Parliament: At the periphery of the political process

Andrei Yahorau

Summary

In 2013, the Belarusian parliament did not go beyond the usual scope remaining an agency, which simulates representative democracy, being burdened, in addition, with ideological functions and international relations. Parliamentarians obediently passed bills mainly introduced by the Council of Ministers and the president, maintained international contacts, worked with individual appeals and matters related to the state ideology. The composition of the parliament of the 5th convocation was slightly renewed in the 2012 elections, which however did not re-energize the House. 1 As a matter of fact, the minor political role of the parliament in lawmaking and foreign policy reflects the overall political agenda of the country, transformations of the political system and geopolitical trends.

Trends:
General description of parliament’s actions

The 5th National Assembly has held three sessions since the 2012 parliamentary elections: the first one in November-December 2012, the second in April-June 2013, and the third in October-December 2013. The parliament passed 99 bills, including 35 on alterations and amendments to laws in effect, examined seven presidential decrees, and adopted 254 resolutions after considering bills and decrees.

In 2013, the lower chamber only sat for 27 days over the entire year: 16 days in the spring session and 11 days in the autumn session. House representatives examined nearly 187 bills in the first and second readings, i. e. around seven bills on average were passed every working day. 2 This clearly demonstrates the parliament’s superficiality when it comes to discussions and voting. Besides, the fact that not a single bill was rejected speaks for itself. All bills were passed and all presidential decrees were taken into consideration or approved.

MPs also worked in parliamentary standing committees preparing bills; considered appeals and complaints filed by individuals (3,191 addresses in 2013); made trips to the constituencies where they ran for parliament; met with official delegations from international institutions and foreign governments; made foreign visits to meet with international organizations engaged in inter-parliamentary cooperation and foreign governments; took part in ideological and charity events, such as charity campaigns Our Children, Minsk Ski Track 2013, nationwide action Forest Week 2013, Dazhynki 2013, and the action titled ‘To the New Year with White Russia’ organized by the NGO Belaya Rus (‘White Russia’), as well as inter-parliamentary sporting events, tree plantings, field seminars, round table sessions, etc.; published articles in the national and local press. Efforts of the parliamentary group Iniciativa formed in December 2012 and White Russia were pretty much reduced to these actions.

Iniciativa, which totals 21 members, was formed to “mainstream efforts of local councils and enhance interaction within the parliamentary vertical.” 3 It basically focuses on regional affairs being mainly engaged in seminars and field sessions in districts and regional cities to address social (“exploration of trade opportunities in rural areas”), economic (trade and entrepreneurship in small towns and rural areas), environmental (the seminar Green Revolution and RIO+20; Conservation Agriculture–Green Economy), and ideological (round table School-Family-Church Interaction in Matters of Spiritual and Moral Education for Schoolchildren) issues. Also, all members of the group participate in Alexander Lukashenko’s working visits.

White Russia does not stand out for its political activism either. A meeting of its primary organization attended by NGO Chairman, Deputy Presidential Chief of Staff Alexander Radkov was the only noticeable initiative. All MPs, who participated in the meeting, were invited to enter the primary organization. “This proposal was unanimously accepted.” 4

In 2013, the cost for sustaining the two chambers of the National Assembly amounted to 90.5 billion Belarusian rubles (around US$ 10.2 million) paid from the state budget. This is only 2.6% of the total budget expenditure for sustaining public authorities performing general functions and almost a half of the expenditures on the agencies in charge of the presidential logistics. 5

Legislative activity

In 2013, the legislative activity of the Parliament was the same as usual, i.e. no activity whatsoever. MPs did not initiate a single bill and only approved everything they received from the Council of Ministers and the president. According to the Legislative Activity Chronicle, in three sessions, parliamentarians considered 218 documents (mostly related to international relations) in the first and second readings, including amendments to laws, which needed an update following Common Economic Space agreements with Russia and Kazakhstan, economic operations, the budget, amendments to the Code of Administrative Offences and Procedural Code of Belarus, organization of courts, ecology and environmental management, etc., which reflects the overall agenda of the 5th House of Representatives and the relative importance of particular points (Figure 1).

Figure 1. Legislative activity of the House of Representatives of the National Assembly of the 5th convocation (2012–2013): the proportion of topics in examined bills
Source: The author’s calculations are based on the Legislative Activity Chronicle

As concerns international relations, the considered bills covered ratification of agreements on cooperation with South and Southeast Asia (Indonesia, Laos, Cambodia, Sri Lanka, Bangladesh, etc.), including the avoidance of double taxation, investment protection, and visa waiver for holders of diplomatic passports. Agreements on cooperation in the field of higher and postgraduate education were signed with Ukraine, Tajikistan and Turkmenistan.

