status quo in the legislation on constitutional proceedings:

  1. constitutional complaint heavily overburdens the Constitutional Court (as it happens, for instance, in Romania, Hungary, and Russia);
  2. other countries had also been preparing for the introduction of constitutional complaint for decades (e. g. Turkey). 6

Nonetheless, lawyers, human rights activists and NGOs have great expectations of the Law on Constitutional Proceedings No. 124-З of January 8, 2014.

Firstly, the law particularly determines the initiative appeal and formalizes the general rules of its submission to an authorized agency and its consideration by such agency at the level of a specific chapter (the 5th). In 2014, in response to an initiative appeal by T.I. Belyasova, The House of Representatives addressed the Constitutional Court requesting to verify the constitutionality of several provisions of the Criminal Procedure Code. The Constitutional Court passed judgment (i.e. an act having the force of the Constitution) No. З-928/2014 of June 12, 2014, which it had not done since September 12, 2007. The House of Representatives certainly could not ignore this event. “There was a lot of debate. Why not a direct appeal? Why through authorized agencies? By the example of the appeal by Mrs. Belyasova, the rules of indirect appeal are applied in practice now,” said the MPs. 7

However, neither the adoption of the Law on Constitutional Proceedings (in the respective part), nor the said judgment give grounds for optimistic conclusions. Firstly, the authorized agency used the initiative appeal 20 years after the relevant legal act mentioned the possibility of such deed. Secondly, according to the Constitutional Court’s annual addresses regarding the constitutional legitimacy in the past year, authorized agencies receive no less than a hundred of initiative appeals every year. Thirdly, both chambers of the parliament still have not implemented ruling No. Р-317/2009 of the Constitutional Court of March 26, 2009 and ruling No. Р-318/2009 of March 26, 2009, which recognized the need to determine the procedure of “examination of appeals, which request verification of constitutionality of normative legal acts, in the chambers’ rules.” Among all authorized agencies (in accordance with paragraph 116.4 of the Constitution), only the Council of Ministers amended its rules (pursuant to ruling No. Р-319/2009 of the Constitutional Court of March 26, 2009) to formalize the detailed requirements to initiative appeals and the procedure of their examination.

It should be noted that the content of the ruling of June 12, 2014 largely repeats the reasoning of the earlier ruling No. 16-P of the Constitutional Court of the Russian Federation dated July 14, 2011, which suggests a hypothetical possibility for the House of Representatives to refuse to implement Belyasova’s initiative appeal if the Constitutional Court of Russia had not created a precedent.

Secondly, Chapter 24 of the law establishes the rules of procedure for the cases on the elimination of gaps, conflicts and legal uncertainty in regulatory legal acts, a verbal interpretation of which would suggest the introduction of a truncated constitutional complaint:

  1. an individual or organization shall submit an appeal directly to the Constitutional Court;
  2. all appeals filed under Chapter 24 of the law are considered without exception;
  3. rulings handed down following a consideration of appeals filed under Chapter 24 of the law by the Constitutional Court constitute regulatory legal acts subject to enforcement by governmental agencies.

But this mechanism has failed as well. According to Alexei Kozlyuk, lawyer of the Legal Transformation Center Lawtrend, in 2014, the Constitutional Court received 43 appeals filed under Chapter 24 of the law. 8 Only three judgments passed by the Constitutional Court in proceedings on the elimination of legal uncertainty were given publicity, though.

The provisions of Chapter 24 and their application indicate the presence of legal uncertainty in the law itself, which actually allows the Constitutional Court choosing ‘convenient’ cases. For example, the court did not agree to hear any of the appeals filed by human rights defenders (the Belarusian Helsinki Committee, Harry Pahanyayla, Leonid Markhotko, founders of the new Republican Human Rights Public Association Pact) on gender equality, equality of the official languages of Belarus and the meeting of the requirements of the United Nations Human Rights Committee. 9 The said applicants were given reasoned answers, while other persons’ appeals filed beyond the scope of professional advocacy without media highlights remained unanswered. 10

The provisions of Chapter 24 do not define legal uncertainty, gaps and conflicts thus imposing the risk of misinterpretation of these terms on the applicants. The provisions do not oblige the Constitutional Court to explain reasons for a refusal to satisfy petitions under Chapter 24 allowing keeping true reasons undisclosed, and do not set a strict deadline for proceedings, which makes it impossible for an applicant to see a perspective and work out a strategy. As a result, it can neutralize any ‘inconvenient’ initiative coming from civil society.

