Science and Innovation ‘Under Martial Law’

Andrei Laurukhin

Summary

In 2014, the government’s attempts to reform the science sector came to naught. The funding of science from the national budget and extra-budgetary resources decreased considerably. Technological innovation costs passed from the national budget on to enterprises, which are supposed to use their own funds and loans to cover the expenditure.

The cut in funding of science has inevitably resulted in a degradation of the key performance indicators of the innovation-driven growth, as well as the continuous brain-drain. The number of ‘innovation-active’ industrial enterprises goes down, while the proportion of ‘innovation-lazy’ enterprises is increasing, which particularly concerns the oil industry. Against the background of the economic slowdown, the government places its stake on a mobilization model of industrial development, which is also close to resource exhaustion.

Trends:
Overview

In 2014, while Ukraine was in the middle of rampant warfare, Belarusian science was in the calmest and most tranquil period over the past five years. The years-long attempts of the government to modernize science using command-and-control methods have apparently came to naught. During the traditional New Year ‘talk between the president and scientists’, we did not hear any ultimatums (as in 2011) 1 or passionate calls for modernization of science (as in 2013). 2 Lukashenko unusually humbly asked for improvements rather than a reform, 3 and not of the entire system, but at least one of its components – the Higher Attestation Commission (HAC). So, the years of ‘reforming’ reduced to a trivial ‘optimization’, i.e. a staff reduction and a cut in public funding (the year 2014 saw a peak of staff losses).

Regretfully, positive trends associated with higher science intensive GDP index in 2013, were not observed in 2014. Belarus’ science intensive GDP index remained below the internationally accepted threshold and even below the level set by the Program of Socioeconomic Development of the Republic of Belarus for 2011–2015 and the State Program of Innovative Development for 2011–2015.

There were some improvements in 2014, though, such as certain revitalization of international cooperation when Belarusian teams took part in the Seventh Framework Programme for Research and Technological Development of the European Union (Horizon 2020); a positive trend towards the presence of Belarusian scientists’ research findings in international databases (an increase in the number of references in the Web of Science and Scopus); the retaining of a quite high position of Belarus in international rankings in 2012–2013 (the Knowledge Index; Knowledge Economy Index, the number of applications for inventions); the rapid development of the High-Technology Park (148% growth against 2013 and a 30% increase in exports).

Among the top 10 scientific achievements of the National Academy of Sciences in the field of basic and applied research in 2014 were the creation of new magnetoplasmon crystals; a new mechanism for the creation of solid-state diamond-based quantum computers; a new method of phase-time recognition of subsurface objects in pulsed radar; discovery of a new marker of thyroid tumors; deciphering of the three-dimensional structure of the membrane bound hemoprotein; detection of polymorphic variants of human genes that can be used as effective markers to assess the susceptibility to osteoporotic changes; discovery of the causes of respiratory failure in patients with a diagnosed obstructive sleep apnea; creation of a multi-parameter stochastic model for estimating the secondary redistribution of radionuclides in natural ecosystems resulted from forest fires; assessment of ultra-structural signs of early myocardial cell injury; assessment of the efficiency of complexes including polyamidoamine and phosphorus ribonucleic acid related dendrimers for the genetic therapy of malignant tumors.

Funding: Switching to ‘field ration’

Gross domestic expenditure for research and development (% of GDP) went up a bit (by 0.3% against 2013) primarily owing to a small increase in budgetary (4.0%) and non-budgetary funding (0.4%). At the same time, their proportion still remains at 0.69% of GDP, which is 0.3% less than in the good year of 2007 and much less than in developed countries (0.92% in Lithuania, 0.77% in Poland, 2.75% in Austria, 2.84% in Germany, and 3.78% in Finland), and in the neighboring countries involved in costly armed hostilities (1.21% in Russia and 0.73% in Ukraine).