In 2013, Belarus joined the Council of Europe Convention on Action against Human Trafficking, the Convention on Standards for Democratic Elections and Electoral Rights and Freedoms in CIS Member States, the Singapore Treaty on the Law of Trademarks; ratified an agreement with the United Nations on measures to expedite the import, export and transit of relief consignments and possessions of relief personnel for assistance in case of disasters and emergency situations, and a loan agreement between the Republic of Belarus and the European Bank for Reconstruction and Development and the Nordic Investment Bank (the environmental infrastructure funding project). Furthermore, the National Assembly ratified an agreement with Ukraine, Lithuania, Latvia and Poland on the state border regime and border junction points.

Regulatory documents related to the Common Economic Space of Belarus, Russia and Kazakhstan were, perhaps, of paramount importance. In particular, the CES members agreed on currency regulation standards 6, the turnover of certain types of commodities (steel pipes, pharmaceuticals, medical equipment, and custom duties on crude oil) and regulation of customs operations (the new law on customs regulation in the Republic of Belarus). The point is that a number of decisions, which used to be a prerogative of the national governments, will now require coordination at the supranational level.

The law on customs regulation nullifies the Customs Code and adapts the national legislation to Customs Union laws. It also regulates matters not covered by the Customs Code or attributed to the exclusive competence of the national legislations of the Customs Three. 7

As for economy, the most important bills concerned changes in activities of business entities and investments. New regulations concerned establishment and functioning of single person business entities; modified terms of reference of general meetings of members; authorization of business entity members to challenge decisions of boards of directors (supervisory boards), etc. 8

The bills on concessions and investments altered investment regulations. The law on investments actually replaced the previous Investment Code of Belarus. 8 The bill on concessions aims at improvement of the legal regulation of the institution of concession as a form of investment. The bill lists assets solely owned by the state in accordance with the Constitution of Belarus, which may be put under concession, the exclusive property of the state (subsoil assets, water and forest resources), and activities subject to the exclusive right of the state. 10 These bills are obviously meant to bring in investments, which Belarus needs desperately.

Much attention was paid to the judicial system. Major changes were brought about by the law on constitutional judicial proceedings, which slightly broadened powers of the Constitutional Court, which was previously divested of authority so much that its very existence made no sense at all. Now, the Constitutional Court is able to deal with problems on the basis of initiatives of government agencies not specially authorized to appeal to the Constitutional Court, as well as other organizations and even individuals. This expands the scope of the court’s actions except for political issues, because it is still essentially dependent on the executive branch.

Also, the institution of mediation (the law on mediation) aimed at increasing opportunities for out-of-court settlement of disputes has been introduced to the judicial system. Apart from that, the laws on the judicial system and the status of judges were amended with account of these novelties, as well as the process of unification of courts of general jurisdiction and economic courts (in accordance with the so-called ‘batch principle’).

Amendments to the laws on elections, information, notarial activities, political parties and public associations are also worth noting. In particular, changes concern elections to the House of Representatives of the National Assembly of Belarus. Elections are suggested to be held in one round by a relative majority. 11

Regulations on information, informatization and information security were tightened. The amendments on political parties and public associations concern “the procedure of reorganization and liquidation of a public association, union of public associations, political parties, unions (associations) of political parties, including the order and terms of transformation of public associations into political parties.” 12

International activities

Alongside traditional contacts with the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, the Parliamentary Assembly of the Union of Belarus and Russia, the CIS Inter-Parliamentary Assembly, the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization, and the Inter-Parliamentary Assembly of the Eurasian Economic Community, Belarusian MPs took part in sessions of the OSCE Parliamentary Assembly and the Parliamentary Assembly of the Council of Europe, held meetings with delegations of the World Bank, the European Bank for Reconstruction and Development, the Nordic Investment Bank, and the OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights. In 2013, bilateral contacts focused on South and Southeast Asia. Belarusian parliamentary delegations visited these regions more than once and accepted delegations and officials from there.

