Проблема Косово сегодня вновь в центре внимания, что и неудивительно. Более удивительно другое: большинство текущих комментариев легко и упрощенно интерпретируют проблему. Между тем, она воплощает сгусток исторических, этнопсихологических, конфессиональных и даже геополитических аспектов. Несмотря на то, что война в Косово закончилась около семи лет назад, автономный край, формально входящий в состав Сербии, но фактически находящийся под управлением ООН, все эти годы по-прежнему остается одним из наиболее опасных очагов в Европе. И судьба этой небольшой территории способна деформировать ход развития событий не только на Балканах, но и далеко за их пределами.

Косово — последняя из территориальных проблем, оставшихся от бывшей СФРЮ. Полномасштабная война за край между Югославской народной армией и Освободительной армией Косово вспыхнула в 1998 г. Полемика о принадлежности края не ограничивается территориальным и политическим конфликтом, а пропитана восприятием двумя народами своих национальных культурно-исторических идентичностей.

Косово является историческим центром Сербии и считается источником сербских духовно-национальных традиций. Именно там и на прилегающих территориях зарождалась сербская государственность, зиждущаяся на православии. Призрен был столицей многих сербских королей и царей. В Косово находится около 1300 памятников сербской культуры.

Перед Второй мировой войной соотношение сербов и албанцев в Косово было примерно равным. После войны, когда Косово вернулось в состав Югославии, И. Б. Тито запретил изгнанным сербам возвращаться. В последующие 30 лет происходило латентное противостояние двух общин. Конфликт приобрел легитимность в 1987 г., когда С. Милошевич отменил права расширенной автономии, приобретенной краем Косово по Конституции СФРЮ 1974 года.

В конце концов, дело закончилось военной операцией НАТО в 1999 г. В ее результате армия Сербии покинула край, за ней ушли и почти все сербы, проживавшие на его территории. Упакованная в новаторские доктрины международного права, в первую очередь обоснованной гуманитарной интервенции, натовская операция по сути поспособствовала доведению до конца этнической зачистки, и Косово теперь можно считать практически мононациональным — албанским.

Увеличение доли албанцев в населении Косово по годам

1953 — 64,9 процента

1961 — 68,2 процента

1971 — 73,7 процента

1981 — 77,4 процента

1991 — 81,6 процента