Спорт: между олимпийскими взлётами и допинговыми залётами
Борис Тасман

Резюме

Белорусский спорт в 2010 г. отступил на шаг назад от края пропасти, к которой он приблизился в 2009 г. На зимних Олимпийских играх в Ванкувере белорусские атлеты достигли рекордного в суверенной истории результата – добыли сразу три медали, в том числе впервые – золотую. Улучшились количественные показатели выступлений на чемпионатах мира в олимпийских дисциплинах (16 наград против 12), однако в качественном отношении наблюдался спад – всего два чемпиона. Среди зимних видов спорта безоговорочно лидируют фристайл и биатлон, среди летних – гребля на байдарках и каноэ.
Между тем не отмечены подвижки к лучшему в лёгкой атлетике и плавании. В академической гребле развалились все перспективные экипажи. Мужская теннисная команда выбыла из второго дивизиона Кубка Дэвиса в третий. Сделали шаг назад борцы вольного стиля и дзюдоисты. На этом фоне шаг вперёд сделали игровики, а баскетболистки на чемпионате мира вошли в квартет лучших. Минувший сезон был как никогда успешным для белорусского футбола.
Возраст многих медалистов близок к критическому – все три белорусских чемпиона перешагнули тридцатилетний рубеж. Снова белорусский спорт потрясли громкие допинговые скандалы, произошедшие с белорусами на чемпионатах мира и Европы по лёгкой и тяжёлой атлетике. Международный спортивный суд вернул пекинские медали метателям молота Вадиму Девятовскому и Ивану Тихону.

Тенденции:

  • прогресс на зимних Олимпийских играх;
  • ухудшение качества достижений;
  • критическое старение звёзд белорусского спорта;
  • подъём белорусского футбола;
  • массовое использование допинга;
  • рост криминализации белорусского спорта.

Достижения Ванкувера

Для белорусского спорта зимние олимпийские игры 2010 в Ванкувере стали пятыми в суверенной истории и самыми лучшими по достигнутым результатам. В Лиллехаммере-94 и Нагано-98 удавалось добыть по две награды, в Солт-Лейк-Сити-2002 и Турине-2006 – по одной. Ванкувер расщедрился сразу на три медали: золото лыжного акробата Алексея Гришина, серебро и бронзу биатлонистов Сергея Новикова и Дарьи Домрачевой.

Беларусь на Зимних олимпийских играх

 

Золото

Серебро

Бронза

Всего

1994

2

2

1998

2

2

2002

1

1

2006

1

1

2010

1

1

1

3

Впервые – три призовых места и золотая медаль. Закономерен либо случаен успех? Начиная с 1998 г. фристайлисты домой без наград не возвращались. И хотя на пьедестал поднимались лишь двое – Алексей Гришин (бронза и золото) и Дмитрий Дащинский (бронза и серебро), – их удачи стали отражением развития белорусской школы лыжной акробатики (один из видов фристайла). В подтверждение сказанному: из шести белорусов, выступавших в Ванкувере, пятеро стали финалистами. Правда, Дащинский, Тимофей Сливец и Алла Цупер оказались за пределами зачётных восьмёрок, зато Ассоль Сливец вышла на четвёртое место. Таким образом, здесь всё закономерно.
Биатлонистка Дарья Домрачева являлась одной из претенденток на олимпийские награды, потому её бронзовый взлёт был ожидаемым. О том же свидетельствуют 6-е и 8-е места Домрачевой в других гонках. А вот серебро Сергея Новикова – улыбка фортуны. Если прежде он попадал в число десяти лучших на этапах Кубка мира, это уже считалось отличным результатом. В мужском биатлоне медаль не предполагалась. Однако тренеры национальной команды очень точно спланировали подготовку и выведение на пик формы своих подопечных. Кроме Новикова, лучшим выступлением в карьере блеснули Людмила Калинчик и Надежда Скардино, успехи которых связывают с именем германского специалиста Клауса Зиберта, несколько лет работающего с белорусской командой.
Представители остальных видов снова сработали вхолостую – лыжники, конькобежцы, шорт-трековики и др. Выступали за Беларусь две подготовленные в России горнолыжницы, но они были предсказуемо далеки от высоких мест.
Поскольку в Минске построили открытый каток, то логично было бы развивать скоростной бег на коньках. Тем более что есть традиции – серебро Игоря Железовского на Играх-94 и 5-е место Анжелики Котюги на Олимпиаде-2002. Но Беларусь ухватилась за горные лыжи, не имея ни природных условий, ни инфраструктуры, ни достаточного количества специалистов.
По-прежнему нет отдачи от огромных инвестиций в хоккей. И национальная команда, и клубы продолжили топтание на месте. В Ванкувере, а затем и на чемпионате мира в Германии сборная страны не смогла пробиться в четвертьфинал. На чемпионатах мира молодёжная и юниорская команды курсируют между элитным и первым дивизионами.

