Российско-белорусские отношения: предел зависимости
Валерия Костюгова, Анатолий Паньковский

Резюме

2010 год можно обозначить как наиболее конфликтный за всю историю взаимоотношений России и Беларуси в качестве независимых государств. Год традиционно начался с конфликта – из-за условий поставок нефти, – а завершился состоянием холодной неопределённости: де-факто признав полномочия Лукашенко, Россия обманула его ожидания в части дешёвых нефтяных поставок, а равным образом – в части полномасштабной политической поддержки.
Информационную кампанию российских телеканалов и других СМИ, развернувшуюся против Александра Лукашенко во второй половине 2010 г., можно обозначить как беспрецедентную: никогда до этого момента белорусский режим не переживал столь массированного внешнего информационного давления. Между тем события 19 декабря перечеркнули усилия Минска по реализации автономной линии в международной и региональной политике (тенденция, обозначившаяся в последние несколько лет); как результат, белорусский режим поневоле оказался наедине с единственным политическим союзником – Россией. И, как показывает опыт последнего десятилетия, диалог с Востоком протекает не менее драматично, чем диалог с Западом.

Тенденции:

  • поступательный рост цен на российские газ и нефть для Беларуси в направлении региональных тарифов;
  • обособление торговой зоны России, Казахстана и Беларуси, унификация правил внутри этой зоны;
  • разрушение репутации А. Лукашенко в российском медийном пространстве.

Три фактора задавали алгоритм развития событий в сегменте российско-белорусских отношений на протяжении года. Первый – избирательная кампания в Беларуси, а также фактически стартовавшая в 2010 г. избирательная кампания по выборам президента России. Второй фактор связан с тенденцией определения параметров торговли энергоресурсами в контексте снижения значения белорусского транзита. Это обстоятельство побуждает Беларусь к поиску других источников поставок энергоресурсов (например, венесуэльская или каспийская нефть). Третий фактор – создание общей торговой зоны – Единого экономического пространства (ЕЭП) на базе таможенных территорий России, Беларуси и Казахстана.
Однако финальный выход года оказался не предопределён общими тенденциями и напомнил «чёрта из табакерки». Действия правоохранительных органов РБ 19 декабря сделали задачу сохранения социально-экономической стабильности фактически нерешаемой, в то время как перед руководством России встала сложная проблема использования возможностей, которые неожиданно открылись в Беларуси.

Информационный диалог с Россией: «Крёстный батька»

Российско-белорусские информационные конфликты происходили время от времени на протяжении последних 10 лет (в ельцинскую эпоху они случались относительно редко) и традиционно сопровождали всевозможные торговые войны – нефтяные, газовые и т. д. Так что можно утверждать, что полномасштабная информационная война 2010 года – новое явление в истории взаимоотношений между Россией и Беларусью.
«Крёстный батька» – четырёхсерийный документальный фильм-расследование, посвящённый критике? президента Беларуси А.Г. Лукашенко. Сериал был показан с 4 июля по 8 октября 2010 г. по российскому телеканалу НТВ в программе «Чрезвычайное происшествие».1 Помимо знаменитого сериала в этот период в российских печатных СМИ была опубликована серия статей, содержание которых очень не понравилось белорусскому президенту, равно как и содержание многих новостных и аналитических передач. Наконец, широкую известность приобрели высказывания президента РФ Дмитрия Медведева в собственном блоге, где он призвал своего коллегу расследовать дела об исчезнувших оппонентах белорусского режима.
Накал информационного наступления был настолько велик, что в Беларуси многие (включая экспертов и самого Александра Лукашенко) пришли к заключению, что руководство РФ намерено отстранить Лукашенко от власти. Этой версией А. Лукашенко экзальтированно поделился на встрече с российскими журналистами 1 октября. По его словам, атаки на него – часть масштабного заговора, во главе которого стоят Д. Медведев и В. Путин. Жертвами заговора уже стали такие политические тяжеловесы, как покинувшие свои посты властители Татарстана, Башкирии и Калмыкии – соответственно Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Кирсан Илюмжинов, а также мэр Москвы Юрий Лужков.2
Определённая политическая проницательность в словах Лукашенко присутствует – в том смысле, что Д. Медведев и В. Путин действительно нуждаются в нейтрализации сильных политических фигур накануне нового избирательного цикла в РФ. Другое дело, что информационная кампания, которая так или иначе сопровождает всякий избирательный цикл, адресована вовсе не белорусскому, а российскому потребителю. И в этом контексте подозрения Лукашенко (высказанные на упомянутой встрече 1 октября) касательно того, что Кремль финансирует белорусскую оппозицию, вряд ли имеют под собой весомые основания.
Вывести из игры крупные фигуры вроде Юрия Лужкова – это всего лишь часть «заговора», ибо его вторая часть состоит в нейтрализации вредных (с позиций тандема Медведев–Путин) идей вроде «белорусского чуда», этого посмертного издания социализма. Ирония истории здесь состоит в том, что Александр Лукашенко, стремясь стать внутренним фактором российской политики, действительно им стал, хотя и не в том качестве, которое, возможно, за собой полагал. И российский правящий режим нуждается в нейтрализации этого фактора, нуждается в дискредитации фигуры-фетиша вроде Александра Лукашенко. Поэтому – как показывает контент-анализ – описываемая информационная кампания в целом и фильм «Крёстный батька» в частности содержат такие отчётливые послания для российского электората, как:
(1) Александр Лукашенко не является политическим союзником России; он игнорирует интеграционные инициативы РФ и заключает сделки с её врагами – такими, как Борис Березовский, Михаил Саакашвили и т. д.;
(2) бездарная экономическая политика Лукашенко слишком дорого обходится России, поскольку белорусское «социально ориентированное государство» может существовать только за счёт российских налогоплательщиков («россияне кормят Лукашенко»). Этими российскими деньгами Лукашенко с белорусами не делится (темы коррупции, «семейственности» и клановости);
(3) А. Лукашенко не является выбором белорусского народа, поскольку фальсифицирует выборы и устраняет политических конкурентов; следовательно, отношения с Лукашенко и отношения с белорусами – это два разных пласта отношений.
Таким образом, данная информационная кампания направлена, во-первых, на легитимацию дезинтеграционных трендов последних лет, в формировании которых обвиняются некоторые лидеры постсоветикума. Этот посыл адресован сторонникам восстановления «большой России» или СССР.3 Во-вторых – на дискредитацию социалистических идей, сторонников которых в России социологи насчитывают до 40% электората (а президент Лукашенко, напомним, фигурирует в качестве персонифицированного фетиша современного социализма). В-третьих – на нейтрализацию «рейтинговых» фигур российского политического поля.
Как показали социологические замеры, после сериала «Крёстный батька» рейтинг симпатий А. Лукашенко в России снизился до 5% (ранее он достигал 30%). Предварительно можно резюмировать, что цель пропагандистской кампании достигнута. Что же касается собственно персоны Лукашенко, то у нас есть основания предполагать, что более перспективных целей – в частности, по отстранению его от власти – тандем Медведев–Путин перед собой не ставил.

