Премьер-министр Д. Туск подтвердил заинтересованность Польши в достройке нефтепровода «Одесса-Броды» до Плоцка и в перспективе — до Гданьска. При каких условиях эта заинтересованность Польши может привести к реальному подключению к нефтепроводу «Одесса-Броды»? Выгодно ли Беларуси подключение Польши к этому проекту?

Владимир Дунаев. К сожалению, новое заявление польской стороны о заинтересованности в достройке нефтепровода «Одесса — Броды» до Плоцка и в перспективе до Гданьска не особенно проясняет ситуацию с этим региональным проектом.

При каждой встрече руководителей Польши и Украины затрагивается вопрос о судьбе польского участка Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), важнейшим элементом которого является трубопровод «Одесса-Броды». И всякий раз стороны заверяют друг друга в приверженности этому проекту поставок каспийской нефти в Восточную и Центральную Европу. Нетерпение украинцев особенно усилилось с переводом в аверсный режим нефтепровода «Одесса — Броды» после прекращения прокачки по нему российской нефти из Самары к Черному морю.

Единая политическая позиция двух стран по вопросу диверсификации источников и маршрутов транспортировки углеводородов для нужд региона остается неизменной на протяжении последнего десятилетия. 23 мая 2003 года в Брюсселе правительства Украины, Польши и Еврокомиссия подписали совместную декларацию о поддержке проекта ЕАНТК. В 2007 году в созданное Польшей и Украиной СП «Сарматия» для развития ЕАНТК вступили национальные нефтетранспортные компании Азербайджана, Грузии и Литвы.

24 апреля 2009 года было утверждено технико-экономическое обоснование ЕАНТК. Оно подтвердило техническую возможность и экономическую целесообразность прокачки нефти по 3 маршрутам: на Польшу, на Австрию через Словакию и Чехию и на Балтийские страны через Беларусь.

В настоящее время идет работа над ТЭО польского участка, уточняется трасса, проводится экологическая экспертиза. Однако для того, чтобы осуществить планы по транспортировке 30-40 млн. т. каспийской нефти в год по системе ЕАНТК, потребуется от USD 2 до USD 8 млрд. Источники финансирования такого проекта до сих пор не определены.

Польская сторона еще в 2009 году предложила отложить начало работ по проекту на более позднее время из-за финансово-экономического кризиса. Несмотря на это, Польша сохраняет ЕАНТК в списке приоритетных проектов операционной программы Европейского союза «Инфраструктура и окружающая среда». Но этот ресурс составляет менее 500 млн. злотых и очевидно несопоставим с потребностями строительства.

Пока не выглядят особенно перспективно и попытки профинансировать различные элементы ЕАНТК через программу «Восточное партнерство». Во время своего визита на Украину премьер Д. Туск попытался ответить на обеспокоенность украинской стороны призывом перейти от политических деклараций к совместному решению финансовых и организационных проблем. Польский гость заявил: «Будут привлекаться большие средства, и те, кто будет эти средства инвестировать, должны быть уверены, что в проекте будет продемонстрирована не только политическая солидарность, но будет и экономический результат».

Этот экономический результат не в последнюю очередь зависит от наличия потребителей каспийской нефти в Польше. Польское правительство намерено выставить на продажу госпакет в 53,2% акций компании «Лотос», владеющей четырьмя НПЗ, в том числе и нефтеперерабатывающим заводом в Гданьске. Если «Лотос» достанется российским компаниям, то транспортировка каспийской нефти в этот порт на Балтике лишится смысла, поскольку российские компании не позволят заместить каспийской нефтью свое сырье. 29 апреля заканчивается срок подачи заявок на приобретения этого перспективного актива. И польская сторона очень хотела бы видеть украинских бизнесменов в числе претендентов на контрольный пакет «Лотоса».

Во время февральского визита Виктора Януковича в Польшу эта тема обсуждалась на переговорах с президентом Брониславом Коморовским, но никаких конкретных имен или компаний названо не было. Помимо российских «Роснефти», «Газпромнефти» и ТНК-ВР и венгерской компании MOL, по неофициальной информации интерес к активу проявляет азербайджанский бизнес. Госнефтекомпания этой страны в прошлом году вела переговоры с польской стороной, рассматривая приобретение «Лотоса» как важный шаг на пути обеспечения поставок легкой азербайджанской нефти по ЕАНТК. Однако пока у российских претендентов на этот актив официально нет сильных конкурентов. Это побуждает поляков поторапливать украинский бизнес с принятием решения.

Аналогичная угроза для судьбы ЕАНТК есть и на другом маршруте. Вокруг Мажейкяйского НПЗ Orlen Lietuva, принадлежащего польской компании PKO Orlen, также витают слухи о его возможном переходе в руки российского инвестора. Некоторые польские политики полагают, что судьба «Лотоса» способна повлиять и на перспективу перехода литовского завода под контроль российской компании. А это может сделать проблематичной строительство ветки ЕАНТК в Балтию. Видимо, позиция польского правительства приобретет большую определенность после 29 апреля. По крайней мере, до конца этого года поляки должны будут принять решение о судьбе активов «Лотоса», что не может не отразиться на отношении Польши к проекту достройки нефтепровода «Одесса — Броды — Плоцк — Гданьск».

Роль Беларуси в проекте ЕАНТК никогда не была ведущей и она не конкурировала с Польшей за лидерство. Довольно прихотливое стечение обстоятельств выдвинуло нашу страну на первый план в переключении нефтепровода «Одесса-Броды» в аверсный режим в 2010 году, но это не привело к перераспределению ролей в региональном проекте. Правда, еще в 2009 году Беларусь совместно с Литвой и Украиной подала заявку на финансирование через инструменты «Восточного партнерства» ответвления трубопровода через Беларусь в Балтию. Но главным маршрутом всегда считался польский отрезок до Гданьска.

Теоретически у Минска есть возможность обеспечить временную замену отрезку трубопровода от Бродов до Плоцка, используя мощности нефтепровода «Дружба». Тем более что российская «Транснефть» не может больше загружать его в прежнем объеме. Хотя этот маршрут на 400 км. длиннее, чем участок Броды-Плоцк, он представляется заманчивым именно в той ситуации неопределенности, которая обозначилась в судьбе польских НПЗ. Беларусь же таким образом могла бы не только усилить свой транзитный потенциал, но и выдвинуться на лидирующие позиции в реализации проекта ЕАНТК. Но после декабрьских событий трудно представить, что Минск откликнется на такое предложение руководства СП «Сарматия» и рискнет пойти против интересов российского бизнеса.