Уважаемая аналитическая группа МАГ!

(В дальнейшем — «маги». Хотите быть волшебниками — пожалуйста).

Это мой первый публичный ответ вам. До этого момента, вы знаете, я публиковал некоторые ваши письма мне и не предавал огласке свои ответы вам. И вот по каким причинам: мне надо было убедиться, во-первых, что вы — не очередные сумасшедшие читатели, забрасывающие редакции своими гениальными идеями; во-вторых, что вы не принадлежите к спецслужбе хотя бы нашей страны; в-третьих, что вы способны к системной работе или хотя бы к общению на одну и ту же тему на протяжении длительного времени. Лично я знаю очень много хороших людей, которые раз в год (как правило, весной) с криком «всё надоело!» бросаются писать планы по переустройству государства и общества и быстро остывают, сославшись на «народ, которому ничего не надо».

Хорошо. Допустим, вы, маги, доказали (опускаю как именно), что не принадлежите к сумасшедшим и местной спецслужбе. Но не могу избавиться от ощущения, что имею дело либо с профессиональными провокаторами, либо с идеалистами. Об этом чуть позже.

Теперь позвольте вернуться к вашим идеям, стратегиям и планам. Точнее, к ключевым позициям ваших предложений. Некоторые из них настолько в хорошем смысле банальны, что не могут вызвать неприятия ни у кого. Например, такая ключевая позиция: по вашему «магическому» мнению, белорусские элиты (а вслед за ними и все рядовые белорусы) должны жить и представлять образ будущей Беларуси. Кто ж поспорит! Конечно, должны, как и граждане любой другой страны. Вот только могут ли? Нуждаются ли в этом сегодня? Да и кто сказал, что его нет? У каждой группы свой: у одних — Беларусь в составе ЕС, у других — в составе России, у третьих — «неприсоединившаяся» во главе с Лукашенко. Последний образ — самый сильный, потому что он нагляден и осязаем, и никто не придумал столь же сильного образа другого.

Хочу уточнить, когда вы говорите «образ будущего», то подразумеваете общественные эмоции или разум? То есть что надо писать — «декларативное политико-экономическое художественное полотно» или программу государственного развития? Если первое, то, с моей точки зрения, уже существует целая галерея ремесленных идеологических поделок, запутавших наших граждан окончательно, и самое простое для них сейчас — верить в Лукашенко и голосовать за Беларусь. Пытаться верить во что-то другое и представлять себе что-то другое — это серьезные душевные и интеллектуальные усилия, на которые общество в целом способно только в кризисные периоды. Если вы подразумеваете второе — создание программы государственного развития, то напомню: как минимум она есть (возможно, плохая или вообще не программа), и убеждать общество, что нужна другая, лучшая, бесперспективно, пока не станет очевидно плохо и власть не распишется в своем бессилии.

Вы можете возразить, что «адрес» ваших посланий вовсе не всё общество, а элиты. Вот тут хотелось бы чуть подробнее поговорить. Поскольку именно я поднял эту тему в белорусских СМИ, а вслед за ними ее подхватили аналитики, политологи, политики. Сейчас только ленивый не пишет об элитах, не исследует их и не классифицирует их. Вот и вы, нагло слямзив мои мысли и условную классификацию элит, обращаетесь как бы ко мне, но на самом деле к тем же элитам предлагая им некий Проект, от которого они должны возбудиться и перейти в атаку. Послушайте, когда я делил элиту на некие «элитные группы» («белорусская», «пророссийская», «прозападная»), я вовсе не имел в виду их качество и идеологические воззрения. Это было условное, если хотите, технологическое деление. С точки зрения партнерства, финансовых потоков, а стало быть, зависимости, принадлежности. За нашу страну идет геополитическая борьба России и Запада, и тот, кто хочет власти внутри, но не имеет поддержки, вынужден прибегать к помощи извне — либо из ЕС, США, либо из России.