Проблема нефтяных поставок и Таможенный союз

2010 год начался традиционно – конфликтом в связи с несогласием сторон с условиями поставок российской нефти в Беларусь. В силу того что соглашение, подписанное в начале 2007 г., определяло конкретные условия поставок только на три первых года действия соглашения, российская сторона сочла, что начиная с 2010 г. поставки нефти в Беларусь будут осуществляться на общих основаниях – то есть с полномасштабным введением таможенной пошлины. Белорусская же сторона, напротив, рассчитывала, что отныне нефтяные поставки должны осуществляться по правилам, действовавшим до заключения соглашения, то есть дёшево и без всяких пошлин.
В течение января шёл ожесточённый торг, и 27 января первый вице-премьер РБ Владимир Семашко и вице-премьер РФ Игорь Сечин достигли договоренности об условиях поставки российской нефти на компромиссных условиях: Россия ввела 100%-ю пошлину на весь объём поставок нефти в Беларусь за исключением 6.3 т, предназначенных для внутреннего потребления. Новые условия обозначили существенное купирование доходов белорусского нефтяного сектора. А поскольку «нефть» является базовым параметром белорусской экономики, введение пошлины расценивалось в Минске как гроза экономической безопасности. В день подписания соглашения Владимир Семашко заявил: «Соглашение в нынешнем виде не может долго жить». И белорусская сторона сконцентрировала усилия на поиске альтернативных источников нефти и нефтепродуктов а также, на воспроизводстве прежних условий поставок российской нефти.
Эти усилия принесли определённые плоды: во-первых, Минску удалось договориться о поставках в страну венесуэльской нефти, что укрепило её переговорные позиции в спорах с Россией. Во-вторых, удалось запустить прокачку нефти через территории Украины по нефтепроводу Одесса–Броды, что дало шанс проекту транзита в ЕС каспийской нефти через трубопроводную систему восточно-европейских стран (подробнее см.: Дунаев В. Региональная интеграция на востоке Европы, наст. изд.). Наконец, Россия взяла на себя обязательства отменить экспортные пошлины на нефть в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Собственно говоря, нефть явилась той морковкой, с помощью которой Россия – несмотря на остро конфликтный фон белорусско-российских отношений на протяжении года – сумела втянуть Беларусь в Таможенный союз и ЕЭП, то есть в комплексный торгово-политический проект, реализуемый большей частью на российских условиях (включая унификацию пошлин на автомобили, санитарных норм, применения защитных, антидемпинговых и компенсационных мер). Девятнадцатого ноября главы правительств России (В. Путин), Беларуси (С. Сидорский) и Казахстана (К. Масимов) подписали ряд документов из пакета соглашений по формированию ЕЭП.4
Наконец, уже накануне президентских выборов в Беларуси, 9 декабря 2010 г., в Москве Александр Лукашенко вместе с Д. Медведевым и Н. Назарбаевым подписали пакет из семнадцати документов, формирующих договорно-правовую базу Единого экономического пространства (ЕЭП).5 Это: соглашения по внешней торговле, ветеринарному и санитарному контролю, о взимании косвенных налогов, о таможенной статистике и др.6 В свою очередь Россия пообещала поставлять нефть в Беларусь без экспортных пошлин с 1 января 2011 г.
Следует подчеркнуть, что обсуждение документов по Таможенному союзу и ЕЭП длилось фактически весь год, и белорусская сторона торговалась едва ли не за каждую запятую. В качестве ключевого условия участия в этих объединениях Минск выставлял поставки дешёвой беспошлинной нефти. После 9 декабря белорусская сторона справилась с ратификацией всего комплекса документов за несколько недель. Выполнила ли свои обязательства российская сторона? Формально – да. Фактически – нет, поскольку нефть в конечном итоге всё равно оказалась значительно дороже, чем хотелось бы белорусской стороне. С 1 января 2011 г. нефть в республику поставляется беспошлинно, однако белорусская нефтепереработка потеряла привлекательность для российских нефтяных кампаний.