The composition of domestic expenditure for research and development (by the funding source) has been changing as before: budgetary funds are decreasing (by 9.5% over the past eight years) together with non-budgetary funds (down 4.4%) and funds provided by other organizations (down 3.2%), while the proportion of own funds is going up (by 9.4%) together with funds provided by foreign investors (by 1.6%) and other resources (by 7.1%). A small spending reduction/increase surplus (1.0%) apparently cannot compensate for the devaluation of the national currency and the erosion of own funds, as the trend towards a decrease in absolute terms is still observed. The greatest funding gap in domestic current expenditure for research and development is reported in the sector of fundamental scientific research. The proportion of this spending is slowly yet steadily reducing (by 2.3% against 2010). 4

It is particularly remarkable that the warring sides – Russia and Ukraine – have been and will increase public funding of the scientific and innovation sector, while neutral and peaceful Belarus apparently switches to scarce field ration ‘under martial law.’

Staff losses: At any cost?

The president once said that the scientists’ profession “was the hardest one.” This seems to be true given that the number of personnel engaged in research and development almost reached its all-time minimum over the past two years: 28,000 persons. There were fewer of them only in the late 1990s. The number of researchers went down the most (more than 1,000 persons, or over 5% against 2012). This means that the most productive professionals, who are always welcome in the neighboring countries, leave science careers in Belarus. Most of those who choose to leave are specialists without scientific degrees and masters of sciences.

It is worthy of note that not only men but also women, who usually tolerate low salaries and the lack of opportunities for self-fulfillment better than men, have been leaving Belarusian science as well since 2011. It is no less significant that staff losses are reported in all regions of science. The highest rates of staff losses are reported in the field of engineering and natural sciences. The lowest rate is reported in the humanities. Staff losses are occurring in almost all age groups (40 to 49 years the most) except for those at the age of 60 to 69, who slightly grew in number. Geographically, the decrease in the personnel capacity was mainly due to the Minsk region (a two-thirds loss).

The situation goes worse as the number of post-graduate students, which peaked in 2011, went down as well. At the moment, the decrease in the personnel capacity is not compensated even by potential researchers, i.e. the resource base of masters of sciences is at risk. At the same time, the composition of personnel engaged in research and development changed insignificantly in terms of proportion: researchers constitute nearly two-thirds; technicians make up less than 8% and support staff accounts for less than one-third. 5

Innovations under existing conditions: The dominance of ‘lazy innovative enterprises’ in the oil industry

The negative trends in the innovation sector outlined in 2012–2013 were not reversed last year. The index of inventive activity (the number of patent applications for inventions filed in Belarus per 10,000 of the population) continues to decline. 6 A decline is seen in the number of patents registered by Belarusian nationals and foreign applicants.

The same concerns innovation-active industrial organizations (down more than 7% against 2011). 7 The proportion of such organizations shrank by over 2% against 2012, mostly, as before, due to the key organizations essential for innovative development, specifically those conducting research and development of new products, services and production methods (transfer), new production processes, industrial processes, and production designing.

A reduction in the number of innovation leaders is accompanied by an increase in the number of ‘innovation-lazy enterprises’, which choose to import foreign innovative machines, technologies, equipment and software. The dominance of such enterprises in the industry leads to a dropout of non-demanded research and human resources from the innovation cycle.

Innovation-active companies are distributed unevenly in terms of geography: they are mainly located in the Vitebsk, Grodno and Minsk regions. The large majority of spending for innovative technologies accounts for enterprises of the processing industry engaged in the production of oil products, other non-metallic mineral products, manufacture of vehicles and transportation equipment, and machinery and equipment. It is noteworthy that the highest spending for organizational innovations falls at very different manufacturing industries: the chemical industry, production of electrical and optical equipment, electronics and foods.

Most of the innovation costs are covered from own funds, which, in conditions of their erosion (due to the economic recession in the region) has a negative impact on successive investment in innovation. Moreover, the funding of technological innovation costs in the industry has been decreasing year after year. There is a degeneration of the institution of innovation funds (on both national and local levels). A relatively small increase in the funding of technological innovation costs is only observed in the service industry. Service providers thus almost have not used local budgets over the past few years.

There is a relatively small decrease in the number of innovation-active companies in the service industry, which is not as bad as it could be. At the same time, increasing is the number of companies engaged in market research related to technological innovation in the service industry, industrial design, other types of pre-production, provision of new services or production methods (transfer), and training of personnel in the field of technological innovation in the service industry.

