Сельское хозяйство: рост превыше денег

Константин Скуратович

Резюме

В 2012 году сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность перевыполнили установленные прогнозы-задания производства, увеличили внешний товарооборот за счёт опережающего увеличения экспорта при относительном сокращении импорта. Вследствие чего увеличилось положительное сальдо в торговле продовольственной продукцией.

Прирост экспортно-импортных операций достигнут в основном в торговле с Россией. Рост поставок в Россию, в свою очередь, снизил остроту проблемы диверсификации экспорта продовольствия, о которой лишний раз предпочитают не вспоминать. На внутреннем потребительском рынке розничные цены по темпам роста обгоняли все европейские страны.

В сельском хозяйстве достигнуты определённые успехи в укреплении финансового здоровья сельскохозяйственных организаций, но их общее состояние остаётся неудовлетворительным.

Тенденции:

Введение

При незначительных масштабах внешней торговли сельское хозяйство остаётся базовой отраслью белорусского агропромышленного комплекса в целом. Представленное двумя ведущими отраслями – растениеводством и животноводством, – оно производит 4.1% совокупного внутреннего продукта Беларуси. Согласно официальным данным, в стране функционируют около 1300 сельскохозяйственных организаций, 2000 крестьянских (фермерских) хозяйств, 1100 тыс. личных подсобных хозяйств; в отрасли занято 438.4 тыс. человек (9.5% от общей численности занятых в народном хозяйстве).1

Показатели сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, достигнутые в 2012 году, анализируются с учётом двойственной задачи, которая поставлена перед отраслью. С одной стороны, отрасль должна наращивать показатели производства, с другой – проводить работу по оздоровлению финансового состояния сельскохозяйственных организаций. В среднесрочной перспективе (2015 год) поставлена задача выхода отрасли на самофинансирование и самоокупаемость. По мнению Александра Лукашенко, в результате многолетней работы по выполнению Госпрограммы возрождения и развития села сделано многое, но нерешёнными остались многочисленные проблемы, особенно в сфере эффективности хозяйствования.

Итак, исходя из оценок самого А. Лукашенко, результаты исполнения Программы являются неудовлетворительными в организационном и экономическим плане. С учётом этого замечания можно полагать, что правительство, сформированное специально под задачи «нового экономического курса», не достигло никаких принципиальных улучшений и в 2012 году. То есть прежние негативные тенденции едва ли не укрепились, а новые подходы остались декларативными. Перед сельским хозяйством из года в год ставятся одни и те же задачи, решаемые в рамках командно-административного управления, которое не создаёт стимулы для саморазвития предприятий.

Эта система сформировалась давно, ещё в результате коллективизации. Её ценят за возможность стабилизации социально-экономической и политической системы в целом. Либерализация этой системы имела место в начале 1990-х в связи с возникновением фермерских (крестьянских) хозяйств, развитие которых искусственно прервалось.

Кроме того, от сельского хозяйства дополнительно требуется реализация определённых идеологических функций. Вероятно, поэтому в 2012 году средний удой молока составил 4712 кг от коровы, что на 190 кг больше уровня 2011 года. Экстраполируя эту тенденцию в будущее, несложно предположить, что через 2–3 года средний удой увеличится до 5000 кг от коровы. Этот показатель в советские времена считался своеобразным эталоном «успешного» коммунистического хозяйствования на селе. Сегодня перед отраслью ставят задачи по выходу на среднеевропейские показатели, но достичь их предполагается на базе технологий вековой давности.

Экспорт/импорт

По сравнению с 2011 годом, физические объёмы экспорта продовольственных товаров в 2012 году выросли на 25.7%, импорта – на 22%. Средние экспортные цены снизились на 5.9%, импортные – на 3%. При этом физические объёмы поставок экспорта по мясу и мясным субпродуктам увеличились на 21.9%, по молоку и молочной продукции – на 33.4%. Средние цены экспорта мяса уменьшились на 3%, молока – на 18.2%.2 Проблематичная ситуация сложилась и с экспортными поставками сахара, физический объём которых увеличился на 13.4% при падении цен на 19.5%.

