Как сообщил«Ежедневник», Управлением следственного комитета по г. Минску возбуждено уголовное дело в отношении четырех теперь уже бывших сотрудников ОМОН ГУВД Мингорисполкома. Почему эти данные были широко обнародованы?

Андрей Поротников.
Следует отметить, что проблема «чистки карманов» у задержанных существует ровно столько, сколько существует патрульная служба милиции. В большинстве случаев ситуация в реальности такова: милиционеры к пропаже наличности отношения не имеют, деньги были или пропиты, или «одолжены» собутыльниками. Однако, дыма без огня не бывает. Случаи увольнения или привлечения к ответственности недобросовестных сотрудников в принципе не редки. Другое дело, что МВД старается их не афишировать. Делается это из ложно понимаемого чувства заботы об имидже ведомства.

Обнародование фактов о преступных действиях сотрудников столичного ОМОН выглядит необычно. Следует отметить и избрание в отношении бывших милиционеров меры пресечения в виде содержания под стражей. При том, что сумма установленного ущерба невелика.

Представляется, что не последнюю роль тут сыграл фактор конкуренции Следственного комитета и МВД. 1 августа 2013 на совещании по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями А. Лукашенко отметил факты неконструктивной работы оперативных подразделений милиции и СК. Кулуарно со стороны МВД уже давно звучат обвинения в адрес СК в фактическом саботировании борьбы с преступлениями в сфере экономики, нелегального оборота наркотиков и коррупции.

Изначально в качестве одной из причин создания СК называлась необходимость повышения качества предварительного расследования. На практике это вылилось в ужесточение требований к материалам доследственной проверки и особенно, к возбужденным органами дознания уголовным делам. Возврат материалов в милицию для дополнительной проверки стал массовым. Фактически, следствие желает получать идеальные материалы без противоречий и неясностей. Попытки обжаловать решения следственных подразделений о возврате материалов в милицию, как правило, ни к чему не приводят. Между тем есть ряд составов, по которым противоречия могут быть сняты только в ходе проведения следствия. Речь идет о коррупционных преступлениях, преступлениях в сфере экономики, связанных с нелегальным оборотом наркотиков, хулиганстве.

Таким образом, факт обнародования информации о привлечении к уголовной ответственности сотрудников (пускай и бывших) одного из элитных подразделений МВД имеет оттенок скорее межведомственной борьбы, чем гласности в работе СК.