However, the overall negative trend in the innovation sector manifested itself in a declining proportion of innovative products in the total volume of shipped industrial products, which had been going on throughout 2013 and in the first quarter of 2014. The decline largely affected innovative products exported outside the CIS.

‘Prison research laboratory’ v2.0?

The concept ‘Belarus-2020: Science and Economics’ was adopted on March 20, 2014 at a session of the Presidium of the National Academy of Sciences (Minutes No. 3). The concept repeats priorities of the scientific and innovation policy for the short-term already pointed out in other documents: development of the unified state system of scientific and technical expertise promoted by the State Committee for Science and Technology; introduction of new methods to finance scientific research (credit, venture, trust, etc.) based on the analysis of their effectiveness with the application of international practices; greater commercialization of completed research and development, including those funded from the national budget; large-scale introduction of automated intelligent systems supporting the research process and its management. 8 Given the crisis in the economy and a further reduction in resources allocated to science and innovation, the government relies on the stepped up mobilization model of development.

The political and ideological instrumentalization of sociopolitical sciences and humanities is indicative in this respect. The document prescribes “to focus social scientists’ efforts to generalize the experience of sovereign Belarus towards selection, systematization and application of the accumulated historical data in the ideological sector to consolidate society, ... and popularize the historical heritage as a foundation for patriotic education.”

However, the problem is that the existing mobilization model is already very close to the point of resource exhaustion. Three short-term scenarios are possible in this situation: (a) a slow, chronic stagnation; (b) a significant rise in the ‘pain threshold’ of the mobilization model, which is a highway to the Soviet ‘sharashka’ (the popular nickname of research laboratories formed of imprisoned scientists and technicians in the time of the Stalinist repression), or (c) innovative structural reforms. Considering the path dependence of the past 10 to 15 years, most likely, it will be a combination of (a) and (b) scenarios.

Conclusion

Since the modernization reforms in the science and innovation sector have failed against the background of the economic crisis in the region, the government launches a stricter mobilization model of development. In fact, this scenario revives the Soviet ‘sharashka’, which blocks the development of knowledge-based innovation economy.

Tightened funding of science and innovation, unarticulated infrastructural policy and strengthened disciplinary monitoring turns the state into a whipmaster, who thoughtlessly and inefficiently exploits financial, intellectual and institutional resources. The excessive administrative intervention without proper funding adequate to the scope and profoundness of the reforms, major changes in the infrastructure and methods of control in conditions of facilitated labor migration within the Eurasian Economic Community will inevitably result in further intensive outflow of highly-qualified personnel that will significantly reduce the scientific and technical capacity of the country and will be a serious barrier to innovative development of Belarus.

Наука и инновации «по законам военного времени»

Андрей Лаврухин

Резюме

В 2014 году попытки руководства страны реформировать науку сошли на нет. Параллельно с этим произошло заметное сокращение доли средств бюджета и внебюджетных фондов в финансировании научно-инновационной сферы. Затраты на технологические инновации перенесены из госбюджета на усмотрение предприятий с использованием их собственных средств, кредитов и займов.

Сокращение финансирования науки неизбежно сказалось на ухудшении ключевых показателей инновационного развития, равно как и на усилении прежнего тренда – оттока наиболее продуктивных специалистов. Уменьшается количество инновационно активных организаций промышленности при удельном росте «ленивых инновационных предприятий», в частности – нефтяной отрасли. На фоне экономического замедления власть делает ставку на усиление мобилизационной модели развития отрасли, которая также близка к ресурсному истощению.

