Освобождение 22 августа политических заключенных, включая экс-президента Н. Статкевича, — очевидный шаг к нормализации отношений Беларуси и ЕС. Как этот процесс может повлиять на государственную безопасность Беларуси — какие здесь могут быть позитивные моменты и какие риски?

Андрей Поротников.Само по себе освобождение политзаключенных непосредственного влияния на вопросы безопасности не оказывает. Даже наиболее известный из них, Николай Статкевич, ближайшее время будет занят скорее вопросами реорганизации своей партии БСДП (НГ), нежели борьбой с режимом. После чего он рискует увязнуть в оппозиционном болоте, которое вместо действий зачастую предпочитает бесконечные дискуссии, споры, согласования и консультации.

С другой стороны, освобождение узников однозначно повышает вероятность получения финансовой поддержки Запада. Которая необходима в срочном порядке, в значительных размерах и на льготных условиях. А с выделения кредитов, например, МВФ может начаться встраивание национальной экономики в евроатлантический контекст. И ее постепенная автономизация по отношению к российской экономике.

То обстоятельство, что освобождение политзаключенных — шаг со стороны белорусских властей вынужденный, на мой взгляд, очевидно в силу финансового положения режима. Так, правительство России посоветовало нашим властям обратиться за очередными миллиардами кредитов в Евразийский фонд стабилизации и развития (б. Антикризисный фонд ЕврАзЭС). Представители которого заявили, что деньги могут выделить, но только в том случае, если их выделит Правительство РФ. Говоря проще, официальному Минску вежливо отказали.

Одновременно в стране объявлено о начале массового по нашим меркам перевооружения национальной армии: заключены контракты на поставку 12 вертолетов Ми-8 общей стоимостью ориентировочно порядка USD 100-110 млн, продолжится закупка учебно-боевых Як-130 (4 машины на сумму USD60-70 млн), со следующего года стартует поставка тяжелых РСЗО «Полонез» (комплект пусковая установка + транспортно-заряжающая машина+16 ракет ориентировочно стоит USD 2,5 млн), планируется наладить выпуск гранатометов, разработать новые зенитно-ракетные комплексы малой и средней дальности, начать поставки легких бронемашин (порядка USD 100 тыс. за единицу). И, внимание, все это — без увеличения военного бюджета!

Откуда «дровишки»? Из внебюджетных фондов, вестимо. Которые распечатали впервые на моей памяти. Значит ситуация не только тяжелая в плане финансов, но и тревожная в плане национальной безопасности.

На этом фоне освобождение политзаключенных — лишь эпизод. Возможно, не самый важный в общей игре. Но безусловно, один из самых позитивных.