Вал и номенклатура

В советское время предприятиям устанавливали план по двум основным показателям – «валу» и номенклатуре. Если сумма валовой прибыли оказывалась меньше доведённой сверху, предприятие лишалось премиальных. Однако если кроме «вала» выполнялись и номенклатурные показатели (то есть по каждой позиции), тогда премиальные выплачивались в больших объёмах. Впрочем, случалось подобное нечасто.
По общему количеству медалей, завоёванных на чемпионатах мира в олимпийских дисциплинах, в 2010 г. достигнут прогресс – 16 против 12 в 2009 г. А если добавить олимпийские призы, и вовсе получится 19 к 12. Рост очевиден. Однако правильнее было бы сопоставлять итоги 2010 г. не с 2009-м, а с 2006-м. Дело в том, что в нечётные и чётные годы проводится неодинаковое количество мировых форумов. Например, гребцы, борцы и тяжелоатлеты соревнуются каждый год, стрелки и боксёры – один раз в два года, а у легкоатлетов иная схема: в чётные годы – Олимпиада и летние чемпионаты мира (по 47 комплектов наград), в нечётные – первенства планеты в залах (26 комплектов). Таким образом, 2010-й и 2006-й сопоставимы по достижениям.

Чемпионаты мира

 

Золото

Серебро

Бронза

Всего

2006

6

3

8

17

2010

2

7

7

16

Суммарно 2010 год принёс всего на одну медаль меньше, чем 2006-й, но вот по золотым наградам регресс существенный: если в 2006 г. завоёвано 6 чемпионских титулов, то спустя четыре года их количество уменьшилось до 2-х – у стрелка Сергея Мартынова и толкательницы ядра Надежды Остапчук. В качественном отношении регресс так же очевиден, как прогресс в количественном.

Стареющие звезды

Снижение качества вовсе не случайно, оно отражает процесс старения звёзд белорусского спорта и слабую работу по подготовке резерва.
Олимпийский чемпион Гришин и чемпионка мира Остапчук перешагнули 30-летний рубеж, а Мартынов – 40-летний. Единственная медалистка в академической гребле – 38-летняя Екатерина Карстен, единственный призёр среди гимнастов – 33-летний Дмитрий Касперович. Стабильно покоряющему пьедесталы толкателю ядра Андрею Михневичу – 34, пистолетчице Виктории Чайке – 30, легендарным гребцам Роману Петрушенко, Вадиму Махневу и Алексею Абалмасову – 30–31 год, чемпиону Европы по греко-римской борьбе Александру Кикиневу – 31, чемпионке Европы по настольному теннису Виктории Павлович и её сестре Веронике – по 32 года.
Выигравшим тяжбу у Международного олимпийского комитета медалистам Пекинских игр в метании молота Вадиму Девятовскому и Ивану Тихону – 33 и 34 года соответственно. В мужской команде по настольному теннису, ставшей серебряным призёром чемпионата Европы, трое из четверых – старше 34: Владимиру Самсонову – 34, Виталию Нехведовичу – 35, Евгению Щетинину – 40 лет. Этот возраст спортсменов соответствует 2010 году. К лондонской Олимпиаде все они станут старше ещё на два года.
Ситуация критическая. Не то чтобы в Минспорте этого не понимали, однако перевешивает бюрократическая привычка отчитываться за «здесь и теперь». Потому основные инвестиции делаются не в резерв, а в тех, кто может добыть медаль сегодня, пусть даже бронзовую.
А вот тех, кто должен бы прийти на смену, пока очень мало: гребцы Денис Гаража (22 года) и Олег Юреня (20 лет), художественная гимнастка Мелитина Станюта (17 лет), тяжелоатлеты Сергей Лагун (23лет) и Андрей Арямнов (22 года), легкоатлет Андрей Кравченко (24 года), борец Тимофей Дейниченко (24 года)… Кто будет завоёвывать олимпийские лицензии в 2011-м и олимпийские медали в 2012-м?