With account for signed bilateral agreements and official contacts, international activities of the parliament in the past year covered Latin America (Ecuador, Cuba), Africa (Republic of South Africa), Middle East (Oman, the United Arab Emirates, Jordan), the Mediterranean region (Turkey), Europe (mainly the neighbors: Lithuania, Latvia, Estonia, Poland, and also Serbia, Hungary and Switzerland), the CIS (Turkmenistan, Uzbekistan, Tajikistan, Russia, Kazakhstan), Eastern Partnership members (Armenia, Azerbaijan, Ukraine, Georgia), South and Southeast Asia (Vietnam, Laos, Cambodia, Indonesia, Singapore, South Korea, China, India, Bangladesh, Sri Lanka, and Brunei Darussalam).

Conclusion

In 2013, neither the political role, nor the functions of the parliament underwent any changes. Despite the dominance in the House of Representatives, White Russia did not distinguish itself in terms of the parliament’s political activity.

Belarusian MPs generally proved to be ideologically literate, socially responsible, sports-loving, internationally active and absolutely devoted to the policy determined by the government and the president.

Over the period under review, parliamentarians did not initiate a single bill. It is safe to assume that the same situation will be observed in 2014.

Парламент: на периферии политического процесса

Андрей Егоров

Резюме

В 2013 году деятельность белорусского парламента не выходила за привычные рамки: в белорусской политической системе парламент является органом, симулирующим представительную демократию и дополнительно нагруженным функциями идеологической работы и международной активности. Деятельность депутатского корпуса сосредоточивалась на формальном одобрении проектов законов, внесённых преимущественно Советом министров и президентом, международных контактах, работе с обращениями граждан и участии в идеологических мероприятиях. Некоторое обновление состава депутатского корпуса Национального собрания V созыва после выборов 2012 не внесло оживления в работу. 1 С другой стороны, при незначительной политической роли парламента, в динамике его законодательной и международной деятельности можно увидеть отражение общеполитической повестки дня в стране, ход некоторых трансформаций политической системы и тенденции в изменении географии политических контактов Беларуси.

Тенденции:
Общая характеристика деятельности парламента

С момента выборов 2012 года состоялось три сессии Национального собрания Республики Беларусь V созыва: первая сессия – ноябрь-декабрь 2012, вторая сессия – апрель-июнь 2013, третья сессия – октябрь-декабрь 2013 года. За указанный период принято 99 законов (35 из них связаны с изменениями других законов и внесением дополнений), рассмотрено 7 декретов президента, принято 254 постановления по результатам рассмотрения декретов и проектов законов.

В 2013 году общее количество дней, в которые проходили рабочие заседания Палаты представителей, составило всего 27 (16 дней в весеннюю и 11 дней в осеннюю сессии). При этом депутаты рассмотрели в первом и втором чтении около 187 проектов законов, т. е. за один рабочий день принималось около семи законопроектов. 2 Такая производительность явно свидетельствует в пользу весьма формального подхода парламента к обсуждению законопроектов и голосованию по ним. Показательно и то обстоятельство, что ни один из внесённых в парламент проектов законов не был отклонён, все они были приняты, так же как и все декреты президента были приняты к сведению либо одобрены.

Помимо собственно заседаний парламента, депутаты вели работу в постоянных парламентских комиссиях, где осуществляется подготовка проектов законов; рассматривали обращения граждан (3191 обращение за 2013 год); выезжали в свои округа; принимали официальные делегации международных организаций и иностранных правительств; осуществляли международные визиты в структуры межпарламентского сотрудничества и иностранные государства; участвовали в идеологических и благотворительных акциях (благотворительная акция «Наши дети», «Минская лыжня – 2013», общереспубликанская акция «Неделя леса – 2013», «Дажынкі – 2013», акции РОО «Белая Русь» «В Новый год – с “Белой Русью”», а также межпарламентские спортивные состязания, посадки деревьев, выездные семинары, круглые столы и т. п.); публиковали статьи в республиканской и местной прессе. Деятельность созданной в декабре 2012 года депутатской группы «Инициатива» и представителей РОО «Белая Русь» не выходила за рамки описанных активностей.

Группа «Инициатива», состоящая из 21 депутата и сформированная с целью «активизации деятельности местных Советов депутатов, усиления взаимодействия депутатской вертикали», 3 имеет выраженный региональный фокус активности и в основном занимается проведением семинаров и выездных заседаний в районах и региональных городах. Тематика таких встреч касается, как правило, социальных («изучение проблем организации торговли в сельской местности»), экономических (торговля и предпринимательство в малых городах и сельской местности), экологических (семинар «Зелёные революции, РИО + 20; сберегающее земледелие – экологизация экономики»), идеологических (круглый стол на тему «Взаимодействие школы, семьи и церкви в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников») вопросов. Кроме того, все члены группы принимают участие в рабочих поездках президента А. Лукашенко.

