Скоро исполнится год с момента вынесения приговора бывшему ректору БГУ, кандидату в президенты А. Козулину. Приговор оказался неожиданно суровым: пять с половиной лет за «злостное хулиганство, организацию и активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок». Общественное мнение по поводу этого события разделилось: в апреле прошлого года почти 40% респондентов согласились с тем, что «он осужден справедливо и должен быть наказан», около 35% посчитали, что «он осужден по политическим мотивам и должен быть освобожден», почти 20% отнеслись к этому безразлично, а 5,8% затруднились с ответом.

Прошедший год внес определенные изменения в оценку приговора. Сегодня 34,9% опрошенных полагают, что А. Козулин осужден по политическим мотивам и должен быть освобожден. Противоположного мнения придерживается ровно четверть опрошенных (25%), что на 15% меньше, чем было год назад. Их голоса пополнили процент безразличных к судьбе оппозиционного политика (32.1%). Еще 9% опрошенных затруднились с ответом.

Многолетний опыт работы экспертов НИСЭПИ подсказывает, что если общественное мнение воспринимает задаваемый вопрос как политический, то ответы, как правило, зависят от политических предпочтений респондентов. Обратимся к табл. 1. Как и следовало ожидать, доверяющие президенту белорусы в 5.2 раза чаще полагают, что А. Козулин осужден справедливо и должен быть наказан. Одновременно среди них на 15.2 п. п. больше безразличных. В свою очередь, не доверяющие президенту в 4.5 раза чаще видят в приговоре факт политической расправы.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «В прошлом году бывший ректор БГУ и кандидат в президенты А. Козулин был приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы за „злостное хулиганство, организацию и активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок“. Многие международные организации, Евросоюз и США считают его политическим заключенным и настаивают на его освобождении. Белорусские власти не соглашаются, считая его уголовным преступником. А как считаете Вы?» в зависимости от доверия президенту*, %

Вариант ответа

Доверяют президенту

Не доверяют президенту

Он осужден справедливо и должен быть наказан

37.8

7.2

Он осужден по политическим мотивам и должен быть освобожден

14.7

66.5

Мне это безразлично

36.7

21.5

ЗО/НО

10.4

4.3

* Все таблицы читаются по вертикали

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, можно ли добиться справедли-вых решений при нынешней белорусской судебной системе?», %

Вариант ответа

Все

население

Доверяют президенту

Не доверяют президенту

Всегда возможно

23.7

34.3

8.3

Иногда возможно

49.7

50.3

47.1

Практически невозможно

13.4

6.6

25.9

ЗО/НО

13.2

8.3

18.7

«Дело А. Козулина» можно рассматривать как индикатор независимости судебной системы Беларуси. Данные табл. 2 подтверждают: шанс найти в суде справедливость во многом определяется степенью лояльности истца к власти. Более четверти не доверяющих президенту граждан вообще не верят в возможность добиться справедливых решений в суде. Таким образом, власть, позиционирующая себя в качестве общенародной, и в своей судебной ипостаси в общественном мнении предстает в качестве инструмента несправедливости.

Не удивительно, что за последние четыре месяца уровень доверия к судебной системе в Беларуси снизился. Причем, если количество доверяющих сократилось на 4.9 процентных пункта, то в полку их оппонентов прибыло на 6.7 пункта (табл. 3). Такое несимметричное изменение оказалось возможным за счет сокращения числа респондентов, затруднившихся с ответом.

Таблица 3. Динамика ответов на вопрос: «Доверяете ли Вы судебной системе Беларуси?», %

Вариант ответа

11'06

05'07

Доверяю

50.4

45.5

Не доверяю

35.5

42.2

ЗО/НО

14.1

12.3

Если же заглянуть в глубь прошлого не на четыре месяца, а на пять лет и воспользоваться для анализа индексом доверия (отношение разности доверяющих и не доверяющих к числу ответивших на вопрос), то можно обнаружить любопытную динамику доверия/недоверия со стороны общества к «самому справедливому суду в мире». В апреле 2002 г. индекс упал до рекордного значения (–0.222), что в первую очередь было связано с падением рейтинга А. Лукашенко. Данный факт еще раз подтверждает зависимость судебной системы в Беларуси от исполнительной власти. Через четыре года по завершении очередных президентских выборов, когда мобилизационная волна еще не успела схлынуть и А. Лукашенко был на пике своей популярности, индекс доверия судебной системе подрос до +0.116. Последний майский опрос вновь зафиксировал его снижение (+0.033). Сказались последствия «нефтегазовой войны». Белорусская власть в целом ее проиграла, что и подтвердили снизившееся индексы доверия практически всех государственных институтов.

Сегодня в Беларуси стало модно говорить об экономической эффективности как главном факторе дальнейшего роста благосостояния народа. С этим не поспоришь. Вот только добиться такой эффективности без института независимого суда нигде и никому еще не удавалось. Для того, чтобы обогнать Великобританию по уровню доходов на душу населения, следует превзойти ее по качеству судебной системы. Иначе не получится.

www.iiseps.org