Белстат увеличил оценку роста ВВП за III квартал 2013 года с 0,7% до 0,8%. Почему корректировка столь мала? Почему бы статистикам не нарисовать 1 или 2% прироста, учитывая базовую политическую ставку на рост показателей? Что-то изменилось в подходах чиновников к отчетам?

Инна Ромашевская. Политическая установка на рост ВВП никуда не исчезла — если мы помним, ее истоки находятся в прогнозах на пятилетку, принимаемых Всебелорусским собранием. Можно, конечно, сказать, что истоки прогнозов находятся в политической установке, но суть от этого не меняется: действительно, имеется конкретная цифра, о выполнении или невыполнении которой правительству приходится рапортовать. Первоначально планировался рост примерно на 10% в год. Завершился третий год «пятилетки», и до сих пор команде под руководством Мясниковича удавалось откладывать достижение прогнозных показателей («бурный рост») на оставшийся период.

2011-й год был кризисным, и правительство напрогнозировало рост 5,5% на следующий год (после памятной публичной пикировки с администрацией президента). Весь прошлый год чиновники делали вид, что эта цифра вот-вот материализуется, но ближе к концу 2012 тон изменился. Можно вспомнить, как выступая в ноябре 2012 года на ноябрьском инвестиционном форуме, Михаил Мясникович констатировал, что реальный рост ВВП не совпадает с прогнозным, не испытывая при этом особого уныния: «Мал золотник, да дорог — мы должны иметь реальный экономический рост. Мы полагаем, что в этом году белорусская экономика обеспечивает оздоровление, и главная цель остается в том, чтобы был стабильный экономический рост, реальный экономический рост».

Правда, уже спустя несколько дней президент все-таки потребовал неукоснительного выполнения показателей, Мясникович ему это неукоснительно пообещал, чуда не случилось, но не случилось и громких отставок, которых все по этому поводу ожидали затаив дыхание.

Сходным образом развивались события и в минувшем 2013 году. Надо полагать, правительство все-таки смогло «продать» президенту идею «малого золотника», потому что на совещании в конце ноября Лукашенко с большим раздражением говорил: «Вы меня убеждали, что не следует сегодня гнать объемы, взамен правительство обеспечит высокое качество и сбалансированность развития экономики… Что в итоге? Как мне докладывают — ни того, ни другого». Отставок, как мы видим, опять не случилось, и ситуация в точности воспроизводится в новом году — президент требует роста, но при этом реалистичного, и грозит отставками за провал уже в первом квартале 2014. А правительство пытается угадать, какая цифра выглядит одновременно и реалистично, и оптимистично.

Даже Лукашенко эту ситуацию оценил с мрачным юмором: «на трех заседаниях Президиума Совета Министров пытались решить, как будет расти валовой внутренний продукт — на 3,3% или на 5,7%». Таким образом, правительственное прогнозирование все больше напоминает игру в «угадайку».