Поставки газа: финал газификации

Все предыдущие годы «газ» был настолько популярным медиа-сюжетом, что извне могло показаться, что российско-белорусские отношения сводятся к поставкам и транзиту газа, этого эксклюзивного продукта ОАО «Газпром». Однако в 2010 г. тема газа отошла на второй план, даже несмотря на то что в июне «Газпром» приостановил поставки с целью принуждения к оплате белорусских контрагентов. Словом, тема покинула сегмент «политики» и переместилась на уровень «технического вопроса». На протяжении года белорусская сторона по инерции пыталась добиться обещаний российского руководства относительно смягчения условий ранее заключённых контрактов – в пакете с нефтяным вопросом, отдельно, а также между делом. Однако российская сторона твёрдо держалась «контрактной» линии.
По состоянию на начало 2011 г., Беларусь всё ещё находится в относительно выгодных условиях и покупает газ дешевле, чем соседние страны (менее USD 300 за 1000 м3), однако ценовая планка поставок неумолимо приближается к региональному уровню. Таким образом, можно констатировать, «Газпрому» наконец удалось приучить Минск к финансовой дисциплине и сделать белорусский газовый рынок доходным.

Заключение

В 2011 году Беларусь – вопреки всем своим усилиям по диверсификации внешней и торговой политики, а также энергопоставок – оказалась в жёсткой зависимости от фактически единственного значимого союзника. Однако этот итог не был предопределён тенденциями, обнаруживавшими себя на протяжении года и ранее. Напротив, события 19 декабря перечеркнули многие из этих тенденций и, соответственно, усилия, потраченные ранее, например, на непростое налаживание контактов с Западом. Оказавшись в изоляции (цена «успеха» А. Лукашенко на президентских выборах), Беларусь утратила многие позиции в переговорах с Россией. В результате она позволила втянуть себя в Таможенный союз и ЕЭП без адекватной оплаты в виде дешёвых нефти и газа. Кроме того, находясь в кризисном состоянии, Беларусь к тому же пребывает в критической зависимости от российских кредитных ресурсов. Разумеется, и ранее существовала зависимость от российских энергопоставок и российского рынка сбыта, но это была двусторонняя зависимость, поскольку Россия в значительной степени нуждалась в белорусском транзите. С 2011 г. эта нужда проявляется не столь существенно, в то время как Беларусь оказалась в ситуации куда более сложной, нежели ранее.
Официальный Минск сегодня не просто не дружит с Европой – он обманул европейских партнёров, а это уже качественно иная ситуация. С этой точки зрения тактика колебаний между Востоком и Западом уже не является эффективной, и в Кремле это прекрасно осознают. Именно там находятся держатели акций белорусского режима, судьба которого во многом зависит от очередного электорального цикла в России.


1 См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Крёстный_батька.

2 См.: Белорусский партизан. 04.10. 2010 // Точка доступа: http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=6&news=68486&newsPage=0.

3 Сожалеют о распаде СССР 60% россиян, выступают за интеграцию в том или ином виде 66%: см.: Аналитический центр Юрия Левады // Точка доступа: http://www.levada.ru/press/2009122101.html.

4 См.: Таможенный союз, независимое обозрение // Точка доступа: http://www.customsunion.by/info/2501.html.

5 См.: Белорусские новости // Точка доступа: http://naviny.by/rubrics/politic/2010/12/09/ic_news_112_356880/

6 Таможенный союз, независимое обозрение // Точка доступа: http://www.customsunion.by/search/2010/12/9/