Conclusion

Having assumed the parliament’s direct authority to reform the judicial system, the executive branch has been executing this power since 2008. The head of state thus solely determines the speed of implementation of decrees and ordinances as laws.

The nature of the 2014 judicial reform shows the government’s unwillingness to treat civil society institutions as partners and contributors. The public receives information about the judicial reform post factum, and this trend continues.

In 2014, the Supreme Court was far from being truly transparent when it came to certain categories of publicly significant information.

The Law on Constitutional Proceedings does not give individuals either a better possibility to protect their rights and freedoms, or a real and effective tool to protect their rights and freedoms directly through the Constitutional Court. The indirect access to constitutional justice and proceedings on the elimination of legal uncertainty remain totally dependent on the willingness of the authorized agencies and the Constitutional Court to institute an action.

Реформа судебной системы в традициях «косметического ремонта»

Олег Федотов

Резюме

Характер проведения реформ институтов судебной власти свидетельствует о продолжающемся вторжении исполнительной власти в предмет исключительного ведения законодательной, и этот процесс активно протекает с 2008 года. Реформа судебной системы в 2013–2014 годах проведена без участия общественности и демократических институтов. Принятие в 2014 году Закона о конституционном судопроизводстве не повлекло за собой существенного усиления защиты прав и свобод граждан и организаций. При этом ноу-хау белорусского законодателя – производство по исключению правовой неопределённости в нормативных правовых актах – не является адекватным механизмом непосредственной защиты гражданами своих прав в Конституционном суде.

Тенденции:
Предыстория 1

Эволюция судоустройства Беларуси. В процессе эволюции можно выделить два основных этапа становления судебной власти в Республике Беларусь. Первый этап – период действия Конституции 1978 года (с изменениями и дополнениями) и Конституции 1994 года, устанавливавших парламентскую республику, в рамках которой Верховный совет (парламент) решал основные вопросы организации судоустройства и формирования судов. 2

Второй этап начался со вступления в силу поправок в Конституцию 1994 года, принятых на референдуме 24 ноября 1996 года. Хотя судоустройство, а равно организация, порядок деятельности и компетенция Конституционного суда по-прежнему определяются законом, верхняя палата Национального собрания участвует лишь в частичном формировании судейских корпусов высших судов Республики Беларусь. При этом заведённый ещё во времена Советского Союза и продолжившийся в годы независимости республики порядок реформирования судоустройства исключительно законом был нарушен в 2008 году, когда компетенция Конституционного суда была расширена декретом главы государства. Последнее нововведение повторилось в 2014 году со вступлением в силу президентских Декрета № 6 и Указа № 529 от 29 ноября 2013 года, изменивших судебную систему Беларуси.

Конституционное правосудие. С момента принятия Конституции 1994 года правовая система Беларуси не предусматривала института конституционной жалобы. До конституционного референдума 1996 года это не составляло особой проблемы: формируемый Верховным советом Конституционный суд Республики Беларусь имел право самостоятельно проверить конституционность нормативных актов любого государственного органа и общественной организации или международных договорных или иных обязательств Беларуси. Данную проверку могли также инициировать, в частности, не менее 70 депутатов многопартийного (включающего оппозицию) Верховного совета, постоянные комиссии Верховного совета, его председатель, а равно избираемый парламентом генеральный прокурор, президент и высшие суды. Следует отметить, что Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном суде Республики Беларусь» и Регламент Конституционного суда от 27 мая 1994 года уже предусматривали косвенный доступ к конституционному правосудию, а именно: право иных государственных органов, граждан и общественных объединений обращаться к вышеуказанным субъектам (также к президенту и высшим судам) с инициативой конституционной проверки нормативных актов и международных обязательств Беларуси.

