С 17 сентября прожиточный минимум рассчитывается в Беларуси по-новому. В чем суть нововведений?

Константин Скуратович. Существенных нововведений здесь нет, хотя — при желании — можно найти признаки новых подходов к проблеме. Как разъяснила начальник управления комплексного анализа Минтруда Татьяна Юшкевич, теперь прожиточный минимум состоит из минимальных наборов продуктов питания для основных групп населения, непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определена как фиксированная доля в размере 77% от стоимости минимального набора продуктов питания.

Возможно, это вовсе не новость, а банальная ошибка: минимальный набор (физический объем) фиксируется в виде доли стоимости (77%) иного минимального набора. Зачем минимальный набор соотносить с минимальным набором? Что-то понять можно, только вспомнив юмореску Геннадия Хазанова: тиграм в зоопарке мяса не докладывают.

Как говорит чиновница: «наборы продуктов питания сформулированы на основе норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп взрослого и детского населения. Продуктовые наборы удовлетворяют требованием рационального питания и сохраняют необходимые энергетические ценности и химический состав». Вроде бы все понятно: лошади требуется определенная мера овса, бройлерам — своя мера продуктов, с добавками, солдату срочной службы — своя, и для всех категорий живых существ минимумы установлены соответствующими министрами.

Стоимость этих фиксированных наборов определяется на основе официальных данных о фактических потребительских расходах малообеспеченных домохозяйств за последние пять лет, а также за первый квартал текущего года (с учетом показателей инфляции). Как известно, Белстат проводит ежеквартальное бюджетные обследование домашних хозяйств, в ходе которых определяется баланс доходов и потребительских расходов. Тут все учитывается — ценные подарки, переводы из-за заграницы, алименты, потребляемая продукция и пр. Потребители официальной статистики часто сетуют, что на эти «наборы» и эти деньги прожить в действительности нельзя. Может быть, нельзя, но, может быть, и возможно, и люди живут даже на «меньшие деньги», но суть в том, что государство не снабжает население ни минимальными наборами, ни деньгами для их приобретения. Деньги надо зарабатывать (или получить пенсию, стипендию и про). Альтернативой такой системе может быть карточная система распределения, иные натуральные выдачи продуктов.

Но закон не допускает иных толкований существующей методики. Сказано, что промежуточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. А бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину промежуточного минимума.

С другой стороны, бюджет прожиточного минимума (БПМ) используется чиновниками для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям) и обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Государство подчеркивает понятие «гарантии» и проводит не столько «экономическую политику», сколько психологическую работу с населением. Не особенно при этом рискуя.

Но что, по всей видимости, должно свидетельствовать о растущем внимании правительства к нуждам народа — это то обстоятельство, что ежеквартальное утверждение БПМ будет осуществлять Минтруда, которое прежде осуществлялось правительством.

Надо отметить, что помимо БПМ в Беларуси существует и, так сказать, усиленный минимальный стандарт. Он называется минимальным потребительским бюджетом (МПБ), который «представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека… МПБ применяется как социальный норматив для прогнозирования уровня жизни населения и социальной поддержки нуждающихся граждан». На первый взгляд, эти два «минимума» идентичны — в декларативной части. Но по стоимости они существенно отличаются. Например, БПМ в среднем на душу населения в период с 1 февраля по 30 апреля т. г. составлял 1,3 млн. рублей, а минимальный потребительский бюджет (МПБ) — 2,1 млн. рублей. Специалисты могут назвать десятки причин стоимостного несовпадения этих качественно однородных понятий, но по существу оно определяется только потребностями статистического учета.

Специально отметим, что первый Закон РБ «О формировании и использованнии минимального потребительского бюджета» был принят еще 9 января 1992 года. Он был лаконичным и исчерпывающим, и устанавливал механизм социальной защиты населения, что позволило правительству установить МПБ в размере 60% средней заработной платы в стране. Это была черта бедности, после которой должен был запускаться механизм социальной защиты. На довольно высоком уровне: сейчас бы МПБ составлял 300-400 долларов.

Многие страны пошли по такому пути, и обеспечили населению защиту на период рыночного реформирования экономик. У Лукашенко в этом деле ничего не получилось. Поэтому он, с одной сторону, утвердил множество социальных стандартов, а с другой, свел их до неприлично низкого уровня.