Как вы оцениваете перспективы внутреннего валютного рынка Беларуси? Сохранит ли население статус чистого продавца иностранной валюты в следующем году?

Александр Муха. По данным Национального банка Беларуси, население в октябре 2016 г. продало на чистой основе с учетом безналичных операций USD 205,2 млн против чистой продажи валюты в размере USD 262,3 млн в сентябре и USD 282 млн в августе 2016 г.

За последние девять месяцев (февраль–октябрь 2016 г.) население продало на чистой основе USD 1,826 млрд (с учетом безналичных операций).

Структура чистого предложения валюты населением в октябре 2016 г. выглядит следующим образом: чистая продажа наличной валюты — USD 243,3 млн и конвертация рублевых депозитов в валютные вклады на чистой основе — минус USD 38,1 млн.

В январе–октябре 2016 г. население продало на чистой основе USD 1,636 млрд, нерезиденты — USD374,9 млн, в то время как субъекты хозяйствования, напротив, купили USD8,1 млн.

При этом структура чистого спроса на валюту со стороны физических лиц в январе–октябре 2016 г. сложилась следующим образом: чистая продажа наличной валюты — USD 2,069 млрд и конвертация рублевых депозитов в валютные вклады на чистой основе — минус USD 432,6 млн.

В результате чистое предложение иностранной валюты со стороны населения и нерезидентов (USD 2,011 млрд за январь–октябрь 2016 г.) позволило вкупе с другими факторами увеличить золотовалютные резервы Беларуси до USD 4,817 млрд на 1 ноября 2016 г. даже, несмотря на значительные выплаты по внешним и внутренним валютным обязательствам правительства и Нацбанка.

Одновременно на этом фоне отмечается и локальное укрепление обменного курса белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам.

Таким образом, население внесло значительную лепту в обеспечение стабильности внутреннего валютного рынка в текущем году.

Между тем валютные депозиты физических лиц в январе–октябре 2016 г. сократились на USD 716 млн (или на 8,7%) до USD 7,497 млрд на 1 ноября. В целом валютные сбережения населения в банках (валютные вклады, депозиты в драгоценных металлах и валютные облигации банков) в январе–октябре 2016 г. уменьшились на USD 491,3 млн (на 5,6%) до USD 8,292 млрд на 1 ноября.

С учетом этого объем наличной иностранной валюты, которую население, образно говоря, дополнительно извлекло из-под «матраса» в январе–октябре 2016 г. можно оценить, по меньшей мере, в USD 1,577 млрд на чистой основе.

Кому-то может показаться, что при такой масштабной чистой продаже наличной валюты со стороны населения можно немного и повременить с тем же кредитом МВФ. Однако в текущей ситуации встает вопрос о том, сможет ли население обеспечить такой же приток наличной иностранной валюты в официальный экономический оборот в следующем году.

Необходимо отметить, что одной из важнейших причин увеличения чистого предложения иностранной валюты со стороны физических лиц является желание населения поддержать приемлемый уровень потребления товаров и услуг в условиях заметного падения реальных денежных доходов.

Так, по расчетам BusinessForecast.by, средняя начисленная зарплата белорусских работников (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) в январе–сентябре 2016 г. сократилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 16,3% — с USD 423,1 до USD 354,3. При расчете использовался средневзвешенный курс белорусского рубля к доллару США: в январе–сентябре 2015 г. — BYN 1,566. за USD 1 (с учетом деноминации), а в январе–сентябре 2016 г. — BYN 2,015 руб.

При этом начисленный фонд заработной платы белорусских работников (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) в январе–сентябре 2016 г. сократился в еще большей мере — на USD 2,160 млрд (или на 19%) до USD 9,237 млрд.

Уменьшение фонда заработной платы связано не только с падением средней зарплаты, но и с сокращением в анализируемом периоде среднесписочной численности работников на 91,375 тыс. человек (с 2,988 млн человек в январе–сентябре 2015 г. до 2,897 млн человек в январе–сентябре 2016 г.).

По нашим оценкам, в следующем году население будет осторожнее тратить свои валютные сбережения и одновременно активнее сокращать потребительские расходы по сравнению с текущим годом. В результате чистое предложение наличной иностранной валюты со стороны физических лиц в 2017 г. может существенно уменьшиться, что приведет к ускорению темпов девальвации белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам. Одновременно на этом фоне у правительства и Нацбанка увеличится потребность в привлечении нового внешнего финансирования (в том числе кредита МВФ).

В конечном счете, можно предположить, что в следующем году население сохранит статус чистого продавца иностранной валюты, однако показатель чистой продажи валюты может уменьшиться, по меньшей мере, в 2 раза по сравнению с текущим годом со всеми вытекающими негативными последствиями.