Хотя многие уже заранее предрекают итог предстоящих «выборов» (всё будет как всегда), в этом году интрига всё же присутствует. Такого предвыборного шоу в нашей стране давно не было. Как мне кажется, это первые с 1994 года выборы, итог которых не предопределен заранее. Еще ни разу в истории правления Лукашенко не накапливалось так много негативных тенденций. И Лидия Ермошина — отнюдь не божество, вписать нужную цифру в итоговый протокол она может, но на этом всё. Остальные проблемы как были, так и останутся.

Бессменному главе государства придется отбиваться от множества угроз, причем большинство из них нестандартные. А в плане решения нестандартных проблем наша власть слаба, как показывает опыт.

Коронавирус — наиболее нестандартная угроза, с которой столкнулось по-прежнему молодое государство во главе с уже немолодым лидером. Первоначально этот лидер существование пандемии постарался проигнорировать, свести всё к «козочкам» и «психозу» у остального мира. Ибо власть наша косная и очень плохо справляется с нестандартными проблемами. Обычно всё сводится к противостоянию с «врагами» или наказанию «виновных». Тут такой вариант не прошёл, а промедление с адекватной реакцией только усугубило проблему. Руководство страны, вероятно, надеялось, что к августу эпидемия «психоза» не просто сойдёт на нет, но электорат успеет и забыть про неё. Но эпидемия к тому времени может и не закончится. Зато начнет всплывать правда о ней — уже имеется такая тенденция. Да и «добрые соседи» вполне могут поспособствовать этому процессу. Как люди воспримут, если поймут, что их родные вполне могли бы жить, и умерли исключительно по вине властей, особенно «главного вирусолога»?

В целом настроения в народе не способствуют очередному одобрению новой навигации «бессменного» президента. В своё время Кебич просчитал практически всё, кроме настроений в народе. Видимо, посчитал их несущественным фактором. Теперь ситуация возвращается бумерангом. Да, тогда не было Ермошиной, голоса считали относительно честно, а сейчас нужные цифры в итоговом протоколе окажутся вне зависимости от реальных итогов голосования. Силовики также готовы подавить протесты, если такие возникнут. Ещё ничего и не началось — а уже имеется более сотни арестованных под разными предлогами активистов. И тем не менее этих двух факторов уже может оказаться мало в условиях, когда подавляющее большинство народа «против». Нет, на баррикады это большинство не устремиться, но настроения народа — это важный фактор, который вносит неопределенность.

Хватает и других факторов, которые сошлись в одной временной точке аккурат к выборам. Они тоже вносят серьезную неопределенность.

Обычно Россия выступала союзником нашей власти перед выборами. Такого состояния дел в отношениях между союзниками раньше не было никогда. Путин бывает весьма изощренным в борьбе с теми, кто выбрал его себе во враги. Лукашенко, понятно, тоже «не лыком шит», но силы сторон несопоствимы, и хватку он потерял с возрастом, всё чаще «промахивается». В общем, поведение Кремля — это дополнительный фактор неопределенности, которая может повлиять на исход выборов.

Впрочем, пока наше руководство не унывает. Оно выставило заявок на кредиты «под выборы» различным международным структурам аж на USD3 млрд. Этого хватило бы для очередной «элегантной победы», но дадут ли столько? С Россией — враждебная неопределенность, а Запад, похоже, в настоящей ситуации не настроен оказывать финансовую помощь «пострадавшим», особенно неопределенной или «уникальной» ориентации типа нашей страны. Западные страны озабочены собственным кризисом. А что касается снижения спроса на нашу и без того не сильно конкурентоспособную продукцию, то этому кризис несомненно поспособствует.

Экономика — это, вообще говоря, не профиль белорусского руководства. В этой области оно заваливает почти всё, к чему прикоснётся. Раньше спасали дотации, и очередная порция кредитов к выборам шла, а в этом году такого может и не случиться.

Еще одна усиливающаяся тенденция последних лет — практически повальное невыполнение «жэстачайшых» указаний «вождя». Началось это давно, но в первое время, вероятно, носило объективный характер: многие указания были принципиально не выполнимыми. Но по мере накопления опыта в этом деле, ЦУ стали просто игнорировать более или менее последовательно и откровенно. Хотя «страх и трепет» вертикаль научились имитировать весьма артистично. Теперь эта практика стала распространяться и на остальной народ. Люди всё меньше обращают внимание на указания и «рецепты» вождя (хотя бы и по коронавирусу). А если и обращают, то только как на объект для юмора. Тенденция это знаковая, она тоже внесет свой вклад в общую неопределенность если не итогов «выборов», то итогов правления Лукашенко.

Наконец, сам он в последние годы всё чаще и чаще ошибается. Тоже дополнительный фактор, добавляет неопределенности в итоговое шоу с выборами. Лукашенко — человек из далекого прошлого, не способный к реальным переменам. Мир вокруг быстро меняется, а он не успевает реагировать, да и не хочет. Дескать, надо жить как жили, не обращая внимания на происходящее, якобы в этом залог успеха, а не в каких-то переменах. Побывал глава государства на Витебщине недавно и — настоял на своём поручение по картофелю. «В этом году, мне кажется, картофель будет в цене. Поэтому я попросил, чтобы собрали все, что у нас осталось, и посеяли картофель. Надо посеять побольше. Это будет спасение».

«Бульбу» сажать — вот таким видится спасение основному претенденту на очередной президентский срок.