С вступлением в силу в 1996 году де-факто новой Конституции круг субъектов, инициирующих конституционный контроль, изменяется: президент остаётся единственным субъектом, не являющимся коллегиальным органом. Члены Национального собрания теперь реализуют своё право инициирования конституционного контроля только через свою палату, одна из которых (верхняя – Совет республики) не подотчётна гражданам и участвует в формировании состава Конституционного суда, исключённого из числа инициаторов конституционного контроля.

Одиннадцатого июня 2011 года в новом Регламенте Конституционного суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 года появляется ещё один вариант доступа граждан и организаций к конституционному правосудию: их обращения могут быть рассмотрены на основании статей 40, 112, 122 и других статей Конституции и законов Республики Беларусь по решению Конституционного суда (ст. 43-1). Хотя Конституционный суд таким образом вынес немало решений, рассматривать этот механизм не имеет смысла, поскольку очевидно, что статья 43-1 Регламента предусматривала право, но не обязанность (т. е. дискреционные полномочия). При этом Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 года № 139-З подстраховывает, указывая, что обращения, поступающие непосредственно в Конституционный суд, рассматриваются в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц (ст. 22). То есть о конституционной жалобе в данном случае также речь не идёт.

Правовое основание судебных реформ: удобство vs верховенство права

Реформа судов общей юрисдикции 2014 года, равно как и Конституционного суда в 2008 году, осуществлялась с помощью нормативных правовых актов президента без учёта требований статей 109 и 116 Конституции об использовании для этого законов. 3 Комментируя расширение компетенции Конституционного суда в 2008 году, председатель данного суда П. Миклашевич отметил, что декрет – наиболее мобильный нормативный правовой акт по условиям и способам его принятия и изменения, гарантирующий его быструю отмену, изменение или дополнение. 4 В итоге, Декрет № 14 от 26 июня 2008 года имплементирован на уровне закона лишь в 2014 году, когда вступил в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года № 124-З «О конституционном судопроизводстве» (НРПА, 16.01.2014, 2/2122), реципировавший положения Декрета.

Декрет № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», Указ № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» и Указ № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», изданные 29 ноября 2013 года и вступившие в силу с 1 января 2014 года, также до сих пор не реализованы на уровне закона. В этой связи следует отметить, что Палата представителей не рассматривала проекты законов об исполнительном производстве, а судьба законопроекта, имплементирующего Декрет № 6 и Указ № 529, и вовсе неизвестна.

Судьба референдума, посредством которого может быть изменена Конституция в части исключения упоминания Высшего хозяйственного суда (ВХС), его судей и председателя, также остаётся неизвестной. В любом случае, референдум должен быть проведён до выборов президента 2015 года, т. к. новоизбранный президент, согласно действующей редакции статьи 83 Конституции, принимает присягу в присутствии, среди прочих, и судей ВХС, отсутствие которых (событие, уже случившееся 1 января 2014 года) может поставить под сомнение легитимность избранного президента. Сама же идея вначале провести реформу и лишь затем спросить у граждан мнение на этот счёт не очень отличается от использования непредусмотренного Конституцией правового акта, изменяющего судоустройство.

Стейкхолдеры судебной реформы: только не гражданское общество

Транспарентность реформы государственного органа – объективный показатель отношения государства к институтам гражданского общества. Реформа судебной системы Беларуси 2014 года со всей очевидностью продемонстрировала, что государство не нуждается во мнении граждан, общественных объединений и экспертов. Изданные 29 ноября 2013 и вступившие в силу с 1 января 2014 года нормативные правовые акты, направленные на реализацию реформы, приняты без обсуждения с кем-либо, кроме отдельных государственных органов и должностных лиц. 5

Нынешняя судебная реформа проходит в две стадии: первая – принятие Декрета № 6 и Декретов № 529 и № 530 от 29 ноября 2013 года; вторая – их имплементация на уровне законов и внесение поправок в Конституцию (устранение упоминания Высшего хозяйственного суда). Нареканий не вызывает лишь имплементация Указа № 530, во исполнение которого до 1 октября 2014 года следовало разработать проекты законов, определяющих порядок ведения исполнительного производства и статус судебных исполнителей, и обеспечить их внесение в Палату представителей (п. 17.3). Оба законопроекта действительно были разработаны и размещены осенью 2014 года в базе данных проектов законов Национального правового интернет-портала (НПИП) Республики Беларусь. Базовая статистическая информация о данных законопроектах имеется и на веб-сайте Палаты представителей.