Тенденции:
Общий обзор

На фоне военных действий в Украине, 2014-й год стал для белорусской науки самым спокойным и умиротворённым за последние пять лет. Многолетние попытки руководства страны модернизировать науку сверху, судя по всему, окончательно сошли на нет. В процессе традиционного предновогоднего «разговора президента с учёными» мы уже не услышали ни ультиматумов (как в 2011 году), 1 ни горячих призывов к модернизации науки (как в 2013-м). 2 Президент непривычно скромно просил не о реформе, но лишь об усовершенствовании, 3 причём не всего организма науки, а хотя бы одного её органа – Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Таким образом, результат многолетних «реформ науки» свёлся к тривиальной «оптимизации», то есть сокращению прежде всего кадров и государственного финансирования (в 2014 году кадровые потери вышли на «рекордный» уровень).

Позитивные тенденции, связанные с улучшением показателя наукоёмкости ВВП в 2013 году, к сожалению, не нашли своего развития в следующем году. Это обусловило сохранение наукоёмкости ВВП Беларуси ниже установленного международными стандартами критического уровня, а также ниже уровня, предусмотренного Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и Государственной программой инновационного развития на 2011–2015 годы.

К позитивным результатам следует отнести: частичное оживление международного сотрудничества благодаря участию белорусских коллективов в 7-й Рамочной программе Европейского Союза научных исследований и разработок («Горизонт 2020»); сохранение позитивной тенденции представленности результатов научной деятельности белорусских учёных в международных базах данных (рост числа ссылок на статьи в Web of Science и Scopus); сохранение достигнутого в 2012–2013 годах неплохого положения Беларуси в международных рейтингах (по индексу знаний; индексу экономики знаний; количеству заявок на изобретения); по-прежнему динамичное развитие Парка высоких технологий (ПВТ) (темп роста в сравнении с 2013 годом – 148%, рост объёмов экспорта более чем на 30%).

Топ-10 научных достижений НАН Беларуси за 2014 год в области фундаментальных и прикладных исследований: создание новых магнитоплазменных кристаллов; разработка механизма создания твёрдотельных квантовых компьютеров на основе алмаза; разработка нового фазовременного метода распознавания подповерхностных объектов при импульсной радиолокации; обнаружение нового маркера опухоли щитовидной железы; расшифровка пространственной структуры важнейшего мембранного гемопротеида человека; обнаружение полиморфных вариантов маркеров для выявления предрасположенности к остеопоротическим изменениям; открытие причины остановки дыхания у пациентов с диагнозом обструктивного апноэ сна; создание многопараметрической вероятностной модели для оценки вторичного перераспределения радионуклидов в естественных экосистемах в результате лесных пожаров; установление ультраструктурных признаков раннего поражения клеток миокарда; установление эффективности комплексов, включающих полиамидоаминные и фосфорные дендримеры, связанные с рибонуклеиновыми кислотами, для генетической терапии злокачественных новообразований.

Финансирование: переход на «сухой паёк»

Внутренние затраты на научные исследования и разработки (в процентах от ВВП) незначительно увеличились (на 0.3% по сравнению с 2013 годом), прежде всего, за счёт небольшого увеличения бюджетных средств (на 4.0%) и средств внебюджетных фондов (на 0.4%). Однако их доля по-прежнему остаётся на уровне 0.69% от ВВП, что на 0.3% ниже в сравнении с «тучным» 2007 годом и существенно ниже аналогичного показателя в развитых странах (Литва – 0.92%, Польша – 0.77%, Австрия – 2.75%, Германия – 2.84%, Финляндия – 3.78%), а также у ближайших соседей, вовлечённых в затратные военные действия (Россия – 1.12%, Украина – 0.73%).

Сохраняется тренд в изменении структуры внутренних затрат на научные исследования и разработки (по источникам финансирования): продолжает уменьшаться доля средств бюджета (за последние 8 лет снижение на 9.5%), средств внебюджетных фондов (снижение на 4.4%) и средств других организаций (снижение на 3.2%) на фоне увеличения доли собственных средств (на 9.4%), средств иностранных инвесторов (на 1.6%) и прочих ресурсов (на 7.1%). Очевидно, что небольшое положительное сальдо (в 1.0%) не сможет компенсировать девальвацию национальной валюты и вымывание собственных средств (тенденция их уменьшения в абсолютных числах сохраняется). В структуре внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки наибольший дефицит финансирования ощущается в секторе фундаментальных научных исследований: удельный вес такого финансирования медленно, но верно снижается (на 2.3% по сравнению с 2010 годом). 4

Примечательно, что воюющие стороны – Россия и Украина, – как в актуальном финансировании, так и в своих планах на ближайшее развитие научно-инновационной сферы, предполагают существенное увеличение доли и объёмов госфинансирования, в то время как сохраняющая нейтралитет мирная Беларусь, судя по всему, переводит науку на суровый сухой паёк «по законам военного времени».