«Белая Русь» также не отличалась политическим активизмом. Единственная заметная инициатива – проведение собрания первичной организации РОО «Белая Русь» Палаты представителей Республики Беларусь с участием председателя РОО «Белая Русь», заместителя главы Администрации президента А. Радькова. Всем присутствующим на встрече депутатам было предложено войти в состав первичной организации, и «данное предложение было единогласно поддержано присутствующими». 4

В 2013 году общая стоимость содержания двух палат Национального собрания обошлась государственному бюджету в Br 90.5 млрд (около USD 10.2 млн). Это всего лишь 2.6% от общих затрат бюджета на содержание государственных органов общего назначения и почти в два раза меньше затрат на содержание государственных органов, обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь. 5

Законодательная деятельность

В 2013 году законодательная деятельность парламента в целом проходила в типовом режиме: активность депутатов в инициировании законопроектов не проявилась в принципе, а голосование по внесённым Совмином или президентом законопроектам являлось исключительно утвердительным. В соответствии с Хроникой законодательной деятельности, в течение трёх сессий депутаты рассмотрели в первом и втором чтении около 218 документов. В основном рассмотренные законопроекты касались вопросов международных отношений, в частности некоторых изменений законодательства в связи с подписанием соглашений с Россией и Казахстаном о Едином экономическом пространстве (ЕЭП); экономики и хозяйственной деятельности; бюджета; изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях; судоустройства; экологии и природопользования и др. Этот перечень отражает общую повестку Палаты представителей V созыва и относительную важность отдельных вопросов (рис. 1).

Рис. 1. Законодательная деятельность Палаты представителей Национального собрания V созыва (2012–2013): удельный вес тематики в общем объёме рассмотренных законопроектов Источник: расчёты автора на основе Хроники законодательной деятельности

В области международных отношений рассмотренные законопроекты касались ратификации соглашений о сотрудничестве со странами Южной и Юго-Восточной Азии (Индонезия, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Бангладеш и др.), включая вопросы избегания двойного налогообложении, защиты инвестиций, безвизового въезда для владельцев дипломатических паспортов. С Украиной, Таджикистаном и Туркменистаном заключены соглашения о сотрудничестве в области высшего и послевузовского образования.

В 2013 году Беларусь присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми; Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств; Сингапурскому договору о законах по товарным знакам; ратифицировала соглашения с Организацией Объединённых Наций о мерах по ускорению ввоза, вывоза и транзита грузов чрезвычайной помощи и имущества персонала по оказанию чрезвычайной помощи в случае бедствий и чрезвычайных ситуаций; Кредитное соглашение между Республикой Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Северным инвестиционным банком (проект финансирования экологической инфраструктуры). Кроме того, ратифицированы соглашения с Украиной, Литвой, Латвией, Польшей о режиме государственной границы и пунктах стыка государственных границ.

Пожалуй, наиболее важную часть международных договоров составляли нормативные документы, затрагивающие те или иные вопросы создания ЕЭП между Беларусью, Россией и Казахстаном. В частности, участники ЕЭП согласовали стандарты валютного регулирования, 6 оборота отдельных товаров (стальные трубы, медпрепараты, медтехника, пошлины на сырую нефть), таможенного регулирования (новый закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»). Общая тенденция состоит в том, что часть вопросов, ранее принадлежавших к исключительной компетенции национальных правительств, теперь будет требовать согласования на наднациональном уровне.

Закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» отменяет действие Таможенного кодекса и интегрирует нормы национального законодательства в этой сфере для работы в условиях Таможенного союза (ТС). Кроме того, нормы нового закона имеют отношение к тем вопросам, которые не урегулированы Таможенным кодексом ТС либо отнесены к компетенции национального законодательства стран «тройки». 7

В блоке экономических законопроектов наиболее важные законопроекты касались изменений в деятельности хозяйственных обществ и вопросов инвестиций. В деятельности хозяйственных обществ новеллы затронули: возможность создания и деятельности хозяйственных обществ с одним участником; изменение полномочий общего собрания участников хозяйственного общества; наделение участников хозяйственного общества правом оспаривать решения совета директоров (наблюдательного совета) и др. 8

Законопроекты «О концессиях» и «Об инвестициях» изменили порядок регулирования инвестиционной деятельности. Закон «Об инвестициях» фактически заменил действовавший ранее Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. 9 Закон «О концессиях» разработан в целях совершенствования правового регулирования института концессии как одной из форм инвестиционной деятельности. В законопроекте определяются объекты концессии, которыми могут являться: объекты, составляющие в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исключительную собственность государства (недра, воды, леса); объекты, находящиеся только в собственности государства; виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства. 10 Очевидно, что данные законопроекты направлены на расширение инвестиционной привлекательности Беларуси, остро нуждающейся в притоке иностранных инвестиций.