Иная ситуация сложилась с имплементацией Декрета № 6, во исполнение которого Национальному центру законодательства и правовых исследований совместно с Верховным судом следовало до 1 декабря 2014 года подготовить и внести на рассмотрение президента проект закона, предусматривающего внесение изменений в законодательство о судоустройстве и статусе судей (п. 12). Судьба и содержание данного законопроекта не известны, и, как заметно из текста Декрета № 6, государство с самого начала не предполагало участие демократических институтов в его разработке.

Не отличалась открытостью и правотворческая деятельность единого Верховного суда по замене нормативных правовых актов министерства юстиции Беларуси, отменённых в связи с передачей Верховному суду с 1 января 2014 года полномочий по ведомственному контролю над судами общей юрисдикции и их кадровому, материально-техническому и организационному обеспечению. В отношении ряда отменённых постановлений министерства юстиции, касавшихся прав и свобод граждан и организаций в сфере доступа к информации о деятельности судов, личного приёма руководством суда, замещения судейских должностей и т. д., до сих пор неизвестно об их замене аналогичными нормативными правовыми актами Верховного суда. В то же время нельзя не отметить активизацию в прошедшем году пресс-службы единого Верховного суда по информированию общественности о наиболее резонансных делах, хотя объём контента веб-сайта Верховного суда и скорость его наполнения не соответствуют ни статусу суда, ни аналогичным показателям в сопредельных государствах.

Прямой доступ к конституционному правосудию не предусмотрен для граждан

Несмотря на закон, позволяющий Конституционному суду уклониться от рассмотрения жалоб граждан с вынесением решения, дискуссия на уровне высших должностных лиц Беларуси о необходимости внедрения полноценной конституционной жалобы продолжается. При этом можно выделить два типа аргументов в пользу сохранения status quo в законодательстве о конституционном судопроизводстве: (1) наличие конституционной жалобы чрезмерно перегружает конституционный суд (как, напр., в Румынии, Венгрии, России); (2) другие страны так же десятилетиями готовились к внедрению конституционной жалобы (напр. Турция). 6

Тем не менее юристы, правозащитники и общественные объединения связывали большие надежды с Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 года № 124-З «О конституционном судопроизводстве».

Во-первых, закон, в частности, определяет инициативное обращение и закрепляет общие правила его внесения уполномоченному органу и рассмотрения таким органом на уровне отдельной главы (5-й). В 2014 году на основании инициативного обращения гражданки Т. Белясовой Палата представителей обратилась в Конституционный суд за дачей заключения о соответствии Конституции ряда норм УПК. Конституционный суд принял Заключение от 12 июня 2014 года № З-928/2014 (т. е. акт, имеющий силу Конституции), чего он не делал с 12 сентября 2007 года. Разумеется, это событие не могли проигнорировать депутаты: «Было много дебатов. А почему не прямое обращение? Почему через уполномоченные органы? Сейчас на примере обращения гражданки Белясовой нормы о косвенном обращении действуют на практике». 7

Но ни принятие Закона о конституционном судопроизводстве (в соответствующей части), ни упомянутое Заключение не позволяют делать оптимистических выводов. Во-первых, уполномоченный орган использовал инициативное обращение гражданина через 20 лет после первого упоминания о такой возможности в нормативном правовом акте. Во-вторых, согласно ежегодным посланиям Конституционного суда о конституционной законности в ушедшем году, уполномоченные органы каждый год получают не меньше ста инициативных обращений. В-третьих, обе палаты парламента до сих пор не исполнили решения Конституционного суда от 26 марта 2009 года № Р-317/2009 и от 26 марта 2009 года № Р-318/2009, в которых признана необходимость определения в их Регламентах порядка «рассмотрения обращений, содержащих инициативу о проверке конституционности нормативных правовых актов». При этом из иных уполномоченных органов (согласно части 4 статьи 116 Конституции) лишь Совет министров внёс дополнения в свой Регламент (во исполнение Решения Конституционного суда от 26 марта 2009 года № Р-319/2009), закрепив детализированные требования к инициативным обращениям и порядок их рассмотрения.