Кадровые потери: за ценой не постоим?

В 2014 году нашли подтверждение слова президента о «самой тяжёлой профессии учёного»: за последние два года численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, достигла рекордно низкой отметки (28 тыс. чел.). Ниже она была лишь в конце 1990-х годов. Вклад в столь низкий показатель численности внесла, прежде всего, категория исследователей (более 1 тыс. чел., или более 5% в сравнении с 2012 годом по данной категории). Это означает, что белорусскую науку покидают наиболее продуктивные специалисты, востребованные на рынках сопредельных государств. Львиную долю убыли составляют специалисты без научной степени и специалисты со степенью кандидатов наук.

Примечательно, что начиная с 2011 года из белорусской науки уходят не только мужчины, но и женщины, уровень терпимости которых к низким зарплатам и отсутствию перспектив самореализации традиционно выше, чем у мужчин. Не менее показательно, что убыль имеет место во всех областях науки. Самые высокие показатели убыли – в технических и естественных, самые низкие – в гуманитарных науках. Убыль коснулась практически всех возрастных групп (в наибольшей степени группы 40–49 лет), за исключением одной (60–69 лет), которая незначительно увеличилась. Территориально сокращение численности персонала произошло за счёт преимущественно Минска и Минской области (2/3 убыли).

Ситуация усугубляется тем, что проявившаяся тенденция увеличения численности аспирантов, достигнув пика в 2011 года, также пошла на спад. В настоящий момент сокращение численности персонала не компенсируется даже потенциальными исследователями, то есть под вопрос поставлена ресурсная база кандидатов наук. В то же время структура персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по удельному весу категорий изменилась незначительно: почти 2/3 составляют исследователи, менее 8% – техники, менее 1/3 – вспомогательный персонал. 5

Инновации в текущих условиях: доминирование «ленивых инновационных предприятий» нефтяной отрасли

Истекший год не смог переломить наметившихся в 2012–2013 годах негативных тенденций в инновационной сфере. Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных в Беларуси, в расчёте на 10 000 чел. населения) продолжал снижаться. 6 Заметное сокращение количества зарегистрированных патентов произошло как за счёт национальных заявителей, так и за счёт патентов, зарегистрированных на иностранных заявителей.

Продолжает уменьшаться количество инновационно активных организаций промышленности: более чем на 7% по сравнению с 2011 годом. Доля таких организаций в общем количестве обследованных организаций промышленности упала более чем на 2% по сравнению с 2012 годом. 7 Как и прежде, сокращение произошло преимущественно за счёт ключевых для развития инноваций организаций, а именно: проводящих исследования и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов, осуществляющих производственное проектирование и т. п.

На фоне сокращения предприятий-драйверов инновационного развития наблюдается рост «ленивых инновационных предприятий», импортирующих инновационные машины, технологии, оборудование и компьютерные программы из-за рубежа. Доминирование таких предприятий в сфере промышленности приводит к выпадению невостребованных исследовательского и кадрового инновационного звеньев из инновационного цикла.

Территориальное распределение инновационно активных предприятий по-прежнему неравномерно: расположены они преимущественно в трёх областях – Витебской, Гродненской и Минской. Подавляющее большинство затрат на инновационные технологии приходится на предприятия обрабатывающей промышленности, занимающиеся производством нефтепродуктов, прочих неметаллических минеральных продуктов, а также производством транспортных средств и оборудования, машин и оборудования. Примечательно, что при этом самые высокие затраты на организационные инновации имеют место в совершенно других отраслях обрабатывающей промышленности: химической, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производстве пищевых продуктов.

