25 апреля постановлением №? 336 Совет министров Беларуси утвердил план из 111 мероприятий по реализации новой редакции директивы президента №? 3 (указ №? 26 от 26 января 2016 года), трактующей о приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности. В какой степени этот план соответствует актуальному положению дел и каков его потенциал в аспекте укрепления экономической безопасности?

Стас Головатый. Этот план прекрасен во многих отношениях — прежде всего потому, что в большинстве своих положений в различной степени точности воспроизводит аналогичные и близкие по смыслу документы, утвержденные белорусским правительством. То есть указанный план является традиционалистским. Следовательно, по всей видимости, он традиционно не будет реализован в большей своей части.

Так например, группа мероприятий по обеспечению планомерной диверсификации экспорта (первый раздел плана) — один из излюбленных пунктиков белорусских экономических властей: о диверсификации экспорта говорили, говорят и будут говорить. Между тем сразу бросается в глаза планируемое увеличение поставок белорусской продукции в регионы Сибири, Дальнего Востока, Южный и Северо-Кавказский федеральный округа России. Иными словами, план предусматривает увеличение емкости российского рынка — по меньшей мере, в указанных округах и регионах. На какие данные опирается этот прогноз? Из чего он исходит? Скорее всего — из прежних планов.

Что касается наращивания выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции, созданной с использованием технологий V и VI технологических укладов (второй раздел плана) — это нечто относительно новое. В строгом смысле ранее этого не было, но это — нынче необходимый раздел базового прогнозного задания, без которого непонятно, как можно нарастить экспорт в ЕС и другие регионы мира. Основной недостаток всех планов, касающихся развития инновационных производств (включая био- и нанотехнологии, робототехнику и космическую деятельность) — специфический избыток воображения планировщиков. Избыток, тесно связанный с недостатком. Хорошо известно, что в Беларуси будущее производится принтером — правда, не 3D-принтером, а простым принтером, который распечатывает приблизительно те же намерения из года в год. Приятно, наверное, поговорить о нанотехнологиях в телевизоре, но суть в том, что белорусская промышленность так и не сумела произвести простых бытовых приборов, на которые имелся бы устойчивый спрос на рынке. Из-за широко понимаемого ресурсного дефицита.

Третий раздел посвящен «кардинальному изменению качества управления промышленным комплексом страны». Это мог бы быть очень интересный раздел, если бы его авторы всерьез задумались о его предполагаемом содержании, в частности о том, каким образом на деле осуществить «приближение к европейскому уровню производительности труда». Нужны ли кардинальные изменения в самом госуправлении? Или это покамест сложный вопрос?

В четвертом разделе, построенном вокруг энергетической безопасности страны, нудно рассказывается про то, что в течение текущей пятилетки будут введены в эксплуатацию два блока белорусской АЭС, которая позволит поэтапно вывести из эксплуатации котельное оборудование на природном газе с низким КПД, об оптимизации схем теплоснабжения и пр. Скромный раздел и посему более реалистичный в сравнении с другими.

В целом: план нацелен на поступательный переход экономики к V (эпоха компьютеров и телекоммуникаций) и VI (нанотехнологии) технологическим укладам, но сам он построен на презумпциях III и IV укладов (эпоха стали и нефти).