Беларусь–США: от диалога к санкциям
Андрей Фёдоров

Резюме
В 2010 г. белорусско-американские отношения не представляется возможным однозначно оценить в связи с кардинальным различием их состояния до и после дня президентских выборов. В целом на протяжении первого периода не произошло заметных изменений по сравнению с предыдущим годом. Встреча высшего руководства Беларуси с группой американских бизнесменов осталась без видимых последствий. Правда, после прошедших в начале декабря переговоров глав внешнеполитических ведомств обозначился некоторый положительный сдвиг в этой области. Однако события, произошедшие на втором этапе, не просто перечеркнули потенциальные возможности, но и вернули двусторонние отношения к ситуации как минимум трёхлетней давности.

Тенденции:

  • до 19 декабря:
    – сохранение положения неустойчивого равновесия с осторожным намёком на улучшение;
  • после 19 декабря:
    – снижение уровня политических контактов до минимума;
    – возвращение и расширение ранее введённых санкций;
    – дальнейшее сокращение двустороннего экономического сотрудничества, прекращение поддержки в международных финансовых институтах;
    – сохранение дипломатического представительства на минимальном уровне с угрозой полного разрыва отношений.

Январь-ноябрь: безрезультатные встречи и мелкие стычки

В истории белорусско-американских отношений событиям 2010 года, за исключением последнего месяца, едва ли будет уделено какое-либо внимание. По той причине, что ничего особо примечательного за это время не происходило.

Политика. В январе в комитет Палаты представителей Конгресса по международным делам внесён законопроект об учёте поставок оружия из Беларуси. Этот документ предписывает Госдепартаменту США ежегодно предоставлять отчёты об объёмах и механизмах экспорта вооружений правительством Беларуси и белорусскими предприятиями, включая информацию о доходах от таких сделок и потенциальную роль правительства и предприятий России в этом экспорте. Однако, судя по тому, что больше о судьбе билля никакой информации не поступало, его рассмотрение сочли не самым срочным делом. К тому же эксперты считают, что у Беларуси закончились запасы для значительных поставок вооружений, которые могли бы серьёзно повлиять на ситуацию в каком-либо регионе. Так что даже в случае принятия закона реальных последствий, скорее всего, не будет.
В середине апреля получено очередное подтверждение того, что Вашингтон продолжает осуществлять политику «избирательного взаимодействия»: Беларусь не пригласили на саммит по вопросам ядерной безопасности, который проходил в американской столице. Александр Лукашенко объяснил это «безмозглостью и тупой инерцией», сообщил, что он туда и не собирался, однако одновременно несколько нелогично выразил недовольство тем, что Россия, Казахстан и другие государства СНГ, которые присутствовали на саммите, не настояли на белорусском участии.
Как часто бывает, в отсутствие реальных событий начинают возникать вымышленные. Так, в середине мая оппозиционные медиа сообщили о якобы состоявшемся секретном визите главы президентской администрации Владимира Макея в Вашингтон. Высокопоставленный белорусский чиновник будто бы провёл ряд встреч с американскими представителями, на которых он пытался убедить собеседников в необходимости изменения политики по отношению к официальному Минску. Взамен предлагалось вернуть работу посольства США в нормальное русло, а особый акцент при этом делался на готовности открыть страну для американского бизнеса и на проблемах белорусско-российских отношений.
Если бы это оказалось правдой, то, вероятно, можно было бы говорить о сенсации. Увы, позднее выяснилось, что это «утка», хотя, надо признать, сделанная достаточно профессионально. Во всяком случае, предложения белорусской стороны очерчены здесь с исчерпывающей полнотой. Впрочем, сделать это было не особенно трудно, ибо ничего иного белорусские власти реально предложить партнёрам без ущерба для себя не в силах.
Вместе с тем, несмотря на все противоречия, из Минска постоянно звучали примирительные заявления. Типичным в этом контексте является интервью А. Лукашенко сирийской газете Аль-Ватан, данное в конце июля. Президент Лукашенко, в частности, сказал, что «политика администрации Барака Обамы, нацеленная на поиск партнёров, развитие отношений, основанных на взаимных интересах и взаимном уважении, созвучна нашим принципам налаживания межгосударственного сотрудничества, среди которых – многовекторность, честность и открытость», – и рекомендовал в связи с этим Белому дому при реализации политики и на белорусском направлении руководствоваться именно этими принципами. Также в интервью подчёркивалось, что Беларусь никогда не выступала инициатором ухудшения отношений с США и последовательно выступает за их нормализацию. Однако, не будучи подтверждёнными конкретными действиями, эти заявления не ввели в заблуждение Вашингтон, который неоднократно выражал свою озабоченность складывающейся ситуацией и призывал белорусское руководство к прогрессу в сфере демократии и прав человека.
В начале ноября заместитель государственного секретаря по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон подтвердил, что Соединённые Штаты хотели бы иметь более конструктивные отношения с властями Беларуси, но для этого последние должны сделать ряд шагов. По его словам, американские санкции могут быть отменены только в случае улучшения ситуации с демократией и правами человека. Особое внимание Гордон уделил приближавшимся президентским выборам. Он пообещал, что надлежащее проведение официальным Минском выборов приведёт и к восстановлению функционирования посольства США в Беларуси в полном объёме, подчеркнув: «Мы не думаем, что отсутствие посла – это путь, который позволяет эффективно контактировать с властями».
Для более предметного обсуждения проблем две недели спустя в Минск направился заместитель помощника госсекретаря США Дениэл Рассел. Он встретился с министром иностранных дел Беларуси С. Мартыновым, с которым обсудил весь спектр двусторонних отношений, а также с претендентами на пост президента от политических партий и представителями гражданского общества. После переговоров Рассел заявил, что возможности по нормализации отношений остаются ограниченными: «Наши финансовые и визовые санкции в отношении Беларуси сохраняются в силе, так как в стране не наблюдается прогресса в сфере демократии и прав человека».
Короче говоря, США предлагали следующую последовательность действий: проведение выборов в более или менее полном соответствии с демократическими стандартами – снятие санкций – возвращение посольства с последующим расширением взаимодействия по наиболее важным направлениям. Однако белорусские власти упорно отказывались сделать первый шаг, ограничившись отдельными послаблениями, которые не могли реально изменить несправедливые условия проведения выборов. При этом власти настаивали на том, что белорусская сторона выполнила и даже перевыполнила американские условия, и требовали перехода к следующим этапам нормализации отношений.