Мгновенный результат, или Хроническая болезнь белорусского спорта

Проблеме развития резерва было посвящено Олимпийское собрание, состоявшееся 9 апреля 2010 г. Однако оно оказалось малоэффективным. В частности, решено разработать концепцию подготовки юных атлетов, но прошёл почти год, а эта задача осталась невыполненной.
В 2010 г. в Сингапуре состоялись I юношеские олимпийские игры – соревнования довольно вредные, стимулирующие форсированную подготовку 16–17-летних спортсменов. Поначалу первый вице-президент НОК Игорь Заичков заявил, что спортивное руководство не ставит перед нашими юношами медальных задач. На деле получилось по-другому: и задачи ставились, и медали скрупулёзно считались, и тех, кто не дал нужного верхам результата, распекали. А отличившихся, наоборот, премировали и превозносили.
Известно, что очень небольшой процент чемпионов среди юношей сохраняет лидирующие позиции во взрослом спорте. Искусственное стимулирование юношей и юниоров, в том числе фармакологическое, повышенные, не соответствующие возрасту тренировочные нагрузки дают кратковременный эффект. Но очень скоро вмешательство в несформировавшийся организм оборачивается травмами, болезнями, психологическими срывами, потерей интереса к спорту и, как правило, снижением результатов либо их стагнацией на уровне, далёком от международного. Это – хроническая болезнь белорусского спорта.
Для лечения необходимо полностью исключить материальное стимулирование спортсменов и тренеров за успехи в юношеском (до 17 лет) и юниорском (до 19 лет) возрастах. Подавляющее большинство чиновников от спорта, как и тренеров, мало заботит будущее спортсменов, они стремятся поскорее выжать из них всё, что возможно.
Классическим примером в этом плане являет история барановичской легкоатлетки Екатерины Артюх. Ещё в 2009 г. 17-летняя девушка стала призёром юниорского чемпионата Европы. В феврале 2010 г. она выиграла юниорский чемпионат Беларуси в барьерном беге. Однако её допинг-тест, взятый специалистами Национального антидопингового агентства (НАДА), оказался положительным, после чего спортсменку дисквалифицировали на три месяца. При этом факт дисквалификации Белорусская федерация лёгкой атлетики (БФЛА) и НАДА скрыли от общественности и от международных организаций – Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и Международной федерации лёгкой атлетики (ИААФ), хотя обязаны были известить их в соответствии с Антидопинговым кодексом.
Уже в мае Артюх выступала на соревнованиях. Она не проходила допинг-контроль вплоть до июльского отъезда на чемпионат мира среди юниоров в Канаду. Предвыездная проба вроде бы оказалась «чистой». В Канаде Катя вышла в финал и с большим преимуществом выиграла золотую награду в беге на 400 метров с барьерами. Через две недели стало известно, что у белоруски положительный допинг-тест. С золотом и титулом чемпионки мира пришлось расстаться, кроме того, 18-летнюю барьеристку дисквалифицировали на два года.
Ни её личный тренер Константин Твердохлеб, ни старший тренер по резерву Юрий Мойсеевич, ни врач команды, ни руководители БФЛА не понесли никакого наказания. Мало того, Ю. Мойсеевич вскоре получил повышение в должности, став заместителем директора Республиканского центра олимпийской подготовки по лёгкой атлетике. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: история Артюх – не исключение, а правило.

