Во время дискуссии в Европарламенте звучали разные мнения о политике ЕС в отношениях с Беларусью. Наблюдается ли изменение позиции Евросоюза? Какие страны выступают за «новый диалог», а какие — за прежнее бескомпромиссное отношение к белорусским властям до выполнения ими предварительных условий?

Андрей Федоров. Главными вопросами на прошедшей 9 апреля в Брюсселе конференции Европарламента «Диалог о модернизации с белорусским обществом?» были целесообразность и условия возобновления взаимодействия с официальным Минском. Сам факт ее проведения свидетельствует о том, что Европейский союз по-прежнему держит нашу страну в своем поле зрения, хотя, разумеется, очевидно, что весьма значительную роль в нынешнем возобновлении контактов сыграла имевшая место в последние месяцы откровенно повышенная активность белоруской стороны.

Действительно, по поводу грядущей политики ЕС высказывались отличающиеся точки зрения, но при всей критике в адрес белорусских властей явно доминировали настроения в пользу диалога. В связи с этим можно предположить, что в принципе союз согласен сделать какие-то шаги навстречу потенциальным партнерам, однако лишь при выполнении ими определенных требований, сформулированных в многочисленных резолюциях и заявлениях.

Строго говоря, такую позицию Брюсселя трудно назвать новой: с теми или иными вариациями он занимает ее с момента фактического разрыва белорусско-европейских отношений, то есть с декабря 2010 года. Скорее, мы наблюдаем сдержанную реакцию на некоторые перемены во взглядах, демонстрируемые белорусским руководством.

Что же касается подходов отдельных государств-членов ЕС, то на основании упомянутого мероприятия сделать о них какие-либо конкретные выводы практически невозможно, так как депутаты Европарламента далеко не всегда следуют в фарватере политики своих стран.

Содержание же дебатов в исполнительных структурах ЕС, как правило, не становится достоянием широкой общественности, поэтому делать соответствующие заключения можно только исходя из неких общих соображений и посторонней информации.

Известно, скажем, что такие страны, как Испания, Португалия, Греция, Кипр, Мальта, в силу отсутствия у них здесь серьезных интересов при обсуждении «белорусского вопроса» ведут себя достаточно пассивно. Напротив, наши соседи — Литва и Польша — прилагают для изменения ситуации значительно больше усилий, нежели другие. Скандинавские страны и Голландия, традиционно отслеживающие положение дел с правами человека, также помнят про Беларусь. Не следует забывать и о поведении России, которая имеет в регионе сильное влияние, в том числе на лидера Евросоюза — Германию.

Такая ситуация и приводит к отсутствию в рамках Евросоюза единой политики в отношении Беларуси. Впрочем, это лишь временами имеет отдельные негативные последствия, в целом же упрекать объединенную Европу в совсем уж неправильных действиях или недостаточном внимании едва ли оправданно.