Значительный блок законопроектов затрагивал вопросы судоустройства. Основные изменения в эту область внесены Законом «О конституционном судопроизводстве». Закон предусматривает некоторое расширение полномочий Конституционного суда, ранее урезанных настолько, что не был понятен смысл наличия такой структуры. После расширения функций Конституционный суд сможет рассматривать вопросы на основании инициативных обращений государственных органов, не являющихся специально уполномоченными органами для обращения в Конституционный суд, а также иных организаций и даже граждан. Это расширяет пространство для деятельности суда, исключая политические вопросы, поскольку сохраняется его принципиальная зависимость от исполнительной власти.

Помимо этого, в сферу судебной деятельности вводится институт медиации (Закон «О медиации»), направленный на расширение возможностей для внесудебного урегулирования споров. В остальном в законы о судоустройстве и статусе судей вносились изменения и дополнения в связи с данными новеллами, а также процессом объединения системы общих и хозяйственных судов (в соответствии с т. наз. пакетным принципом).

Следует также отметить изменения избирательного законодательства, законодательства об информации, нотариальной деятельности; изменения законодательства о политических партиях и общественных объединениях. В частности, изменяется порядок определения результатов выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Выборы депутатов парламента предлагается проводить в один тур, а результаты выборов определять по принципу относительного большинства. 11

Ужесточились нормы регулирования в области информации, информатизации и защиты информации. Изменения в деятельности политических партий и общественных объединений коснулись «порядка реорганизации и ликвидации общественного объединения, союза (ассоциации) общественных объединений, политической партии, союза (ассоциации) политических партий, в том числе порядка и условий преобразования общественного объединения в политическую партию». 12

Международная деятельность

Помимо традиционных контактов с Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации, а также контактов в рамках Парламентского собрания Союза Беларуси и России, Межпарламентской ассамблеи СНГ, Парламентской ассамблеи ОДКБ, Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, в 2013 году белорусские депутаты приняли участие в сессиях Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Парламентской ассамблеи Совета Европы. Состоялись встречи руководства Палаты представителей с делегациями Всемирного банка, ЕБРР, Северным инвестиционным банком, БДИПЧ ОБСЕ. В 2013 фокус двусторонних контактов сосредоточился на странах Южной и Юго-Восточной Азии, куда направлялись белорусские парламентские делегации или парламентарии принимали официальных лиц и делегации из этих стран.

С учётом подписания двусторонних договоров и официальных контактов география международной деятельности парламента в прошедшем году выглядела следующим образом: Латинская Америка (Эквадор, Куба), Африка (ЮАР), Ближний Восток (Оман, ОАЭ, Иордания), Средиземноморье (Турция), Европа (в основном соседи: Литва, Латвия, Эстония, Польша, но также Сербия, Венгрия, Швейцария), страны СНГ (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Россия, Казахстан), страны Восточного партнёрства (Армения, Азербайджан, Украина, Грузия), Южная и Юго-Восточная Азия (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Индонезия, Сингапур, Республика Корея, Китай, Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Бруней-Даруссалам) (рис. 2).

Рис. 2. География международной деятельности белорусского парламента, 2013 год Источник: карта подготовлена с использованием инструмента https://mapsengine.google.com
Заключение

В 2013 году ни политическая роль, ни функции парламента не претерпели изменений. Несмотря на доминирование в Палате представителей депутатов из РОО «Белая Русь», эта структура никак не отметилась в аспекте политической деятельности парламента.

Белорусские депутаты в целом проявили себя как идеологически грамотные, социально ответственные, спортивные, активные в международных контактах и абсолютно верные выбранному курсу правительства и президента граждане.

В анализируемый период депутаты парламента не инициировали ни одного законопроекта. Вполне оправданно ожидать, что в 2014 году в деятельности белорусского парламента не произойдёт существенных изменений.