Допинговые скандалы

В течение 2010 г. дисквалифицированы либо отстранены от выступлений шестеро белорусских спортсменов (легко- и тяжелоатлетов). Причём пять нарушений из шести выявлены на чемпионатах мира и континента. Об инциденте с Артюх рассказано выше. Ещё более громкий скандал вспыхнул спустя несколько месяцев после завершения апрельского чемпионата Европы по тяжёлой атлетике, проходившего в Минске. Завоевавшего золотую медаль Андрея Арямнова, а также ставших бронзовыми медалистами Шемшат Туляеву и Николая Черняка вроде бы уличили в использовании запрещённых препаратов.
В пробе Черняка обнаружили синтетический андроген – провирон, в пробе Туляевой – кленбутерол. Обоим грозит четырёхлетняя дисквалификация. А. Арямнов подозревается в курении «спайса», в состав которого входит марихуана. Его приговор – шестимесячное отстранение от соревнований. Любопытно, что все трое пока официально не наказаны Международной федерацией тяжёлой атлетики (ИВФ), хотя в сентябрьском чемпионате мира они вынужденно не выступали.
Семнадцатилетний штангист Владимир Якута стал чемпионом Европы среди кадетов. Но и он попался в сети допинг-контроля по причине использования анаболического стероида – метандростенолона. Спортсмен также на грани четырёхлетней дисквалификации. Таким образом, в течение года Беларусь потеряла пять завоёванных медалей, которые пришлось вернуть. Такое случилось впервые. Ещё шестерых нарушителей (все – юные спортсмены) выявил внутренний контроль НАДА. Массовое использование допинговых препаратов при подготовке юных спортсменов – одна из главных проблем белорусского спорта.
На этом фоне сатисфакцией выглядит решение Спортивного арбитражного суда в Лозанне вернуть олимпийские медали белорусским метателям молота: серебро – Вадиму Девятовскому, бронзу – Ивану Тихону. Суд признал, что обработка проб в пекинской лаборатории проводилась с нарушением регламента, а потому решение МОК о дисквалификации белорусов не имеет законной силы.

Симптомы деградации

О том, что в белорусском спорте создана не очень благоприятная атмосфера, свидетельствуют и другие факты. Например, из национальной команды по академической гребле ушли 11 гребчих из 18-ти. Серебряные призёры чемпионата Европы-2009 в экипаже восьмёрки Нина Бондарева, Наталья Гавриленко, Зинаида Ключинская, Наталья Кошель, Ольга Плашкова, Ольга Щербаченя-Жильская отказались работать под руководством главного тренера Владимира Синельщикова. Ещё трое – Надежда Бельская, Наталья Привалова и Марина Маслова – ушли из спорта, не видя смысла продолжать гребную карьеру. Это спортсменки, завоевывавшие медали. Недовольство главным тренером возникло как следствие снижения результатов на фоне чрезмерно высоких, по мнению девушек, нагрузок и отсутствия доверия к Синельщикову. Развалились и две мужские четвёрки, за плечами которых тоже высокие достижения.
Мужская сборная по теннису выбыла в третий дивизион Кубка Дэвиса, проиграв командам Италии и Голландии. Разгром, учинённый итальянцами (0:5), стал ещё обиднее на фоне разгоревшегося прямо на корте конфликта между капитаном (главным тренером) сборной Владимиром Волчковым и её лидером Владимиром Игнатиком.
Главный тренер сборной по велогонкам на треке Станислав Соловьёв оказался уличённым в нецелевом использовании бюджетных средств (более BYR 50 млн), которые его обязали вернуть. Олимпийский чемпион Андрей Арямнов в августе прошедшего года, уже после допинговых неприятностей, в третий раз за полтора года задержан сотрудниками ГАИ за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Нарушитель отделался штрафом в BYR 10.5 млн.
Чемпионат страны по лёгкой атлетике прошёл в Гродно с фальсификациями в нескольких видах. Например, по свидетельству очевидцев, в тройном прыжке одному из спортсменов «намеряли» результат на 1 см дальше, чем у лидера. Поданный протест остался без удовлетворения. Возможно, потому что «меряли» в пользу воспитанника старшего тренера сборной. На женской стометровке в протокол внесли силу ветра 1.7 м/сек, тогда как реальная скорость была не менее 4.0 м/сек. Елена Невмержицкая возглавила европейский рейтинг со временем 11.05, а через месяц на чемпионате Европы не смогла преодолеть даже первый круг – 11.63.

