Незаметным в Беларуси прошло событие, которое потенциально может существенным образом повлиять на состояние белорусско-российских отношений. Причем, не в лучшую для Минска сторону.

В России на вооружение принята новая зенитная ракета большого радиуса действия 40Н6, которая входит в комплекс вооружения зенитно-ракетного комплекса С-400. Она прошла весь необходимый цикл испытаний и производитель уже заявил о намерении начать в обозримой перспективе серийное производство изделия.

Казалось бы, как эта ракета может повлиять на отношения между Москвой и Минском? Все дело в технических характеристиках ракеты. Традиционно вооружение изготавливается в двух вариантах: для собственных потребностей и снабжения особо доверенных союзников, а также для экспорта. Последний обладает более скромными характеристиками.

На текущий момент как раз для экспортного изделия характеристики публично оглашены: максимальная дальность поражения аэродинамических целей для ракеты 40Н6Е заявлена в 380 км. Неофициально сообщается, что «полноценная» 40Н6 имеет дальность чуть ли не в полтора раза большую. Весьма вероятно, что это излишне оптимистический показатель, поэтому зафиксируем, что в обозримой перспективе российские ПВО могут получить на вооружение зенитные ракеты с эффективной дальностью свыше 400 км. Могут, потому как неясна техническая готовность российского ВПК развернуть серийное производство новых ракет в ближайшее время. Но производитель берет на себя обязательства произвести порядка 1000 изделий уже в ближайшие 10 лет. И весьма вероятно, что этот оптимизм, как минимум частично, имеет основания.

Далее, радиолокационные станции из состава ЗРК С-400 обеспечивают, по заявлениям разработчика, возможность обнаружения целей на дальности до 600 км. Понятное дело, что цель цели — рознь. И в данном случае речь идет только о самых габаритных летательных аппаратах. Например таких, как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления АВАКС.

Школьного курса географии достаточно, чтобы понять: размещение ЗРК С-400 в Калининградской области и вблизи границы России с Беларусью по сути позволят контролировать Москве все воздушное пространство нашей страны. Из чего следует два вывода.

Во-первых, резко снижается, хотя и не обнуляется, значение Единой региональной системы ПВО Беларуси и России. На заявления из Минска о том, что беларуская ПВО защищает в том числе и российское небо, теперь из Москвы могут ответить в стиле «не больно-то и хотелось». А это уменьшает возможность беларуской стороны использовать фактор безопасности в торге с Кремлем по вопросам, которые с этой безопасностью и не связаны.

Во-вторых, от беларуских генералов и лично Александра Лукашенко потребуется переосмысление направления развития отечественной истребительной авиации. Да, формально Россия — пока союзник. И тот факт, что она по сути получает инструмент контроля воздушного пространства нашей страны со своей территории внушать опасений не должен. Но ключевое слово — пока. Задача военного командования — планируя развитие системы национальной обороны, учитывать максимальное количество факторов и событий включая те, которые представляются маловероятными. И должен встать вопрос о том, насколько рационально сейчас вкладывать сотни миллионов долларов в перевооружение на новые истребители. Ведь из-за незначительного количества они не сделают погоды в случае столкновения с НАТО. А в случае конфронтации с Россией последняя способна создать серьезные проблемы для нашей авиации в нашем же воздушном пространстве с российской территории. Хотя, конечно, приземлить её (белорусскую авиацию) полностью не сможет.

В этой связи вероятность (и без того небольшая) реализации контракта на закупку в России тяжелых истребителей Су-30СМ выглядит еще более сомнительной.

Нельзя сказать, что складывается патовая ситуация. Выход просматривается в дальнейшем развитии национальной ракетной программы и получении нового ракетного вооружения «поверхность-поверхность», эффективная дальность которого будет не меньше дальности зенитной ракеты 40Н6. В случае гипотетического конфликта с НАТО это поможет «отодвинуть» аэродромы передового базирования на западе. А в случае конфронтации с Россией — С-400 на востоке. Что позволит расчистить небо для национальных ВВС.

Можно ожидать, что обновление парка истребительной авиации Беларуси будет напрямую увязано с получением новых образцов ракетного вооружения «поверхность-поверхность» с дальностью 400+ км: сначала ракеты, потом самолеты.