Следует отметить, что содержание Заключения от 12 июня 2014 года во многом повторяет аргументацию ранее принятого Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 16-П, что наводит на мысль о гипотетической возможности отказа Палаты представителей реализовать инициативное обращение Т. Белясовой в случае отсутствия прецедента с Конституционным судом Российской Федерации.

Во-вторых, в главе 24 закон закрепляет правила производства по делам об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключения из них коллизий и правовой неопределённости, буквальное прочтение которых позволяло бы говорить о внедрении усечённой конституционной жалобы: (1) обращение направляется гражданином или организацией непосредственно в Конституционный суд; (2) все обращения, поданные в рамках главы 24 Закона, рассматриваются без исключения; (3) решения, выносимые по итогам рассмотрения Конституционным судом обращений, поданных согласно главе 24 Закона, являются нормативными правовыми актами и подлежат исполнению государственными органами. Но и этот механизм дал сбой. Согласно информации юриста Центра правовой трансформации Lawtrend А. Козлюка, в 2014 году Конституционный суд получил 43 обращения, поданных согласно главе 24 Закона. 8 При этом известно лишь о трёх решениях, вынесённых Конституционным судом в рамках производства по делам об исключении правовой неопределённости.

Анализ норм главы 24 Закона и практики их применения свидетельствует о наличии в них самих правовой неопределённости, позволяющей Конституционному суду фактически выбирать для рассмотрения по существу лишь «удобные» обращения. К примеру, ни одно из обращений, поданных правозащитниками (РПОО «БХК», Г. Погоняйло, Л. Мархотко, учредителями создаваемого республиканского правозащитного общественного объединения «Пакт») по вопросам обеспечения равенства государственных языков и исполнения Республикой Беларусь соображений Комитета ООН по правам человека, не принято к производству. 9 При этом указанные лица получили мотивированные ответы, в отличие от известных обращений, поданных гражданами вне рамок профессиональной правозащитной деятельности и без анонсирования в СМИ факта обращения в Конституционный суд. 10

Нормы главы 24 Закона не определяют правовую неопределённость, пробел и коллизию, возлагая на заявителя риск неправильного истолкования данных терминов; не обязывают Конституционный суд давать мотивированные отказы в возбуждении производства по делу согласно главе 24 Закона, позволяя оставить в тайне истинные причины отказа; закрепляют нечёткие процессуальные сроки производства по делу, лишая заявителя видения перспективы и препятствуя выработке стратегии. В итоге это может нейтрализовать любую «неудобную» инициативу гражданского общества.

Заключение

Исполнительная власть, взяв на себя правомочия парламента по реформированию судебной власти в 2008 году, продолжила их использовать в 2013–2014 годах. При этом именно глава государства единолично определял скорость имплементации декретов и указов на уровне закона.

Характер проведения судебной реформы 2014 года свидетельствует о нежелании государства видеть партнёра и участника в институтах гражданского общества. Общественность получает информацию о судебной реформе post factum, и эта тенденция сохраняется.

В 2014 году единый Верховный суд продемонстрировал не лучший уровень открытости в отношении ряда категорий общественно-значимой информации.

Принятие Закона о конституционном судопроизводстве не повышает защиту прав и свобод граждан и не предоставляет им реальные и эффективные механизмы защиты своих прав и свобод непосредственно в Конституционном суде. Косвенный доступ к конституционному правосудию и производство по делам об устранении правовой неопределённости остаются полностью зависимыми от желания уполномоченных органов и Конституционного суда дать им ход.