Вслед за БАТЭ

Футбол живёт своей, несвязанной с другими видами спорта, жизнью. И, возможно, поэтому белорусские игроки достигли в минувшем году небывалых прежде высот. Национальная команда успешно начала отборочный цикл чемпионата Европы-2012, победив сборные Франции и Албании со счётом 1:0 и 2:0 и сделав нулевые ничьи с Румынией и Люксембургом. Год белорусы завершили на втором после французов месте в группе.
Молодёжная сборная (U-23), разгромив итальянскую дружину, добилась права выступать в финальной стадии континентального первенства. Чемпион страны борисовский БАТЭ впервые прошёл в Лиге Европы до стадии плей-офф. Довольно успешно играли могилёвский «Днепр», минское «Динамо» и жодинское «Торпедо». Надо полагать, прогрессу клубов во многом способствовала реформа розыгрыша чемпионата страны, суть которой состояла в сокращении количества команд до двенадцати.
Четвёртый сезон кряду успешно защищают честь страны на топ-турнирах баскетболистки сборной Беларуси. Впервые играя на чемпионате мира, белоруски прошли в полуфинал. А вернувшись домой, выступили с открытым письмом в адрес членов исполкома БФБ, в котором потребовали обеспечить базу «для проведения полноценных сборов... Нормальные условия подготовки, на наш взгляд, подразумевают наличие годных к использованию раздевалок, массажной, отдельного кабинета врача, тренерской и тренажёрного зала с соответствующим оснащением. За годы работы сборная так и не получила сколько-нибудь похожего комплекса в постоянное и долгосрочное пользование… Вызывает нарекание и качество экипировки, а потому имеет смысл обсудить пути её улучшения».1

Заключение

Безусловный успех, достигнутый  в 2010 г. на зимних Олимпийских играх в Ванкувере, явился результатом труда двух небольших групп профессионалов, но никак не отражением глобального прогресса белорусского спорта. Ни биатлон, ни, тем более, фристайл не являются видами массовыми. А в общедоступных видах – лыжных гонках, конькобежном спорте, хоккее – движения вперёд по-прежнему не наблюдается.
Единственный позитив в хоккее – 15-тысячные аншлаги на «Минск-Арене», которые иногда собирают матчи с участием минского «Динамо», выступающего в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ). Медальный сдвиг в летних видах спорта можно объяснить реакцией на смену власти в министерском кабинете. Вряд ли это надолго.
Многолетние лидеры белорусского спорта достигли критического возраста, а полноценного резерва нет, работа по его полноценной подготовке не ведётся. Очень тревожит массовое «закалывание» будущих олимпийцев. Борьба против допинга в юных рядах, которую ведёт сейчас НАДА – структура маломощная и малообеспеченная, выглядит неравной.
Ещё одна глобальная проблема – абсолютная привязка спорта к госбюджету. Финансирование спорта постепенно сокращается – при том, что аппетиты функционеров от спорта растут.


1 См.: Хартия’97 // http://www.charter97.org/ru/news/2010/10/22/33170/