На минувшей неделе голландские избиратели нанесли удар по крайне правым популистам на парламентских выборах в своей стране. Возглавляемая Гертом Вилдерсом Партия свободы (Partij voor de Vrijheid — PVV), придерживающаяся евроскептической и анти-иммигрантской идеологии, добилась значительно меньшего количества мест в парламенте, чем ожидалось. Такой результат — многообещающее начало года переломных выборов в Европе.

В настоящее время в Нидерландах будет править умеренная правоцентристская коалиция, включающая консервативно-либеральную Народную партию за свободу и демократию (VVD), Христианско-демократический призыв (CDA) и Демократов 66 (D66). Небольшие христианские партии или, что менее вероятно, левые Зеленые, по всей видимости, дополнят коалицию. Марк Рутте, лидер ВВД, скорее всего, станет премьер-министром.

Утверждение политической умеренности станет благом для Нидерландов — и для всей Европы. Новое правительство Нидерландов, по всей вероятности, продолжит реализацию важных структурных реформ, включая давно назревшую перестройку замысловатой налоговой системы. Наилучший подход к такой реформе может заключаться в установлении фиксированной ставки подоходного налога и устранении сложной системы налогового кредита, что сделает систему более прозрачной и эффективной, а также заложит основу для более быстрого долгосрочного экономического роста.

Учитывая большой профицит бюджета Нидерландов, новое правительство также сможет вкладывать гораздо больше средств в человеческое развитие и материальную инфраструктуру — инициативы, в пользу которых выступили сторонники коалиции. Власти также, вероятно, продолжат продвигать цифровую программу страны, к реализации которой основные министерства приступили с момента ее запуска в августе прошлого года. Дальнейший прогресс в этой области, где Нидерланды уже являются лидером в Европе, будет способствовать росту общей производительности факторов производства.

Более того, новое правительство, вероятно, займет критическую, но конструктивную позицию по отношению к Европейскому союзу и евро. Это означает, что Нидерланды, скорее всего, будут поддерживать и стремиться к разрешению основных проблем, стоящих перед ЕС, начиная с кризиса беженцев. Учитывая, что соглашение ЕС с Турцией по ограничению западных потоков беженцев оказалось неустойчивым, голландцы, возможно, будут искать более долгосрочное решение.

Все это — далеко от повестки дня, предложенной Вилдерсом, которая свелась к выходу Нидерландов из ЕС и закрытии границ страны (особенно для мусульман). Отказ голландских избирателей от этой повестки имеет большое значение — он может стать симптомом того, что те виды правых популистских лозунгов, которые убедили британцев проголосовать за Brexit, а американцев — за Дональда Трампа, могут утратить свою привлекательность.

И если это так, то шансы на победу на выборах возглавляемого Марин Ле Пен ультраправого Национального фронта Франции или крайне правой Альтернативы для Германии снижаются. Если ЕС мог бы выжить при евроскептическом правительстве в Нидерландах, то он не выживет при подобных правительствах во Франции или в Германии.

В самом деле, для того, чтобы ЕС перешел на более устойчивый путь развития, ему необходимы оба члена франко-германской оси, которая всегда была определяющей для прогресса европейской интеграции — и которая должна осуществлять своего рода политическое руководство Союзом, которое до настоящего времени почти отсутствовало. Выражаясь словами Макса Вебера, они должны выступать «носителями надежды», создающей основу для экономической, социальной и политической стабильности и сплоченности.

В этом отношении недавняя критика Трампа и британского премьер-министра Терезы Мэй в адрес ЕС может сыграть положительную роль, поскольку она способствовала сближению Франции и Германии. По-видимому, сложные экономические проблемы, с которыми сталкивается ЕС, могут также поспособствовать формированию уверенного лидерства: в конце концов, исторически кризисы в ЕС подстегивали прогресс.

В настоящее время прогресс предполагает создание новых механизмов координации фискальной и структурной политики стран с профицитными и дефицитными бюджетами. Это потребует, в первую очередь, эффективной экономической и политической координации между Францией и Германией — усилий, которые в значительной степени поспособствуют восстановлению доверия и укреплению интеграции в контексте многоскоростных режимов.

Правительство Нидерландов также играет важную роль. Восстановление доверия внутри Европы потребует согласия «профицитных» стран — таких, как Нидерланды и Германия, — на увеличение расходов на инфраструктуру (с помощью Европейского инвестиционного банка). Со своей стороны, страны с бюджетным дефицитом — такие, как Франция и Италия, — должны провести структурные реформы рынков труда и производства, которые будут способствовать экономическому росту.

ЕС переживает критический момент в своей истории. Если французские и немецкие избиратели последуют примеру голландцев и предпочтут политиков, способных продемонстрировать реальное политическое видение и лидерство, выборы в этом году могут стать переломным моментом — когда Союз наконец начнет серьезно прогрессировать на пути интеграции и реформ, в которых он отчаянно нуждается.

Источник: Project-syndicate

Перевод:Наше мнение