Возникновение крайне правых популистских партий в Европе в последние годы главным образом создает угрозу для политических институтов ЕС. Но риски еще более серьезные: углубляя свои связи с Россией Владимира Путина, народные правительства также представляют собой явную и подлинную опасность для физической безопасности каждого европейского гражданина.

В настоящее время европейская безопасность в основном базируется на альянсе НАТО и принципе взаимной обороны, а также на сотрудничестве между национальными разведывательными службами, работающими над предотвращением насилия в отношении людей и национальных активов. Но в эпоху, когда угрозы исходят от внутренних экстремистов, а также от враждебных государств и негосударственных субъектов, стремящихся подорвать демократические институты, этого уже недостаточно.

В последние годы обмен разведданными поставил в тупик бесчисленные террористические замыслы исламистских экстремистов и крайне правых групп. Но провалы в трансграничных обменах информацией также привели к ужасающим атакам в Брюсселе, Манчестере и других городах.

С опозданием европейские службы безопасности также начали фокусироваться на угрозе, которую Россия ставит перед либеральной демократией. В течение последних избирательных циклов Кремль продемонстрировал успехи в борьбе с демократическими процессами и загрязнением публичного дискурса. Хуже того, рост правых популистов в ключевых странах подрывает аппарат безопасности, необходимый для противодействия российской агрессии. Обмен разведданными требует взаимного доверия, но союзы, которые когда-то служили основой для доверия, все в большей степени дезинтегрируются.

Это видно по всей Европе. В Германии бывший глава разведки недавно заявил о том, что разведывательным службам Австрии невозможно доверять, поскольку правая Австрийская партия свободы (FP?) является правящим партнером коалиции. В конечном итоге, в феврале министр внутренних дел FP? принял чрезвычайное решение провести полицейский рейд в главном агентстве внутренней разведки Австрии, удалив файлы и конфиденциальную информацию.

FP? имеет «соглашение о сотрудничестве» с партией «Единая Россия» президента России Владимира Путина с 2016 года. Наиболее тревожно, что соглашение предусматривает обмен информацией по вопросам, касающимся двусторонних и международных отношений. Если есть основания полагать, что информация передается из Вены в Москву, тогда Австрия может быть отрезана от большого объема данных, необходимых для борьбы с экстремизмом и терроризмом. И все же это подорвало бы безопасность всех европейцев.

В Италии крайне правая партия «Лига», которая управляет в коалиции с популистской «Движение пяти звёзд » (M5S), также заключила соглашение о сотрудничестве с «Единой Россией». Лидер «Лиги», министр внутренних дел и вице-премьер-министр Маттео Сальвини, выступающие против санкций ЕС против России, были сфотографированы в футболках с изображением Путина. Они являются регулярными гостями Москвы.

В Венгрии, где и Сальвини, и американский «правый» прозелитист Стивен Бэннон были приняты с распростертыми объятиями премьер-министром Виктором Орбана, российские службы разведки, как сообщается, в течение многих лет поддерживали тесные связи с крайне правыми/ультраправыми группами. Более того, Орбан и его партия Фидес контролируют большую часть средств массовой информации, которые некритически распространяют российскую государственную пропаганду.

Наконец, в Польше Антоний Мацеревич, который в январе был смещен с должности министра обороны, обвиняется в поддержании связей с прокремлевскими крайне правыми группами и российским бандитом Семёном Могилевичем. Находясь на посту, попытки Мацеревича реорганизовать армию и министерство обороны привели к тому, что союзники Польши по НАТО засомневались, можно ли рассчитывать на эту страну для противодействия России.

Во всех этих примерах крайне правые популисты не просто вызывают трения между национальными разведывательными службами; они успешно политизируют сами институты и правовые инструменты, от которых зависит европейская безопасность.

Например, так же, как Кремль политизирует Интерпол, чтобы преследовать своих политических противников за рубежом, правящая партия Польши «Право и справедливость» (PiS) использовала свое право вето как государство-член ЕС, чтобы запретить одному из его критиков, украинской активистке-правозащитнице Людмиле Козловской въезд в Шенгенскую зону.

Абсурдно думать, что правозащитник может быть отлучен от ЕС за критику одного правительства, в то время как правые белые националисты, такие как Бэннон, могут свободно перемещаться вокруг континента, разжигая экстремизм и исламофобию. Власти ЕС должны расследовать действия польского правительства для того, чтобы убедиться, что архитектура безопасности ЕС не используется в политических целях.

С момента вторжения на восток Украины и присоединения Крыма в марте 2014 года Путин вел сложную гибридную войну против Запада, объединяя информацию и кибер-войну с применением активных специальных операций по разрушению европейских институтов. С этой целью Кремль активно поддерживает европейские популистские движения и политические партии в их усилиях по использованию исторической напряженности и созданию разногласий в ЕС.

Такие коллизии играют Путину на руку. Разделенный Запад, с плохо сотрудничающими разведками, подвергается большему риску нападения и более уязвим перед внутренним экстремизмом и недоверием в демократических институтах. Путин попросту хотел бы превратить ЕС в живой ад.

Как должны реагировать политики и граждане? Для начала очевидно, что ЕС нуждается в собственном всестороннем расследовании вмешательства России в европейские дела — подобного расследованию специального прокурора Роберта Мюллера в Соединенных Штатах. Российское финансирование европейских популистских групп должно отслеживаться и выходить на поверхность, а гибридные войны в ЕС должны быть прекращены.

Кроме того, Европолу должна быть предоставлена власть, в которой он нуждается, чтобы преследовать тех, кто подрывает европейские интересы. Европе необходимо собственное ФБР — правоохранительное и контрразведывательное агентство, которое может работать через границы и параллельно с национальными органами.

Однако ничто не может заменить хорошо информированных граждан. В эти мрачные для демократии дни мы все должны требовать подотчетности со стороны наших правительств и настаивать на том, чтобы сохранялись верховенство закона и наши законные институты.

Источник: Project-syndicate

Перевод: Анастасия Клёша (Наше мнение)