По импорту существенно возросли закупки в натуральном выражении зерновых культур (в 3.2 раза) и продуктов для кормления животных (на 30.9%). В 2012, по сравнению с 2011 годом, наиболее существенное снижение средних цен импорта отмечено на зерновые культуры (на 38.7%) и растительные масла (на 11.3%).

Увеличение экспорта продовольствия произошло вследствие роста стоимостных объёмов поставок колбас и аналогичных продуктов из мяса (на USD171.7 млн), масел растительных (на USD 92.2 млн), мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы (на USD 86.9 млн), молока и сливок несгущённых (на USD 67.8 млн), готовых или консервированных продуктов из мяса (на USD 64.1 млн). Одновременно увеличились стоимостные объёмы импортных закупок свинины (на USD 101.2 млн), шоколада и прочих готовых пищевых продуктов, содержащих какао (на USD 37.4 млн), филе рыбного (на USD 19.1 млн), пива (на USD 18.1 млн), бананов (на USD 17.8 млн).

Положительное сальдо в продовольственной группе товаров сложилось в размере USD2114.2 млн против 1788.7 млн в 2011 году. Благодаря опережающему росту экспорта при относительном отставании импорта в 2012 году положительное сальдо возросло на сумму USD 325.5 млн в сравнении с предыдущим периодом.

По строке статистического учёта «внешняя торговля товарами по видам экономической деятельности» собственно сельское хозяйство вместе с охотой и лесным хозяйством в 2012 году экспортировали продукции на сумму USD 419.9 млн при 439.9 млн импорта, что вылилось в USD 13 млн отрицательного сальдо. Но предприятия переработки, которые по основной своей экономической деятельности (пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия) экспортировали на USD 3870 млн, импортировали на USD 2133.6 млн и в результате обеспечили положительное сальдо на сумму USD 1736.7 млн.

Производство

В соответствии с прогнозом на 2012 год (Указ Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 № 590) предусмотрен рост сельхозпроизводства на 4–5%. Фактически производство валовой продукции во всех категориях хозяйств составило в текущих ценах Br 100.8 млн и увеличилось по сравнению с 2011 годом на 6.1% в сопоставимых ценах. За счёт роста производства продукции животноводства обеспечено 2.9% полученного прироста продукции сельского хозяйства, за счёт роста продукции растениеводства – 3.2% прироста.

В сельскохозяйственных организациях, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, объём производства по сравнению с 2011 годом увеличился на 7.4%. При этом производство продукции животноводства увеличилось на 7.7%, растениеводства – на 6.9%.

В 2012 в хозяйствах всех категорий произведено 9.2 млн тонн зерна (в весе после доработки), что на 1 млн тонн (на 11.5%) больше, чем в 2011 году. В то же время валовой сбор картофеля уменьшился на 3.3% и составил 6.9 млн тонн. Овощей получено 1.6 млн тонн (на 12.9% меньше).

На 1 января 2013 численность крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях составила 4.2 млн голов и по сравнению с соответствующей датой предыдущего года увеличилась на 3.3%, в том числе коров – 1.4 млн голов (на 4.3% больше). Поголовье свиней увеличилось на 8.2% и составило 3.3 млн голов.

В 2012 году хозяйствами всех категорий реализовано скота и птицы на убой (в живом весе) 1558.3 тыс. тонн, или 106.4% к уровню 2011, произведено молока – 6767.3 тыс. тонн (104.1%), яиц получено 3831.6 млн штук (104.8%). Всеми заготовительными организациями закуплено в хозяйствах населения 75.9 тыс. голов крупного рогатого скота, что на 2.7% меньше, чем в 2011 году. Молока в хозяйствах населения закуплено 313.6 тыс. тонн, что на 1.1% меньше, чем в минувшем году.

