Официальный Минск не высказал однозначной поддержки Кремлю и занял нейтральную миротворческую позицию в российско-турецком противостоянии — так же, как и в случае с российско-украинским конфликтом. Входит ли в противоречие «нейтральная» позиция Беларуси с ее союзническими обязательствами? И если да (нет), то почему?

Андрей Поротников. Говоря о союзнических обязательствах Беларуси и России стоит помнить, что на постсоветском пространстве взять на себя обязательства и их исполнить — это далеко не одно и то же. Каждая страна СНГ руководствуется в первую очередь собственными интересами (зачастую сиюминутными), пренебрегая общим благом, духом и буквой соглашений. Хотелось бы напомнить, что в ходе недавнего вооруженного противостояния Армении и Азербайджана, сопровождавшегося обстрелами армянской территории, ни одно из государств ОДКБ (в т. ч. и Россия) не высказали даже устной поддержки Армении.

Относительно обострения российско-турецких отношений. Во-первых, Москва и Анкара не находятся в состоянии войны. Поэтому призывы отдельных российских обозревателей к странам СНГ солидаризироваться с Кремлем неуместны. Турция не представляет для России военной угрозы. А посему ни политические, ни военные механизмы коллективной защиты задействованы не могут быть в принципе. Более того, последний саммит ОДКБ продемонстрировал отсутствие поддержки кампании России в Сирии. Хотелось бы напомнить, что против российского участия в сирийской войне в сентябре т. г. высказался и Генсек ОДКБ Николай Бордюжа.

Во-вторых, Беларусь и Россия подписали ворох документов о согласовании позиций на международной арене. Только вот проблема: Москва никак свои шаги с Минском не согласовывает, поступая так как считает нужным с точки зрения собственных интересов. Турция является для Беларуси важным торгово-экономическим и политическим партнером. Путин, «дергая» Эрдогана за усы, это учитывал? Очевидно, что нет: Россия слишком великая, чтобы обращать внимание на своих союзников. Которые и союзниками-то и не рассматриваются и квалифицируются как печальный итог «национальной катастрофы начала 1990-х».

Москва, не демонстрируя образца исполнения договоренностей в отношениях со странами СНГ, не может требовать и от них неукоснительного соблюдения обязательств в отношении России.

Беларусь России в данном случае ничего не должна. Самого факта политической поддержки Минском правительства Ассада — уже более чем достаточно. С учетом того, что это, как минимум, не облегчает наши отношения с монархиями Персидского залива и той же Турцией.

Договоры, конечно, должны соблюдаться, Но всеми сторонами, а не только меньшими.