Большинство затрат на инновации покрываются из собственных средств, что в условиях их вымывания (в силу экономического кризиса в регионе) негативно сказывается на последовательных инвестициях в развитие инноваций. Более того, объём финансирования затрат на технологические инновации в сфере промышленности год от года лишь сокращается. Налицо вырождение института инновационных фондов (как республиканского, так и местного уровней). Относительно небольшой рост финансирования затрат на технологические инновации наблюдается лишь в сфере услуг, при этом организации сферы услуг на протяжении ряда лет практически не используют средства местных бюджетов.

В качестве позитивного момента следует отметить относительно небольшое уменьшение числа инновационно активных предприятий в сфере услуг. В то же время среди указанных организаций растёт количество тех, кто проводит маркетинговые исследования, связанные с технологическими инновациями в сфере услуг; осуществляет производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи); обучает и готовит персонал, связанный с технологическими инновациями в сфере услуг.

И тем не менее общий негативный тренд в сфере инноваций проявился в том, что уже к концу 2014 году сохранявшийся на протяжении 2013 и первых кварталов 2014 года высокий удельный вес инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции промышленности начал снижаться. В наибольшей степени снижение затронуло инновационную продукцию, которая экспортировалась в страны вне СНГ.

«Шарашка учёных» 2.0?

Двадцатого марта 2014 года на заседании Президиума НАН Беларуси одобрена концепция «Беларусь-2020: наука и экономика» (протокол № 3). В ней воспроизведены уже сформулированные в других документах приоритеты научно-инновационной политики на ближайшее будущее: развитие государственной системы единой научно-технической экспертизы, организуемой ГКНТ; внедрение новых механизмов финансирования научных разработок (кредитных, венчурных, трастовых и т. п.) на основе анализа их эффективности с применением зарубежного опыта; повышение степени коммерциализации завершённых исследований и разработок, в т. ч. выполненных с финансированием за счёт бюджетных средств; широкомасштабное внедрение автоматизированных интеллектуальных систем поддержки научно-исследовательского процесса и управления им. 8 Учитывая кризис в экономике и дальнейшее сокращение ресурсов, выделяемых на науку и инновации, власть делает ставку на усиление мобилизационной модели развития.

Показательна в этом отношении политическая и идеологическая инструментализация общественно-политических и гуманитарных наук. Документ предписывает «сконцентрировать усилия учёных-обществоведов на обобщении опыта существования суверенной Беларуси, выделении, систематизации и использовании в идеологической работе накопленного исторического материала для консолидации общества … популяризации исторического наследия как основы патриотического воспитания граждан».

Проблема, однако, заключается в том, что ныне существующая мобилизационная модель уже вплотную приблизилась к точке ресурсного истощения. В этой ситуации возможны три сценария развития на ближайшее будущее: (а) медленная затяжная стагнация; (б) существенное повышение «болевого порога» мобилизационной модели (прямой путь к советской «шарашке»); (в) путь структурных инновационных реформ. Учитывая инерцию колеи развития (path dependence) последних 10–15 лет, наиболее вероятен смешанный сценарий из (а) и (б).

Заключение

В Беларуси в условиях провалившихся модернизационных реформ научной и инновационной сфер, на фоне экономического кризиса в регионе, власти запускают сценарий более жёсткой мобилизационной модели развития. По сути, этот сценарий возрождает советскую модель «шарашки учёных», блокирующую развитие наукоёмкой инновационной экономики.

Сокращение средств бюджета, выделяемых на науку и инновации, непродуманная инфраструктурная политика и усиление дисциплинарного контроля превращают государство в жандарма, бездумно и неэффективно эксплуатирующего финансовые, интеллектуальные и институциональные ресурсы. Злоупотребление административным ресурсом без адекватного масштабу и глубине реформ финансирования, серьёзных изменений в инфраструктуре и способах управления неизбежно приведут – в условиях облегчённой трудовой миграции в рамках ЕАЭС – к дальнейшему интенсивному оттоку квалифицированных кадров, что существенно снизит научно-технический потенциал страны и станет серьёзным барьером на пути инновационного развития Беларуси.