Экономика. В то же время нараставшие осложнения во взаимодействии с Россией, резкий рост отрицательного сальдо внешнеторгового оборота вынуждали официальный Минск предпринимать попытки по расширению сотрудничества с Западом в экономической сфере. Поскольку Соединённые Штаты остаются лидером мировой экономики, нормализация отношений с ними могла бы оказать существенную помощь в решении сегодняшних белорусских проблем. Поэтому белорусская сторона предприняла несколько попыток найти материальную поддержку у своего главного оппонента.
Двадцать девятого марта состоялся визит в Беларусь группы американских бизнесменов, в рамках которого прошли встречи с А. Лукашенко и премьер-министром С. Сидорским. Последние раскрыли перед гостями блестящие перспективы, желающему прийти в нашу страну заокеанскому бизнесу были гарантированы максимальная поддержка и самые благоприятные условия для работы. Впрочем, посольство США в Минске открестилось от причастности к данному мероприятию. По словам одного из дипломатов, компании, чьи представители посетили Беларусь, не обращались к американскому правительству за помощью в организации поездки. Эта поездка носила частный характер и не являлась «свидетельством улучшения отношений между двумя странами и ситуации в области прав человека в самой Беларуси». В итоге, никакой информации о конкретных последствиях визита так и не поступило.
В середине октября в Минске побывал председатель подкомитета по Европе комитета Палаты представителей Конгресса по международным делам Уильям Делахант. Он обсудил вопросы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Беларуси и США с премьер-министром С. Сидорским, главным банкиром П. Прокоповичем и министром экономики Н. Снопковым. Прошла также встреча с главой президентской администрации В. Макеем.
Премьер-министр Сидорский выразил надежду достичь в двусторонней торговле уровня 2007 г., когда, по его замечанию, объём товарооборота составлял более USD 700 млн. Он также сообщил, что, «рассчитывая на ваши инвестиции в Беларусь, мы сегодня готовы приватизировать нашу экономику с помощью американского капитала». Следует отметить, что, по американским данным, упомянутая сумма была существенно больше (см. табл. 1). Возможно, причина расхождений кроется в разных схемах подсчёта. Однако, как бы там ни было, очевидно, что товарооборот между двумя странами резко сокращается. Причём, похоже, санкции министерства финансов США против концерна «Белнефтехим», из-за которых и было поднято столько шума, не играют здесь решающей роли.