Реинкарнация «реформ» конца 1980-х

Как отмечают в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, финансовое состояние большинства сельскохозяйственных организаций остаётся сложным и неустойчивым, хотя основные показатели улучшились. В 2012 году продолжились усилия правительства «по углублению комплексного подхода к решению крупных производственных программ», «преодолению мелочной опеки предприятий и повышению их самостоятельности и инициативы».

Эта политика напоминает усилия по созданию условий для перехода предприятий на самофинансирование, самоокупаемость и самостоятельность в конце 1980-х. В форме концепции «трёх С» эти принципы были положены в основу хозяйственной реформы экономики СССР в 1987 году. Предполагалось, что в случае успеха предприятия смогут перейти к использованию только собственных средств для простого и расширенного воспроизводства. В Беларуси после прихода к власти Александра Лукашенко реформирование экономики официально предано анафеме, но поставленные в ходе реформы задачи декларируются в качестве обязательных для решения. Поэтому принципиальной переориентации на «новый курс» в экономике не произошло.

По словам заместителя министра сельского хозяйства Василия Казакевича, «незадействованными остаются резервы для снижения затрат на производство и повышения качества продукции, хромает технологическая дисциплина и, как результат, отмечено падение производства из-за недобора товарной продукции. Работа в этом направлении не организована должным образом, а в ряде случаев отсутствует вообще».3 Это высказывание фактически подтверждает оценку, которую Михаил Мясникович, вступая в должность премьер-министра, дал сельскому хозяйству. Ситуацию в нём он назвал отвратительной. Она была «отвратительной» и в первый постсоветский период рыночного реформирования, и после, когда была принята к исполнению Государственная программа возрождения и развития села.

Следует согласиться с критиками, которые утверждают, что реформаторская компонента программы свелась «к смене вывесок» и набору примитивных имитаций. Например, в качестве «рыночного» шага правительство представило передачу обанкротившихся сельскохозяйственных организаций на баланс «эффективных собственников» – банков, промышленных предприятий, пенитенциарных учреждений.

Вместе с тем официальные оценки чаще всего регистрируют поступательное и неуклонное движение вперёд. Согласно данным Белстата, в 2012 году получена прибыль от реализации продукции Br8.4 трлн, чистая прибыль – Br 4.3 трлн; рентабельность продаж при задании в 4–4,5% составила 13.8%, а по конечному финансовому результату – 15%. Количество организаций, сработавших с убытками по конечному финансовому результату, в 2012 уменьшилось с 21 до 19. Без государственной поддержки рентабельность организаций АПК выросла с 6.9% в 2011 до 9.3% в 2012 году.

В то же время, по состоянию на 1 января 2013, на долю организаций сельского хозяйства приходилось 29.2% всей просроченной кредиторской задолженности. Просроченная кредиторская задолженность превысила просроченную дебиторскую задолженность в 6.5 раза. На долю организаций сельского хозяйства приходится 36.5% всей просроченной задолженности по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению в республике и 46.8% всей просроченной задолженности по кредитам и займам.

Обратим внимание, что сумма полученной организациями сельского хозяйства чистой прибыли достигла Br9.02 трлн, что в 1.5 раза уступает стоимости финансирования сельхозпроизводства из бюджетов всех уровней (Br 14.7 трлн; Br 1.9 млн, или USD227 на гектар в эквиваленте).

Заключение

Колхозы, формально преобразованные в производственные кооперативы, по сей день не получили никакой хозяйственной самостоятельности. Наоборот, командно-административная система сохранилась и упрочилась.

Отрасль – вопреки настойчивым требованиям выхода на самоокупаемость – остаётся дотационной. При этом сумма дотаций постоянно растёт, множатся суммы просроченных обязательств, которые в конечном итоге списываются.

Руководство страны крайне заинтересованно относится к «видам на урожай» и считает, что денег для сельского хозяйства жалеть не следует. Эту ситуацию определяют выработанные прежней практикой стереотипы, которые надёжно обслуживают потребности устойчивости социально-экономической системы. По всей видимости, сельское хозяйство станет последней отраслью, которую затронут изменения.