В Европейском Союзе миллионы людей, которые готовы и могут работать, были безработными в течение года или более длительного периода, что обернулось значительными издержками для социальной сплоченности и политической стабильности. Если ЕС серьезно относится к необходимости прекращения роста популизма, ему нужно будет сделать больше, чтобы рынки труда работали для всех.

Несмотря на то, что Европейский Союз переживает период экономического подъема, долгосрочная безработица — отсутствие работы и ее поиск, который длится как минимум год, — остается стабильно высокой во многих странах, наиболее пострадавших от финансового кризиса 2008 года и его последствий. К сожалению, предложения Европейской комиссии по решению проблемы во многих случаях недостаточны.

Европа нуждается в более инновационной политике на рынке труда, чтобы стимулировать создание рабочих мест и сокращать долгосрочную безработицу, которая может оказать особенно дестабилизирующее воздействие на общество. Как мы видели, безработица стала важным фактором роста популистских партий, которые сейчас угрожают социальной сплоченности, демократии и верховенству закона в Европе.

По данным Евростата, статистического подразделения Европейской комиссии, 10 миллионов человек в 28 странах-членах ЕС страдали от долгосрочной безработицы в 2016 году. Из них около 8 миллионов проживают в еврозоне, более четверти из них — 50-летнего возраста и старше.

Высшее образование или профессиональная подготовка могут застраховать молодых людей от длительной безработицы, по крайней мере, при наличии достаточного количества рабочих мест. Но для людей в возрасте 50-ти лет и старше расторжение трудового договора довольно часто приводит к длительной безработице. Например, среди безработных европейцев 50-летнего возраста и старше 60,3% были безработными более года; но для всех безработных европейцев трудоспособного возраста это число падает до 46,6%.

За этими статистическими данными стоят отдельные истории о личной трагедии, неуверенности в себе, отчаянии и утрате веры в общество. Возьмем к примеру случай 53-летнего главного ИТ-специалиста с докторской степенью, который был уволен из австрийской компании среднего размера. Будучи безработным, он разослал сотни заявок на работу. Но в тех редких случаях, когда его приглашали на собеседование, работодатели говорили ему, что он «слишком дорогой» или «слишком квалифицированный» работник.

Дискриминация по возрасту, хотя и незаконная в ЕС, является обычным явлением. Дело в том, что рынок труда не работает должным образом для потенциальных работников в возрасте, когда их трудовая активность снижается. Если мы хотим восстановить доверие к нашей политической системе — это придется изменить. Те, кто готов и способен работать, заслуживают поддержки, чтобы окончательно не потерять эту возможность.

Правительства Австрии, Люксембурга и Греции больше всего нуждаются в преобразованиях для безработных, потерявших всякую надежду то, чтобы вновь найти работу и обрести чувство собственного достоинства. В каждой стране рабочие получают новый шанс внести свой вклад в общество.

В Австрии новая программа под названием «Aktion 20.000» направлена на сокращение вдвое числа безработных к середине 2019 года путем создания 20.000 дополнительных рабочих мест исключительно для долгосрочных безработных от 50-ти лет и старше. Программа будет субсидировать до 100% затрат на рабочую силу, и ее успех будет оцениваться в соответствии с двумя критериями: вновь созданные рабочие места должны служить подлинной экономической цели, и они должны быть чистым дополнением к существующим работам, а не их заменой.

За три месяца, прошедшие с момента запуска программы, наиболее успешный пилотный регион уже успел снизить уровень долгосрочной безработицы среди пожилых людей на 43%. Это составляет почти тысячу человек, которые за это время нашли работу за счет программы.

Аналогичным образом Люксембург запустил программу в сентябре 2017 года, которая будет поддерживать вновь созданные постоянные трудовые контракты для долгосрочных безработных любого возраста. Как и инициатива Австрии, программа Люксембурга ориентирована прежде всего на создание новых рабочих мест, которые будут усиливать и дополнять существующую общественную деятельность и госсектор.

За счет более низких расходов на страхование по безработице и другие социальные пособия высвободившиеся за счет обеих программах средства компенсируют значительную часть финансовых затрат. Учитывая, что долгосрочные безработные пожилого возраста вряд ли найдут другую работу в частном секторе, мы считаем, что ограниченную часть средств стоит потратить на то, чтобы занять их.

Как и министры, наблюдающие за политикой рынка труда в Австрии и Люксембурге, конечно, мы надеемся, что эти программы станут примером для других европейских стран, которым можно воспользоваться для поиска путей решения проблемы долгосрочной безработицы. И на европейском уровне мы считаем, что в повестку дня ЕС следует добавить амбициозную, но вовсе не невозможную цель: предоставить каждому долгосрочному безработному, который способен, готов и желает работать, такую возможность.

В соответствии с текущими фискальными правилами, достижение этой цели потребует некоторой гибкости, позволяющей странам с особенно высоким уровнем безработицы финансировать инновационную политику на рынке труда и программы создания рабочих мест. В конечном итоге затраты на это будет оправданы.

Источник: Project Syndicate

Перевод:Наше мнение