?По информации издания Naviny.by, на рассмотрении правительства находится проект постановления о запрете белорусским экспортерам заключать бартерные сделки с нерезидентами. Как согласуется эта инициатива с неоднократно озвученным намерением президента принять в августе «серьезное решение» по регулированию валютного рынка? Почему на Ваш взгляд руководство страны медлит с принятием такого решения?

Сергей Балыкин. Запрет на товарообменные операции закроет одну из немногочисленных лазеек, позволяющих предпринимателям хоть как-то выживать в условиях валютного кризиса.

Понятное дело, заявляя о необходимости такого запрета, руководство страны декларирует благие цели. Прежде всего, это привлечение в страну «живой» валюты и предотвращение использования бартерных операций в разнообразных схемах уклонения от уплаты налогов и других платежей в бюджет.

И при других обстоятельствах подобный запрет мог бы быть оправдан. В конце концов, торговать за деньги гораздо более цивилизованно, нежели менять топор на сапоги. Но проблема в том, что мы живем здесь и сейчас. И сегодня прямой товарообмен одна из немногих возможностей для бизнеса осуществлять внешнеторговые операции.

Даже разговоры о разного рода дополнительных ограничениях и запретах являются лучшей иллюстрацией искренности намерений белорусских властей в области экономической либерализации. Власть, похоже, не видит никаких иных способов преодоления валютного кризиса, кроме административных ограничений и валютной продразверстки. Однако, попытки удержать курс рубля административными мерами напоминают попытки тушить пожар бензином. И в том, и в другом случае ситуация становится катастрофической.

Своими действиями власть только провоцирует девальвационные настроения, окончательно и бесповоротно подрывает доверие к белорусскому рублю, стимулирует субъекты хозяйствования прятать валютную выручку, а население — хранить валютные сбережения под подушкой.

Ранее руководство страныобъясняло валютный кризис, в том числе, стремлением белорусов приобрести автомобили до повышения пошлин. Автомобильный бум закончился, а валюта так и не появилась. Более того, ситуация стала только хуже. Так что невольно напрашивается вывод, что причиной валютного кризиса являются именно действия властей, а не населения.

Между тем, валютный дефицит постепенно уничтожает белорусский бизнес. Отсутствие валюты убивает импортеров, необходимость продавать валюту по заниженному курсу превращается в дополнительный налог для экспортеров, а те, кто работает на внутреннем рынке, постепенно теряют клиентов.

В этих условиях, наилучшим выходом стал бы отказ от административного контроля за курсом и его определение на основе спроса и предложения. Однако власть по непонятным причинам отказывается от этого простого решения и затягивает валютный кризис, ежедневно ухудшая ситуацию.