Таблица 1. Товарооборот Республики Беларусь c США, USD млн1


Год

Экспорт

Импорт

Общий объём

Сальдо

2006

539.1

74.5

613.6

464.6

2007

1 033.1

101.5

1 134.6

931.5

2008

1 069.9

134.5

1 204.4

935.4

2009

574.0

137.3

711.3

436.7

2010

169.8

115.4

285.2

54.4

Напомним, что санкции введены в ноябре 2007 г., а в марте 2008-го расширены за счёт включения в «чёрный список» полоцкого «Стекловолокна» и лидской «Лакокраски». Однако уже осенью на запрет в отношении последних наложен мораторий, который с тех пор регулярно продлевается. То есть за последние два года ситуация почти не менялась, тем не менее, белорусский экспорт в Америку сократился в 6.3 раза, а положительное сальдо – вообще в 17.3 раза.
Если принять во внимание, что и в политических отношениях ухудшения не происходило, то есть основания полагать, что «корень зла» заключается в отсутствии в Беларуси привычных для американских бизнесменов условий. Как видно, тех решений правительства, которые в этом направлении всё же были приняты, оказалось недостаточно.

Декабрь: намек на потепление и внезапный срыв

Итак, на протяжении одиннадцати месяцев ситуация в белорусско-американских отношениях настолько не свидетельствовала о возможности каких-либо заметных перемен, что даже в преддверии электоральной кампании её вполне можно было назвать «затишьем перед штилем».

До 19 декабря. Однако перемены начались, причём поначалу в позитивную сторону: на проходившем 1 декабря в Астане саммите ОБСЕ Хиллари Клинтон и Сергей Мартынов подписали совместное заявление. В первой части документа говорилось, что Беларусь согласилась уничтожить все свои запасы высокообогащённого урана к следующему саммиту по ядерной безопасности, который намечен на 2012 год. Взамен США пообещали предоставить для этого всю необходимую техническую и финансовую помощь. Кроме того, Америка выразила поддержку намерению Беларуси диверсифицировать свои источники энергоресурсов посредством строительства атомной электростанции.
Но более важной выглядела вторая часть, в которой оба государства признавали, что укрепление уважения к демократии и правам человека в Беларуси является центральным пунктом в улучшении двусторонних отношений и существенно для прогресса страны и роста благосостояния её граждан. Соединённые Штаты выразили надежду на то, что президентские выборы будут соответствовать международным стандартам.
Судя по всему, белорусское руководство решило воспользоваться беспокойством США по поводу возможного попадания ядерных материалов в руки террористических организаций, дабы продемонстрировать Москве свою готовность к сближению с её извечным оппонентом. Понятно также, что «демократическая» составляющая была включена в окончательный документ по инициативе Вашингтона. Данное событие выглядело весьма многообещающим. И хотя формулировка насчёт осуществления в стране демократических преобразований оказалась весьма неконкретной, первый публичный контакт с высоким представителем действующей американской администрации можно было только приветствовать.
Тем более что вскоре состоялось и первое посещение Беларуси группой представителей аналитических центров США, в число которых входили и те, кто ранее не был замечен в симпатиях к белорусскому режиму. Для экспертов была подготовлена обширнейшая программа, включавшая встречи с министрами иностранных дел и обороны, руководителями комиссий по международным делам обеих палат Национального собрания, главными редакторами государственных СМИ, политическими обозревателями ТВ, с рядом государственных и псевдонезависимых исследовательских центров и т. д. Венцом её была беседа с Александром Лукашенко. Некоторое недоумение вызвало, правда, то обстоятельство, что в перечне контактов гостей отсутствовали оппоненты режима, в связи с чем ничего не удалось узнать об итоговых заключениях американской экспертной делегации. Тем не менее, сам факт подобного посещения, прежде немыслимого, вроде бы подтверждал начало некоего потепления в отношениях между странами.