Но означает ли, что эти элиты волнует будущее Беларуси больше, чем свое собственное? Равно, как и элиты, находящиеся у власти. Нет. В противном случае мы наблюдали бы борьбу идей, а не только людей. В итоге всё, что имеет общество, — это мутный образ Запада, деформированный и качественно проработанный Лукашенко. И все это качество работы элит. Вспоминаю разговор с одним несостоявшимся лидером государства. Он мне отвечает на вопрос, что он будет делать со страной: «Смотри. Вот я прихожу к власти. Ты пишешь какую-то государственную программу. Хочешь, назначу тебя главным?..»

Маги, сначала надо, чтобы элита понимала, что она — элита! И дорожила этой честью… От того, что она по двадцать раз на день будет повторять, что она — элита, ею никогда не станет.

Вторая ключевая позиция ваших предложений — создание координационного центра реализации политического Проекта, который будет «незримо» разрабатывать и координировать программы действий для всех политических сил. Допустим, верю в то, что вы «незримо» напишете абсолютно все программы. Но очень плохо представляю, как вы их будете внедрять и контролировать. Здесь не принято слушать друг друга. Тут делают так: внимательно слушают, наблюдают, а потом идут и пишут, делают прямо противоположное. Просто так… Чтобы доказать, что имеют собственное мнение. Для большинства местных элит слово «координация» означает, что ими будут руководить. Подумайте, они годами выбирают друг из друга лидера, и всё никак выбрать не могут. И это уже даже никому не смешно. Любой координирующий орган, будь-то КРДС или КДС, партийные лидеры тут же стремятся превратить в механизм, определяющий, кто главный. Кого они будут слушать, кроме себя? Как только вы назвали себя будущим координационным центром, то сразу похоронили идею на корню. Будьте уверены, все скажут: не нужны нам никакие координационные центры, всё это происки КГБ, и сами тут же создадут штуки три центра и два института, которые будут сами себя координировать до изнеможения.

Третья позиция ваших предложений — предполагаемый вами необходимый консенсус между Западом и Россией по поводу необходимости смещения Лукашенко с поста президента. Заведомо идеальная ситуация, которая в чистом виде не будет никогда. Реальная политика беспринципна, и Запад будет вести переговоры с Лукашенко, не веря ни одному его слову. Ничего не поделаешь, у ЕС же должна быть какая-то политика. Если Запад вступит в переговоры, Россия вновь поддержит белорусского президента. На всякий случай… Свой всё же.

Четвертая позиция — предложенный вами метод Управления Проектом. Как пиар-технология звучит очень даже внушительно. Но не более. Я пытаюсь мысленно представить себе (все-таки предприниматель с 16-летним стажем) момент контроля и управления и понимаю, что нет реальных рычагов (даже у государства их не будет), кроме банальной веры, что ситуация сама сложится вопреки воле десятков координационных центров. А значит, это необъяснимо и непонятно для гипотетически заинтересованных людей сейчас. Без единомышленников и добровольных помощников Проект не сможет стартовать.

В своих письмах к вам, маги, я пытался донести простую мысль — политический Проект и так уже стартовал. И суть его состоит в том, что все элитные группы реализуют свои амбиции, замыслы в своих программах и своих действиях без чьего-либо «магического» вмешательства. Именно эти программы сами по себе и ведут к ситуации, которая возникнет в будущем (та, которую вы описывали). Чтобы Проект состоялся, нужно просто не мешать элитам действовать. Находясь в глубочайшем заблуждении по поводу возможных результатов своих действий, они и создадут «нужную ситуацию». Все предсказуемы — от президента до оппозиционных политиков. В связи с этим у меня вопрос к вам: вы хотите помешать или помочь ходу Проекта? Помешать можно только одним способом — навязать элитным группам иные программы действий, расходящиеся с привычными общественными ожиданиями. Помочь — наполнить их сегодняшние программы хоть сколько-нибудь понятно и доступно изложенными идеями в сочетании с простейшими технологиями.

Так что вы хотите — помочь или помешать? Ваши мотивы не до конца ясны — разумеется, деньги за работу вам не нужны, да и власть сама вам тоже не нужна. А знаете? Верю! Хотя почти не знаю аналитиков и политтехнологов, которые не стремились бы прилипнуть магнитиками к холодильнику с едой.

С уважением, П.М.