В опубликованнойDGAP аналитической записке о новой политике в отношении Беларуси Евросоюзу предлагается в первую очередь сосредоточить внимание и усилия на двух общественных группах: разочаровавшихся в режиме элитах и про-европейски настроенной молодежи (колонки 1а и 2с табл.*). Насколько близко к реальности такое деление белорусского общества? Какие социальные группы сегодня больше всего недовольны ситуацией и готовы к переменам?

Сергей Николюк. Вопрос, «Какие социальные группы сегодня больше всего недовольны ситуацией и готовы к переменам?», подразумевает, что в Беларуси недовольны все социальные группы. Полагаю, что до этого дело еще не дошло, но страна уверенно движется в сторону всеобщего недовольства. На его базе может сложиться всеобщее согласие, тот самый консенсус, о котором нам постоянно говорят сторонники диалога. Однако это будет негативный консенсус. Люди объединятся под лозунгом «долой!». Для его воплощения в жизнь диалога не требуется.

В обществе всегда были противники модели «сильного государства», выстроенного Лукашенко. Даже в «тучные» годы, пик которых пришелся на 2006 г., их доля не опускалась ниже 30%. Белорусское общество расколото на «меньшинство» и «большинство», и дело тут не в отношении к конкретному политическому персонажу. У раскола социокультурные корни. По одну его сторону — те, кто начинает осваивать западные ценности с их культом личной свободы, по другую сторону — представители традиционной культуры.

«Человек традиционный» (типичный представитель «большинства» — один из его подтипов) для своего выживания нуждается в опеке со стороны «сильного государства». Особенности современного момента заключается в том, что опекун исчерпал свой патерналистский ресурс. Он надорвался в борьбе за выполнение взятых на себя социальных обязательств. Не принять их он не мог. У него просто нет иных источников легитимности, так что рано или поздно, но это должно было случиться. Сокращение российских дотаций и мировой кризис только ускорили процесс делегитимизации государства-опекуна и его персонификатора. За первые три месяца электоральный рейтинг Лукашенко снизился на 10 пунктов.

Мартовский опрос социологи НИСЭПИ провели до начала проблем с обменом валюты. Результаты следующего опроса, по всей видимости, мы узнаем в конце июня. Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать дальнейшее снижение рейтинга Лукашенко. В последние годы удвоение цен на товары массового спроса (подсолнечное масло, гречка) приводили к временному снижению электорального рейтинга «единственного политика» на 5-6 пунктов. Но проходило 2-3 месяца, население адаптировалось к новым ценам, и рейтинг восстанавливался до прежних значений.

Особенность нынешнего этапа развития белорусской модели заключается в том, что условная гречка будет дорожать непрерывно. «Большинство» просто не сможет успевать адаптироваться к негативным переменам. Его представители начнут испытывать все больший дискомфорт, который, в конце концов, приведет к инверсии (смене на противоположные) их политических взглядов. Без всякого диалога через пропасть, разделяющую расколотое общество, посредством механизма инверсии смогут быть переброшены мосты. Потребности в личной свободе у представителей «большинства» от этого не прибавится. Лозунг «Долой!» в их трактовке будет направлен против «неправильного» начальника. Одновременно возникнет потребность в новом («правильном») начальнике, чьи политические черты за счет инверсии приобретут более цивилизованный вид.

Отечественная история богата примерами политических инверсий: «Долой самодержавие!», «Долой Временное правительство!», «Долой продразверстку!» и т. д. Читатель без труда выстроит инверсионную цепочку первой половины 90-х годов прошлого века. Ее последнее звено оказалась жестко авторитарным. Свою «историческую» роль оно выполнила.

В предыдущих инверсионных циклах стадия жесткого авторитаризма сменялась стадией всеобщего согласия (на смену сталиным пришили хрущевы). Не исключено, что в среднесрочной перспективе мы станем свидетелями ремейка хрущевской оттепели. Белорусская привластная элита наелась авторитаризма, но это не означает, что она ностальгирует по демократии, она таковой не знала и не проявляет особого желания знать.

В условиях УП «Беларусь» часть элиты оказалась отстраненной от основных ресурсных потоков. Сравните с ЗАО «Россия», где фактически произошел распад «вертикали» власти, и заполнявшие ее уровни чиновники занялись ничем и ни кем не ограниченным личным обогащением.

1) Сторонники режима, в основном состоящие из следующих групп

2) Оппоненты режима, в большинстве своем про-европейски настроенные граждане

а) Активные сторонники

Управляющая и экономическая элита и силовики — бенефициары системы, которые получают выгоды от перераспределения средств и от системы неформальных правил

………….

Продолжение экономического спада может привести к расколу внутри этой группы. Началом новой политики ЕС должны стать контакты с разочаровавшимися представителями элит.

б) Пассивные сторонники

Аполитичные социальные группы, которые выбирают стабильность и безопасность.

……….

Вероятно, самая большая общественная группа, включающая крестьян, пожилых и менее образованных людей с ограниченным доступом к независимым СМИ

а) Активные противники

Активная оппозиция составляет незначительную часть общества.

…………

После президентских выборов силы этой группы ослаблены, и оппозиции нужно время для восстановления. Однако, жесткие действия режима в будущем могут содействовать консолидации и усилению оппозиции.

б) Гражданское общество

Белорусское ГО активно и многообразно (защита окр. среды, социальная работа, здравоохранение, образование).

…………

Эти граждане не являются политическими активистами в узком смысле и стремятся изменить ситуацию в отдельных сферах, но без активного свержения режима.

в) Неудовлетворенные

Высоко образованные слои общества, которые чувствуют, что не могут самореализоваться в изолированном государстве.

……….

Фальсификации на выборах, репрессии в отношении несогласных и ухудшение экономической ситуации подорвали доверие режиму. Эта группа хочет остановить изоляцию страны и предпочитает интеграцию с ЕС.






* Актуальное разделение белорусского общества по мнению эксперта DGAP. Источник: Marie-Lena May (2011). How to deal with Belarus? New Approaches in EU-Belarus Relations. In: DGAPanalyse kompakt, Nr. 2, p. 5 (pdf). Перевод — «Наше мнение».