19 декабря и после. Тем более неожиданным стало «кровавое воскресенье» и последующие события, напрочь перечеркнувшие все оптимистические предположения и надежды. Реакция Соединённых Штатов последовала незамедлительно. Уже на следующий день Госдепартамент категорически осудил акты насилия, имевшие место в день выборов, потребовал освобождения задержанных и заявил о непризнании итогов голосования. С аналогичными заявлениями выступили миссия США в ОБСЕ, Хельсинкская комиссия Конгресса, а также сенаторы Джон Маккейн, Джо Либерман и Джон Керри.
Двадцать третьего декабря прозвучало совместное заявление Хилари Клинтон и Высокого представителя Европейского Союза Кэтрин Эштон, в котором они призвали к немедленному освобождению всех задержанных, решительно осудили насилие и отметили серьёзные проблемы в избирательном процессе и подсчёте голосов. В заявлении также подчёркивалось, что без значительного прогресса в сфере демократии и прав человека не следует рассчитывать на улучшение отношений с США и ЕС. Несмотря на то что до конца года не предпринималось никаких практических мер, не остаётся ни малейших сомнений в том, что одними словами Вашингтон не ограничится.

Заключение

Таким образом, белорусско-американские отношения вернулись к состоянию трёхлетней давности, то есть к эпохе едва ли не самой острой конфронтации. Соответственно, следует ожидать возвращения к политике санкций, причём они могут быть усилены. Во всяком случае, теперь к таким действиям Белый дом будет в большей степени подталкивать Конгресс, где в результате ноябрьских выборов значительно усилились позиции Республиканской партии. В частности, автор упоминавшегося законопроекта об учёте поставок оружия из Беларуси Илеана Рос-Лехтинен возглавила международный комитет Палаты представителей.
Не исключено, что на сей раз основной упор будет сделан на экономику. Конечно, в силу незначительности прямых связей трудно говорить об эффективности каких-либо ограничений. Но Вашингтон имеет большой вес в международных финансовых организациях. Так что, оставаясь на прежних позициях, официальный Минск не сможет рассчитывать на получение там кредитов, что при наличии колоссального внешнеторгового дефицита является для него совершенно необходимым.
По-прежнему не следует рассчитывать на массовый приход в страну американского бизнеса. Кроме того, властям не удастся долго сохранять существующий уровень материального благосостояния населения без модернизации экономики, и не очень понятно, как они намереваются делать это без помощи Запада.
Наконец, нынешнее положение белорусского режима радикально ухудшилось вследствие заметного сокращения материальной поддержки со стороны Москвы. Теперь если и будет осуществляться дотирование в каких-либо объёмах с российской стороны, то лишь при условии, что Минск выполнит определённые требования, в том числе политического характера.
При этом конечной целью Кремля является превращение нашей страны в своего сателлита с заменой сегодняшнего лидера на более приемлемую персону. Белорусские власти это прекрасно понимают, но в условиях резко сузившегося пространства для маневра на западном направлении значительно сократились и возможности для противодействия таким планам. В связи с этим можно прогнозировать, что в относительно недалёком будущем белорусские власти попытаются восстановить взаимодействие с Западом, в том числе с Соединёнными Штатами Америки.

В тексте использованы материалы информационных агентств БелТА, БелаПАН и Интерфакс.


1 U. S. Census Bureau, Foreign Trade Division // [Electronic resource] Mode of access: http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c4622.html.