На днях глава государства озвучил два послания, касающиеся государственной экономики и частного бизнеса. Если в отношении госсектора высказаны нелицеприятные слова о необходимости разобраться с «красными директорами», традиционно требующими сверху щедрых финансовых вливаний, то частному бизнесу даны многочисленные позитивные оценки, а именно, что бизнес — это тяжкий труд, что бизнес в Беларуси состоялся и что предприниматели должны участвовать в политике.

Учитывая византийский характер постсоветской белорусской реальности в виду отсутствия демократических публичных институциональных структур для выражения открытых политических интересов, особое значение для распознавания политических трендов придается посланиям главы государства, сказанным им при тех или иных обстоятельствах. Можно предположить, то негатив по отношению к «красным директорам» и позитив по отношению предпринимателей — не случайная балансировка сил авторитарным лидером.

Как известно, государственный сектор, финансируемый из бюджета, в советские и нынешние времена — не только очень дорогое, но и чрезвычайно проблемное образование. Самое большое количество ресурсов, вливаемое в этот резервуар, может быть поглощено без остатка, причем при отсутствии контроля — с очень низкой отдачей. Такова специфика ничейной собственности, которой распоряжаются временно назначенные начальники, заинтересованные не в конкуренции за потребителя, а в конкуренции за поддержку сверху.

В реальности система раздачи ресурсов и их перераспределение с помощью многочисленных схем, порождающих, в конечном счете, своеобразные мафиозные сети, до поры до времени работает, имитируя экономическую деятельность. При этом властная вертикаль, обладая достаточным количеством ресурсов и соответствующими умениями, способна контролировать ситуацию внутри такой сложной иерархической конструкции. Но как только поток ресурсов иссякает либо власть теряет контроль над распределительным процессом, данное образование становится крайне взрывоопасным. Недовольные объемом поступлений сверху и потерявшие страх — аграрии, промышленники, силовики и руководители регионов, пройдя этап единоличных лоббистских усилий, могут перейти к формированию ситуативных союзов в борьбе за государственное влияние. Для властной вертикали при таком раскладе сил наступают критические времена. Опыт перестройки научил многому нынешних руководителей постсоветских стран.

Нынешнее белорусское руководство, скорее всего, осознает данные негативные факторы, складывающиеся внутри госсектора. Уменьшающийся объем ресурсов обусловливает усиление конкуренции между различными статусными субъектами внутри иерархии и их все большее давление на властную вертикаль. Для предотвращения определенных организованных действий «красных директоров», способных искать опору у силовиков и региональных лидеров, а возможно, и у ближайших соседей, авторитарный лидер может применять самые различные приемы — от репрессий и элементарного запугивания до символического понижения статуса данной элитной группы в сравнении с другой элитной группой.

Скорее всего, именно поэтому глава государство недавно пообещал разобраться с «красными директорами», а бизнесменов похвалил и даже настаивал на том, чтобы они участвовали в политике. Ситуация внутри бизнес-сектора для властной вертикали пока более обнадеживающая, поскольку в значительной части бизнес, ориентированный на потребителя, не завязанный на распределении государственных ресурсов, функционирует вне иерархической системы. У такого бизнеса нет склонности к образованию организованных союзов со статусными субъектами иерархии, соответственно, такой бизнес не представляет угрозы для авторитарной власти. Данное обстоятельство, кроме острастки «красных директоров», стало еще другим, дополнительным аргументом для многочисленных положительных оценок частного бизнеса вплоть до приглашения его представителей участвовать в белорусской политике.